• Авторизация


Жизнь "Сковородки со струнами" 25-07-2010 22:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сковородка, брусок, болванка со струнами — эти ироничные прозвища пытались когда-то "приклеить" к электрогитаре, без которой сегодня уже просто невозможно представить современный музыкальный мир. А ведь первое появление этого инструмента на широкой публике, случившееся ровно 45 лет назад, закончилось не просто конфузом — оглушительным провалом!

Согласно одной из рокерских легенд, ровно 45 лет назад, 25 июля 1965 года, знаменитый музыкант Боб Дилан впервые вышел на сцену с электрогитарой в руках. Произошло это на фолк-фестивале в американском Ньюпорте, причем поклонники звезды не поняли его творческих экспериментов, освистали и согнали со сцены. Изобретена же электрогитара была задолго до этого события.


В 20-30-х годах прошлого столетия многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды использовали акустическую гитару. Однако в общем "хоре" ее почти не было слышно. Поэтому гитаре отводили скромную роль ритм-инструмента и зачастую предпочитали ей банджо — за более яркий звук. Хотя от идеи искусственно усилить гитарный звук люди не отказывались и проводили соответствующие опыты.


Первые такие эксперименты относятся к 1924 году, когда инженером-изобретателем из компании Gibson Ллойдом Лором был создан магнитный звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось. Позднее, в 1931 году, инженеры Жорж Бошам и Адольф Рикенбакер придумали электромагнитный звукосниматель. В этом устройстве электрический импульс пробегал по обмотке магнита и создавал электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.
Поначалу возникающие искажения звука расценивались как брак. Но, как часто бывает, с помощью свежего взгляда негативный побочный эффект превратился в достоинство. Так мир получил музыкальный инструмент с революционным звучанием, ставшим основой для нескольких новых жанров музыки. Первую настоящую и уже вполне конкурентоспособную электрогитару немедленно прозвали "сковородкой", и было за что. Ее корпус был цельнометаллическим, а по своей форме действительно напоминал сковороду, увенчанную непропорционально длинной ручкой — грифом.

К началу 1940-х годов многочисленные экспериментаторы создали десятки вариантов нового музыкального инструмента, пытаясь встраивать звукосниматели в традиционные испанские гитары с полыми корпусами. Однако качественного звука добиться таким способом не удавалось, поскольку при игре возникали искажения и резонансные наводки. Сначала музыканты пытались решить эту проблему, набивая в резонаторный ящик тряпки и обрывки газет — чтобы избавиться от лишних колебаний деки. Впрочем, особого эффекта это не приносило. Наиболее же радикальный вариант предложил инженер Лес Пол. Он просто сделал деку из монолитного куска сосны. Гитара получила соответствующее ироничное название — "Брусок" (The Log). Для звукоснимателя же Пол использовал запчасти от телефона. В связи с тем, что звук теперь усиливался посредством электроники, потребность в акустическом резонаторе отпала.


Поняв, что от формы корпуса электрогитары ее звучание не зависит, за дело взялись дизайнеры. В 1940-х годах над улучшением внешних параметров инструмента работали Пол Бигсби и Лео Фендер, которым было суждено стать "законодателями моды" в облике электрогитар. Через десять лет компания, основанная Фендером, буквально штамповала копии гитары под названием Esquire, после чего выпускался Broadcaster, за ним — Telecaster. Наконец, в 1954 году миру был явлен знаменитый Stratocaster и с тех пор эта модель электрогитары особых изменений не претерпела.



Создавались и эксклюзивные гитары. Например, инструмент гитариста ABBA по форме напоминал звезду, гитарист группы Scorpions много лет играет на гитаре в виде хвоста ласточки, Чак Берри прославил красную гитару Gibson, а для группы KISS были созданы имиджевые электро- и бас-гитары: Gort в виде топора, а также знаменитая черная демоническая Punisher Bass.


Споры о том, кто же из гитаристов первым перешел из акустики на "электричество", идут до сих пор. Претендентов на роль пионеров двое: уже упомянутый Лес Пол и техасский джазмен Эдди Дерхэм, который в 1928 году выступал в составе группы The Blue Devils. Однако документальных подтверждений этих ранних экспериментов (а именно — аудиозаписей), не сохранилось.


Зато благодаря архивному каталогу компании RCA Victor, доподлинно известно, что 22 февраля 1933 года коллектив Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. Именно эту дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.


Большинство музыкальных стилей, появившихся в XX веке, явились, в определенной степени, отражением вполне конкретных технических достижений. Одним из них, без сомнения, стала электрогитара. Касается это, в первую очередь, рок-музыки. Именно электрогитара звучит в ранних записях "отцов рок-н-ролла" — Элвиса Пресли, Билла Хейли, Чака Бери. Именно найденные этими музыкантами приемы использования гитарного звука и соло-партии выдающихся исполнителей 50-х годов оказали серьезное влияние на последующую рок-музыку.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жизнь "Сковородки со струнами" | Anton_SHARP_Silaev - Мой Дневник | Лента друзей Anton_SHARP_Silaev / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»