Самой большой коллекцией платьев мастерской Надежды Петровны Ламановой владеет Государственный Эрмитаж. Их количество не так велико, как хотелось бы, но то, что есть, уникально и ценно не только как произведение искусства, но и то, что их носили сама императрица, Александра Федоровна и её сестра Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Платье из гардероба Александры Фёдоровны, выполненное в мастерской А. Бризака. Светлый вариант. Собрание ГЭ.
А. В. Маковский. Копия портрета Александры Фёдоровны кисти Каульбаха. 1914 год.
В музее хранится четырнадцать платьев работы Надежды Петровны, хотя изначально было только семь. Особенный интерес представляет история о том, как в коллекции музея появились несколько бесценных экспонатов. Дело в том, что сначала сотрудники, входящие в закупочную комиссию Эрмитажа, отказывались признавать эти работы уникальными и заслуживающими присутствия в музее.
Платье из шёлкового бархата цвета морской волны. Принадлежало Александре Фёдоровне. Мастерская Ламановой, начало 1900-х гг.
Тогда хранитель Эрмитажа, Коршунова Тамара Тимофеевна совершила практически невозможное - она привезла платья из Москвы в Санкт-Петербург в коробках из под яиц и просто под расписку.
Вечернее платье из жёлтого бархата и шифона, белого машинного кружева с иммитацией филейной вышивки, аппликациями и вышивкой синелью. Мастерская Надежды Ламановой.Ныне платье Александы Фёдоровны мастерской Ламановой хранится в собрании Государственного Эрмитажа.Фрагмент вышивки.
Фантазия модельера в применении кружева в декоре костюма тех лет воистину неистощима. Оно украшает декольте, рукава, лиф и юбку бального платья из желтого бархата. Подол платья декорирован кружевным воланом неравномерной ширины, с оригинально решенной линией соединения белого кружева с тканью платья в виде языков и зигзагов, создающих впечатление пены морского прибоя на фоне золотого песка. Кроме того, кружево использовано здесь как фон для оригинальной вышивки синелью и аппликации бархатом орнамента из капризно извивающихся веток цветущей гортензии, которые рельефно выделяются на белом фоне. Кружево, объемная синель, бархат органично включены в общую композицию костюма, способствуя созданию невиданного ранее богатства фактуры.
В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца экспонируется выставка, посвящена деятельности выдающегося русского модельера Надежды Петровны Ламановой. Это вторая выставка серии персональных экспозиций творчества одного модельера.
Платье из гардероба Александры Фёдоровны. Тёмный вариант. Собрание ГЭ.
В русском декоративно-прикладном искусстве костюм – один из наименее изученных разделов. Имена его творцов в России – художников-модельеров, портных, вышивальщиц, кружевниц – всех, чьим трудом и талантом создавались замечательные образцы модного отечественного костюма, незаслуженно забыты, и не случайно в словаре модных фирм конца XIX – XX вв. всех стран мира, изданном в Америке в 1976 г. Е. Ламберт, в разделе посвященном нашей стране, назван лишь В. Зайцев. Его же предшественники – художники, участвовавшие в становлении советской школы моделирования, а также мастера, работавшие в Петербурге и Москве в конце XIX – начале XX столетия, такие как Н. Ламанова, О. Бульбенкова, Т. Иванова, А. Бризак и пр. даже не упоминаются. Среди плеяды российских мастеров костюма рубежа веков первое место по праву принадлежит Надежде Ламановой.
Сохраняя модный силуэт, присущий туалетам 1890-х гг., оно в силу своего назначения имеет и некоторые отличия. Платье очень открытое, с коротким пышным рукавом-фонариком в духе времени и расклешенной юбкой со шлейфом, украшенной по подолу гирляндой из бантов и объемных цветов. Выполнено оно из бледно-розового атласа и шифона. В этой работе художник использует сопоставление фактур различных тканей – прием, которому суждено получить дальнейшее развитие в костюмах начала XX в. Шифон, положенный на атлас, смягчает блеск этой ткани, приглушает его, заставляет мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Отделка платья – вышивка растительного узора из вьющихся стеблей с цветами и поникшими побегами – решена в стиле модерн, создавшем сложную систему линейного орнамента. В основу его положены мотивы стилизованных цветов и растений с характерной для этого стиля графической гибкостью линий. Исполнена вышивка с применением бисера и блесток и, как и в предыдущем примере, органично согласуется с общей тональностью платья.
Работы Надежды Петровны подтверждены её фирменным товарным знаком, выполненным золотой краской на шелковой ленте корсажа и содержащим фамилию и имя (инициал) согласно Закона «О товарных знаках (фабричных, торговых марках и клеймах)», принятому в 1896 г.
Складывалась коллекция Эрмитажа в несколько этапов: первые семь платьев были получены в 1941 г. из Государственного музея этнографии народов СССР вместе с другими собраниями, вошедшими в состав только что созданного Отдела истории русской культуры. Один костюм поступил в 1923 г. из собрания барона А.Л. Штиглица. А в 1971 г. коллекция Эрмитажа пополнилась сразу шестью платьями, выполненными в мастерской Н. Ламановой. Они были приобретены Экспертно-закупочной комиссией у В.В. Карахан, драматической актрисы 1910-х гг., игравшей в московском Театре Незлобина, а с 1915 г. – в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Впоследствии В.В. Карахан – жена известного советского дипломата – оставила сцену.
[показать]
[показать]
[показать]
Следующий этап развития творчества Н. Ламановой связан с периодом безраздельного господства стиля модерн в искусстве костюма 1900-х гг. Костюмы этого стиля характеризуют силуэт, напоминающий латинскую букву S. Достигалось такое впечатление благодаря корсету особой конструкции, придававшему фигуре своеобразный изгиб, подчеркнутый лифом с напуском спереди, часто с заниженной талией, и юбкой, плотно охватывающей бедра и лишь у колен расширяющейся и веером распускающейся по полу. Для сохранения формы платья имели многослойные нижние юбки. Их шили из тафты, с воланами и многочисленными оборками. При движении юбки шуршали, за что и получили название «фру-фру».
К этому же периоду, со всеми присущими модерну особенностями, можно отнести и изящное бальное платье из белого тюля, сплошь расшитого серебряными «мушками», и шифона, на двойном чехле из атласа (в галерее № 5). Костюм решен в единой колористической гамме серебристых тонов, столь модных в эпоху господства модерна. Мерцание атласа сквозь слои шифона и тюля создает эффектный фон для юбки, украшенной широкой гирляндой фантастических цветов с объемным контуром, вышитых серебристыми блестками в сочетании с золотой канителью и бисером. Инкрустация кружевом в виде перистых листьев удачно дополняет орнамент. В целом это очень нарядное платье как бы пронизано призрачным лунным светом.
На рубеже XIX-XX вв. Н. Ламановой был исполнен парадный придворный шлейф . По всей вероятности, он принадлежал одной из представительниц древнейшего и богатейшего дворянского рода Юсуповых. До 1917 г. шлейф находился в собрании Юсуповского дворца в Петербурге. Обычно костюмы такого рода изготовлялись в специальных мастерских, чаще всего в фирме «Г-жа Ольга». Это были очень ответственные заказы, так как придворный этикет при русском Дворе строго соблюдался и парадные платья придворных дам должны были в обязательном порядке соответствовать образцу, введенному специальным указом императора Николая I в 1834 г. Указ был внесен в Свод законов Российской империи, что свидетельствует об огромном значении, которое придавалось костюму при русском Дворе. Этим законом определялся покрой платья, а также цвет, фактура ткани и характер декора, в зависимости от придворного ранга дамы. Для придания наряду национального характера использовались некоторые детали, присущие традиционному русскому костюму: длинные откидные рукава с открытой проймой, спускавшиеся почти до колен, подчеркнутая декором и планкой с пуговицами, как в русском сарафане, вертикальная линия центра переда. Обращение к традициям костюма допетровской Руси свидетельствует о влиянии стиля историзм.
Тип парадного придворного женского платья, введенный указом 1834 г., в общих чертах сохранился до 1917г., изменяясь лишь в деталях. Покрой парадного костюма работы Ламановой из Юсуповского дворца отвечает всем требованиям придворного этикета. Платье розового шелка состоит из сильно приталенного лифа с большим декольте и длинными откидными рукавами и съемного шлейфа. В ансамбль входит короткая пелерина из той же ткани – вольное дополнение костюма, не предусмотренное указом 1834 г. Выбор ткани и цветовое решение, а также декор свидетельствуют о том, что костюм был сшит для дамы, не имевшей придворного звания, так как в соответствии с указом 1834 г. платья придворных дам шили из бархата разных цветов и белого атласа, с вышивкой золотой или серебряной нитью строго определенного узора. В то же время дамы, не имевшие придворного чина, но приглашенные ко Двору, должны были являться в костюмах того же фасона, что и придворные, однако изготовляли их из иных тканей и с другим декором.
Украшает костюм роскошная вышивка серебряной нитью из стилизованных в духе модерна растительных мотивов в сочетании с элементами орнаментики уходящего стиля историзм – завитками рокайля и трельяжной решеткой. Декор костюма мог быть исполнен монахинями одного из московских монастырей, славившихся своими искусными золотошвеями. За счет многообразия материалов и использования различных технических приемов – швов для закрепления металлических нитей и бити – достигалось богатство фактуры и вышивки. Туалеты, подобные этому, органично вписывались в пышную обстановку интерьеров парадных дворцовых залов, придавая особый блеск церемониям и приемам при русском Дворе.
В силуэте этих костюмов нашел яркое выражение эстетический идеал стиля модерн, с его тяготением к волнистым линиям и текучим формам. Исполнялись костюмы из тканей пластичных, мягких. В соответствии со стилем было и цветовое решение. Излюбленными становятся пастельные тона: палевый, розовый, жемчужно-серый, морской волны, сиреневый и тому подобные. Получает свое дальнейшее развитие и прием многослойности, когда полупрозрачные ткани – шифон, газ, тюль или кружево – накладываются на плотную ткань в тон основного цвета платья или контрастную, что значительно обогащает палитру художников-модельеров тех лет. Отличает эти костюмы и обилие декора. Воланы и рюши, плиссе и всевозможное кружево, вышивка, исполненная в самых различных техниках и с применением разных материалов, - все могло быть использовано в одном костюме одновременно.
В собрании Эрмитажа этот период творчества Н. Ламановой представлен несколькими моделями. Среди них – эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона из коллекции В.В. Карахан . В нем мастерски использованы ткани контрастных цветов и разных фактур, когда за счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон достигается особый декоративный эффект – смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт, со слегка завышенной талией, явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампир, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн и по трактовке растительных форм, и по цветовому строю. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.
В отличие от предыдущей работы, декор платья из белого тюля и атласа выполнен в единой с тканями костюма тональности.Орнамент из стилизованных растительных мотивов вышит белым шелком. То разреженная, с едва намеченным контуром, то с густым сплошным настилом глади, вышивка очень богата по фактуре и эффектно выделяется на фоне мерцающего сквозь тюль атласа.
Не менее интересно и другое платье этой мастерской тех лет, происходящее из семьи Половцовых. Оно сшито из атласа модного бежевого цвета и украшено двумя тюниками. Один – из белого шифона с оригинальной вышивкой бисером, стеклярусом и стразами широкой каймы из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризованной графикой форм. Другой – из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.
К этому же времени относится еще одна работа Ламановой, хранящаяся в Эрмитаже, - строгое по цвету и силуэту платье из черного шифона, закрытое, с рукавом за локоть, с довольно широкой прямой юбкой. Единственным украшением его являются массивные кисти из шелкового ляссе в тон ткани костюма – очень модная деталь декора платьев начала 1920-х гг.
Эффектное платье из черного машинного кружева с вышивкой цветным бисером и большой декоративной кистью из того же бисера, очень открытое, без рукавов, по силуэту и декору, как и по цветовому решению, явно созданное не без влияния «восточных» балетных костюмов Л. Бакста и А. Бенуа, датируется концом 1910-х гг.
Иные покрой, пропорции и силуэт отличают платье из белого кружева и черного тюля, довольно короткое, с неровной линией подола . Такого рода фасон с некоторыми вариациями встречается в модных журналах рубежа 1910-1920-х гг.
Не менее значительная и роскошная коллекция, но уже костюма для сцены, то есть театрального костюма сохранилась в музее Московского Художественного Театра (МХАТ). Сложно посчитать количество экспонатов, но часть их них была представлена на выставке "Модельер, которому верил Станиславский", прошедшей в 2016 году.
Одновременно с работой по созданию модного костюма Н.Ламанова с первых лет XX в. много работала для театра. С 1901 г. и до конца жизни она трудилась в МХТ, а несколько позже началось ее сотрудничество с Театром им. Евг. Вахтангова и другими московскими драматическими театрами. Н. Ламанова плодотворно работала с художником А. Головиным. «Ламанова – большая художница, которая увидев Ваши эскизы [речь идет об эскизах костюмов для персонажей спектакля по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». – Т.К.], вспыхнула настоящим артистическим горением. Она для каждого костюма собственными руками будет искать не шаблонных и модных, а индивидуальных приемов шитья», - писал в одном из писем А. Головину К. Станиславский. Она принимала участие в создании костюмов для многих постановок пьес и зарубежной классики. Среди них – «Вишневый сад» А. Чехова, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Гамлет» В. Шекспира и многие другие. Впоследствии ею создаются костюмы и для кинофильмов «Аэлита», «Александр Невский», «Цирк». К. Станиславский очень высоко ценил достижения Н. Ламановой в области театрального костюма. «…Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма», - писал он в 1933 г.
И хотя театр с каждым годом занимал все большее место в творчестве Н. Ламановой, этого удивительно многогранно многогранного мастера, она продолжала активно трудиться над созданием модного костюма. Творения ее мастерской – подлинные шедевры, в них как в зеркале отражаются те новые тенденции, которые появляются в искусстве. В костюмах 1910-х гг. все чаще звучат отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье приобретает строгий, стройный силуэт. Лиф делается мягким, с небольшим напуском и завышенной талией.
Юбка становится прямой, узкой, часто с ассиметричными тюниками разной формы. Дальнейшее развитие получает прием соединения в одном костюме разнофактурных тканей. Вступая подчас в противоречие с логикой, платье из тонких, легких материй мастер украшает тяжелой вышивкой стеклярусом, бисером, стразами, металлической нитью. Неоклассические веяния в костюмах 1910-х гг. сочетаются с элементами модерна, чаще всего проявляющимися в орнаменте декора и цветовом решении платья. Наряду с характерными для стиля модерн тканями светлых тонов, в костюмах тех лет используются и яркие контрастные сочетания цветов, появившиеся под влиянием костюмов Л. Бакста и А. Бенуа, созданных для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже
Актёры МХАТа в образах героев булгаковского "Мольера" и других спектаклей, костюмы к которым создавались под руководством Надежды Ламановой.
Актриса Мария Фёдоровна Андреева, гражданская жена Максима Горького, в образе княгини Веры Кирилловны Старочеркасовой, в постановке "В мечтах" по одноимённой пьесе Вл. И. Немировича-Данченко. 1901 год.
Дамские костюмы к постановке выполнены в мастерской Надежды Ламановой.
Актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова в образе мадам Широковой в постановке "В мечтах" по одноимённой пьесе Вл. И. Немировича-Данченко. 1901 год.
Платье мастерской Ламановой было рубиново-красного цвета, расшитое пайетками. За него публика, по воспоминаниям актрисы, окрестила её "рубиновой змеёй".
В. Серов. Портрет Елены Алексеевны Балиной (жены купца Валентина Асигкритовича Балина, потомственного почетного гражданина, директора правления Товарищества Южской мануфактуры А.Я. Балина, директора Товарищества Шуйско-Тезинской мануфактуры и благотворителя). 1911 год. Коллекция Нижегородского государственного художественного музея.
Платье - совместная работа Валентина Серова и Надежды Ламановой.
В Государственном Историческом музее (ГИМ) находятся 2 платья работы мастерской Ламановой. Одно из них принадлежало семье серпуховских текстильных фабрикантов Суховых-Мараевых.
Второе принадлежало скульптору Вере Игнатьевне Мухиной и было выставлено на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.
Платье и шарф
актрисы Алисы Коонен.
Москва, мастерская Н.П. Ламановой, 1920 г.
Шёлк, блёстки, вышивка.
Платье и шарф
актрисы Алисы Коонен.
воссозданные Еленой Эланж.
Фотография с выставки «Гений в юбке».
В Музее Москвы хранятся совершенно разные по стилю 2 платья актрисы Алисы Георгиевны Коонен.
Платье и шарф
актрисы Алисы Коонен.
Фотография с выставки
«Мода в зеркале истории: XIX — XX вв».
Платье
актрисы Алисы Коонен
с вышитыми в народном стиле декоративными полосами.
Москва, Н.П. Ламанова и Е.И. Прибыльская, 1920-е г.
В музее Метрополитен г. Нью-Йорка сохранилось платье Надежды Петровны 1910 года. Платье это непростое, оно создано для обряда венчания в церкви. И, надо отметить, что в музее находится целый свадебный ансамбль для венчания, принадлежавший до 1977 года миссис Лоуренс Эванс-младшей. В 1977 году миссис Эванс подарила подвенечный ансамбль музею Метрополитен. Это один из уникальных случаев, когда мы можем лицезреть образ полностью, ведь кроме платья сохранились чулки, свечи, специально оформленные для обряда венчания, фата, венчальный венок и туфельки работы обувной фирмы Henry Weiss (Генрих Вейс, г. Санкт-Петербург, Невский).
В Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей хранится роскошная шёлковая юбка с треном, возможно, от платья из мастерской Н.П. Ламановой. Судя по музейной надписи, она принадлежала некоей А.П. Давыдовой. Благодаря сотрудничеству с невероятно творческим человеком, нынешним руководителем музея Аллой Лисицыной, мы совместно провели реконструкцию, чтобы подчеркнуть изящество и красоту уникального экспоната.
Юбка от платья начала XX века
Изготовлена в Москве в мастерской Н.П. Ламановой
Принадлежала А.П. Давыдовой
Рисунок на тончайшем прозрачном шёлке выполнен в стиле аппликации из шёлкового бархата оливкового оттенка.
Рисунок юбки напоминает платье Великой Княгини Ольги Александровны Романовой, увековеченной на портрете Петром Ивановичем Нерадовским (1875-1962) в Александровском дворце в Царском селе в 1905 году. Ольга Александровна была младшей дочерью императора Александра III и императрицы Марии Федоровны и сестрой последнего российского императора Николая II. В 1901 году Ольга Александровна вступила в брак с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Петром Александровичем) Ольденбургским (1868-1924) (с 1916 в разводе). Проживала Ольга Александровна в России и носила титул великой княгин
В коллекции музея Сермланд (Седерманланд, провинция Швеции, в оригинале Södermanland) сохранилось платье начала 1900-х работы мастерской Надежды Петровны Ламановой, на котором присутствует фирменная торговая марка в виде автографа мастера, напечатанная золотой краской на шелковой ленте корсажа. Платье принадлежало Великой княгине Марии Павловне Романовой (1890-1958), дочери Великого Князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны. Императору Александру II Освободителю она приходилась внучкой по отцовской линии и правнучкой Императору Николаю I по материнской линии (через свою бабку королеву Ольгу Константиновну Греческую).
Изделия, выполненные в ателье Надежды Петровны Ламановой сохранились у некоторых коллекционеров и потомков тех людей, для которых эти вещи были созданы. По крупицам собирается информация и фотографии сохранившихся нарядов и аксессуаров. Владельцем самой большой частной коллекции изделий, выполненных в ателье Надежды Петровны Ламановой, является известный историк моды - Александр Александрович Васильев. Эта коллекция включает потрясающие вещи, принадлежавшие когда-то - Екатерине Васильевне Гельцер, Алисе Георгиевне Коонен, Марии Федоровне Андреевой и другим известным людям. Двумя платьями в стиле модерн работы мастерской Ламановой владеет коллекционер Ольга Евгеньевна Извольская.
Варвара Александровна Кочубей (урожденная Долгорукая) в русском костюме, созданном к костюмированному балу 1903 года в Зимнем дворце. Работа мастерской Ламановой (согласно её собственным сохранившимся воспоминаниям).
Графиня Наталья Фёдоровна Карлова, морганатическая супруга супруга герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого, в русском костюме, созданном к костюмированному балу 1903 года в Зимнем дворце. Предположительно работа мастерской Ламановой (согласно сохранившимся счетам мастерской Ламановой, выставленным графине).
Самой большой частной коллекцией изделий, созданных в ателье Надежды Ламановой, владеет известный историк моды Александр Александрович Васильев.
Труакар по рисунку Льва Бакста
для балерины Екатерины Гельцер. 1913
Выполнен в Ателье Ламановой (Москва)
Шелковый тюль, расшитый бисером-рубкой и стеклярусом
Фонд Александра Васильева. Вильнюс
Труакар по рисунку Льва Бакста
для балерины Екатерины Гельцер.
Выполнен в Ателье Ламановой. Москва 1913.
Шелковый тюль, вышивка бисером и стеклярусом.
Фонд Александра Васильева, Вильнюс
Труакар по рисунку Льва Бакста
для балерины Екатерины Гельцер. 1913
Выполнен в Ателье Ламановой (Москва)
Шелковый тюль, вышивка бисером и стеклярусом
Фонд Александра Васильева, Вильнюс
Эскизы костюмов Бакста, по большей части, — законченные произведения графического искусства, отличающиеся виртуозной, чуть холодноватой маэстрией исполнения. Его легкий карандаш обрисовывает фигуру актера, выявляя ритм танцевального движения. Бакст изображал фигуры в стремительном беге, безумном порыве вакханалии, в статуарной барельефной пластике, знакомой ему по сохранившимся образцам греческой вазописи, в легком, скользящем ритме романтического вальса. Художник тонко понимал хореографические замыслы Фокина и Нижинского и запечатлел в своих эскизах все богатство пластических поз и движений актеров. Бенуа вспоминал об эскизах Бакста: «Я помню, какой восторг возбуждал он, являясь на наши… совещания у Дягилева то с одним, то с другим… эскизом. Восторг вызывали как неисчерпаемая фантазия художника, так и изумительные находки, в смысле сочетания и самого качества цветов. Но, кроме того, восхищало то мастерство, с которым все это было сработано, и та “щедрость”, с которой была отделана каждая деталь».
А на выставке «Мода в зеркале истории: XIX — XX вв», прошедшей в Музее Москвы с 16 мая по 18 сентября 2013 года было представлено платье Алисы Коонен работы мастерской Надежды Ламановой из фондов Музейного объединения «Музей Москвы».
Концертное платье из крепа
Мастерская Н. Ламановой. Москва, середина 1930-х гг.
Дар клиентки.
Шляпка из фетра с машинной вышивкой. СССР, 1931 год.
Есть в коллекции Александра Васильева платье, принадлежавшее другой не менее известной актрисе – Марии Федоровне Андреевой (1868 — 1953, урождённая Юрко́вская, в первом браке Желябу́жская).
Платье вечернее
Шифон, вышивка бисером, стеклярусом в стиле модерн.
Мастерская Н. П. Ламановой. Москва,
первая половина 1920-х годов.
Принадлежало актрисе М. Андреевой.
Дар Т. И. Васильевой-Гулевич.
Из коллекции А. Васильева
Палантин из горностая
Любови Орловой
1930-е гг.
Фильм "Цирк"
Любовь Орлова играла главную роль в фильме «Цирк», костюмы для которого были выполнены Надеждой Ламановой.
На выставке «Женская мода в стиле модерн», прошедшей с 15 октября 2016 по 15 января 2017 в Самарском Музее Модерна, был выставлен уникальный экспонат - этот роскошный бальный веер принадлежал не кому-нибудь, а самой Надежде Петровне Ламановой!
Бальный веер
Остов из дерева. Экран из петушиных перьев, отделанных пайетками и ручной росписью.
Принадлежал Н.П. Ламановой, 1900-е гг.
Со слов бывшей владелицы платья, госпожи Марианны Кавериной, оно было выполнено в мастерской Надежды Ламановой в Москве. Александру Васильеву оно досталось в дар от его мамы, актрисы Татьяны Ильиничны Васильевой-Гулевич (1924-2003).
Платье Зары Долухановой
черное, всё расшито мелкими пайетками, низ платья с клешением, украшен узором из черного стекляруса разного размера.
Платье бальное от-кутюр
Тюль, ручная вышивка, блёстки, искусственный жемчуг
В стиле работ Н. П. Ламановой. 1910-е годы.
Из багажа русских эмигрантов, приехавших в Константинополь.
Из коллекции Александра Васильева.
Благодарю Александра Александровича Васильева за разрешение опубликовать на сайте экспонаты работы мастерской Н.Ламановой из его личной коллекции.
Использованные источники:
http://vassiliev.com.ru/
http://glance.ru/stylists/blog/vystavka_aleksandra_vasileva_kino_i_moda_na_vdnkh/
http://ms-frutti.livejournal.com/197003.html
https://www.livemaster.ru/topic/1555795-obzor-vyst...tsii-a-vasileva-chast-pervaya?
http://vihtorias.livejournal.com/15574.html
http://otzovik.com/reviews/vistavka_moda_v_zerkale...x-xx_vv_russia_moscow/gallery/
https://fotki.yandex.ru/users/mz-elena-mimoza/album/229125
http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/aleksandr-vasiliev
http://evdbear.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html
http://ludikmila.blogspot.ru/2015/07/xix-xx.html?m=1
https://pay.diary.ru/~smallselena/p191940461.htm?oam
http://www.1tv.ru/shows/modnyy-prigovor/modnye-sov...r-fragment-vypuska-ot-14122015
http://evelinakhromtchenko.com/?lang=ru&m=201306&start=6
http://www.fashionblog.com.ua/moda-v-zerkale-istorii-200-let-mody/
http://otkritkiartistov.ru/collection/K/2766/
http://andreeva.newgod.su/gallery/real-life/
http://andreeva.newgod.su/research/savva-i-mariya/
http://www.liveinternet.ru/users/4685913/post286167727/
https://club.season.ru/index.php?showtopic=16453&st=80
http://musician.international/images/doluhanova-2.jpg
https://img04.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru...712f334ee7ba269b327ab36634.jpg
https://sputnik.kg/images/101415/18/1014151821.jpg
Александр Васильев рассказывает... – М.: Этерна, Говорит Москва, 2009 г.
Григорьев Сергей Леонидович. Балет Дягилева, 1909-1929. М., АРТ СТД РФ, 1993 г.
Тамара Карсавина. Театральная улица. Воспоминания. М. Центрполиграф 2004г.
Давыдова М. В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999 г.
Лев Самойлович Бакст. Ирина Николаевна Пружан. Искусство, 1975
Вульф В., Чеботарь С. 50 величайших женщин. Коллекционное издание. Серия: Великие женщины XX века. Незабываемые книги Виталия Вульфа. М. Яуза; Эксмо. 2013г.
Пожарская М. Указ. соч. С. 105.
Вульф В. Чеботарь С. Звезды, покорившие миллионы сердец . Серия : Великие женщины XX века . Незабываемые книги Виталия Вульфа . М. Яуза Эксмо 2013г.
«Одевая эпоху. / Пер. с фр. Н. Ф. Кулиш. // Предисловие и фотографии А. А. Васильева.»: Этерна; Москва; 2011
Бенуа А. Дневник художника // Речь. 1913. 21 октября.
Лобанов В.М. Кануны. М., 1968. С.137.
Журнал "Наше Наследие" № 63-64 2002 http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6405.php
Журнал "Наше Наследие" № 65 2003 http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6505.php
Встречи с прошлым. Вып.9. М.: Русская книга, 2000. С.202-210
В. С. Лизунов "Минувшее проходит предо мною..." г. Орехово-Зуево 1995 г.
Коонен А. Г. Страницы жизни. 2 е изд. М.: Искусство, 1985 г.
«Лев Бакст/ Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения», ABCdesign, М., 2016 г.
Русское режиссерское искусство, 1898-1907 Константин Рудницкий, Анатолий М. Смелянский – М., 1989 г.
http://lamanova.com/vassiliev/
Серия сообщений "Императорский двор":
Часть 1 - Парадные портреты как средство изучения истории:фрейлины
Часть 2 - Фрейлины российского императорского двора: при царствовании Екатерины 1
...
Часть 20 - Царские дети.Часть 6.Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет
Часть 21 - Надежда Ламанова-Каютова- великий русский модельер(1)Страницы жизни
Часть 22 - Надежда Ламанова-Каютова- великий русский модельер(2)КОСТЮМЫ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЕВ
Часть 23 - Фрейлина-авантюристка Мария Анненкова и прекрасный остров Гарда
Часть 24 - Судьбы фрейлин русского императорского двора:Е.А. Воронцова-Дашкова