• Авторизация


Волшебный мир веера.... 28-10-2014 03:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения -Juliana- Оригинальное сообщение

Волшебный мир веера....

[768x1024]

Веер, этот небольшой, полный очарования пред­мет, в наши дни редко употребляемый, некогда был очень распространён в высших кругах русского общества. В настоящее время во всех странах не ослабевает интерес к старинным веерам не только как к редким предме­там прежних эпох, но и как к замеча­тельным образцам декоративно-прикладного искусства. Веера коллекциони­руют, изучают, им посвящаются экспо­зиции и публикации.


[800x469]
[700x1000]

Московский музей-усадьба «Останки­но» хранит коллекцию вееров XVIII—XX веков, на основании которой в Париже на трёх языках вышла монография о бытовании вееров в России. Коллекция неоднократно выставлялась в музеях России и за рубежом.

[800x477]
[800x461]

Существует две разновид­ности предметов, объединённых поня­тием «веер». Опахало - наиболее древний, существующий с незапамят­ных времён плоский экран, укреплён­ный на рукояти, и собственно складной веер, состоящий из скреплённых во­едино отдельных пластин с экраном на них. Веера второго типа появились в Европе с Востока в конце XV- начале XVI века, быстро распространились и вошли в жизнь высшего общества.

[768x1024]

Веера во все времена представляли большой интерес и очень ценились. Не случайно они всегда включались в состав дорогих иноземных даров. Кон­стантинопольский патриарх Кирилл в числе посольских даров трижды пре­подносил царю Михаилу Фёдоровичу драгоценные опахала. Одно из них царь пожаловал своему сыну Алексею, а после смерти отца царь Алексей Ми­хайлович пода­рил его царице Наталье Кирилловне. В описи ценных ве­щей, конфискованных у сторонников царевны Софьи, опального князя Васи­лия Голицына и казнённого боярина Фёдора Шакловитого, значились опа­хала и веер.

[800x475]
[800x482]

В XVIII веке веера так цени­лись, что стали предметами подноше­ния августейшим особам, входили в приданое высокопоставленных особ, их дарили принцы будущим невестам. После Чесменской победы Григорий Орлов преподнёс Екатерине II веер с золотым станком и экраном с росписью на тему морских сражений. В составе приданого Марии Лещинской, будущей королевы Франции, было 35 ве­еров. В 1745 году при женитьбе французского дофина на испанской инфан­те ей вручили от жениха 36 вееров, стоивших 3855 ливров.

[592x775]

Подлинный расцвет веера как в Запад­ной Европе, так и в России наступил в середине XVIII века, во время царство­вания Екатерины II. Складной веер стал обязательной принадлежностью, не­отъемлемой частью дамского туалета. Без веера было немыслимо даме по­явиться в свете, а в её руках веер стал ярким участником действ на балах, приёмах, праздниках и церемониях. Веер словно утратил своё прямое пред­назначение и превратился в орудие изощренного кокетства. Владение ве­ером требовало большого умения, изобретательности и ловкости. Созда­вались специальные школы, где обуча­ли умению пользоваться языком веера.

[800x480]
[800x482]

В умелых руках веер стал волшеб­ным средством, с помощью которого можно было подчеркнуть свои досто­инства и скрыть недостатки. Сами обла­дательницы вееров называли их «по­лезный зефир» или «ширма стыдли­вости». Нередко с веерами передава­ли любовные послания, в «случайно забытый» веер вкладывались запис­ки.

[563x700]

В собрании Останкинского музея пре­дставлены веера, поступившие в Рос­сию из Франции, Англии, Италии, Гер­мании и других стран. Особо ценны веера с печатями таможенных служб. Это не только свидетельство давних торговых взаимоотношений, даты на штампах позволяют уточнить время создания предметов.

[800x521]
[800x489]

Интенсивная жизнь вееров продолжа­лась и в XIX, и в начале XX века. Но в это время они постепенно перемеща­лись из дворянского быта в среду ме­нее знатных сословий - мещан, куп­цов, духовенства. Ими пользовались даже богатые крестьянки. Отсюда не­которое удешевление вееров за счёт более простых материалов, имитиру­ющих дорогие черепаховые пластины, слоновую кость, перламутр, в моду ста­ли входить перьевые веера.

[667x930]

В создании веера принимали участие многие спе­циалисты: художники различных жан­ров, ювелиры, мастера художественной резьбы, ткачества, вышивальщицы, кружевницы и другие мастера декора­тивно-прикладного искусства. Каждый веер - уникальное произведение искусства, поскольку создавался уникаль­ным, с присущим только ему художественным оформлением.

[800x482]
[800x524]

Отрадно, что в последнее время значи­тельно возрос интерес к веерам. Так, в Лондоне известные фирмы устраивают специальные веерные аукциона. У нас веера всё чаще появляются в антиквар­ных магазинах и в больших количес­твах выставляются на антикварных са­лонах. Растёт число собирателей, заинтересовавшихся своеобразной пре­лестью вееров. И среди них уже есть настоящие коллекционеры, собравшие значительное количество этих замечательных предметов.

[800x699]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Волшебный мир веера.... | ROZMARINKA - Дневник ROZMARINKA | Лента друзей ROZMARINKA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»