Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеМузей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/1


Дворец Нарышкиных-Шуваловых
За изделиями легендарного ювелира охотятся коллекционеры всего мира. А собрание Фаберже в Санкт-Петербурге может похвастаться аж девятью уникальными яйцами, цена которых переваливает за десятки миллионов долларов. Рассказываем о дворце, где расположен Музей Фаберже, и о том, в какие залы стоит заглянуть, чтобы увидеть изделия великого мастера.

Парадная лестница
Кто такой Карл Фаберже
Родился в 1846 году в Санкт‑Петербурге в семье ювелира французского происхождения Густава Фаберже. В одном из престижных районов города на Неве семья держала магазин. Карл продолжил дело отца: учился в Германии и во Франции, познавал секреты ювелирного мастерства во время кругосветного путешествия, позже бесплатно трудился реставратором в Императорском Эрмитаже, а в 26 лет встал у руля отцовской фирмы.
1900‑е годы. Карл Фаберже за работой
Фаберже не зря называют революционером в ювелирном деле. Его мало интересовало количество драгоценных камней и металлов в изделии, а вот оригинальности мастер уделял огромное внимание. В своих работах Фаберже использовал сталь, олово, карельскую берёзу и другие нетипичные для украшений материалы.
Около 1903 года. Фирма Фаберже на Большой Морской улице, 24, в Санкт‑Петербурге.
Ювелир постоянно изучал новые направления и в поисках уникального стиля постепенно отошёл от привычных в то время ренессанса, рококо и ампира, сделав ставку на модерн. В 1882 году на выставке в Москве его произведения заинтересовали Александра III — с этого момента и начинается карьера Карла как поставщика императорского дома.
История музея и дворца
Здание на берегу реки Фонтанки построили в 1780‑х для графов Воронцовых. Позже дворец выкупила семья Нарышкиных, по указу которых было достроено ещё одно крыло. А в 1846 году дворец перешёл к Шуваловым — последним его дореволюционным владельцам.
1853–1859 годы. Дворец Л. А. Нарышкина на набережной реки Фонтанки
При советской власти здесь находились различные музеи, работал Дом быта, а в период Великой Отечественной войны — штаб местной противовоздушной обороны. Во время бомбардировок города Шуваловский дворец серьёзно пострадал. В 2006 году здание передали культурно-историческому фонду. Чтобы сохранить памятник архитектуры (а затем открыть в нём музей), были проведены масштабные реставрационные работы, длившиеся с 2006 по 2013 год.
Коллекцию музея создавали несколько лет. В 2004‑м на зарубежном аукционе было выкуплено свыше 200 изделий фирмы Фаберже. Среди произведений ювелирного искусства оказались и девять знаменитых яиц. Остальную часть собрания приобретали в течение 10 лет на торгах по всему миру.
Музей открылся в 2013 году. Сегодня здесь действует постоянная экспозиция и регулярно проходят временные выставки.
Коллекция
Сейчас в помещениях Шуваловского дворца, где работает Музей Фаберже, насчитывается свыше четырёх тысяч экспонатов. Это не только уникальные яйца, но и другие изделия мастеров известной фирмы: от табакерок до подарочных фоторамок для российских императоров и членов их семей.
Выставочные залы дворца Шувалова
Знакомство с популярным музеем начинается с роскошной лестницы,возведенная архитектором Николаем Ефимовым. Непосредственно коллекция музея находится на втором этаже.
Парадная лестница


Маршрут осмотра коллекции проходит последовательно через все экспозиционные залы, которых во дворце одиннадцать, согласно порядку осмотра: Рыцарский зал, Красная гостиная, Синяя гостиная, Золотая гостиная, Аванзал, Белая гостиная, Голубая гостиная, Выставочный зал, Готический зал, Верхняя буфетная, Бежевый зал...
Рыцарский зал
Рыцарский зал украшен барельефами на тему войны 1812 года и сценами турниров. В его собрании — подарки офицерам от русских императоров. Например, набор чарок из серебра в виде ведёрок, из которых кормили лошадей.
Рыцарский зал
Рыцарский зал
Экспонаты Рыцарского зала
Две чаши-терины (супницы) - подарок Екатерины II Пажескому корпусу
Экспонаты Рыцарского зала
Серебряный презентационный ковш, подаренный князем Оболенским офицерам своего полка. Работа мастера Юлиуса Раппопорта фирмы Фаберже.
Экспонаты Рыцарского зала
Экспонаты Рыцарского зала
Экспонаты Рыцарского зала
Элементом украшения зала являются и художественные картины авторства Петра Балашова и Карла Пиратского, кстати, мотивы акварелей также перекликаются с военной тематикой - на них изображены сцены из военной жизни русской армии
Красная гостиная
Переходим в следующий зал - Красную гостиную, или Нарышкинскую гостиную, так она называлась при Шуваловых. Отличительная особенность гостиной - на высоком в форме арки потолке можно рассмотреть изображение фамильного герба рода Нарышкиных.

Красная гостиная
Красная гостиная
В Красной гостиной широко представлена коллекция столового и художественного серебра XVIII и начала XX века...
Экспонаты Красной гостиной
Супница на поддоне, автор мастер Я. Бунтцель
"Поставщик Высочайшего Двора" - такое громкое звание носили лучшие из лучших, к таковым относились мастерские ювелирных фирм Сазикова, Овчинникова, Болина, Хлебникова и, самого узнаваемого бренда - Фаберже.
Экспонаты Красной гостиной
Чайно-кофейный сервиз фирмы Карла Фаберже
Экспонаты Красной гостиной
В Красной гостиной, в одной из витрин красуется шедевр ювелирного искусства чайно-кофейный сервиз с самоваром - подарок по случаю бракосочетания Великого князя Константина Николаевича с принцессой Саксен-Альтенбургской. Автор подарка император Николай I. Изготовлен сервиз на фабрике Павла Сазикова в Москве в 1848 году.
Чайно-кофейный сервиз фирмы Карла Фаберже
Синяя гостиная.
Центр притяжения большинства посетителей. Именно в этой гостиной Шуваловского дворца находятся главные экспонаты музея — девять яиц Фаберже.
Синяя гостиная
Синяя гостиная
В мастерской Фаберже было изготовлено 71 изделие из серии ювелирных пасхальных яиц, из них 52 образца являлись императорскими. Музей Фаберже владеет самой большой коллекцией - 11 экземпляров из императорской коллекции, другая крупная коллекция из 10 яиц хранится в Оружейной палате Кремля.
Императорские пасхальные яйца
Пасхальное яйцо "Курочка".
В коллекции присутствует первое из прославленной серии, и это яйцо "Курочка" - подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне. Подарок был приурочен к Пасхе 1885 года. Императорской чете настолько понравилась идея и само изделие, что мастерская Фаберже получила заказ на ежегодное изготовление ювелирного пасхального яйца с сюрпризом...
Пасхальное яйцо "Курочка".
Есть в коллекции еще один раритет - последний пасхальный подарок императора Александра III своей супруге - яйцо "Ренессанс", случилось это в 1894 году, осенью того же года император после тяжелой болезни скончался... Яйцо "Ренессанс" выполнено в виде миниатюрной шкатулки из агата в форме перевернутого яйца. В отделке использованы рубины, алмазы, бриллианты...
Пасхальное яйцо "Ренессанс"
И вновь эксклюзив яйцо "Бутон розы" - первое пасхальное яйцо, подаренное в 1895 году Николаем II супруге, императрице Александре Федоровне, урожденной принцессе Виктории Алисе Елены Луизе Беатрис Гессен-Дармштадтская, внучке английской королевы Виктории...
Пасхальное яйцо "Бутон розы"
Яйцо покрыто ярко-красной эмалью и выполнено из двух половинок. Внутри спрятан сюрприз в виде желтой розы, в свою очередь, в розе была спрятана золотая корона с бриллиантами и кулон с рубинами, правда, они были утеряны. Под руководством Карла Фаберже пасхальное яйцо "Бутон розы" изготовил мастер Михаил Перхин...
Пасхальное яйцо "Бутон розы"
Следующий раритет коллекции - пасхальное яйцо "Коронационное". Подарено опять же императором Николаем II своей жене, императрице Александре Федоровне в 1897 году. Особенность данного подарка - напоминание о прошедшей в 1896 году коронации Николая II. В отделке использованы бриллианты, алмазы, горный хрусталь, платина, золото, серебро.
Пасхальное яйцо "Коронационное" и табакерка.
Пасхальное яйцо "Коронационное" с сюрпризом
Уникальный сюрприз содержался в яйце - копия кареты. Миниатюра выполнена с реальной кареты, коронационной кареты Екатерины II, изготовленной еще в 1793 году мастером каретных дел Иоганном Букендалем. Так вот, эта самая карета участвовала во всех церемониях коронации российских императоров. Мастера фирмы Фаберже в миниатюре (высота самого пасхального яйца 127мм) во всех мельчайших деталях воспроизвели копию кареты, вплоть до подножек, которые откидываются при открывании дверцы. Удивительная вещь!!! И по красоте, и по исполнению!
Пасхальное яйцо "Коронационное" с сюрпризом.
Сюрприз "карета" к пасхальному яйцу Коронационное".
Обратите внимание на фото, где вместе с пасхальным яйцом "Коронационное" в одной витрине находится табакерка с вензелями императора Николая II. Мастера, изготовившего сей шедевр, звали Август Вильгельм Холмстрём, финн по происхождению, мастер фирмы Карла Фаберже. Табакерка являлась презентационным подарком генерал-лейтенанту Артуру фон Больфрасу, начальнику военного министерства Австрии. Подарок вручен в 1897 году во время визита Франца Иосифа в Санкт-Петербург.
Табакерка "Коронационная"
На нижнем снимке яйцо "Воскресение Христово". Доподлинно не известно, является ли оно самостоятельным подарочным пасхальным яйцом, либо сюрприз к другому яйцу. По предположениям специалистов, возможно, оно является сюрпризом к пасхальному яйцо "Ренессанс".
Яйцо "Воскресение Христово"
Пасхальное яйцо "Ландыши" изготовленное фирмой Фаберже для русской императорской семьи в 1898 году. Яйцо было подарено Николаем II императрице Александре Федоровне, супруге императора.
Пасхальное яйцо "Ландыши"
На снимках можно видеть портреты императора Николая II и его дочерей, великих княгинь Ольги и Татьяны. Рамки с портретами выдвигаются из яйца с помощью механизма.
Пасхальное яйцо "Ландыши"
Основное украшение яйца цветы ландыша. Листья покрыты зеленой эмалью, цветы изготовлены из жемчуга и золота, оформлении медальонов с портретами использованы бриллианты и рубины
Пасхальное яйцо "Ландыши"
Жемчуга, алмазы, рубины, нефрит, аметист, цитрин - все эти минералы и золото использованы в изготовлении вечнозеленого лавра, символа почета и признания. Это "Лавровое дерево"- очередной пасхальный подарок императора Николая II своей матушке Марии Фёдоровне на Пасху 1911 года, и очередное творение мастерской Карла Фаберже.
Пасхальное яйцо Фаберже "Лавровое дерево"
И, конечно, как без сюрприза - маленькая певчая птичка, скрывающаяся в ветвях дерева, причем птичка механическая - может петь, махать крылышками, поворачивать голову. Появлялась птичка на вершине дерева... Насколько безграничны фантазии и возможности Карла Фаберже и его мастеров. Невероятный талант и мастерство!!!
Пасхальное яйцо Фаберже "Лавровое дерево"
Это ювелирное пасхальное яйцо от Фаберже изготовлено в том же, 1911 году, и было приурочено к юбилею - 15-летию коронации государя императора Николая II. Яйцо имеет две отличительные особенности, первая - оно украшено портретами царской семьи, Николая II и его супруги, а также пятерых детей. Помимо портретов, можно наблюдать в миниатюре сцены из жизни императора, например, коронацию на Соборной площади Кремля в 1896 году, перенесение мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году и другие
Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования"
Вторая особенность - пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования" не имеет сюрприза... Мастера изготовившие этот шедевр ювелирного искусства - Генрик Вигстрём, ставший главным мастером фирмы Фаберже с 1906 года, после кончины Михаила Евлампиевича Перхина, и художника-миниатюриста, расписчика миниатюр ювелирной фирмы Фаберже - Василий Иванович Зуев.
Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования"
Пасхальное яйцо Петушок изготовлено для русской императорской семьи в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Пасхальное яйцо Петушок

Пасхальное яйцо «О́рден Свято́го Гео́ргия» создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»
Пасхальное яйцо «О́рден Святого Георгия»
Пасхальные яйца семьи Кельх
«Курочка Кельха» — пасхальное яйцо изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год. Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца
Курица Кельха
Яйцо «Шантеклер Кельха» было создано по заказу Кельха в 1904 году, в качестве подарка его жене Варваре Кельх-Базановой на Пасху.
Кельх Шантеклер
Прочие пасхальные яйца
Пасхальное яйцо «Весенние цветы» изготовлено около 1899 года в мастерской Михаила Перхина. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников
«Весенние цветы»
«Яйцо герцогини Мальборо», также «Розовое яйцо-часы со змеёй», «Часы с розовой змеёй» — яйцо-часы изготовлено в 1902 году для герцогини Консуэло Мальборо (урождённой Вандербильт). Является одним из пасхальных яиц, заказанных у Фаберже частными лицами, которые своей изысканностью и мастерством исполнения не уступали императорским пасхальным яйцам
Яйцо-часы герцогини Мальборо
Золотая гостиная
Золотая гостиная, как впрочем и все залы дворца, получила свое название благодаря цвету штоф (обивка стен тканью), от нем. Stoff — материал, ткань. Материал штоф использовали для обивки мебели, интерьера.

Золотая гостиная



Золотая гостиная
Экспонаты этого зала - царские подарки. Традиция дарить подарки не обошла и императорский двор, даже существовало особое "подразделение" при дворе - Кабинет Его Императорского Величества, которое занималось выдачей и заготовкой императорских подарков. Подарком служили ювелирные изделия, столовые предметы из серебра, и разные ювелирные фантазийные "безделушки", не имеющие утилитарного, практического назначения.
Самым распространенным подарком служили табакерки, конечно, не те которыми пользовались обычные граждане, а особые, штучной работы, неповторимые, отделанные бриллиантами, вензелями и портретами царской семьи. Табакерка с вензелем или портретом от императора ценилась на уровне получения государственного ордена.
Табакерка презентационная с вензелем императора Николая II, датируется 1908-1917 годами.
Разнообразие табакерок и портсигаров, их отделка поражают своей красотой и великолепием - настоящее ювелирное искусство! На верхнем снимке среди названных предметов на подставке мы можем наблюдать папку для бумаг - бювар с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, подарена императорской чете в честь коронации, изготовлена в мастерской карла Фаберже..
Справа, под №24 табакерка презентационная с портретом цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III. Под прилагательным "будущего" имеется в виду, что табакерка была изготовлена в 1870 году, когда император был еще в ранге цесаревича, то есть за 11 лет до восшествия его на престол.
Серебряный кубок в виде рога на каминной полке датируется 1878 годом.


Фотография русского императора Николая II сама по себе исторический раритет, а здесь фотопортрет в рамке, изготовленной из сибирского нефрита, горного хрусталя, с отделкой золотом, серебром, алмазами и декорированной вензелями императрицы Марии Федоровны Изготовлен одним из лучшим мастеров фирмы - Михаилом Евлампиевичем Перхиным.
На верхнем снимке представлены предметы, связанные с членами императорской династии Романовых: рамки с портретами, в том числе Николая II (№11), портсигар, принадлежавший великому князю Николаю Николаевичу-младшему, рамка с портретом английской королевы Марии Текской (№1), рамка «Василек» с фотографией великой княгини Ксении Александровны (№3), булавка для галстука с портретом императрицы Марии Александровны (№5), брошь с монограммами английского короля Эдуарда VII и королевы Александры (№6).
Экспонаты Золотой гостиной
Золото, серебро, слоновая кость, жемчуг - ювелирные материалы, использованные к отделке настольных часов, подарка российской императрицы Марии Федоровны своему брату датскому принцу Вальдемару. В рамках хронометра портреты младших сыновей принца.
На верхнем снимке экспонат под №14 табакерка с портретом Оливера Кромвеля - знаменитого английского генерала и государственного деятеля. №17 - табакерка с портретом великой княгини Елены Павловны, русской великой княгини, супруги великого князя Михаила Павловича - четвёртого сына Павла I и Марии Фёдоровны. №15 - табакерка с портретом графини Е. Н. Орловой, супруги графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского...
Вот те самые "objets de fantaisie", так называемые фантазийные изделия фирмы Фаберже: предметы быта, миниатюрная мебель, пепельницы, фигурки людей из камня, даже миниатюрные самовары, которые служили как настольная зажигалка. К таким предметам относится и фигурка под №1 - фигурка танцующего крестьянина, изготовленного из нескольких видов камней: агат, розовый кварц, пурпурин, яшма
Табакерка с портретом императора Николая II - подарок императора французскому дипломату, министру иностранных дел Франции Теофилу Делькассе - стороннику франко-русского союза.
Экспонаты Золотой гостиной
Аванзал
В мастерских Фаберже изготавливали огромное количество других ювелирных украшений, аксессуаров, предметов быта. В этом мы можем убедиться побывав в Аванзале Музея Фаберже
Аванзал
Миниатюрные яйца-подвески от Фаберже
На верхнем снимке, в центре треугольная рамка с фотографией великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны. Это работа одного из известных финских ювелиров XIX–XX веков Йохана Виктора Аарне, выполнявшего заказы для фирмы Фаберже.
В Аванзале экспонируются ювелирные украшения, драгоценные аксессуары, часы, письменные принадлежности, отличающиеся особым изыском и красотой, и которые могли позволить купить себе состоятельные граждане.
На верхнем снимке, слева, вы можете видеть настольные часы в форме веера. Это работа ведущего мастера ювелирного дома Фаберже Михаила Евлампиевича Перхина. Помимо оригинальной формы, часы интересны еще тем, что служат рамкой для фотографий. В этой работе использованы драгоценные металлы - серебро, золото, а также слоновая кость.
Практически каждое изделие Фаберже покрыто переливающейся эмалью. Они (изделия) словно сами излучают свет, буквально светятся изнутри! Дело в методах, которые мастера Фаберже довели до верха совершенства - это гильошировка и эмалирование.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий), гильотировка — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой.
Градусник в футляре. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Узоры, нанесенные с помощью станка в виде волнистых линий или лучей, покрывали заготовку тончайшими кружевными переплетениями. Следующим этапом было покрытие гильошированной поверхности эмалью и последующая её полировка. Состав и цветовая гамма эмали были разработаны непосредственно мастерами Фаберже.
Эмальерное дело вело специальная мастерская ювелирной фабрики, руководителем которой был Николай Александрович Петров. Он лично разрабатывал новые составы эмалей. Так, под его руководством и непосредственным участием, фирма создала около 144 неповторимых, присущих только Фаберже оттенков эмали. После Октябрьской революции, фирма прекратила существование и, к сожалению, секреты мастеров были утрачены.


Портсигары, украшения, часы, подвески, различные предметы бытового назначения (канцелярские изделия, гребни, и т.д.) помимо эмалирования украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, кроме того, мастера создавали фигурки из камня, подобно японским фигуркам нэцкэ. Для работы с камнем Карл Фаберже создал специальную камнерезную мастерскую, и первым ее руководителем стал уральский резчик по камню Петр Михайлович Кремлев. Одним из самых любимых поделочных камней у Фаберже был саянский нефрит.
Часы из лазурита, родонита, нефрита, пурпурина, оникса, отделка циферблата полужемчужинами и, конечно, впечатляют миниатюрные портреты и эмалевое покрытие.

Часы в ювелирной оправе, наравне с портсигарами, были одними из самых популярных подарков. Дом Романовых имел особое подразделение занимавшееся закупками и хранением, в том числе и различных ценных ювелирных изделий - Камеральное отделение Кабинета Его Императорского Величества.
Настольные часы-календарь от Фаберже
Ювелирные "безделушки" от Фаберже
Камин Аванзала
https://fabergemuseum.ru/posetitelyam/plan-ekspozitsii
https://experience.tripster.ru/articles/muzej-faberzhe/
https://dzen.ru/a/YhHIfCv8T0n4GNQs
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_Фаберже_в_Санкт-Петербурге
***************************
Серия сообщений "***Петербург 3":
Часть 1 - Александро-Невская лавра — первый монастырь Санкт Петербурга
Часть 2 - Мариинский театр — главная сцена Санкт Петербурга
...
Часть 19 - Дом Пушкина на Мойке: хроника памяти, преодоления и возвращения к подлинному
Часть 20 - Места Достоевского в Санкт Петербурге
Часть 21 - Музей Фаберже — собрание шедевров ювелирного искусства/1