• Авторизация


Неизвестный Иван Грозный 29-04-2018 12:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ada_Peters Оригинальное сообщение

Иван Грозный (1530—1584)




Антология восьмистиший/Дополнения

Иван Грозный
(1530—1584)

[477x599]
Иван Грозный, гравюра Ханса Вайгеля Старшего,
(ок.1520—1577).



Канон Ангелу Грозному воеводе
Парфения Уродивого ‹фрагмент 3›

Прежде страшнаго и грознаго
твоего ангеле, пришествия
умоли о мне грешнем
о рабе твоем имрек.
Возвести ми конец мой,
да покаюся дел своих злых,
да отрину от себе бремя греховное.
Далече ми с тобою путешествати.

1573 г.

Начальный фрагмент молитвенного «Канона Ангелу Грозному воеводе», подписанного вымышленным именем «Парфения Уродиваго» — Иван Грозный не желал обнаружить своего авторства, и в тексте называет себя «имрек».

Как пишет академик Д. С. Лихачёв: «Канон формально построен по традиционной схеме — 9 песнопений (ирмосов и тропарей). Темы песнопений указаны правильно. Как и полагается, Канон заканчивается славословием богоматери, но это только формально.

На самом деле Канон посвящен всего одной теме — смерти. Ангел восхваляется только как ангел смерти. Настроение страха пронизывает Канон от начала и до конца. <…>

Теперь перед нами самый интересный вопрос: кто тот Ангел Грозный воевода, которому молится Грозный и которого он ожидает в свой смертный час? Во всех описаниях рукописей, где упомянут Канон Ангелу Грозному воеводе, говорится, что это архангел Михаил.

И описывающие безусловно правы. Архангел Михаил — предводитель небесных сил. Он победитель сатаны. Он проводит человеческую душу через загробные мытарства.<…>

Канон Ангелу Грозному воеводе и Молитва к архангелу Михаилу были вполне серьезны, в них не было элементов глумления над религией, но тем не менее сам объект молитвы приобретал не „исполу“ христианские, а „исполу“ антихристианские черты и поэтому не мог быть назван по имени.

Образ Ангела Грозного воеводы соединился в сознании Ивана Грозного с образом тех „лютых ангелов“, которые, по средневековым представлениям, ведали загробными мучениями грешников.

Больная совесть Грозного заставляла его думать о смерти и о загробных мучениях».

(Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «Наука», 1986. — С. 361—378.)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Неизвестный Иван Грозный | plena_deo77 - Дневник plena_deo77 | Лента друзей plena_deo77 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»