• Авторизация


Шерлок Холмс в Риге 11-07-2011 02:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ammalija Оригинальное сообщение

Шерлок Холмс в Риге.

 Многие помнят и любят приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Фильм культовый на постсоветских просторах. Многие сцены этого фильма снимали в Риге, хочется вспомним историю этих легендарных мест. 

• Стэмфорд ведёт Ватсона к Холмсу •

[240x91]

Латвия, Рига, Эспланада (парк Коммунаров).

В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны, поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в XVIII веке они были срыты, а на их месте в 1772 г. была сооружена Эспланада – свободная от застройки зона вокруг Рижской крепости.

 

Зона использовалась для обучения войск. В 1817 г. здесь был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады.

Здесь проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки. В 1919 г. на Эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, так она и называлась во время съемок фильма о Холмсе. В 1950-52 гг. зелёные насаждения были изменены – проложены дорожки с бетонным покрытием, разбиты газоны, розарий, устроена детская игровая площадка.

Вдоль прежней «дорожки для верховой езды» в советское время была расположена «Аллея героев» – скульптурные портреты латышских революционеров, героев Великой Отечественной войны, партийных, государственных и военных деятелей. За левым плечом Стэмфорда виднеется один из этих бюстов.

• Бейкер стрит, дом Холмса •

[240x91]Латвия, Рига, ул. Яуниела
(Jauniela – «новая улица»), д. 22.

Эта старинная улочка, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее название она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936-37 годах, после образования Домской площади.

[240x91]

И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга.

[240x91]

Дом Шерлока Холмса, однако, расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике, где в летнее время стоят столики кафе.

Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад.

Над крышей виднеется Домский собор.

[240x91]
[240x91]

Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм...

[240x91]

 

А это кадр из фильма «ХХ век начинается» – только там мы видим дворик, как он есть. К сожалению, съёмке мешают жёлтые навесы кафе.

 

• Ватсон беседует со Стэмфордом •

[240x91]Латвия, Рига,
бульвар Калпака (Комунару), д. 13,
Латвийская государственная 
Академия художеств.

Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, 1902-05 гг. До Академии художеств (основанной в 1919–1921 гг.) здесь находилось коммерческое училище Биржевого комитета.

Здание «одето» в роскошные готические формы. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облечённым в форму исторического стиля неоготики, тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).

[240x91]

Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка.

Окна украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В своё время это было наиболее благоустроенное здание в Риге.

 

• Суррей, дорога к усадьбе Сток-Морон •

[240x91]Латвия, Рижский район, Кримулдская волость,
Кримулдская церковь (Krimuldas baznica).

Коляска с Холмсом и Ватсоном проезжает у самых стен Кримулдской лютеранской церкви – старейшей из уцелевших сельских каменных церквей Латвии. За 800 с лишним лет её существования она много раз перестраивалась, рушилась и снова возводилась, но всё на том же месте.

[240x91]

Первую церковь здесь, в населенном ливами городище Кубеселе,  основал в 1205 году проповедник Алебранд. В то время предводителем местных турайдских ливов был вождь Каупо, который в трудное время раздоров и войн между ливами и  балтскими племенами, а позже и крестоносцами, принял решение встать на сторону крестоносцев и епископа Альберта, чем способствовал внедрению католицизма в Латвии. Этому решению Каупо предшествовало его путешествие в Европу и встреча с Папой Римским Иннокентием III.

[240x91]

Каупо погиб в 1217 г. во время похода немцев, ливов и латгалов в Эстонию. У подножия городища Кубеселе, где ныне построен пасторат, есть холмик, который считают местом захоронения Каупо, однако есть версия, что он похоронен в самой церкви. В 2001 году у подножия холма был открыт памятный камень Каупо.

[240x91]

О расположении церкви ходит легенда. Якобы строить собирались в совсем другом месте, на Курмишской горе, да строительство там не заладилось: что за день построят, то за ночь разрушается. Поставили стражу, но она каждый раз засыпала, а наутро привезённые камни оказывались сброшены со склона горы. Тогда решили, что место непригодно для церкви, и надо выбрать другое. В конце концов погрузили камни, запрягли волов и вывели их на дорогу. Там, где волы свернули пощипать траву, и построили церковь.

[240x91] [240x91]

Вид сооружения значительно изменился в 1905 г., когда в честь 700-летия церкви на месте деревянной башни воздвигли массивную каменную башню высотой 46 м по проекту рижского архитектора Августа Рейнберга. В Первую мировую войну башня сильно пострадала, но была восстановлена в 1924 г. Внутреннее убранство церкви было полностью уничтожено в 1918 г., однако в период между двумя мировыми войнами приход восстановил разорённый храм и оборудовал его новыми предметами культа.

[240x91]

В 1964 г., после смерти здешнего пастора, церковная община перестала существовать. Церковь передали в ведение Кримулдского сельсовета, что не спасло её от разграбления и вандализма – в храме устроили склад минеральных удобрений. Лишь в 1980-х годах администрация Национального парка «Гауя» стала проводить в разрушенной церкви восстановительные работы, а в 1988 г. церковная община возобновила свою деятельность и продолжила начатое дело по восстановлению.

[240x91]

С нынешним пастором, Аустрисом Равиньшем, тоже связана мистическая история. Как пишут на http://chas-daily.com, он был фотографом и приехал сюда, когда его попросили сделать кое-какие снимки для восстановления церкви. Никогда прежде не бывавший в Кримулде, Аустрис эту белую церковь узнал. Однажды, очень давно, он видел её – не во сне, а как бы наяву – и себя в ней, занятого очень важным делом. Аустрис считает, что это было видение. Так или иначе, но в  Кримулду он зачастил. А потом, круто изменив свою жизнь, поступил на теологический факультет и стал лютеранским пастором.

[240x91]

Ещё одна местная достопримечательность – единственный в Латвии церковный лабиринт, выложенный из камня неподалёку от церкви: в 2002 году пастор Равиньш построил здесь точную копию лабиринта из Шартрского собора (кстати, одногодки Кримулдской церкви). Это не аттракцион для туристов, а средство работы над собой, символ пути человека к Богу.

[240x91]

За спиной Холмса видны белые столбики ворот. С этой стороны они не сохранились, зато такие же остались с другой стороны церкви.

Кстати, с этим местом связано ещё одно забавное происшествие. В один погожий весенний денёк сразу два рижских фотографа приехали сюда, чтобы снять эти виды для нашего сайта, где и столкнулись почти нос к носу, узнав друг друга по скриншотам в руках – впервые в истории отечественного холмсоведения. Письма с фотографиями пришли на сайт также одновременно.

[240x91] [240x91]
[240x91]

Слева, где была лужайка, теперь стоянка для машин. К стоянке проложена дорожка, а старая дорога заасфальтирована. Коренастое дерево, возле которого Холмс и Ватсон сошли с коляски (кажется, ива) – наиболее пострадавший объект. Его состояние вызывает подозрение, что через пару-тройку лет церковь с этой точки будет видна полностью.

[240x91] [240x91]

Рядом со стоянкой – там, где находился оператор – теперь дренажная канава, полная воды, так что снимать приходится практически из канавы. От высокой ели остался лишь пень, а извилистое дерево в центре кадра обломилось и стало меньше ростом.

Кримулда

Рядом с нашей ивой стоит её родная сестра. Вот как выглядят деревья и дорога, по которой ехала коляска, со стороны церкви.

Любопытно, что сама усадьба Сток-Морон находится не в Кримулде, а совсем по другую сторону от Риги – за Юрмалой. Так что в реальности Холмсу с Ватсоном пришлось бы ехать не несколько минут, а много часов.

 

• Усадьба Сток-Морон •

[240x91]Латвия, Юрмала, Кемери, Кемерский Национальный парк, ул. Туристу, д. 15,
«Межа Маая» (Лесная дача).

Здание построено в 1932 или 1933 году по проекту архитектора Фридриха Скуиньша. Представляет собой образец позднего стиля национальный романтизм в Латвии. Сочетание каменных и деревянных конструкций, деталей, выполненных в традициях народного деревянного зодчества, и соломенной крыши придало зданию его неповторимый и запоминающийся облик.

[240x91]В своё время в нём располагался широко известный ресторан «Jautrais Ods» («Весёлый комар»). До ресторана, по-видимому, здание служило спортивным павильоном, о чём свидетельствуют старые фото-открытки 1930-х гг. В советское время здесь располагался детский санаторий. Затем здание переняла для своих нужд администрация Национального парка «Кемери». В 2006 году здание подверглось капитальной реконструкции, которая завершилась в январе 2007 г.

 

 

• Холмс спешит на помощь Ватсону •

[240x91]
Латвия, Рига, площадь Гердера.

 

Площадь, обозначенная на плане Риги ещё в 1650 году, с 1864 года носит имя Иоганна Готфрида Гердера – немецкого философа-просветителя, литератора и фольклориста.

В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой, а с 1767 г. служил ещё и как пастор и имел в Риге огромный успех как воспитатель и проповедник. Справа виден угол Домского собора, наиболее значительного памятника средневекового зодчества Латвии.

• Гостиница, где был убит Стэнджерсон •

[240x91]Латвия, Рига, Яня сета (Иоанново подворье).

 

Ворота, через которые проезжает экипаж, прячутся в глубокой тени между церковью Св. Иоанна (д. 24 по улице Скарню) и зданием, известным в Риге как Конвент Экка (д. 20/22). Сама улица Скарню впервые в исторических документах упоминается в 1408 году, как улица торговцев мясом. Через арку ворот бывшего доминиканского монастыря виден фрагмент фасада церкви Святого Петра.

Ворота ведут во двор, именуемый Иоанновым подворьем (по-латышски Яня сета). Это место – ключевая точка истории города Риги, некий поворотный пункт очень многих событий. Когда-то Иоанново подворье было территорией первого епископского замка – местом, где в 1201 г. обосновался основатель города Рига епископ Альберт Буксгевден.

 

[240x91]С приходом в Ригу инквизиции в 1232 г. старая капелла замка была переделана под церковь Св. Иоанна, а рядом с ней возникли наши ворота. В  1234  г. епископский замок с прилегающими земельными участками был передан в дар новообразованному Доминиканскому монастырю.

После Реформации монастырские постройки отошли к городу. В XIX веке здесь размещались рижские полицейские казармы. Внутри подворья сохранился фрагмент крепостной стены Риги начала XIII века.

 

• Холмс читает инспекторам лекцию •

[240x91]
Латвия, Рига, площадь Гердера.

 

Уже знакомая нам площадь. Крайнее справа здание, от которого виден лишь угол – Музей истории Риги и мореходства. Большой портал вдали справа – это вход в Домский собор.

Собор заложен в 1211 г. основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом, завершен около 1270 г. неизвестным мастером из Кельна. С тех пор и до конца XIX века собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей. После реставрации (1959-60 гг.) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР и одним из крупнейших в мире органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведенные часы здесь проводятся концерты органной музыки. Кстати, слева от кинооператора, скрытый от наших глаз, находится памятник Гердеру. А фонарь на углу – бутафорский.

 

• Хоуп везёт Дреббера в кэбе •

[240x91]Латвия, Рига, ул. Валдемара (ул. Горького),
д. 10а, Городской художественный музей.

 

Мы уже говорили о «доме Холмса» на ул. Яуниела, д. 22, который перестраивал известный искусствовед и историк, архитектор Вильгельм Нейман. Среди его работ – общественные здания самого различного назначения, и вот ещё одно из них - Городской художественный музей (1903-1905 гг.), в интерьерах которого есть детали в стиле модерн, а сам фасад решён в стиле необарокко. Когда здание было построено, в рижской прессе было немало возмущённых отзывов по поводу того, что этот неуклюжий монстр уродует облик Риги и не вызывает ничего, кроме стыда. Впрочем, то же самое говорили и об Эйфелевой башне.

Сам музей был основан в 1869 г. Коллекция насчитывает около 14 000 экспонатов и отражает развитие живописи в Латвии до 1945 г. Представлены работы Пурвитиса, Розенталя, Рериха, Айвазовского. Проводятся художественные выставки латвийских и зарубежных авторов. В годы гитлеровской оккупации фашисты разграбили музей, похитили 534 картины, в т. ч. работы Репина, Сурикова, Серова, Пурвита, Валтера, Розенталя. После освобождения Риги началось восстановление музея, и уже 1 мая 1945 г. открылась первая выставка работ латышских художников.

Два фонаря у входа – бутафорские. За прошедшие два десятилетия здание очистили от пыли веков и заново покрасили. Как видите, Дреббер был настолько пьян, что даже небольшая поездка в кэбе из Риги в Ленинград не вызвала у него подозрений.

 


[240x91]
Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару),
д. 13, Латвийская государственная 
Академия художеств.

Это здание нам уже знакомо. На этот раз мы видим его внутренний двор.

[240x91] Кэб едет от музея (слева) 
к Академии художеств (справа).

[240x91]
Латвия, Рига,
ул. Маза Сколас (Малая Школьная).

 

Слева мы видим здание музея Истории города Риги и мореходства (с 1959 года), а по сути всё то же здание Домского монастыря, его южный фасад. Улица получила своё название в честь Домской школы, в которой раньше готовили священнослужителей, а затем, после Реформации (XVI в.) Домская школа стала первым светским высшим учебным заведением в Риге.

 

 

• Дом Джеймса Уолтера •

[240x91]
Латвия, Рига, ул. Пилс (Зaмковая), д. 23 –
Домская площадь, д. 6.

 

Этот объект снимался в трёх разных точках: внешний вид, прихожая и комнаты – всё по отдельности. Начнём с внешнего вида.

Это место расположено недалеко от Домского собора. Слева – нынешнее здание филиала Vecrigas банка SEB Unibanka. Оно изначально строилось как банк, только биржевой. Строительство было завершено в 1887 г. по проекту архитектора Генриха Шееля. Монументальные неоренессансные формы здания были созданы с помощью красного облицовочного кирпича и эстонского известняка.

Здание справа – местная достопримечательность, один из архитектурных шедевров города. Характерное сооружение стиля эклектизм, заимствующее формы различных архитектурных стилей прошлого и преподносящее их в новом содержании. Здание было построено в 1852-1855 гг. по проекту Харалда Боссе как здание Рижской биржи, в формах ренессансного палаццо Венеции. Фасады украшает нарядный архитектонический и скульптурный декор.

Интерьер здания выделяется насыщенностью художественной отделки, особенно роскошными были интерьеры 2-го этажа, которые восстанавливали с 1976 по 1979 г., и которые погибли в пожаре 1979 г. В советское время в здании биржи находились Латвийский НИИ научно-технической информации и технико-экономических проблем, а также отделы Республиканской научно-технической библиотеки. Затем здесь находился Латвийский информационный центр Министерства Экономики Латвии, а с 1993 г. начала свою работу биржа, которая часто предоставляет свои залы различным культурным мероприятиям – фестивалям и выставкам.

А в глубине улицы виднеется шпиль церкви Скорбящей Богоматери – памятника архитектуры республиканского значения.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шерлок Холмс в Риге | Corolina - Дневник Сorolina | Лента друзей Corolina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»