Многие помнят и любят приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Фильм культовый на постсоветских просторах. Многие сцены этого фильма снимали в Риге, хочется вспомним историю этих легендарных мест.
• Стэмфорд ведёт Ватсона к Холмсу • |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91] |
Латвия, Рига, Эспланада (парк Коммунаров). В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны, поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в XVIII веке они были срыты, а на их месте в 1772 г. была сооружена Эспланада – свободная от застройки зона вокруг Рижской крепости. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Зона использовалась для обучения войск. В 1817 г. здесь был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады. Здесь проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки. В 1919 г. на Эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, так она и называлась во время съемок фильма о Холмсе. В 1950-52 гг. зелёные насаждения были изменены – проложены дорожки с бетонным покрытием, разбиты газоны, розарий, устроена детская игровая площадка. Вдоль прежней «дорожки для верховой езды» в советское время была расположена «Аллея героев» – скульптурные портреты латышских революционеров, героев Великой Отечественной войны, партийных, государственных и военных деятелей. За левым плечом Стэмфорда виднеется один из этих бюстов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• Бейкер стрит, дом Холмса • |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эта старинная улочка, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее название она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936-37 годах, после образования Домской площади. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]
И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91] |
Дом Шерлока Холмса, однако, расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике, где в летнее время стоят столики кафе. Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад. Над крышей виднеется Домский собор. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91] |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]
Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]
А это кадр из фильма «ХХ век начинается» – только там мы видим дворик, как он есть. К сожалению, съёмке мешают жёлтые навесы кафе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• Ватсон беседует со Стэмфордом • |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]Латвия, Рига,бульвар Калпака (Комунару), д. 13, Латвийская государственная Академия художеств. Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, 1902-05 гг. До Академии художеств (основанной в 1919–1921 гг.) здесь находилось коммерческое училище Биржевого комитета. Здание «одето» в роскошные готические формы. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облечённым в форму исторического стиля неоготики, тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль). [240x91]
Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка. Окна украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В своё время это было наиболее благоустроенное здание в Риге.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• Суррей, дорога к усадьбе Сток-Морон • |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Коляска с Холмсом и Ватсоном проезжает у самых стен Кримулдской лютеранской церкви – старейшей из уцелевших сельских каменных церквей Латвии. За 800 с лишним лет её существования она много раз перестраивалась, рушилась и снова возводилась, но всё на том же месте. [240x91]
Первую церковь здесь, в населенном ливами городище Кубеселе, основал в 1205 году проповедник Алебранд. В то время предводителем местных турайдских ливов был вождь Каупо, который в трудное время раздоров и войн между ливами и балтскими племенами, а позже и крестоносцами, принял решение встать на сторону крестоносцев и епископа Альберта, чем способствовал внедрению католицизма в Латвии. Этому решению Каупо предшествовало его путешествие в Европу и встреча с Папой Римским Иннокентием III. [240x91]
Каупо погиб в 1217 г. во время похода немцев, ливов и латгалов в Эстонию. У подножия городища Кубеселе, где ныне построен пасторат, есть холмик, который считают местом захоронения Каупо, однако есть версия, что он похоронен в самой церкви. В 2001 году у подножия холма был открыт памятный камень Каупо. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]
О расположении церкви ходит легенда. Якобы строить собирались в совсем другом месте, на Курмишской горе, да строительство там не заладилось: что за день построят, то за ночь разрушается. Поставили стражу, но она каждый раз засыпала, а наутро привезённые камни оказывались сброшены со склона горы. Тогда решили, что место непригодно для церкви, и надо выбрать другое. В конце концов погрузили камни, запрягли волов и вывели их на дорогу. Там, где волы свернули пощипать траву, и построили церковь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91] [240x91] |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вид сооружения значительно изменился в 1905 г., когда в честь 700-летия церкви на месте деревянной башни воздвигли массивную каменную башню высотой 46 м по проекту рижского архитектора Августа Рейнберга. В Первую мировую войну башня сильно пострадала, но была восстановлена в 1924 г. Внутреннее убранство церкви было полностью уничтожено в 1918 г., однако в период между двумя мировыми войнами приход восстановил разорённый храм и оборудовал его новыми предметами культа. [240x91]
В 1964 г., после смерти здешнего пастора, церковная община перестала существовать. Церковь передали в ведение Кримулдского сельсовета, что не спасло её от разграбления и вандализма – в храме устроили склад минеральных удобрений. Лишь в 1980-х годах администрация Национального парка «Гауя» стала проводить в разрушенной церкви восстановительные работы, а в 1988 г. церковная община возобновила свою деятельность и продолжила начатое дело по восстановлению. [240x91]
С нынешним пастором, Аустрисом Равиньшем, тоже связана мистическая история. Как пишут на http://chas-daily.com, он был фотографом и приехал сюда, когда его попросили сделать кое-какие снимки для восстановления церкви. Никогда прежде не бывавший в Кримулде, Аустрис эту белую церковь узнал. Однажды, очень давно, он видел её – не во сне, а как бы наяву – и себя в ней, занятого очень важным делом. Аустрис считает, что это было видение. Так или иначе, но в Кримулду он зачастил. А потом, круто изменив свою жизнь, поступил на теологический факультет и стал лютеранским пастором. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]
Ещё одна местная достопримечательность – единственный в Латвии церковный лабиринт, выложенный из камня неподалёку от церкви: в 2002 году пастор Равиньш построил здесь точную копию лабиринта из Шартрского собора (кстати, одногодки Кримулдской церкви). Это не аттракцион для туристов, а средство работы над собой, символ пути человека к Богу. [240x91]
За спиной Холмса видны белые столбики ворот. С этой стороны они не сохранились, зато такие же остались с другой стороны церкви. Кстати, с этим местом связано ещё одно забавное происшествие. В один погожий весенний денёк сразу два рижских фотографа приехали сюда, чтобы снять эти виды для нашего сайта, где и столкнулись почти нос к носу, узнав друг друга по скриншотам в руках – впервые в истории отечественного холмсоведения. Письма с фотографиями пришли на сайт также одновременно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91] [240x91] |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]
Слева, где была лужайка, теперь стоянка для машин. К стоянке проложена дорожка, а старая дорога заасфальтирована. Коренастое дерево, возле которого Холмс и Ватсон сошли с коляски (кажется, ива) – наиболее пострадавший объект. Его состояние вызывает подозрение, что через пару-тройку лет церковь с этой точки будет видна полностью. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91] [240x91] |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рядом со стоянкой – там, где находился оператор – теперь дренажная канава, полная воды, так что снимать приходится практически из канавы. От высокой ели остался лишь пень, а извилистое дерево в центре кадра обломилось и стало меньше ростом.
Рядом с нашей ивой стоит её родная сестра. Вот как выглядят деревья и дорога, по которой ехала коляска, со стороны церкви. Любопытно, что сама усадьба Сток-Морон находится не в Кримулде, а совсем по другую сторону от Риги – за Юрмалой. Так что в реальности Холмсу с Ватсоном пришлось бы ехать не несколько минут, а много часов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• Усадьба Сток-Морон • |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[240x91]Латвия, Юрмала, Кемери, Кемерский Национальный парк, ул. Туристу, д. 15,«Межа Маая» (Лесная дача). Здание построено в 1932 или 1933 году по проекту архитектора Фридриха Скуиньша. Представляет собой образец позднего стиля национальный романтизм в Латвии. Сочетание каменных и деревянных конструкций, деталей, выполненных в традициях народного деревянного зодчества, и соломенной крыши придало зданию его неповторимый и запоминающийся облик.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||