Зря вы не пошли!
В выходные была на спектакле, да не простом, а на совершенно необычном. Необычен он тем, что спектакль этот (на мой взгляд, весьма профессионально поставленный) сделал один человек – моя преподаватель танцев (совершенно различных, от восточного Bellydance до танго и ирландских).
Так вот. Спектакль был поставлен центром танца «Пируэт» и ансамблем восточного танца «Варда». Занятие, надо сказать весьма неблагодарное, затратное, изматывающее. Но люди, которые участвовали – увлеченные и даже одержимые (слово дня) в некотором смысле натуры. Результат – море положительных эмоций, восхищение таланту людей, настойчивости и упорству в достижении поставленных целей. Спектакль проходил в ДК «Машиностроитель», где я была впервые. Честно, все там меня ужаснуло, такого зала я не видела давно, но сейчас не об этом.
Из программки:
«Азбука страсти» — это драматическая история невольницы, прекрасной черкешенки Лейлы,брошенной, по мусульманскому обычаю, в море зa неверность, зa которую мстит молодой венецианец Гяур, ее возлюбленный.
Не в сипах отрешиться от воспоминаний о любимой и тяжко покаранной им жены Гассан живет только жаждой мщения своему врагу — Гяуру. Однажды, преодолев с караваном опасный горный перевал, он сталкивается в роще с засадой, устроеннойразбойниками, и, узнав в их предводителе своего обидчика, схватывается с ним всмертельном бою. Гяyp убивает его; но терзающая персонаж: душевная мука, скорбь по возлюбленной, остается неутоленной, как и его одиночество.
Символическим предстает и его имя, буквально означающее в переводе с арабского «не верящий в Бога» и с легкой руки Байрона ставшее синонимом разбойника, пирата, иноверца(прим.: Гяур (тур. gavur, от араб. кафир — неверующий), у исповедующих ислам,главным образом в средние века, название всех немусульман.).
Произведение, легшее в основу («Гяур» Дж. Байрона) я не читала, честно, хотя теперь вдохновлена и займусь этим в ближайшее время. В целом, сюжет ясно и понятно изложен, а перечисление персонажей в программке расставило все по своим местам. Двенадцать танцев вперемешку со смысловыми сценами-связками раскрывают сюжет полностью. Сюжет, составляющий содержание этих разрозненных отрывков, основан на происшествиях, обычных на Востоке в давние времена.
Страна, раздираемая междоусобицами (Греческие острова под гнетом мусульман), предстает в «Танце духов». Зрители заинтригованы. Мурашки по коже, страшно и загадочно. «Халиджи», «Турецкие фрески» и «Сиртаки» рисуют идиллическую картину мусульманского праздника — окончания рамазана. Танцы наизажигательнейшие. Отражают восточный быт, скромные радости.
Тут-то все и начинается. Как отражение любви молодой невольницы-черкешенки и венецианского купца, идет «Восточное танго» (надо сказать интересный и пока не очень известный в широких кругах танец). Судьба невольниц нелегка, тяжело им приходится в жизни - «Трепет бабочки» показывает их хрупкое и нелегкое положение. Мужики подаются вперед, рассмотреть девочек получше. Символично.
Лейлу бросают,по мусульманскому обычаю, в море за неверность. Русалки забирают ее к себе в пучину морскую («Лейла и водяные нимфы»).Без роду, без племени, отверженный христианской цивилизацией, чужой в стане мусульман, Гяур терзаем тоской по утраченным и ушедшим, а душа его, если верить бытующим поверьям, обречена на участь вампира, из поколения в поколение приносящего беду потомкам (прекрасный «Танец Иблиса», отражает душевные муки, ненависть и злость, затаившуюся в душе главного героя).
Однажды, преодолев с караваном опасный горный перевал, Гасан, муж Лейлы, сталкивается в роще с засадой, устроенной разбойниками, и, узнав в их предводителе своего обидчика, схватывается с ним в смертельном бою. Гяур убивает его («Танец с саблями» и дальше, логично идет «Танец скорбящей матери»).
В конечном счете, победителей нет – Гасан погибает смертью героя от рук неверного, Лейла мертва, Гяур терзаемый неисцелимой внутренней болью – вот она, «Азбука страсти».
Чтобы добавить ложку меда в бочку дегтя есть еще «Гимн вечной любви», но это скорее, чтобы не осталось плохих впечатлений.Хотя, как могут быть негативные впечатления от прекрасного исполнения? Артисты излучали эмоции, радость так радость, горе и страсть – через край. Были и свои недочеты, куда же без них, но общее впечатление настолько хорошее, что и думать о них не хочется. Жаль, только что не удалось пофотографировать, как следует. Надеюсь, это не последний спектакль ансамбля, и впереди еще немало постановок.
Ну и пару слов о зрителях – все больше убеждаюсь, что культура масс куда-то уходит. Да и была ли она? Разговоры в голос о том, как плохо носить колготки в жару, обсуждение шмоток и людей – вот оно, впечатление от задних рядов. Другого места, кроме как спектакль, обсудить нет. Ладно бы еще комментарии по теме. Поэтому реплики типа «ну как можно работать в таком темпе» и «сиртаки это же греческое, причем они тут» всерьез не воспринимались. С другой стороны – хоть так, но задело.
[360x479]