Китай - родина фарфора. Китай по-английски - China -Чайна - что означает также и фарфор. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая.
История фарфора насчитывает более 3-х тысяч лет. Начало производства фарфор в Китае относится примерно к 6-7 веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся тонкостью и белизной.
|
В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В эпоху Мин (14-17 века) и Цин (17-20 века) широкое распространение получил способ украшения фарфоровых изделий подглазурным кобальтом. Ранние минские изделия с подглазурной росписью кобальтом отличались светлым серо-голубым оттенком, чаще всего в росписи использовался растительный орнамент. Для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве. |
Расцвет китайского фарфора пришелся на 15 и 16 века, когда мастерство его изготовления достигло высшей степени совершенства. Тогда же большое количество китайского фарфора попало в Европу. Вывезли его португальские мореплаватели и торговцы.
За что же так почитался фарфор и за что его так ценили европейцы? За высокое качество, тонкостенность изделия, белизну и даже некоторую прозрачность. Качество изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины – каолина. Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая. Именно это вещество придавало готовым фарфоровым изделиям белизну.
[200x280] |
Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси. Замешанную фарфоровую массу прежде, чем использовать, хранили больше 10 лет. Считалось, что «выдержанная масса» приобретала большую пластичность. После того, как масса отлеживалась, ее отбивали, чтобы также повысить пластичные свойства. Без этого лепить из фарфоровой массы было нельзя, он просто рассыпалась в руках мастера. |
Для получения высококачественного китайского фарфора требовалась специальная печь для обжига, которая позволяла обжигать изделия при температуре 1280 градусов. Для изготовления только одного фарфорового изделия требовались усилия около 80 человек.
[250x412] |
Глазурь, которой покрывали фарфоровые изделия китайские мастера, делали из нескольких слоев разной прозрачности, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали использовать в 17 веке. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэн, в котором и было основное производство, вечером перекрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. В город в этот время могли попасть только те, кто знал специальный пароль. |
О фарфоре европейцы узнали благодаря посредничеству купцов. Больше всего их поразила даже не качество фарфоровых изделий, а технологии изготовления чашек. Они были просто уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, приэтом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись меньшей чашки.
Но самым удивитьельным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.
|
Ценность и качество фарфора определяют по нескольким составляющим: материал, форма, декор и глазировка. Цвет готового фарфорового изделия должен быть теплым, нежным, похожим на цвет сливок. Некоторые этапы в истории производства китайского фарфора и изделия, в который они были сделаны, носят имя императорской династии правивший в тот период. |
Антикварное фарфоровое блюдо династии Цин |
В 1500 году технологию изготовления фарфора у китайцев перенимают японцы. Качество первого японского фарфора было значительно ниже китайского, зато роспись была роскошнее. Она отличалась большим разнообразием, яркостью красок и настоящей позолотой.
[300x412] |
Самым блестящим периодом в развитии фарфора является 18 век, когда по всему Китаю работали сотни мастерских. Среди них выделялись заводы Цзиндэчжэня, выпускавшие высокохудожественную и высококачественную продукцию. Богатством и разнообразием цветов отличалась глазурь, которой покрывались изделия. До сих пор большой известностью пользуются сосуды и вазы, покрытые т.н. "пламенеющей глазурью" и глазурью "цвета бычьей крови". К 18 веку относится изобретение розовой эмалевой краски, которая начинает широко употребляться в сочетании с эмалью других цветов. |
В Европе в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток. Поиск мастерами новых форм иногда приводил к чрезмерной вычурности, а подчас и к потере чувства материала, что выражалось в имитации бронзы, дерева и т.д.. Изделия из фарфора не только шли на внутренний рынок, но и превратились в одну из главных статей экспорта.
В конце 19 века в фарфоровом производстве стал наблюдаться упадок. Но в последнии десятилетия началось восстановлению разрушенных фарфоровых заводов. К работе были привлечены известные мастера своего дела. Была проделана большая работа по восстановлению утраченных рецептов красителей и способов обжига.
Современные высококачественные фарфоровые изделия свидетельствуют о продолжении лучших традиций прошлого и значительных новых достижениях.
По материалам сайтов: Farforushka.ru, http://www.saga.ua
Читать и смотреть также: