• Авторизация


Художникам - Практическое продолжение символики света 31-01-2017 19:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Зоя_Яр Оригинальное сообщение

Цветогармонические ряды новой эпохи.

Принцип цветовой гармонии Аристотеля называют «Эстетикой относительности цвета и света». Наследниками этого принципа считаются Ньютон и Гегель. До них Леонардо да Винчи образовал цветоряд из шести цветов: белого, желтого, зеленого, синего, красного и черного и ассоциативно привязал их к шести природным стихиям: Свету, Земле, Воде, Воздуху, Огню и Тьме. Этим он как бы отошел назад по сравнению с аристотелевской диалектикой цвета, сделав однако значительно больше. В своем учении о гармонии контрастных цветов Леонардо да Винчи первый определил гармонически контрастные пары цветов: белый и черный, синий и желтый, красный и зеленый. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонически согласующиеся цвета и созданы устойчивые цветовые аккорды. С зеленым у него гармонически согласуется и пурпурный, и красный, и бледно-фиолетовый. Говоря о цветовой гармонии, Леонардо да Винчи указал на диалектику световых отношений и на ошибочность цветового украшательства, считая, что не всегда хорошо то, что красиво.
В дальнейшем Ньютон освободил цветовую гармонию от конкретной символико-знаковой привязки. У него каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы, где в зависимости от гармонических условий может приобретать то или иное состояние и вызывать соответствующую эмоциональную реакцию у зрителя.

Цветогармоническая система Гете.

Его «Учение о цветах» — сочинение о норме цветовой гармонии. У Гете каждый цвет — это сгусток эмоциональной сущности, имеющий свой темперамент и по-разному проявляющийся в столкновении с другими цветами. Эмоциональные реакции на эти взаимоотношения являются эстетической основой цветовой гармонии. По Гете основных цветов устанавливалось шесть с образованием двух цветовых треугольников (рис. 1). Два цвета — желтый и синий располагались по горизонтали — первая «характерная пара». Она являлась основанием первого цветового треугольника, на вершине которого Гете утверждал пурпурный цвет. Над желто-синей он располагал вторую «характерную пару» — оранжево-фиолетовую и вниз от этого основания строил второй цветовой треугольник, вершина которого отводилась «плебейскому» зеленому цвету. Таким построением Гете впервые установили иерархию гармонических взаимосвязей в своем шестицветном круге.
В «Шестицветном круге Гете» имеется три типа парных взаимосвязей: гармоническая, характерная и нехарактерная (рис. 2). Гармонические пары цветов — пурпурно-зеленая, фиолетово-желтая и оранжево-синяя. По Гете их эмоционально-выразительное значение заключается в том, что противоположные
цвета «нашли» друг друга и образовали целое, дающее человеческому духу ощущение умиротворяющей полноты.
Характерные пары цветов — желто-синяя, желто-пурпурная, сине-пурпурная, оранжево-фиолетовая, оранжево-зеленая и фиолетово-зеленая. По Гете желто-пурпурная, сине-пурпурная и оранжево-фиолетовая пары имеют характер вялый, несколько ограниченный со склонностью к великолепию, а желто-синяя пара бедна, банальна и обыденна.

Цветовые треугольники Гете

В цветовом сообществе живописной картины каждой «характерной паре» должно быть найдено место соответственно ее темпераменту.
Нехарактерные пары цветов — желто-зеленая, желто-оранжевая, оранжево-красная, красно-фиолетовая, фиолетово-синяя, сине-зеленая. По Гете желто-зеленая пара вульгарно-пошлая, а сине-зеленая — грубая, противная и просто «дурацкая».

 

 

[539x198]

«Определив» цвета по-своему, Гете классифицировал типы колоритов, из которых выделил три основных: могучий, нежный и блестящий. В этих колоритах преобладают: в «могучем» — активные «мажорные» красные тона; в «нежном» — пассивные «минорные» зелено-синие, а в «блестящем» согласуются «мажорные» и «минорные» сочетания цветов круга. В живописи общую приглушенность насыщенности Гете объяснял слабостью и неуверенностью колорита (впоследствии приглушенную насыщенность Оствальд признал главным достоинством колорита). Гете
считал фальшивым колоритом полное подавление всех цветов одним цветовым тоном, что всегда разоблачало псевдоколористов всех времен и народов.
Пестрое разноцветное изображение, не имеющее ни познавательного, ни выразительного значения (негармоничность и неколоритность), было названо Гете безнравственным. Такое суждение о манере исполнения до сих пор распространено в искусстве. «Учение о цветах» Гете характерно степенью нормирования цвета. В толковании сущности колорита было выражено глубокое понимание общественного эстетического значения цветовой гармонии.
Идею шестицветного цветоряда интерпретировали и развивали Рунге> Шопенгауэр, Адаме, Делакруа, Хельцель, Ван Гог, Кандинский, Клее, Иттен и др.

 

Цветовые триады Рунге.

В дополнение к цветовому ряду Гете Рунге (живописец-практик) ввел в систему цветовой гармонии светотональные отношения. Основой цветовой модели был оставлен цветовой круг Гете, но пурпурный цвет заменен красным (рис. 3), а в саму систему введена черно-белая координата, превратившая двухмерную модель в трехмерную. Эта модель отражает все три основные характеристики цвета: цветовой тон («долгота»), яркость («широта») и насыщенность («удаленность» цветового тона от черно-белой оси). Рунге сохранил Гетевское деление цветосочетаний на гармоничные и негармоничные,
но «характерные пары» считал негармоничными

[566x283]

 

Цветоряд Адамса

является развитием цветогармоничного ряда Гете количественно в цвете и качественно в тоне. В цветоряде Адамса было 24 ступени, но внутри он гармонизировался по треугольной системе Гете. С помощью цветоряда Адамса можно было согласовывать затемненные цвета.

 Рис. 4. Равнознергетический круг Шопенгауэра

 Для художников было правило: «Цвета в композиции должны быть приведены в такие соотношения, чтобы ни один не выступал, если композиция строится на зачерненных цветах». Адаме советовал не применять чистые цвета и гармоничным цветовым аккордом считал сочетание трех цветов, отстоящих в цветовом круге на равном расстоянии Друг от друга (сверхнормированное установление, сковывающее развитие цветовой гармонии).


Цветовые контрасты

Хельцеля имеют более широкое развитие по сравнению с предшествующими системами. Хельцель определил восемь типов гармонического контраста: между цветовыми тонами светлого и темного; между теплыми и холодными цветами; между дополни-
тельными цветами; по насыщенности (интенсивности) цветов; пас-тозности (прозрачности и плотности), между цветным и черно-белым; между аккордами или колоритами (групповой контраст).

 Круг Шопенгауэра -


[400x403]

Цветовая гармония Оствальда.

Все цвета поверхностей Оствальд рассматривал как смесь чистых цветов с черным и белым. Для этого он разработал равносторонний треугольник с вертикальным основанием и вершиной сбоку (рис.. 5). Вершина треугольника соответствует чистому цвету данного цветового тона; основание — вертикаль — ахроматическим тонам от черного внизу к белому вверху. Цвет при движении от вершины к вертикали-основанию терял насыщенность: вверху вертикали разбеливался, а внизу — чернился. Все другие точки внутри треугольника представляют собой смеси чистого цвета с белым и черным. В каждой точке треугольника предполагается определенное процентное соотношение чистого цвета, черного или белого.
Разделывание и затемнение цвета Оствальд считал принципиально необходимым для его восприятия зрением и важнейшим условием цветовой гармонии.
и Всего в цветовой системе имеется 24 треугольника цветовых тонов. Примыкая друг к другу, основания треугольников образуют цветовое тело Оствальда, содержащее два конуса (рис. 6). Верхний конус соответствует разбеливанию, нижний — затемнению цвета. На линии экватора цветового тела расположены 24 точки чистых цветов.

Противоположные по диаметру точки характеризуют взаимно-дополнительные цвета.
В эстетике цвета Оствальда три правила: первое — гармония ахроматических тонов. Для ее соблюдения берут не менее трех составляющих. «Красивы только те цвета, некоторых цветовой тон смешивается в равных пропорциях в соотношении: цветное + черное + белое = Ъ.\ Оствальд рекомендует с черным согласовывать темные цвета без примеси белого, а с белым — только светлые чистые цвета. Следствием первого правила явилось второе — правило гармонии однотонных (по степени разбе-ливания или затемнения).
При сечении конусов цветового тела параллельно их основаниям (плоскости экватора) образуются круги-площади, для которых справедливо третье правило Оствальда — гармония равнозначных. В цветовом круге определяют две пары гармоничных равнозначных цветов. Это пары дополнительных, теплых или холодных, светлых или темных. Далее находят равнозначные тройки — симметричные («расщепленные») триады с равными интервалами: берут пары противолежащих в круге цветов и один из них разъединяют (расщепляют) на два цвета, находящихся по обе стороны от расщепляемого на равных расстояниях. При расщеплении обоих цветов получают четыре равнозначных гармоничных.
По мнению Оствальда соединение всех трех правил — ахро-матичности, однотонности и равнозначности — создает высшую гармонию цвета. В его теории объединены и мера, и симметрия, и единство противоположностей, и все многообразие цветотональ-ных отношений. «Нас должна интересовать только закономерность, красота же явится при этом сама собой как дополнение» — это основное в теории Оствальда.

Цветовая теория Кандинского:

 цвет самоценен, цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов. Самодовладеющая игра цветовых пятен и линий должна вытеснять образы реальной действительности. Каждый цветовой аккорд должен четко обозначать ассоциативное содержание мистического и музыкального характера. Кандинский признает духовность красок, построенную на цветовом контрасте. При восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски —это склонность к желтому или синему, это движение в горизонталь* ном направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной — удаляется от него.
Желтый цвет — типично земной и не может быть доведен до большой глубины.
Синий — небесный цвет и, погружаясь в черное, он приобретает призвук нечеловеческой печали. Чем синий светлее, тем он более беззвучен, пока не перейдет в состояние безмолвного покоя и не станет белым. Синий цвет, представленный музыкально  похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме — низкие звуки органа.
Желтый и синий при их смешении в равных количествах, дают зеленый цвет, являющийся наиболее спокойным цветом из всея других цветов.
Зеленый цвет не имеет признаков радости, печали или страсти. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на усталых людей, но после отдыха чувство покоя легко может наскучить. Поэтому в царстве красок зеленый цвет играет роль, сходную с ролью мещанства, самодовольного, неподвижного и ограниченного во всех отношениях. Если зеленый цвет вывести из состояния равновесия, то он поднимется до желтого, станет живым и радостным. Если он опустится к синему, к тонам более глубоким, то приобретет другое звучание — более серьезное и задумчивое.
Светлый красный теплый цвет сходен со средне-желтым и вызывает ощущение силы, энергии, решительности, устремленности, радости и триумфа. В музыкальном отношении он напоминает звучание фанфар. Это упорный, навязчивый и сильный тон.
Средний красный цвет вызывает ощущение постоянства и остроту чувства. Он подобен ровно пылающей страсти. Это незаглушаемая, уверенная в себе сила, которую можно погасить синим, как раскаленное железо холодной водой. Красный звучит как труба или как удары литавр.
Темно-красный густой цвет как всякий холодный цвет содержит в себе возможности большого углубления, особенно при помощи голубого. Темно-красный напоминает звуки виолончели, несущие элемент страстности.
Фиолетовый цвет является холодным красным как в психическом, так и в физическом смысле. Он несет в себе характер болезненного, погасшего и содержит что-то печальное. Недаром этот цвет считается наиболее подходящим для одежды женщин преклонного возраста. В Китае его применяют для траурных одеяний. В музыкальном отношении его звучание подобно звукам английского рожка, свирели или в своей глубине — низкому тону фагота.
Фиолетовый с оранжевым являются контрастирующими цветами как, например, красный с зеленым.
Белый цвет действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам в музыке, некоторому незвучанию, которое лишь временно прерывает музыкальную фразу, но не является конечной точкой развития.
Черный цвет — это мертвое ничто после угасания Солнца, как мертвое безмолвие без будущего и надежды. В музыкальном отношении черное является заключительной паузой, точкой. Если радость и незапятнанная чистота облекаются в белые, то великая и глубокая скорбь — в черные одежды.
Серый цвет — равновесие между белым и черным. Серый беззвучен и неподвижен, но имеет другой характер относительно покоя зеленого. Если зеленый — производное между двумя активными цветами (синим и желтым), то серый — безнадежная неподвижность.
Язык форм и красок Кандинского — это система ассоциативно-символических обозначений и воспринимается поэтикой метафор лишь в области абстрактного искусства.

Цветовой «Всемирный канон» Клее

— выражение космогонической идеи, по которой задача состоит не в том, чтобы красочную картину действительности передать в изображении красками относительно экспрессивно, а чтобы тайное сделать явным. Эту идею Клее воплотил в схеме, похожей на планетарную систему с двумя Солнцами: белым — символом света и черным — символом тьмы, а между ними — красочный мир религиозно-мистической сущности космоса (рис. 7).

Гармония цвета Иттена

 

[492x633]выражает гармонические соотношения цветных и серых тонов и симметрию цветных аккордов (рис. 8), По Иттену субъективное отношение к сущности цветовой гармонии зависит от уровня культуры и психологического типа лица, воспринимающего цветовое изображение. Иттен утверждал, что цветовая гармония должна быть ценной только в качестве средства выявления психологических реакций личности (зрителя или автора художественного произведения). Он не придавал значения правилам цветовой гармонии в живописи, ссылаясь на Леонардо да Винчи: «Если ты при создании картины хочешь руководствоваться правилами, то никогда ничего не достигнешь и только напутаешь».
В теории цветовой выразительности основное — психология восприятия цвета и цветовых сочетаний. Решающим Иттен считал влияние красок природы на формирование чувства красоты цвета и его гармонии* «Не существует иного пути для правильного суждения о выразительном качестве цвета, кроме сравнительного».

 

 

Рис. 7. Схема цветового «Всемирного канона» Клее

 

 

[500x178]
Рис. 8. Цветовые ассоциации Иттена при сочетании цветов в минорном (а) и мажорном выражении (б)

 

Однако Иттен развивал теории Оствальда и Кандинского об ассоциативном соответствии формы и цвета посредством его нормирования. Если Оствальд считал, что ассоциации на цвет у человека должны быть, а Кандинский признал их три, то Иттен установил шесть ассоциаций (рис. 9).
Желтый цвет является как бы уплотнением белого (самый светлый из всех цветов). Золотой цвет — максимально вознесенный цвет материей света. В контрасте с другими (темными) цветами желтый становится лучезарней и радостней. На белом— сконцентрированной материи света — желтый темнеет и перестает лучиться. На розовом фоне он приобретает зеленоватый оттенок, на оранжевом — становится прозрачнее и напоминает восходящее Солнце над полем зреющих колосьев хлеба. На фоне зелени желтый сияет и выглядит, по словам Иттена, как гость у родственников. На красно-фиолетовом фоне желтый цвет приобретает характер безжалостной власти, на синем — ярко светится, но темнит и угнетает синий. На красном цвете желтый «звучит» мощно как орган, он богат и великолепен. На черном фоне — абстрактен, холоден, резок и агрессивен.
Красный цвет без примеси желтого или синего страстен, является возбуждающим и выглядит неотразимо мощным. На желто-лимонном фоне он воспринимается темной необузданной силой.
Красно-оранжевый цвет на темно-красном фоне выглядит жарким как огонь, на желто-зеленом — дерзким, вульгарным и заносчивым, в контрасте с черным цветом навязывает сверхестественную непобедимую страстность.
Синий цвет (как материальное пространство атмосферы) без красноватых или желтоватых оттенков пассивен, однако представляет собой большую скрытую силу аналогично силам природы в зимней спячке. Первый (основной) оттенок синего — в небесной лазури, последний — в черноте неба. Примеси синего производят впечатление растворения в атмосфере. Ассоциируясь с бесконечностью, синий выступает в Европе символом веры, а в Китае — символом бессмертия. На желтом фоке синий темнеет и «тупеет» так же, как тупеет вера перед ясностью ума. Если синий осветлить (разбелить), то желтый на его фоне плотнеет и материализуется, а светлый синий воспаряет.
Синий на лиловом фоне становится белесым, пустым и бессильным, подавляемым материальностью лилового. Синий насыщенный на черном сияет как истина в сравнении с черным невежеством.
Синий на темно-коричневом фоне возбуждается и вибрирует, отчего коричневый оживает. В нем под воздействием синего пробуждается сила и активность желтого (как составляющего коричневого).
Синий на красно-оранжевом фоне выделяется подчеркнуто отчужденно и выявляет темные силы, а на спокойном фоне зеленого — теплеет и производит впечатление материального живого. Относительно духовного влияния синий активнее красного Цвета.
Зеленый цвет у всех народов характеризует растительность и ассоциируется с возрождением, плодородием и жизнью.  

 

[350x331]

Рис. 9. Цветовой круг Иттена


Он результат слияния духовного синего* и материального желтого цветов. Если в зеленом преобладают желтые оттенки, он радуется как первая весенняя зелень в теплых солнечных лучах, а если преобладает синий, то он приближается к цветовому полюсу холода и в нем возникает неодолимая сила абсолютной истины. Зеленый в смеси с серым становится безвольным и ленивым, в смеси с оранжевым — материализуется с вульгарным оттенком.
Оранжевый цвет (смесь желтого с красным) выражает максимальную активность. В хматериальном окружении он обладает яркостью Солнца, а приближаясь к красному, обретает силу огня.
Оранжевый насыщенный гордится сам собой, разбеленный— геряет индивидуальность, в примеси с черным становится тупым и землистым, а при смешении с серым — бежевым, теряет надменность и становится дружелюбным.
Фиолетовый цвет расположен между синим и пурпурным.** Это наиболее эмоциональный цвет, но действующий в подсознании. Он антипод желтого так же, как таинственность — антипод ясности. Расположенный рядом с зеленым, фиолетовый производит гнетущее впечатление.

 

 


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художникам - Практическое продолжение символики света | nurgolek - Дневник Nurgolek | Лента друзей nurgolek / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»