http://lomonosov-msu.ru/rus/user_67484/blog/3012.html
написал статью на конференцию..реальная история, реальные факты...ИНТЕРЕСНО - ПОЧЕМУ...ИЛИ ЗУБ ИМЕЕТ КТО-ТО ИЗ ОРГАНИЗАТОРОВ..ИЛИ ПРАВДА ГЛАЗА РЕЖЕТ..
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ И СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
СЛУГИН В.В.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРДОВСКИЙ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Г. САРАНСК
VSL1665@MAIL.RU
Название настоящей статьи полностью повторяет название кандидатской диссертации, выполненной нами под руководством В.В. Давыдова и защищенной в Психологическом институте Российской Академии образования в 1995 году. Первоначально, В.В. Давыдов поставил перед нами задачу разработки методик диагностики уровня сформированности учебной деятельности младших школьников.
Изучение нами реального процесса формирования учебной деятельности у младших школьников в процессе экспериментального изучения математики (проектировщики предмета и научные руководители эксперимента – С. Ф. Горбов и О.В. Савельева), позволило выявить следующее обстоятельство. По мнению В.В. Давыдова, специального обучения младших школьников решению арифметических задач не требовалось. Учащиеся должны были выделять заложенное в арифметической задаче отношение, например, разности или кратности и фиксировать его в соответствующей знаково – графической модели.
Именно этот процесс решения арифметических задач мы и наблюдали. С.Ф. Горбов и О.В. Савельева создали эффектную и оригинальную развивающую технологию решения арифметических задач как технологию построения детьми определённых моделей. Однако, дети должны были овладевать технологией построения моделей. Требовалась отработка навыков и умений осуществления содержательного анализа арифметических задач, по сути представлявших собой построение моделей, фиксирующих ситуативно обусловленное взаимодействие субъектов и соотношение величин.
Именно наличие модели как инструмента содержательного анализа арифметической задачи и позволяло формировать у учащихся самостоятельность (субъектность), а также учебные действия контроля и оценки.
Фактически, скромным результатом наших наблюдений, анализа и выводов, стал лишь то обстоятельство, что В.В. Давыдов принял факт необходимости обучения решению арифметических задач в технологии учебной деятельности развивающего обучения. И связал такую необходимость обучения с необходимостью отработки овладения учащимися рядом учебных действий на материале арифметических задач.
Спустя 18 лет мы подтверждаем выводы диссертационного исследования. Традиционное обучение транслировало детям уже имеющиеся способы решения арифметических задач, но не учило их самостоятельному поиску способ решений, ибо общего принципа поиска решения арифметических задач у младших школьников не было.
При этом, следует признать высокое качество такого усвоения. Экспериментальное обучение по системе В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, О.В. Савельевой, такой общий принцип формирования субъектности, самостоятельного поиска решения давало. И им является моделирование условий арифметических задач.
Отметим, современное экспериментальное обучение математики в начальной школе, осуществляемое в школах республики Мордовии, считаем провальным, безответственным. Отсутствуют чёткие технологии при совершенно неудовлетворительной методической подготовленности педагогов начальной школы. Технологии обучения, разработанные учёными лаборатории В.В. Давыдова содержат чёткий алгоритм, но требуют овладения методики учителями и, поэтому, не востребованы школами.