• Авторизация


Апология Деда Мороза. 11-12-2014 08:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Апология Деда Мороза

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без "пережитков язычества"? И мамы прячут под елку подарок "от ангела", от "младенца Христа" или просто "от родителей" — "а деда Мороза никакого нет!". Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: "Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует?".

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: "Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это".

А иначе, если быть последовательными, "правильные" православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от "неправильных сказочных чудес", родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: "А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: "Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!" А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо".

Светлана Перегудова: "Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего "вредного", рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если ребенок чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т.е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: "Не хочу, если в этом нет радости". А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: "Для нас, христиан, важно вот это", и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки".

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: "Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры — с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!"

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые...

Отец Алексей Агапов: "Да, у меня был такой случай: "И этот не настоящий..." — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно".

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: "Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал "спасибо", а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних".

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают, что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: "Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: "Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет", а они: "Как, а к нам не придет?" — "А надо что ли?" — "Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!" И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!"

Так что на прямой вопрос ребенка "А дед Мороз на самом деле есть?" — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: "На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами..."

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В 1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете "Правда" появляется статья Павла Постышева "Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!" Публикация в "Правде" приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Снегурочка" Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: "Не ветер бушует над бором..." Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т.д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Alexsey777 11-12-2014-09:53 удалить
Не менее страшные цифры приводит и известный профессор МГУ Сергей Валянский. Эти и многочисленные другие данные красноречиво показывают, насколько близка РФ к катастрофе. Чудовищными темпами продолжается деградация образования и интеллектуального потенциала квалифицированной рабочей силы. В Российской Федерации 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 3 млн проституток, 6 млн российских граждан страдают душевными расстройствами, 5 млн - наркоманы, более 6 млн болеют СПИДом. Ежедневно производится 10 тысяч абортов, притом, что 7 миллионов пар - бездетные. Совершается более 80 тысяч убийств в год. В дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 30 тысяч человек. Около 100 тысяч россиян гибнет ежегодно от наркотической передозировки. Количество заключенных в стране свыше 1 миллиона - больше, чем в СССР в период сталинских репрессий. Потребление спиртного в РФ - по разным данным от 14 до 18 литров условного спирта на человека в год, что более, чем вдвое превышает порог физической деградации нации. В России проживает 31 млн детей до 18 лет. Здоровы не более 30 процентов, 3,5 млн - инвалиды, 1 млн - наркоманы. Детей-сирот 750 тысяч (больше, чем по окончании Великой Отечественной войны, когда детей-сирот было 678 тысяч). Два млн детей безграмотны. Около пяти миллионов беспризорных. В России полтора миллиона чиновников - втрое больше, чем в СССР. Численность чиновников за последнее десятилетие, по данным Росстата, удвоилась. Только за последние 4 года, по словам Кудрина, их число возросло на 130 тысяч человек. На взятки и подкуп должностных лиц ежегодно затрачивается около 33,5 миллиарда долларов. По добыче угля Россия «достигла» уровня 1957 года, по производству грузовых автомобилей - 1937-го, комбайнов - 1933-го, тракторов - 1931-го, вагонов и тканей - 1910-го,обуви - 1900-го. Практически полностью разрушена авиационная, радиоэлектронная, автомобильная промышленность. Зато нефтегазовый экспорт вырос с 76 миллиардов долларов в 1999 году до 350 миллиардов в 2008 году. За 20 лет в РФ исчезли 23 тысячи населённых пунктов.
Alexsey777 11-12-2014-10:11 удалить
Лидочка, признайтесь, Вам лет 19 с половиной. да, вот такая точность....**********-------_______
Alexsey777 12-12-2014-09:12 удалить
Я полностью советский человек, и, скорее всего, буду необъективен. Хотя согласен, что были ошибки, иногда грубые. Но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Труднее всего идти первому, вести за собой - оступись, и все упреки будут обращены именно к тебе. Люди, которые строили нашу страну, делали это искренно, все отдавая на службу государству и ничего не взяли себе. Я не имею в виду, конечно, 80-е годы, особенно с 85-ого и далее, когда в руководстве страной остались как раз только те, кто пролез туда для получения ЛИЧНЫХ благ. Но мне при Советской власти было лучше, потому что я был уверен в завтрашнем дне, простите за избитую формулировку. Я был военнослужащий, и знал, что я закончу училище, получу распределение, буду заниматься делом, которое люблю. Дети мои получат отличное образование, тоже станут работать и все у них будет хорошо, если только сами не скурвятся. И если надо на что-то накопить, на машину например, я накоплю за те 3-4 года, что буду стоять за ней в очереди, и точно на нее не изменится цена, и мне не надо постоянно догонять какую-то инфляцию. Ничего, постою - 3 года это мелочь, пролетают и не замечаешь как, зато пробок не было. Уверенность и стабильность - вот одна из причин, по котрой я любил свою страну, и мне нравилось в ней жить.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апология Деда Мороза. | Alexsey777 - обо всём на свете...... | Лента друзей Alexsey777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»