ПОЛЬЗА ОТ ИСКУШЕНИЙ.
Старец схимонах Иосиф Ватопедский (1921-2009) был одной из самых ярких исторических личностей Святой Горы конца XX в.-начала XXI в.-один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста (1959),явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в.Его духовное наследие вошло в сокровищницу добротолюбия вселенского православия.
1.Венец безсмертный,совершенство и спасение даётся человеку,если он все случащиеся с ним напасти переносит с радостью и благодарением.Такой обуздывает гнев,удерживает язык,внимателен в выборе пищи и воздерживается от наслаждений,что происходят от себялюбия.
2.Любое печальное событие благоразумного наводят на мысль о Боге,а тому,кто забывает о Нём,причиняет скорбь.
3.Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога и у тебя всегда будет повод для покаяния.
4.Тот,кто неотступно соблюдает заповеди,пусть ждёт искушений,которые этого последуют.Ибо любовь ко Христу противоположным ей испытывается.
5.Многие устояли в великих скорбях,но те,кто думал это сделать без молитвы,не смогли.
6.Истинное знание есть терпение в скорбях и неосуждение ближних за те несчастья,что с ними случаются.
7.Тот,кто взыскуя Господа благоразумно приписывает скорби,с ним происходящие,Божественному приговору и правосудию,обрёл знание и правду.
8.Если ты постиг слова Писания "Он Господь Бог наш;суды Его по всей земли" (1 Пар.16:14),тогда любая напасть становится для тебя учителем в познании Бога.
9.Всё,что с нами происходит,мы склонны объяснять по своему.Однако скольким испытанием мы должны подвергнуться,то знает лишь один Бог,Который их попускает.
10.Когда душа грешная не принимает с радостью посылаемые ей скорби,тогда Ангел-хранитель говорит о такой:"Врачевали Вавилон,но он не исцелел" (Иер.28:9).
11.Если тот,кого порицает другой,не вступает с ним в спор словесный или мысленный,то это означает,что он обрёл истинное духовное знание и являет несомненную веру в Бога.
12.Соблюдай осторожность в помыслах и тогда не изнеможешь в искушениях.Если не будешь бдителен,подвергнешься скорбям,что найдут на тебя.
13.Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство,так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби.
14.Когда на тебя находит искушение или обуреваешься помыслом обратить свой гнев против кого-либо,или поднять безчинный крик,тогда вспомни,какая за этим последует печаль,и прибегни к молитве,и тот час утихнет внутри тебя это смущающее движение.
15.Неожиданные искушения,с нами случающиеся,научают нас,согласно смирению Божию,быть трудолюбцами.
16.Чрезвычайно полезно и выгодно для души,чтобы мы с великим терпением переносили любую скорбь,что нам причиняется от людей или от бесов.Необходимо осознать,что по правосудию Божию постигло нас это злострадание,и что никого,кроме самих себя,мы не должны за это осуждать.
17.Иногда учитель претерпевает искушения,подвергаясь презрению и бесчестию,ради духовной пользы учеников.
18.Сначала Пётр получает ключи от Царства Небесного,а затем ему попускается отречение,чтобы этим падением смирился его дух.Так и ты,если получишь ключи богопознания,и всё-таки нападут на тебя многие помыслы,не удивляйся.Только прославь Премудрого Господа нашего,который различными обстоятельствами надевает узду на наше высокомерие,приходящее по мере познания нашего Бога.Потому что искушения-это вожжи для человеческого высокомерия,и посылаются они промыслительно.
19.Во время искушений не покидай свой монастырь,а мужественно претерпевай волны помышлений,и особенно скорбьи равнодушие,и после того,как вынесешь всё это,посланное смотрением Божиим,приобретёшь несомненную надежду на Бога.
20.Когда случится тебе искушение,которого не ждёшь,не осуждай того,от кого оно пришло,но исследуй,почему ты ему подвергся,и найдёшь как с ним справиться.Поступив худо по неосторожности,мы должны теперь страдать.По праву вкушаем мы горькую чашу суда Божия,которой смиряемся и избавляемся от гордыни.
21.Невозможно избегнуть будущего осуждения тому,кто согрешил,если только он не понёс здесь вольные труды или невольные скорби.
22.Не имеет ещё совершенной любви и не познал Божественный Промысл тот,кто во время искушений все случащиеся с ним скорби не переносит с кротостью,тем самым безрассудно отсекая себя от братии.
23.Тот,кто не сносит всего того,что ему причиняет беспокойство,или не претерпевает скорби и трудности,шествует вне Божественной любви и не знает цели промысла.
24.Если все святые через страдания были научаемы,будемже и мы воздавать благодарения,когда научаемы бываем вместе с ними,чтобы и нам удостоиться быть причастниками их славы.Потому что,кого любит Господь,того наказует,и бьёт того,кого принимает как сына Своего.
25.Если Бог,став человеком,страдал плотью,кто же не возрадуется,имея Бога сопричастником своих страданий?И сам такой человек,в силу того,становится причастником Царствия Божия,потому что сказано:"если с Ним страдаем,с Ним и прославимся" (см.Рим.8:17).
26.Если нам нужно пострадать по той причине,что в нас пустило корни через праотца нашего сластолюбие,нам должно мужественно претерпевать многие страдания,которые притупляют его жало,и всё,что от него происходит.
27.Всё Евангелие нас учит отречению от жизни по плоти и исповеданию духовному.Поэтому те,кто умерли ради Бога в этом веке,имеют скорби,многие страдания,печали,испытывают гонения и с радостью переносят многоразличные искушения.
28.Тот,кто возжелал истинной жизни,так как знает,что любое вольное или невольное страдание есть смерть для сластолюбия-матери смерти,с великой радостью приемлет жестокие напасти невольных искушений.
Терпением он превращает скорби в лёгкий ровный путь,который верно идёт к награде небесного звания,если только со страхом совершает этот Божественный путь.Ибо несомненно,что сластолюбие-мать смерти;а страдание,вольное или невольное-смерть для сластолюбия.
29.Страшные испытания ожидают людей жестоких,потому что без великих страданий они не могут умягчиться.
30.Любой грех человек совершает по причине сластолюбия,а прощение получает через страдания и печаль.
31.Претерпевание напастей расплавляет злобу, но совершенно изгоняет её терпение с осознанием того,что всё это попущено Богом.
32.Чем больше страдание ощущаешь,тем больше принимай того,кто его вызывает своим обличением.Такой человек становится для себя причиной совершенного очищения от страстей, без которого ум не может войти в область чистой молитвы.
33.И грешник,и праведник,оба имеют скорби.Первый,потому что не избавился совершенно от греха,а второй-поскольку не достиг ещё совершенства.
34.Скорбями подаёт Бог блага людям.Зло происходит от тщеславия и сластолюбия.
35.Тот,кто терпит бесчестие,хотя мог и ответить на него,избавляется от грехов.За своё терпение он обретает от Бога утешение,поскольку поверил Ему.
.