В период коллективизации шло повсеместное массовое уничтожение церквей и храмов. Не избежал этой участи и Свято-Никольский храм в селе Кулаково Тюменского района, построенный в 1901 г. уроженцем села купцом-меценатом Николаем Мартемьяновичем Чукмалдиным.
Небольшая группа людей решила разрушить, снести церковь с лица земли. Пытались взорвать, но не получилось, церковь лишь слегка осела.
Но сначала надо было избавиться от Чукмалдина, похороненного по завещанию купца в родной деревне в специальном склепе, находящемся с левой стороны храма.
Избавиться, как от представителя враждебного пролетариату класса наряду со многими зажиточными крестьянами села, подвергшимися разорению и изгнанию.
А главное, уж слишком, по их мнению, кулаковцы почитали и любили купца, своего благодетеля. А такое почитание и любовь им были явно не по душе.
Кто-то злился, что не им достаются богатые дары и приношения. Кто-то из зависти проклинал, приговаривая: «Надо же, из грязи да в князи, да еще столько чести!».
Были и такие, кто ненавидел, что люди в храм ходили поклоняться покойному Николаю Мартемьяновичу, а не им, облеченным властью.
Решили вынести его тело из склепа, уничтожить, сжечь, пепел по ветру пустить, чтобы и следа не осталось, навсегда стереть имя Чукмалдина из памяти народа.
Задумавшие это совершить прекрасно понимали, что кроме негодования и ненависти от жителей села им ждать нечего, поэтому решено было все сделать тайно.
И эта тайна оставалась несколько десятилетий. Те, кто знал об этом событии, а их немного, хранили молчание. Люди очень долго боялись говорить правду, об этом боялись даже думать, не то, что рассказывать.
Страх перед наказанием, возможно, и смертью, заставлял держать правду за семью замками. Страх присутствует и сегодня. Рассказывая, старожилы села Кулаково неоднократно предупреждали: «Смотрите, девоньки, не рассказывайте никому, не говорите, что знаете, не дай Бог, беда с вами приключится, ведь и убить могут».
История перезахоронения Н.М. Чукмалдина – особая тема в рассказах старожилов села Кулаково. Материал, основанный на воспоминаниях, собирался по крупицам в течение 10 лет (1995-2005).
Каждая деталь была не раз перепроверена, т.е. находила подтверждение в рассказах других информантов.
В Кулаково живут близкие родственники людей, принимавших участие в глумлении над телом Чукмалдина. По этой причине и по просьбе людей, рассказавших о перезахоронении, текст дается в авторской обработке без указания имен информантов и участников событий (а вот это напрасно!).
«О Чукмалдине, о его жизни и деятельности, а также о постигшей его участи после смерти, знаю от своего свекра. Он приходился двоюродным братом Николаю Мартемьяновичу. Все, что мне рассказал свекор, было великой тайной. Я поклялась, что никому ничего не расскажу, пока не исполнятся сроки, пока не придет человек и не расспросит меня о тайне, многие годы хранимую мною. Все подробности выноса тела Чукмалдина из склепа, его перезахоронения свекор знал от одного из самых активных участников всех этих событий».
Произошло это в одну из ночей весны 1933 г. Все заранее было продумано и спланировано. Компания из 10-12 человек разбилась на три группы.
Одна группа разжигала костры на берегу Туры, где по коварному плану должны были сжечь прах Чукмалдина, чтобы никто не смог доказать их деяния.
Вторая группа извлекала тело из склепа. Они разбили гроб, надеясь найти золото, ведь Николай Мартемьянович был человеком состоятельным, но обнаружили только нагрудный крест и обручальное кольцо. Дорогой шикарный костюм пришел в негодность и буквально рассыпался, когда попытались его снять.
Третья группа смеялась и кричала, создавая впечатление веселого гулянья. Это делалось для того, чтобы отвлечь внимание людей, живущих рядом с Храмом.
Все, кто участвовал в извлечении Чукмалдина из гроба, боялись быть обнаруженными. Они понимали, что совершают преступление против Бога и человека, животный страх заставлял их торопиться.
Тело несли в рогоже вниз лицом, так как им показалось, что покойник открыл глаза, изменился в лице.
Шли к Туре окольным путем, мимо пруда у школы. На высоком берегу речки, вытекающей из прудка, один из идущих впереди поскользнулся и упал. Остальные вынуждены были опустить свою ношу на землю.
Тело выпало из рогожи и скатилось в воду. Подумав, что покойный утонет, компания отправилась к кострам на берегу реки, где они хотели сжечь тело.
С одной из участниц этих событий от страха случился истерический приступ, – ей показалось, что Николай Мартемьянович стоит перед ней. Она поняла: за то, что совершили, они будут наказаны.
Вода в речке начала постепенно спадать и ушла через две недели.
Сельчанин, живший рядом и знавший о случившемся, постоянно ходил к реке. Он боялся, что тело Чукмалдина всплывет, и его увидит кто-нибудь из жителей села. Однажды ранним утром он действительно увидел в воде труп Николая Мартемьяновича и поспешил сообщить об этом участникам преступления.
Срочно собралась вся компания. Тело стали вылавливать баграми, попали в глаз. На шею накинули петлю, чтобы вытянуть из воды.
На скорую руку сколотили ящик. Наугад делали или с пьяного глаза, но ящик намного короче оказался. Тело покойного Чукмалдина туда не входило.
Тогда они взяли ... и отрубили ноги. Рядом положили. Хотели вообще на куски разрубить, да страх обуял то ли перед людьми, то ли перед Богом.
Торопились, слишком быстро светало. Ящик с останками Н.М. Чукмалдина погрузили на телегу, вывезли за деревню и сбросили в заранее приготовленную на Пашенском кладбище яму. Пашенское кладбище, или кладбище староверов, расположено было на горе справа, километра два от деревни по Ивановской дороге на Горьковку.
Чтобы скрыть следы преступления, выкопали могилу и на ныне действующем кладбище, на которую возложили безымянный камень.
Копальщиков обманной могилы из своей же компании предупредили: «Сильно себя не утруждайте, хоронить будем в другом месте».
Тело Н. М. Чукмалдина из гробницы извлекли 30 апреля 1933 г., в канун Христовой Пасхи. Те, кто совершил святотатство в Божьем храме, совершили настоящую черную мессу.
И поп, и попадья были в этом замешаны, они сами открывали Храм. Крест и все образа, что были в усыпальнице, перевернули вверх ногами.
В ту же ночь из храма и склепа были вынесены все иконы, ковры, отрезы, дары – все богатство. Храм объявили обворованным.
Наутро в церковной ограде люди увидели помятые, стоптанные цветы.
Присмотревшись, поняли, откуда эти цветы. Сразу догадались, что случилось что-то ужасное. Но говорить об этом вслух было опасно.
В день Христовой Пасхи 32 года подряд жители села приходили кланяться своему покровителю Николаю Мартемьяновичу, приносили богатые дары.
В этот год на Пасху усыпальницу Чукмалдина не открывали, хотя гробница стояла на прежнем месте, но уже без гроба с телом покойного.
Это было сделано для того, чтобы обмануть народ, тех, кто не знал и не подозревал о свершившемся глумлении. Не открыли усыпальницу и в следующий святой праздник 28 августа 1933 г. По церковному календарю – Успение Пресвятой Богородицы. В этот день кулаковцы работали на поле рядом с кладбищем, вязали в снопы рожь.
Было ясно, солнечно. Вдруг раздался гром, небо почернело, начался вихрь. Люди побежали с поля, осеняя себя крестом. В это время на кладбище происходило захоронение Николая Мартемьяновича Чукмалдина.
Так сказали. На самом деле, захоронили пустую гробницу, – боялись, что сельчане потребуют открыть ее. Ведь ежегодно в день Вознесения Богородицы в церкви открывали склеп и гробницу с телом Чукмалдина. Даже сама Мать-природа отозвалась враждебно на святотатство людей над односельчанином.
Надо отметить, что рассказы информантов, знающих эту историю из первых уст, т.е. от родителей, практически не отличаются по изложению фактов, в них нет противоречий, лишь дополнения, уточнения.
Однако, как это часто бывает, какие-то частицы этой истории все же просочились в народные массы. Из воспоминаний жителей:
«Слышал, что когда Чукмалдина перезахоронили, с него ботинки сняли».
«Когда громили церковь и склеп, где лежал Чукмалдин, говорили, что ноги ему отрубили, будто сапоги на нем были золотом вышитые».
«Церковь разгромили. А лаз в склеп, где лежал Чукмалдин, взорвали. Гроб вытащили. Чукмалдина похоронили. А цинковый гроб, в котором его из Германии привезли, долго валялся у церкви. Про купца Чукмалдина слышала, что ноги ему обрубили, когда хоронили. А похоронен он на Пашенском кладбище, за Приводной, по Ивановской дороге. Скотские ямы появились уже позднее».
Народ при пересказах вносил свои изменения: то ботинки сняли, то сапоги и т.п. Тот факт, что гроб долго валялся около церкви, явно дополнен вымыслом: во-первых, об этом не говорил никто из информантов; во-вторых, само перезахоронение было произведено тайно, и такую улику вряд ли оставили бы на виду.
Слухи ходили разные. Одни заверяли, что захоронение находится на ныне действующем кладбище, другие утверждали, что Чукмалдина перезахоронили во дворе при храме. Третьи убеждали, что похоронен он на старом Пашенском кладбище, кладбище староверов.
Говорили и о том, что тело его выбросили в скотскую яму. Почему-то в народе прижилась именно эта версия, хотя некоторые старожилы села утверждают, что скотомогильник появился намного позднее.
Встречающиеся незначительные неточности и расхождения в воспоминаниях кулаковцев, объясняются большим периодом времени, более ста лет после смерти Н.М. Чукмалдина и более 70 лет после его перезахоронения, а также процессом бытования и изменения устных рассказов в соответствии с условиями их хранения и передачи из поколения в поколение.
«О Николае Мартемьяновиче Чукмалдине знаю со слов своего отца. Место захоронения Чукмалдина указал отцу мой дед. Он сказал, что на кладбище захоронение не производилось. На самом деле ящик с останками Николая Мартемьяновича находится в скотомогильнике, расположенном в « колке». Так в деревне называли место напротив кладбища за полем в лесопосадке.
В пору моей юности, когда мы ездили на сенокос и проезжали мимо этого места, отец всегда снимал фуражку с головы. А нас заставлял идти пешком босыми ногами, разговаривать и смеяться запрещал. Теперь я понимаю, что так он чтил память о Н.М. Чукмалдине».
Впоследствии весь колок был вырублен, землю перепахали, в яму свалили корневища, пни, мусор, сверху присыпали землей. Жители считали, что так люди, имеющие отношение к этому непристойному делу, заметали следы своего преступления.
Кем-то на место скотской ямы были положены три гранитных камня.
На одном из камней было написано: «Купец I гильдии Николай Мартемьянович Чукмалдин». Однако камни бесследно исчезли.
Люди сокрушались и негодовали: ведь можно было перезахоронить с должными почестями. «Сказывали люди, что шибко несправедливо с телом Николая Мартемьяновича поступили, да еще не по-человечески. Хоть бы уж на кладбище захоронили, так нет – в яму скотскую бросили».
Жители проклинали людей, сотворивших это злодеяние, но ничего не могли сделать. Время было такое. Некоторые пытались отыскать в скотомогильнике ящик с останками Н.М. Чукмалдина, но не все вернулись.
Были случаи исчезновения людей.
Те, кто знал, что произошло той страшной весенней ночью 1933 г., постоянно подвергались гонению.
«Сожалею о том, что не могли мы раньше обо всем этом рассказать. Моя мама знала все и очень много несправедливости натерпелась от местной власти. Она всегда говорила: «Вот пришли бы люди добрые да честные, да поведать бы им все деяния местного управления».
Так, весь костяк мужчин одной из семей был сослан в карельские леса. Оставили только баб да малых детишек. Отобрали все: одежду, зерно, весь скот. Оставили голодными и босыми.
Другого односельчанина объявили сыном врага народа. В 1941 г. его отправили на фронт, отняли все теплые вещи, сказав, что с такими, как он, нечего церемониться.
Кстати, и те, и другие приходились Н.М. Чукмалдину дальними родственниками ( по утверждению членов этих семей).
Преступники боялись не только разоблачения, но и расправы, кровной мести. События, произошедшие вскоре, дали повод говорить, что судьба послала им возмездие за святотатство. «За добро казнили человека, будут сами наказаны».
И действительно все участники были наказаны, и не только презрением односельчан. Люди осуждали, кляли и ругали всех, кто участвовал в глумлении над телом Н.М. Чукмалдина. Никто их не уважал, вслед им плевали и говорили: «Господь вас накажет за хорошего человека».
Все расплатились за свой грех. Кому-то ампутировали ногу, у кого-то глаз вывернуло. Кто-то поплатился своим дитем, этим же летом утонула 17-летняя дочь в реке Туре, и похоронили ее не по-человечески. Была буря, дождь, могилу размыло. Похоронили в рогоже, сбросив в яму, забросав на скорую руку. Люди не жалели, говорили: «Произошло возмездие Божье».
Все происходящие события оцениваются информантами с точки зрения соответствия христианским нормам жизни. Рассказчики подчеркивают: подобное наказывается подобным, (никто не умер своей смертью).
Наказанию подверглись не только сами участники описанных событий, но и их близкие (утонула дочь).
В рассказах присутствует много невероятного (гром и буря среди ясного неба), но понятия «правдоподобно» или «неправдоподобно» в них не применимы.
Здесь также присутствует неразгаданная тайна. Бесценным ключом к разгадке этой тайны являются свидетели тех событий, которых осталось очень мало, единицы.
«Мой дед служил в Никольском храме попом, родная бабушка была попадьей. Их сын работал в сельсовете, он много пил, наглый был. Прошел всю улицу центральную, что не получше дом, тот продавал в город.
Извлечение тела Николая Мартемьяновича Чукмалдина из гробницы было произведено в 1933 г., перед Пасхой. И поп, и попадья, и их сын были в этом замешаны.
Об этом часто говорилось в нашей семье. Пустую гробницу Н.М. Чукмалдина действительно захоронили позже, когда рожь в зерно пошла. В тот день еще святой праздник был. А само тело Николая Мартемьяновича схоронили в ящике, в скотской яме.
Я составлял дневник, в котором указывал все, что знаю об этих событиях, все, о чем говорилось дома. Мать этот дневник нашла и сожгла, а меня прокляла, сказав: «Против семьи пошел». Вот я у них и не в чести. Жаль, не сохранил бумаги, там у меня и фамилии, и даты все записаны были».
«В 1941 г., мне было пять лет, когда мы приехали в Кулаково. Первое время жили на квартире. Во время отдыха, куря трубку, дедушка, хозяин дома, усаживал меня к себе на колени и поверял о своих тяжких думах. Тогда он часто рассказывал о купце Чукмалдине. Мне часто казалось, что это просто выдумка и страшная сказка, но, видя слезы на глазах, его страдания и негодование к власть имущим, я понимал, что все это не выдумка, а горькая правда жизни».
Жители села всегда свято верили, что наступит время, все встанет на свои места, справедливость восторжествует, и люди узнают всю правду.
Тайна будет оглашена. Наверное, время пришло! Картина событий 1933 г. практически полностью восстановлена, но, где действительно находится могила Н.М. Чукмалдина, к сожалению, до сих пор не известно.
И.П. Горбачева (Тюмень)
Совершенно жуткая история. И сотворили её не один-два ненормальных, а большая группа сельчан при участие попа и попадьи. Попа, к которому всё село ходило на службу и причастие (наверное, и после этой истории продолжали ходить).
У этой компании наверняка очень много потомков – негодяи имеют привычку хорошо размножаться. Пусть на памяти отдельные несчастья, случившиеся с ними – большинство всё равно живёт долго и счастливо.
Помните об этом. Они среди нас. И их много.