• Авторизация


Церкви в Тюмени в 19 веке 30-09-2011 14:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Интересные для нас церкви Тюмени и   Ялуторовска  в 19-м  – начале  20-го века

Последним священником в нашем роду был Яков Корнилиевич Словцов, прадед моего дедушки А.Ф.Кейзера по материнской линии. О том, каким  неординарным  и  всесторонне талантливым человеком был Яков  Конилиевич, можно почитать в разделе «И.Я.Словцов и его семья», а здесь хотелось бы рассказать про церкви, где ему довелось служить,  венчать - крестить - отпевать своих прихожан, нести их душам покой и терпение.

Теперь трудно сказать, почему Яков Корнилиевич покинул своих прихожан и церковь в селе Гилевском, где родился, а потом  с 1830 по 18 ноября 1837 гг. служил священником.  Не сложились отношения с прихожанами – это вряд ли, за 33 года служения священниками семья просто сроднилась с местным населением; жили как все – во время женились, обзаводились детьми; незамужние сёстры жили при церкви - праведно и скромно. При отце Крнилии  и сыне Якове Словцовых в Гилевском была построена Богоявленская каменная двухэтажная церковь. Было крепкое подсобное хозяйство. Дружили со священниками из соседних сёл, подменяли друг друга в случае болезни. Так что у Якова Корнилиевича если и была мысль перебраться в уездный город поближе к цивилизации, то она была запрятана глубоко в душе. Так глубоко, что сам он о ней не вспоминал.

Скорее всего, это церковные верха, видя его образованность, начитанность, незаурядный ум; оценив его влияние на прихожан, решили, что такой человек будет очень полезен в городе, где живёт разношёрстная публика, чьи умы  очень трудно удерживать в угодных государству рамках.  Особенно после того, как по царскому указу 14.12.1835 декабристам, находящимся на  каторге в Сибири, она  была заменена  на поселение в городах там же, в Сибири.  В Тюмени, правда, декабристы не поселились, но вполне ещё могли появиться, и укрепление местной церкви – это был упреждающий шаг.

Мой дедушка и его брат также крестились в церквах Тюмени.

Многие церкви не намного пережили своего священника, Я.К.Словцова, но умерли, в отличие от него, насильственной смертью. Первый тревожный сигнал прозвучал   23 декабря 1929 года: пишется акт комиссией представителей от культурных организаций по определению церквей, костелов, мечетей под культурные учреждения. «При обследовании установлено:

1.Знаменский Собор одноэтажный — по улице Володарского под городской клуб физкультурников.

2.Успенская церковь одноэтажная по Хохряковской улице под общежитие или красный уголок.

3.Ильинская церковь одноэтажная по улице 25 Октября под школу или клуб.

4.Спасская церковь двухэтажная по улице Ленина — под общежитие курсантов.

10.Георгиевская церковь двухэтажная за рекой — под клуб кожевников и химиков.

11.Собор двухэтажный по улице Республики — под музей.

Остались необследованными: Часовня на старых кладбищах (ее внешний вид определяет годность под школу) и еврейский костел» (последний установить не представилось возможным)

Сейчас часть их них  воскресли и восстанавливаются.  Если бы так могли некоторые люди…

Итак, церкви Якова Корнилиевича Словцовых;  его правнуков Александра и Евгения Кейзеров в городах Тобольской губернии:

А. В  городе  Тюмени (Тобольские епархиальные ведомости № 3,4 1891год) в рассматриваемом периоде было 12 православных церквей:

1.Благовещенский Собор  - второе  по времени постройки каменное здание города Тюмени. Патриархом белокаменного зодчества называли современники соборную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, заложенную 31 мая 1700 года по указу Петра Великого в Тюмени. Возведенная на крутом берегу реки Туры, напротив здания городской управы (ныне - областной краеведческий музей), она имела пять маковок на главном куполе, колокольню, ризницу, а под своим фундаментом - казенные амбары, которые являлись собственно первыми каменными строениями в городе. Царскими Указами для убранства храма из государственной казны и тюменского воеводства приобретались уникальные высокохудожественные предметы церковной утвари. Лучшими иконописцами был расписан иконостас, особое внимание в котором привлекали образы Господа Саваофа, Господа Вседержителя и Трех Святителей (в медных ризах) никоновского периода. История сохранила немало свидетельств детальных описаний этого памятника архитектуры, радовавшего взоры людей своей непередаваемой простотой, лаконичностью форм и великолепием, более двух веков (до 8 сентября 1913 года) он был соборным храмом города. В судьбе этого памятника важную роль сыграли три события, угрожавшие его существованию. Первое - в 1889 году, когда после капитального ремонта, осуществленного настоятелем храма священником Александром Филипповым, невежественными реставраторами были уничтожены иконы Рождества и Благовещения Богородицы на фронтоне храма и поврежден иконостас времен Петра Первого. Второе - опасность от оползания берега реки Туры, что неоднократно обсуждали городские власти (Дума и Управа), начиная с 1850 до 1914 года,  тогда же велись дебаты о строительстве нового городского соборного храма по улице Царской, напротив церкви во имя Симеона Богоприимца.  А третье событие поставило конец в истории Собора - в 1932 году он прекратил свое существование.

Отношение властей: на одном из заседаний Тюменской Городской Управы в ноябре 1912 года отмечалось: «В виду же особого значения соборного храма как исторического памятника древней архитектуры, необходимо принять меры к предотвращению его разрушения. Городская Управа считает нужным доложить, что вопрос об укреплении правого берега реки Туры поднимался в Думе несколько раз, но так как работы по этомy укреплению требовали затрат в десятки тысяч рублей, то каждый раз по сему предмету вопрос оставался открытым, и последнее в данном случае таковое постановление Думы было 5/11 мая 1909 г. за № 20. И так как соборо-Благовещенский храм, заложенный к постройке в 1700 году, действительно представляет из себя характерный памятник зодчества периода московских царей, то сохранение его, несомненно, должно составлять предмет забот самого Духовного ведомства… “

Решение Тюменского горкома ВКП(б) от 2 марта 1929 года: « Отвести Благовещенскую церковь под антирелигиозный музей». За три месяца существования (20 апреля - 20 июля) в нем побывало 8548 посетителей.

В ночь с 13/06 на 14/06  1932 года (все тёмное совершается под покровом ночи) по распоряжению горсовета здание Антирелигиозного музея взорвано.  «По вопросу взрыва б/Благовещенской церкви, в связи с острой дефицитностью в кирпиче для строек города, в городском Совете был поднят еще с весны т/г и до мая месяца этот вопрос прорабатывался в отделе Городского Местного Хозяйства на предмет того, какие церкви можно снести полностью и у каких церквей можно снять купола».

Священник  - наш  Я.К.Словцов (протоиерей) – с 1844 по 1853гг.

C  апреля 1997 года велось воссоздание памятника, но с очень важной оговоркой: его возводили в другом месте, в сквере Депутатов по ул.Широтной, напротив кинотеатра "Современник". Возведение шло на народные пожертвования, причем с примением столь характерных для "нефтегазовой столицы" новейших технологий вроде пожертвований через телефон или СМС. Выглядеть новый Благовещенский Собор должен, по замыслу, близко к первоначальному облику.

28 августа 2002 года в день празднования Успения Пресвятой Богородицы во время чтения акафиста Божией Матери в сквере «Депутатов» над земельным участком под восстанавливающийся Благовещенский собор многие молящиеся могли видеть в небе среди облаков просвет в виде четко очерченного Крестного Знамения.

7 апреля 2004 года в Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы была обретена икона Благовещения Пресвятой Богородицы с Царских врат неизвестного разрушенного храма.

8 апреле 2004 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием освящается поклонный Крест и земельный участок под восстановление Благовещенского Собора.

В августе 2004 г. в праздник Преображения Господня пожертвованы средства на часовню, и через месяц она была изготовлена и установлена в Депутатском сквере у Креста.

В Рождество Христово 2005 года при большом стечении жителей города Владыка Димитрий освятил Благовещенский храм-часовню.

7 апреля 2007 г. в престольный праздник после праздничной службы была освящена и забита первая свая.

8 октябре 2007 г. состоялось соединение прошлого с настоящим: в торжественной обстановке Владыка Димитрий заложил камни из взорванного собора в стены строящегося храма.

7 апреля 2009 г. Владыка Димитрий освятил изготовленные кресты храма; установлен купол и крест на колокольню. В этот же день был поднят и увенчан крестом купол колокольни храма на высоте 37 метров.

(http://tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/number.php?dat=2010.04&st=10)

2.Вознесенская

3.Михаило-Архангельская - расположена на пересечении улиц Ленина (бывшая Спасская) и Тургенева (бывшая Большая Архангельская, или Полицейская). Первое упоминание о ней относится к 1616 году, когда храм уже существовал, о чем встречаются свидетельства в книге "Тюмень архитектурная.  Однако каких-либо подтверждающих или опровергающих доказательств не обнаружено и, вероятно, эта дата так и останется отправной точкой начала истории храма во имя Архистратига Божия Михаила, хотя и не бесспорной. Первая церковь, на месте которой сегодня величаво возвышается двухэтажное молитвенное здание, отреставрированное после закрытия и 62-летнего использования не по назначению, была деревянной и простояла до 1697 года, когда произошел пожар. На месте сгоревшего был заново отстроен деревянный храм. Он простоял чуть более 60 лет, а в 1766 году вновь был уничтожен огнем. Так, по крайней мере, свидетельствует историк-краевед XIX века Н.А. Абрамов.* 13 мая 1781 года в донесении Тюменского Духовного правления епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I (Петрову) указывалось, что Михайло-Архангельский храм находится в ветхом состоянии, и прихожане просят разрешить вместо обветшалой деревянной построить каменную церковь, для чего уже заготовлен весь необходимый материал и даже найдены работники. Действительно, прихожане Михайло-Архангельской церкви указывали, что "вместо обветшалой желательно построить каменную церковь...", а также необходимо учесть и тот факт, что в июне 1766 года сильный пожар истребил почти весь город из 604 дворов, кроме Затюменья и Заречья, была уничтожена и Михайло-Архангельская церковь… По существу, в 1824 году была закончена реконструкция всего храма, строившегося около сорока трех лет. Он простоял без изменения до конца XIX века. В 1898 году к северной (левой) стороне придела Архистратига Божия Михаила начался пристрой одноэтажного придела во имя святого Симеона Верхотурского. Из описи Михайло-Архангельской церкви, которая была составлена священно-церковнослужителями в мае 1853 года, возможно представить внутренний и внешний вид храма: на колокольне церкви находилось семь колоколов;  четыре иконостаса: два - предалтарных и два - размещенных по левую и правую сторонам у входа в трапезную второго этажа были голубого цвета;  в храме находился представлявший особую ценность серебряный с позолотой крест, с мощами угодников Божиих: Варфоломея и Варнавы, великомучеников Спиридона и Феодора Тирона, царя Константина и Ефрема Сирина, царицы Феодоры и Анны Кашинской, весом 38 золотников. Он был подарен в 1843 году статским советником Петром Жилиным…

В 1897 году прихожанами Михайло-Архангельской церкви рассматривается вопрос о строительстве придельного храма в честь святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца и покровителя Сибири, к левой (северной) стороне. Основной мотивировкой этого стала малая вместимость церкви, что особенно было заметно в двунадесятые или храмовые праздники, когда многим молящимся не было возможности пройти не только в саму церковь, но даже поместиться на паперти и приходилось оставаться под открытым небом. Предложение верующих о строительстве третьего придельного храма архиереем было одобрено и уже в мае составлена смета на предполагаемые затраты в сумме 6256 руб. 93 коп.

В ноябре того же года епархиальным архитектором Б.Б. Цинке составляется проект на постройку к церкви двух приделов с южной и северной сторон. Однако закладка фундамента была осуществлена только с северной стороны, а на пристрой с южной стороны проект не был утвержден. Итак, после ряда согласований и с благословения епископа Тобольского и Сибирского Антония IY (Коржавина), 10 мая 1898 года происходит закладка фундамента придельного храма во имя святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца и покровителя Сибири.

В 1892 году при Михайло-Архангельской церкви впервые открывается в приходе одноклассная церковно-приходская школа. К тому времени в городе существовала только одна духовная школа при Троицком монастыре, в которой учились 14 мальчиков. Первоначально церковно-приходская школа была смешанной, в ней училось 60 мальчиков и 21 девочка. Однако уже через год, с 6 февраля занятия проходили в специальном доме, купленном в Малом городище Тюменским мещанским обществом для приходов Спасской и Михайло-Архангельской церквей и называлась она Спасо-Архангелькая школа. Духовное учебное заведение существовало до 1898 года, когда Спасская мужская школа была переведена в новое каменное здание, построенное на средства по завещанию купца Г.Т. Молодых и частично на средства прихожан указанной церкви. Архангельская же осталась с одним женским отделением. Через год при школе открывается отделение и для мальчиков. Последующие пять лет в Архангельской школе сохранялось разделение классов по половому признаку, и только в 1904 году два класса были преобразованы в одну смешанную с 4-х годичным курсом обучения школу, которая существовала до 1908 года. Совмещение классов произошло после покупки в 1904 году Тюменским мещанским обществом 2-х этажного дома, к дню рождения царевича Алексея Николаевича. Здание было поделено на две части: на втором этаже находились два учебных класса, в которых обучалось до 70-ти учащихся, учительская комната с библиотекой и раздевалкой, а первый этаж использовался под квартиры для учителей. При школе имелись небольшой флигель, амбар, погреб, кладовая и конюшня.

В 1898 году, 16 декабря, в Михайло-Архангельской церкви проходит чествование отца Василия Арефьева в связи с 34-летием служения в сане священника и 15-летием работы в этом храме. 1 февраля 1902 года редкие монотонные удары колоколов Михайло-Архангельской церкви возвестили о печальном факте - смерти отца Василия Яковлевича Арефьева, которому исполнилось всего 60 лет. Через два дня, в 9 часов утра, при большом стечении верующих была совершена заупокойная литургия, которую вёл товарищ его по школе и сослуживец, законоучитель Александровского реального училища протоиерей Иоанн Лепехин. Тело покойного отца Василия погребли на территории Тюменского Троицкого монастыря.

В октябре 1919 года в губернский отдел юстиции поступают сведения о состоянии православной общины Михайло-Архангельской церкви, которые свидетельствуют, что церковная община состоит из жителей Большого и Малого городищ, центральной части города и шести близлежайших деревень: Патрушева, Дударева, Дербыши, Плеханова, Труфанова и Маринина. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет, согласно которому местным Советам предлагалось изъять из церквей все имущество и драгоценности (золото, серебро и ценные камни), якобы для помощи голодающим Поволжья. В 1925 году Михайло-Архангельская церковь вновь стала объектом нападок и притеснений со стороны государства. 12 июня Президиум Тюменского окружного исполнительного комитета принял постановление о передаче храма из пользования верующих тихоновского течения верующим-обновленцам.

В конце 20-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени, под давлением заинтересованных лиц, осуществляются акты закрытия храмов с целью использования их для других целей. Основой таких действий послужила ленинская поправка к 13 статье декрета "О свободе совести и вероисповеданий" от 23 января 1918 года. Михайло-Архангельскую церковь предполагалось использовать под общежитие или школу.

     С 1934 по 1945 годы здание церкви трижды капитально перестраивалось. Первый раз - в 1934 году сняли купол, колокола и реконструировали помещение под клуб, контору, склады и гараж; второй раз - в 1941 году оборудовали гарнизонную прачечную, что вызвало новые капитальные перестройки; третий раз - в 1945 году, под столовую и общежитие. Далее, в 1948 году, здание церкви использовалось строительно-монтажным управлением (ОСМУ-3) завода строймашин, что привело к полной бесхозяйственности, и 3 августа договор на эксплуатацию с указанным предприятием был расторгнут. Кто в последние годы являлся хозяином церковного здания, неизвестно.

5 июля 1976 года Михайло-Архангельская, как и другие церкви города, берется под государственную охрану и включается в реестр архитектурно-монументального искусства местного значения. Решением исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов было определено передать храм на баланс управления культуры, которое в месячный срок должно было заключить охранно-арендный договор на право его эксплуатации.

Спустя 62 года после закрытия и использования Михайло-Архангельской церкви не по назначению, 18 июля 1991 г., она передается Тобольско-Тюменской епархии и становится приписной к Знаменскому Кафедральному собору г. Тюмени. Процесс возвращения Михайло-Архангельской церкви являлся сложным, т.к. еще 21 августа 1989 года Тюменский городской Совет принял решение о передаче здания-памятника в аренду Омско-Тюменской епархии с целью создания в нем миротворческого и экуменического центра. Однако, церковь не была передана ни в этом, ни в следующем году.

Медлил с передачей её арендатор - Тюменский областной краеведческий музей (директор Т.М. Исламова), не желавший расставаться с Михайло - Архангельской церковью и комплексом Тюменского Свято-Троицкого монастыря.

С 1995 года на территории Михайло-Архангельского храма начинаются строительно-восстановительные работы  и составляется проект воскресной школы Знаменского Кафедрального собора, одобренные распоряжением главы администрации города Тюмени.

С 1997 года началось восстановление церкви. В мае 2000 года, после 70-летнего перерыва, был назначен настоятель Михайло-Архангельской церкви - отец Николай Егоров. С его приходом сформирован церковный совет из трех человек: о. Николай, А.Н. Пермяков и А.Ю. Верейкин.

Недалек тот день, когда полностью восстановленный молитвенно - архитектурный комплекс будет вновь, как и сто лет назад, изумлять жителей и гостей города своим видом и изяществом. С восстановлением внешнего храма будет обновляться и внутренний храм - храм души человека.

Использован материал с сайта http://www.ihtus.ru/

В градо-Тюменской Михаила Архангела церкви крещён 3 февраля 1886 г. Александром мой дедушка. Восприемники – преподаватель Реального училища П.М.Иванов и дочь кол.сов.О.Н.Соколова. Таинство крещения совершили: священник Василий Арефьев с псаломщиком Николаем Петропавловым.

4.Крестовоздвиженская

5.Спасская

6.Успенская. Как пишет Ирина ТАРАБАЕВА на странице http://www.t-i.ru/article/4432, в краеведческую литературу закралась ошибка, и она тиражируется из издания в издание: «Ильинский девичий монастырь, на территории которого после его закрытия была построена Успенская церковь… Прежней Ильинской церкви давно нет. Она была деревянной. Дважды горела. После последнего пожара ее просто не восстановили. Только в начале XIX века построили такую же в новой слободе. Однако этот храм не имеет никакого отношения к старому монастырю, закрытому решением Екатерины II в 1764 году. При новой же церкви в 90-е годы 20-го века Ильинский женский монастырь создали заново».

Успенская церковь была построена в 1765 году.  Она не являлась шедевром культовой архитектуры. Хотя была хороша собой — пример провинциальной и строгой красоты в стиле сибирского барокко. Ей дали славное имя — Успенская. Назвали в честь особо почитаемого в России православного праздника Успения Богородицы.
История церкви скромна. Ее заложили при игуменье Иулитте по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла II Конюшкевича. Строили на средства благотворителей, чьи имена, к сожалению, забылись. Успенская церковь стала преемницей Ильинского девичьего монастыря. На ее постройку ушло 20 тысяч рублей серебром. Колокольню храма воздвигли только через полвека, в 1820 году. А к середине XIX столетия церковь пришла в бедственное положение. Если заглянуть в описи имущества того периода, можно узнать, насколько обнищал приход. Три иконостаса в церкви — “простой работы, ветхие”, “одни царские врата в буквальном смысле висели на мочалках”. А кроме того, некрашеные полы, старые деревянные крыши и церковная ограда — простой деревянный заплот. Несколько лет подряд здесь даже священника не было! Полковник Дмитрий Серебряков пожертвовал церкви приклады серебро-золочёных  риз на иконы. Храм уже хотели отдать старообрядцам (всё лучше, чем стоит запертым), но... случилось чудо — появились благотворители.
А тюменский купец второй гильдии, почётный гражданин города Семён Трусов нашёл деньги на ремонт. При материальной поддержке Семёна Михайловича (на его средства в городе построено сиропитательное заведение и отремонтирован после пожара Троицкий собор) были позолочены новые иконостасы, изготовлены серебряные оклады для заново написанных икон, а иконостас в “холодном” приделе “вызолочен лучшим ординарным золотом”. Полы в храме поменяли, крыши покрыли железом, в ограде разбили сад. И к 1000-летию России, в 1862 году, Успенская церковь была поставлена в один ряд с лучшими приходами Тюмени.

Церковь  первой  в Тюмени  попала под тяжелую руку «строителей» нового мира. Через несколько дней после неё был также разрушен Благовещенский собор.

По рассказам очевидцев, при взрыве  Успенская церковь сначала приподнялась над землёй и на краткий миг замерла в воздухе, словно раздумывая: подняться в небо или подчиниться законам физики. И только потом рухнула — превратилась в груду бесформенных обломков. Новые хозяева жизни расправились с храмом в первых числах июня 1932 года. На расчищенном островке поставили два барака. Так эти неказистые здания и стоят в Тюмени (и в них живут люди!) до сих пор. В XXI веке — окруженные кирпичными «элитками»  ( на углу Хохрякова и Кирова...).

В 2004 году из городской Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры (Валерий Александрович Чупин)  обратились  к архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию с письменной просьбой помочь восстановить Успенский храм на законном историческом месте с тем, чтобы не допустить там строительства очередного высотного здания с каким-нибудь рестораном, боулингом или казино. В письме Валерий Александрович указал, что в Тюмени сохранились ценные документы: несколько снимков церкви, чертёж плана и фасада, подробное описание интерьеров, используя которые, можно сделать исторически обоснованный проект и воссоздать храм. Со слов Чупина, из епархии позвонили один раз. Уточнили кое-какие детали. Второго звонка не последовало... Понятно, что у епархии нет таких денег, чтобы построить в Тюмени точную копию Успенской церкви. Однако не о том была просьба. «Привлечь общественность — вот что необходимо!» — считает Валерий Александрович.

В градо-Тюменской Успенской церкви крещён 22 октября 1884 года Евгением брат моего дедушки. Восприемники –Я.К.Словцов и Ел.Ст.Словцова-Гуляева, жена И.Я.Словцова. Таинство крещения совершили: Ялуторовского Сретенского Собора заштатный протоиерей Яков Корнилиевич Словцов  с псаломщиком Евлампием Ставицким.


7.Знаменская

Каменная церковь Знамения Божией Матери была заложена 21 сентября 1768 г. на месте ранее сгоревшей и деревянной церкви того же имени с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста. В декабре 1850 г. был утвержден план реконструкции Знаменской церкви, предусматривавший расширение и переделку её из «холодной» в тёплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной. Реконструкция производилась на средства тюменского купца-мецената И.В.Иконникова. Во время реконструкции здания церкви в 1851-1862 гг. северный придел был разобран, построен южный во имя святителя Иоанна Златоуста, который сгорел в конце 19 века.

Одновременно с реконструкцией Знаменской церкви (1851-1862 гг.) был высажен сад в церковной ограде.

В 1880 году деревянный пол в церкви был заменён чугунным.

Знаменская церковь 8 сентября 1913 г. переименована из приходской церкви в Соборную.

При Знаменской церкви действовало приходское церковное училище.

По постановлению Президиума горсовета от 16 декабря 1929 г. Знаменский Собор был закрыт.

С 1930 по 1944 гг. здание Собора использовали как пересыльную тюрьму, а затем МТС.

В 1944 г. Знаменский собор был передан в пользование общине верующих.

В феврале 1948 г. архиепископом Омско-Тюменской Епархии Алексием (Пантелеевым) главный придел Знаменского собора был вновь освящен.

При Архиепископе Тобольском и Тюменском Димитрии в 1990 г. была произведена замена деревянных полов на мраморные.

В 2002 г. за счёт средств благотворителей и пожертвований прихожан на звоннице установили 12 новых колоколов.

В 2003 г. за счёт пожертвований прихожан были заменены купола и кресты.

Священник  наш Я.К.Словцов – с 1838 по 1844.

8.Покровская.

9.Тюремная Богородицкая

10.Александро-Невская при реальном училище


11.Симеоновская при сиропитательном заведении

12.Троицкая единоверческая

[/more]

Трудно и для историка, и для верующего описывать эпоху красного террора, где человеческие ценности в одночасье превратились в попранную свободу совести; миф о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота - Церкви, чем жили наши предки. Обескровливание веры народной велось на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошло разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение духовенству с 1918 года просветительской деятельности; национализация церковного имущества; вскрытие в 1920-х годах святых мощей; изъятие в 1922 году церковных ценностей; закрытие и разрушение в 1920-1930-х годах храмов и монастырей и, наконец, физическое уничтожение иерархов, священнослужителей и монахов. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913-м число молитвенных зданий, а попросту церквей, только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процента, а священнослужителей - на 41 процент. В Тюмени же в 30-х годах были уничтожены: Благовещенский собор, Успенская и Единоверческая церкви, а остальные храмы, кроме Всехсвятской, использовались под иные цели.

 

 

Превью Тю.Спасская церковь по ул.Челюскинцев (435x474, 19Kb)Превью Тю. Церковь Михаила Архангела600 (420x560, 16Kb)Превью Тю.Благовещенский Собор300 (300x194, 15Kb)Превью Тю.Благовещенский Собор Современный600 (600x380, 28Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Церкви в Тюмени в 19 веке | Vadik12 - Дневник Vadik12 | Лента друзей Vadik12 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»