ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ МОЦАРТА****
Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга". (Гордон
Шоу, нейробиолог и физик из США)
"Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные
свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих
композиторов". (А. Томатис. Из книги "Почему Моцарт?")
Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего
мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея
Моцарта (1756 - 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих
композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.
Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить
просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества
самых разнообразных недугов. Но в чем же скрывается тайна той универсальной
по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает
только музыка Моцарта? Каковы "секретные механизмы" общепризнанного
уникального лечебного эффекта именно этой музыки?
Стандартные "IQ-тесты" фиксируют реальное повышение интеллекта у людей
после прослушивания именно музыки Моцарта. /Исследования американских
ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной
музыки Моцарта повышает IQ ("коэффициент интеллекта") людей в среднем на
8-10 единиц.
Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные
способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у
тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). /Даже после 5-минутного
музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация
внимания (сосредоточенность).
Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном
прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.
Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение
целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые
экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно
соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить
количество эпилептических атак).
В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США),
больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в
индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент
одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех
этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность
выполнять тонкие движения рук.
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские
ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей
стране раннюю детскую смертность.
По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта
помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. /Если
во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта - исчезнут многие
проблемы с пищеварением.
Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды
мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее
наиболее целебной среди всей классической музыки. /Во-первых,
высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы
среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше
вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует
улучшению памяти и мышления.
В числе больших поклонников творчества Моцарта - знаменитый
врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его
пациентов был юный Жерар Депардье - будущий прославленный французский
киноактер. В ту пору - в середине 60-х гг. ХХ в. - молодой и пока никому не
известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все
шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и
памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара
определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в
ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта.
Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим
! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха,
и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем
великим киноактером мирового уровня. /Сам Ж. Депардье спустя годы после
своего чудесного выздоровления сказал следующее: "До встречи с Томатисом я
не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать
завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса
мышления".
Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в
буквальном смысле "подарила" человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал
Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько
минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое
последнее желание в этой жизни - чтобы при нем сыграли его любимый концерт
Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло
настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел
на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись
жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных
лет, дожив до 92-летнего возраста.
В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на
городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают
авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить
количество аварий.****
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart) (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791, Вена), австрийский композитор.
Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.
Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец - скрипач и композитор Леопольд Моцарт. С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769-1977 годах он служил концертмейстером, в 1779-1781 - органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 годами совершил три поездки в Италию; в 1770 году был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой "Митридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767, Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан), "Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2-х кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера "Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 года Моцарт - камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра - весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе - "Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта - "Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.
Моцарт - представитель венской классической школы, его творчество - музыкальная вершина 18 века, детище эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения "Буря и натиск". Взволнованность и страстность так же характерны для музыки Моцарта, как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке Моцарта сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль Моцарта сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарта переданы ощущение полноты жизни, радость бытия - и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.
Оперы Моцарта - синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в опере Моцарт отдаёт музыке - вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму. Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей. По-своему развил Моцарт некоторые приёмы музыкальной драмы К. В. Глюка (в частности, в "Идоменее"). На основе комической и отчасти "серьёзной" итальянской оперы Моцарт создал оперу-комедию "Свадьба Фигаро", в которой соединены лирика и веселье, живость действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы - превосходство людей из народа над аристократией. Опера-драма ("весёлая драма") "Дон Жуан" сочетает комедию и трагедию, фантастическую условность и бытовую реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности противостоят твёрдые принципы морали. Национальная опера-сказка "Волшебная флейта" продолжает традиции австро-немецкого зингшпиля. Как и "Похищение из сераля", она сочетает музыкальные формы с разговорным диалогом и опирается на немецкий текст (большинство других опер Моцарта написано на итальянском либретто). Но музыка её обогащена различными жанрами - от оперных арий в стилях оперы-буффа и оперы-сериа до хорала и фуги, от простенькой песенки до масонских музыкальных символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом произведении Моцарт прославил братство, любовь и нравственную стойкость.
Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном классических норм симфонической и камерной музыки, Моцарт усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содержание, привнёс в них драматическую напряжённость, обострил внутренние контрасты и усилил стилевое единство сонатно-симфонического цикла (позднее Гайдн воспринял многое от Моцарта). Существенный принцип моцартовского инструментализма - выразительная кантабильность (певучесть). Среди симфоний Моцарта (около 50) наиболее значительны три последние (1788) - жизнерадостная, сочетающая возвышенные и бытовые образы симфония ми-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью, нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально многогранная симфония до мажор, которой позднее было присвоено название "Юпитер". Среди струнных квинтетов выделяются квинтеты до мажор и соль минор (1787); среди струнных квартетов - шесть, посвященных "отцу, наставнику и другу" И. Гайдну (1782-1785), и три так называемых Прусских квартета (1789-1790). Камерная музыка Моцарта включает ансамбли для разных составов, в том числе с участием фортепианных и духовых инструментов.
Моцарт - создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарат приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения. В концертах для фортепиано с оркестром отразились блестящее мастерство и вдохновенная, певучая манера исполнения самого композитора, равно как и его высокое искусство импровизации. Моцарт написал по одному концерту для 2-х и для 3-х фортепиано с оркестром, 5 (6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4-мя солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а частично для учениц и знакомых Моцарт сочинял фортепианные сонаты, рондо, фантазии, вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки.
Большую эстетическую ценность имеет бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка Моцарта - дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские композиции для оркестра ("Масонская траурная музыка", 1785) и хора с оркестром (в том числе "Маленькая масонская кантата", 1791), родственные по духу "Волшебной флейте". Церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом Моцарт писал главным образом в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два незаконченных крупных произведения - месса до минор (написанные части использованы в кантате "Кающийся Давид", 1785) и знаменитый Реквием, одно из глубочайших созданий Моцарат (заказан анонимно в 1791 году графом Ф. Вальзегг-Штуппахом; завершен учеником Моцарта - композитором Ф. К. Зюсмайром).
Моцарт был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фортепиано, в том числе "Фиалка" на слова И. В. Гёте (1785).
Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарт стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей, философов, учёных начиная с И. Гайдна, Л. Бетховена, И. В. Гёте, Э. Т. А. Гофмана и кончая А. Эйнштейном, Г. В. Чичериным и современными мастерами культуры. "Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!" - эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит А. С. Пушкину ("Моцарт и Сальери"). Преклонение перед "светозарным гением" выразил П. И. Чайковский в ряде своих музыкальных сочинений, в том числе в оркестровой сюите "Моцартиана". Во многих странах существуют моцартовские общества. На родине Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных заведений во главе с Международным учреждением "Моцартеум" (основан в 1880 году).
Б. С. Штейнпресс.
Большая советская энциклопедия.