
ВОЛЬТЕР* (1694-1778)
Статья из "Философского словаря".
Во времена Цезаря и Цицерона римский сенат был действительно сборищем атеистов.
А значит не веривших ни в Провидение, ни в загробную жизнь; сенат этот был собранием философов, сладострастных и горделивых, весьма опасных (такими они были все без исключения) и погубивших республику. При императорах продолжал процветать эпикуреизм**; сенатские атеисты были мятежниками во времена Суллы и Цезаря; при Августе и Тиберии они были безбожниками.
Цицерон - этот великий оратор - в своей речи в защиту Клуенция бросил всему сенату: "Какое зло принесла ему смерть? Мы отбрасываем здесь все нелепые сказки о преисподней; чего же, в самом деле, лишила его кончина? Ничего, кроме
чувства страдания".
Цезарь, будучи другом Каталины и желая спасти жизнь своего друга вопреки тому же самому Цицерону, возражает последнему:" Казнить преступника вовсе не означает его наказать, ибо
смерть -- ничто: это всего лишь конец наших бед, момент скорее счастливый, чем роковой".
Я бы не хотел иметь дело с государем-атеистом, заинтересованным в том, чтобы истолочь меня в ступе: уверен, что в этом случае меня стерли бы в порошок.
Я не хотел бы также, если бы я сам был сувереном, иметь дело с придворными-атеистами, заинтересованными в том, чтобы меня отравить: мне нужно было бы тогда на всякий случай каждый день принимать противоядие.
А, следовательно, абсолютно необходимо и для государей, и для народов чтобы идея верховного Существа, Творца, управителя, воздающего и карающего, была запечатлена глубоко в умах.
Какой же вывод сделаем мы из всего этого?
Да тот, что атеизм - весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти; он опасен и в кабинетных ученых, пусть даже жизнь их вполне невинна, ибо из их кабинетов они могут пробиться к должностным лицам; и если атеизм не столь гибелен, как фанатизм, он все-таки почти всегда оказывается роковым для добродетели.
Отметим особенно, что ныне меньше атеистов, чем когда бы то ни было, после того как философы признали, что ни одно существо не развивается без зародыша, что не существует зародыша без замысла и т.д., а также что зерно не возникает из гнили.
Беда римлян заключалась в том, что они были незнакомы с законом Моисея, а позднее - с законом учеников нашего Спасителя Иисуса Христа, в том, что они не имели веры и смешивали с культом верховного божества культы Марса, Венеры, Минервы, Аполлона...
___________________________________
* Вольтер, настоящее имя — Франсуа-Мари Аруэ ( François-Marie Arouet) — французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист.
Точное происхождение псевдонима Voltaire неизвестно.
** Эпикуреизм (эпикурейство) - 307 году до н.э., философское учение, исходящее из идей Эпикура.
Согласно эпикуреизму, высшим благом считается наслаждение жизнью, избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире.