|
Развитие государственной системы подготовки педагогических кадров в России являлось сложным процессом, который обусловливался ходом социально-экономических перемен, переживавшихся обществом на том или ином этапе своего существования.
Исследователи выделяют пять периодов становления системы российского специального педагогического образования.
С некоторой долей условности первый период можно назвать церковно-просветительским. Он продолжался со времен расцвета Киевской Руси до эпохи бурных преобразований Петра I.
Время с конца XVII века по 1804 можно определить как период петровских реформ. Благодаря им в течение примерно 100 – 110 лет складывалась государственная система народного образования, создавались предпосылки для рождения средних специальных педагогических заведений.
Принятие в 1804 году Устава учебных заведений положило начало третьему периоду – становлению регулярной сети учебных заведений, призванных осуществлять подготовку учителей.
С октября 1917 года начался советский этап создания и совершенствования системы обучения учительских кадров.
И, наконец, с 1985 года среднее специальное образование вступило в пятый период своего развития, когда был сделан крупный шаг к высшей школе. За истекшее время в России появились новые типы учебных заведений: педагогические колледжи и учебно-педагогические комплексы.
На наш взгляд, правомерен вывод А.Л. Смятских, исследователя проблемы развития среднего специального педагогического образования в России, о том, что такая “этапизация соотносится с общим мировым процессом”, в частности с опытом становления этой формы образования в Соединенных Штатах Америки.
Проследим за тем, как готовились в России и конкретно в Архангельской губернии учительские кадры.
* * *
Долгое время Русь не имела каких-либо специальных педагогических заведений. В XIV-XV вв. их не было даже в таких крупных центрах, как Новгород, который остался в стороне от разбойного татарского нашествия.
Образовательные запросы населения удовлетворяли в основном вольные “мастера грамоты”, то есть люди, умевшие читать и писать.
Особую роль в становлении образования на Руси сыграла церковь, так как именно среди священнослужителей было больше всего грамотных людей.
Лишь во второй половине XVII века, когда в юго-западном соседстве Руси возник центр “православной учености” – Киево-могилянская академия – и выходцы из нее появились в Москве, началось движение за создание различных училищ.
1687 год ознаменовался открытием в Москве Славяно-греко-латинской академии. Это первое высшее общеобразовательное учебное заведение, как и другие, в основном епархиального характера, сыграло определенную роль в подготовке кадров для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений .
К сожалению, не сохранилось сведений, позволяющих судить об уровне образованности русских людей в XV-XVII веках. Известный исследователь этой проблемы А.И. Соболевский, изучив челобитные ряда монастырей и подписи под ними монахов, сделал общий вывод о значительной распространенности грамотности в Русском государстве . По его данным, в Московской Руси, кроме священнослужителей, грамотой частично владели также торговые люди, крупные и мелкие землевладельцы и даже небольшая часть зажиточного крестьянства. В своем исследовании он, в частности, подчеркнул, что «не только под Москвой, но даже в таких глухих местностях, как поселения далекого Севера, не было недостатка в училищах».
Грамотный человек в ту пору считался образованным, хотя образование, в сущности, было элементарным и почти одинаковым для всех сословий. Отмечая этот факт, Соболевский писал: “И княжеский сын, и поповский, и крестьянский учились в одни и те же годы, одному и тому же, по одним и тем же книгам, часто у одних и тех же учителей, и достигали в школьном образовании приблизительно одного и того же – умения читать и писать” .
Церковно-просветительский период подготовил некоторые предпосылки для вступления в следующий этап школьного образования в России.
Своего рода “культурный перелом” в истории развития русской педагогической школы наступил во второй половине XVII века, то есть в период коренных преобразований, охвативших несколько десятилетий.
Расширение международных связей, рождение и быстрый рост государевых служб при Петре I потребовали большого количества грамотных людей, знавших иностранные языки, международное право, умевших читать чертежи, делать расчеты при строительстве заводов и кораблей.
Петр I в самом начале своего правления думал о создании в России такой школы, из которой бы “во всякие потребы люди происходили, в церковную службу и гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачевское искусство” .
Для основания школ подобного рода требовалось длительное время и терпение. Сначала царь направлял молодых людей для обучения различным специальностям в зарубежные страны и приглашал в Россию иностранных учителей. Затем Петр I начал создавать собственную государственную систему народного просвещения.
Как отметила профессор Т.С. Буторина, в период правления Петра Великого появилось 54 указа о развитии школьного дела в России . Ничего подобного не знала до той поры история нашего Отечества.
Первой попыткой петровского правительства создать в России сеть начальных учебных заведений для населения явилось открытие цифирных школ. Эти заведения предназначались для “всякого чину людей опричь однодворцев”, то есть для людей всех сословий, кроме крестьян.
Крестьянских детей запрещалось принимать в цифирные школы, поскольку, как говорилось в одном из указов 1722 года, крестьянский труд не требует какого-либо образования.
По данным за 1727 год, в этих заведениях насчитывалось всего около двух тысяч человек. До половины их составляли дети лиц духовного звания .
К концу правления Петра I в России, кроме трех академий, были 26 училищ для детей священнослужителей, 51 народная и 59 гарнизонных школ .
К светским школам следует добавить церковные учебные заведения, которые имели несравненно большее число учащихся. Система церковного образования включала 3 ступени: низшую – архиерейские школы, среднюю – семинарии и высшую – академии.
К концу первой четверти XVIII века в России действовали 46 епархиальных школ, в которых обучалось около 6 тысяч человек. Все это свидетельствует о том, что при Петре I начал претворяться в жизнь принцип государственности российской школы.
* * *
В петровскую эпоху впервые правительственными актами регламентировались некоторые стороны положения учителя. Указом от 30 апреля 1720 года, например, всем “губернаторам, вице-губернаторам и воеводам велено за учителями смотреть того накрепко, чтоб в том учении они учителя чинили прилежание, а ученикам в принимании и учении их продолженью и обид и налогов никаких никому по прихотям своим отнюдь не чинили...”
При Петре I впервые была предпринята попытка использовать в качестве учителей цифирных школ воспитанников морской и артиллерийской школ. За время существования цифирных школ из Москвы и С.- Петербурга в губернские города было направлено 47 учителей. Согласно царскому Указу предписывалось брать из центра таких выпускников, “которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека, для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей” .
Для учителей, направленных из центра в губернские города, впервые определялись нормы содержания: по 3 алтына и 2 деньги на день из губернских доходов. А по окончании школы ученик был обязан платить в пользу учителя рубль.
* * *
Следует отметить, что в ноябре 1779 года при гимназии Московского университета была учреждена первая в России педагогическая (учительская) семинария, или, как тогда ее называли, бакалаврский институт. Эта семинария была единственным в то время педагогическим учебным заведением в России, выпускникам которой присваивалась степень бакалавра – ученая степень педагогического профиля.
Однако развитие школьного дела в России в послепетровский период тормозилось рядом причин, среди которых были: недостаток учебников, их высокая цена, а в особенности нехватка опытных учителей.
По данным русских исследователей, вплоть до последней четверти XVIII века на Руси отсутствовала система подготовки учительских кадров. Кто только не подвизался на ниве народного просвещения: вчерашние ученики, отставные офицеры, представители духовенства, насчитывавшего наибольшее число грамотных людей! Многие учителя, работавшие в начале XVIII века в учебных заведениях столицы и в семьях состоятельных людей, были иностранцами. И это несмотря на то, что еще Петр Великий предписывал использовать в качестве учителей “мастеров из русских”.
* * *
Крупные российские мыслители настойчиво поднимали вопрос о создании и совершенствовании государственной системы подготовки педагогов.
Василий Никитич Татищев одним из первых в России заговорил о подготовке учителей по всем наукам из русских людей и наборе их из числа учеников Академической гимназии.
Прогрессивные идеи В.Н. Татищева и других русских просветителей были подхвачены и развиты М.В. Ломоносовым.
С именем великого помора связана разработка самостоятельной программы организации просвещения в России. Хорошо известен такой документ, вышедший из-под его пера, как “Проект Регламента академической гимназии, 1758 г.”.
М.В. Ломоносов, выступая за необходимость повсеместного обучения детей, в записке, адресованной И.И. Шувалову, писал: “Главное дело в том состоит, что везде, где только есть церковь, должны попы и причетники учить грамоте за общую плату всего прихода” .
Ратуя за расширение сети гимназий и школ в России, М.В. Ломоносов настаивал: “Надлежит необходимо в знатных городах учредить гимназии, в которых бы обучали нужные европейские языки и первые основания, и при оных гимназиях некоторое число положить учеников записных на содержании казенном, другие же могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать русской грамматике, арифметике и прочим первым основаниям, а из оных школ станут выходить в гимназии, а из гимназий в Кадетский корпус, в Академию и в Университет, а из сих мест в действительную службу”.
В основе ломоносовского подхода к развитию образования лежали такие конструктивные идеи, как обучение на родном языке, демократизм, преемственность учебных планов средней и высшей школы.
Ломоносовские идеи нашли свое развитие в замечательном документе - “Наказе жителей города Архангельска в Екатерининскую законодательную комиссию”. Он был создан во второй половине 1760-х годов.
Главным составителем документа явился Александр Иванович Фомин (1733-1802), европейски образованный человек. Наказ активно обсуждался городским обществом, на подлиннике стояли подписи 185 купцов. Первой среди них значилась подпись городского головы Ивана Баженина, второй - составителя наказа А. Фомина.
В наказе проявился весьма критический подход к состоянию образования. Было указано на жалкое существование начальных школ, отсутствие каких-либо учебных заведений для купцов, нехватку в городе учебников и недостаток “школьных мастеров”, т.е. учителей. Следствием этого являлась неграмотность купцов, незнание ими бухгалтерии - “опоры и факела купечества”, иностранных языков, русского и иноземного права торговли и т.д.
Наказ подчеркивал, что до той поры, пока Россия не будет иметь просвещенных негоциантов, Европа “всегда успеет верх одерживать в своих прибытках” .
А тремя годами раньше архангельский историк В. Крестинин в составленном им “донесении” в комиссию о коммерции так охарактеризовал картину состояния грамотности и культуры архангельских купцов: “Если по предыдущему описанию сравнить состояние нашего купечества с купечеством просвещенных народов, то с устыдением признать сию истину должно, по достопамятному изречению государя императора Петра Великого, что купечество наше “яко дети, неучению ради” .
В своем наказе архангелогородцы сетовали, что их дети “из-за скудости со стороны родителей неучеными остаются, особливо женский пол, коему вверяется по замужеству воспитание детей и домашняя экономия”. А значит, нужно, чтобы “всех детей обоего пола все граждане учили грамоте в малых школах”.
Особенно остро выдвигался вопрос о создании школы по обучению “купцов и служителей, приготовляемых к торговому промыслу”. “Купецких детей” рекомендовалось обучать правописанию и штилю купеческих писем, арифметике и знанию о весах и мерах других государств, бухгалтерии и купеческой географии, иностранным языкам, праву и навигации. Последний параграф Наказа напоминал о необходимости “учредить для купеческих детей и для способных из бедности большую школу”, проект каковой был представлен от архангелогородского гражданства в Комиссию о коммерции еще в 1764 году .
Идеи М.В. Ломоносова, а также “Наказа города Архангельска”, впитавшего часть наследия великого земляка, позднее нашли понимание у властей. В частности, в конце XVIII века Сенат – высшее правительственное учреждение страны – признал “за весьма полезную обществу” идею создания гимназий и начальных школ.
Именно в этот момент в России начала складываться государственная система подготовки учителей. В 1779 и 1782 годах открылись учительская семинария при Московском университете и Главное народное училище в Петербурге, которые можно считать первыми средними специальными педагогическими заведениями.
Как уже говорилось выше, студентам, оканчивавшим учительскую семинарию при Московском университете, присваивалась ученая степень педагогического профиля – степень бакалавра. Срок обучения в этой семинарии составлял 3 года.
Чуть позже учительская семинария появилась в Петербурге. Она выделилась из Петербургского народного училища и вела подготовку учителей для главных и малых народных училищ.
Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов, особое внимание в семинарии уделялось вооружению будущих учителей “способом учения”, т. е. методикой обучения учащихся.
Следует, однако, отметить, что появление упомянутых выше учебных заведений явилось лишь первой ласточкой. Выпускники этих учительских семинарий не могли удовлетворить возросший спрос на учителей. Петербургская учительская семинария, просуществовав 20 лет, выпустила всего 425 педагогов.
Ведущими учебными заведениями в России в XVIII веке оставались духовные семинарии. Многие их выпускники становились учителями городских народных училищ, а остальные пополняли отряд церковнослужителей.
* * *
Начало нового, третьего этапа в становлении системы подготовки педагогических кадров положил Устав учебных заведений, принятый в 1804 году. Этот документ юридически закрепил достижения в создании сети различных типов учебных заведений и послужил толчком для их дальнейшего увеличения и совершенствования.
Достаточно отметить, что в начале XIX века в пяти учебных округах России появилось 32 гимназии, 126 уездных училищ, в которых обучалось 15677 учеников, в том числе 2838 гимназистов .
Значительное развитие получили различные курсы уездного и даже губернского масштаба. Важность этой работы подчеркнута в представлении архангельского губернатора Н.А. Качалова министру народного просвещения.
Качалов, в частности, доложил министру о том, что, осмотрев все важнейшие школы губернии, он пришел к выводу: Архангельская губерния по своему положению имеет право «на особенное внимание правительства».
«Особое положение» губернии он доказывал тем, что «большинство селений расположено по берегам моря или рек», люди живут преимущественно мореплаванием, имея постоянные сношения с Норвегией: «С состоянием народного образования тесно связано развитие торгового мореплавания, последствием которого будет улучшение быта поморов и освобождение правительства от необходимости кормить во время неурожаев нуждающихся» .
Во-вторых, губернатор полагал, что «только правильно устроенное народное образование» может несколько ослабить или уничтожить раскол, в котором «состоит большинство населения губернии».
И, наконец, губернатор подчеркнул, что природные дары Северного края пока совершенно не разрабатываются, так как в губернии отсутствуют необходимые кадры, готовые заниматься этим государственным делом.
Надо отдать должное министерству народного просвещения. В ответ на просьбу губернатора оно выделило средства для проведения общегубернских курсов учителей, всячески поддерживало его инициативу проводить краткосрочные уездные курсы.
Николай Александрович глубоко вникал в работу школ, делал далеко идущие выводы. Так, например, посетив несколько онежских сельских школ, он писал: «Я мог на деле убедиться, что когда школы попадают в деятельные руки и если во главе их стоят люди, знакомые с существом своих обязанностей, то преподавание всегда и везде идет хорошо. Большинство учительниц, которые мне встречались, отличались основательностью подготовки, что составляет положительную заслугу Архангельской женской гимназии, где они по преимуществу оканчивали свое воспитание».
Губернатор не остался в стороне от судьбы земляков великого помора и посетил родину М.В. Ломоносова. Отметив достойную постановку учебного дела (а в школе обучалось в то время 50 мальчиков и 17 девочек), Качалов в то же время был удручен состоянием школьного здания, пришедшего в ветхость. Подобное положение школы он объяснил равнодушием местного населения к школьному делу и памяти великого земляка. Губернатор выразил уверенность, что крестьяне откликнутся на призыв о необходимости сбора денег на сооружение нового здания школы. Спустя непродолжительное время новое школьное здание было построено.
Таким образом, несмотря на сложность и противоречивость процесса развития педагогического образования, в России появились разнообразные типы учебных заведений, в которых готовились учителя.
Эта важная общегосударственная проблема всегда привлекала умы выдающихся людей России. Свои идеи о путях совершенствования подготовки учителей высказывали, кроме М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Менделеев и другие ученые и общественные деятели.
Практический вклад в подготовку российского учительства внесли выдающиеся педагоги и организаторы народного образования К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, писатель Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и ряд других.
Страстным сторонником расширения сети педагогических учебных заведений был, в частности, педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что “самый могущественный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”. В 1861 году Ушинский опубликовал в журнале Министерства народного просвещения статью “Проект учительской семинарии”. В этом труде педагог отстаивал мысль о том, что краткие курсы, индивидуальная подготовка никак не могут заменить собой специальных педагогических заведений, призванных готовить юношей и девушек к работе учителей начальной школы.
В это время Ушинский создал двухгодичный педагогический класс в Смольном институте, принимал активное участие в его работе. А проект учительской семинарии был позднее осуществлен передовыми земствами.
* * *
Резкое увеличение потребности в учительских кадрах обусловили реформы 60-х годов XIX века. Развитие экономики повысило тягу к образованию, к знаниям широких кругов городских сословий: ремесленников, мещан, купцов и интеллигенции.
По выражению журнала “Русская школа”, “на молодой ниве русского народного образования не было сеятеля для русской реорганизованной школы, возникающей на развалинах дореформенного “учебища”, не было сколько-нибудь подготовленного народного учителя”.
Ускоренное развитие среднего педагогического образования началось в России с 60-70 гг. XIX века. Постепенно стабилизировались два типа учебных заведений: учительские институты и учительские семинарии, прообразы которых возникли еще в XVIII веке.
Решение о создании учительских институтов было принято в мае 1872 года. В нем указывалось на необходимость создания в России 7 институтов “для приготовления учителей в городские училища”. Это были закрытые учебные заведения с трехлетним сроком обучения.
В них принимались “молодые люди всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности”.
Женщины в институты не принимались. Выпускники, находившиеся на казенном обеспечении, должны были проработать по распределению в школе не менее 6 лет.
В целом учительские институты являлись школами-тупиками. Они не давали выпускникам ни права поступления в университет, ни высшего образования. Педагогическая общественность прозвала их “плебейскими университетами”.
По состоянию на 1 января 1914 года в стране числилось 44 подобных заведения. В них обучалось около 4 тысяч человек.
Учительские институты выпускали педагогов “широкого профиля”, которые были обязаны преподавать два-три и более предметов в городских, уездных, высших начальных училищах.
Преобладающим же типом средних педагогических заведений стали учительские семинарии. Согласно положению 1870 года, “учительские семинарии имели целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах”.
Семинарии в основном комплектовались из детей зажиточных крестьян, сельского духовенства и чиновников. Воспитанники жили в специальных интернатах. На учебу принимались люди не моложе 16 лет. Вначале срок обучения составлял 3 года, потом был увеличен до 4-х, а в отдельных семинариях – даже до 5 лет. Однако семинария, как и учительский институт, не давала выхода в высшее учебное заведение.
Главное внимание в семинариях уделялось не общеобразовательным предметам, а технике “учительского ремесла”, то есть методике. Учебные планы их были весьма скромны. Среди других дисциплин студентам преподавали закон божий, педагогику, геометрию, землемерие, русский и церковно-славянский языки, русскую историю, географию, чистописание, пение и ремесло.
Значительный вклад в подготовку учителей в России вносили женские учебные заведения. Институты благородных девиц, педагогические классы в училищах и гимназиях, женские епархиальные училища существенно пополняли ряды учителей начальной школы и домашних учительниц. В конце XIX века в России имелось 319 женских гимназий, 30 институтов и 40 женских епархиальных училищ.
Начало XX века ознаменовалось еще одной особенностью в системе подготовки российских учителей: рождением неправительственных педагогических заведений. Среди них появились земские семинарии, Педагогическая Академия в Петербурге, высшие педагогические заведения П. Лесгафта, В. Шелапутина и ряд других. Все они готовили учителей для средней и начальной школы.
Однако сеть педагогических учебных заведений в России и в конце XIX – начале XX веков была недостаточной. Поэтому большинство учителей по-прежнему не имело специального педагогического образования. В 1880 году, например, 5245 учителей получили образование в учительских семинариях и школах, 18497 – в духовных семинариях и женских епархиальных училищах, в уездных и городских училищах, гимназиях, прогимназиях и других заведениях. А 2065, то есть каждый десятый учитель, имели лишь домашнее образование.
В Архангельской губернии даже в 1915 году из 804 школьных работников только 337, т.е. значительно менее половины всего состава учителей, имели педагогическое образование.
К марту 1917 года в стране насчитывалось около 300 гимназий и прогимназий, более 350 женских училищ, 30 институтов, 192 учительских семинарии и ряд других учебных заведений, которые выпускали учителей для школ различного типа, составляя основу российской педагогической школы.
Заметную роль в подготовке педагогов сыграли учительские семинарии. Просуществовав более полувека, они дали России сотни учителей, внесли вклад в разработку методики начального обучения.
* * *
Много ценного накопили педагогические учебные заведения в советский период, который можно датировать с октября 1917 по конец 80-х годов.
Примерно с 1917 по 1923 годы происходило творческое переосмысление опыта дореволюционной педагогики. Пройдя путь от крайнего нигилизма до механического исполнения старых образцов, органы образования постепенно создавали новую систему подготовки учителей.
Уже в 1918 году в системе Наркомпроса РСФСР работали 6 высших педагогических курсов, 140 учительских семинарий и 20 педагогических курсов пониженного типа. А к концу 1920 года в России насчитывалось 154 трехгодичных и 90 двухгодичных педагогических курсов.
В 1921 году в системе подготовки учителей появились четырехлетние педагогические техникумы, созданные на базе педагогических курсов. В них обучалось в то время около 40 тысяч человек. Характерно, что почти 36% студентов составляли мужчины, 64 % – женщины.
В 1930 году педагогические техникумы перешли на трехлетний срок обучения. К этому моменту в России действовала широкая сеть педагогических учебных заведений: 65 пединститутов и 564 педтехникума. В них соответственно обучалось 29124 и 143 тыс. студентов.
Все это говорит о том, что, несмотря на крутую ломку системы подготовки учителей после 1917 года, к 30-м годам педагогические техникумы, набрав силу, стали главным источником пополнения школ РСФСР учительскими кадрами.
С некоторой долей условности можно сказать, что в течение короткого периода произошло сжатое во времени историческое развитие педагогического образования. Если ранее этот процесс занял столетия, то в советское время он практически уложился в двадцать лет. Это положение убедительно подтверждают данные о развитии сети и контингентов упомянутых учебных заведений за 1934-1937 гг. Приведем небольшую таблицу (данные по СССР):
|
Годы
|
Пединституты
|
Учительские институты
|
Педучилища
|
|
|
|
|
Кол-во заведений
|
Число студентов
|
Кол-во заведений
|
Число студентов
|
Кол-во заведений
|
Число студентов
|
|
|
1934
|
115
|
69.989
|
43
|
5.316
|
772
|
166.587
|
|
1935
|
102
|
74.560
|
91
|
21.946
|
748
|
186.620
|
|
1937
|
96
|
72.595
|
98
|
34. 489
|
760
|
226.635
|
Смятских А.Л. Указ. соч. С.50.
Таким образом, к 1937 году система среднего педагогического образования страны сумела не только окрепнуть, но и стать ведущей в подготовке учителей. В тот период в педучилищах обучалось студентов в 2,2 раза больше, чем в вузах.
Эта система выдержала испытания Великой Отечественной войны. За годы войны пединституты выпустили 131,4 тыс., а педучилища – 174,4 тыс. специалистов.
В послевоенное же время в 400 педучилищах обучалось около полумиллиона будущих педагогов.
* * *
Долгие десятилетия потребовались для того, чтобы создать систему подготовки учителей в Архангельской губернии. Несколько поколений педагогов и организаторов народного образования Севера трудились над решением этой многогранной проблемы.
Очевидно, одна из первых попыток подготовки светских учителей для приходских училищ была предпринята губернской дирекцией учебных заведений в Соломбальском приходском училище. В этом учебном заведении, открытом в 1858 году, работал умелый педагог Е.Ф. Коржавин, добивавшийся отличных результатов. После изучения его опыта Министерство просвещения приняло специальное постановление “О мерах для приготовления учителей приходских училищ в Архангельской губернии”. Этим решением при Соломбальском училище учреждались 2 стипендии для желающих получить звание учителя. Стипендиаты обязывались под руководством Коржавина проводить практические занятия и одновременно посещать Архангельскую гимназию “для слушания уроков, особенно русского языка и арифметики”.
Разумеется, это были лишь первые робкие шаги: за десять лет своей работы Евгений Коржавин подготовил всего 27 учителей. Позднее число стипендиатов в этом училище увеличилось до восьми человек.
Уместно отметить, что выпускник этого учебного заведения Алексей Парфенович Широкий, выходец из Мезенского уезда, стал первым учителем Ломоносовского сельского народного училища, открытого на родине великого русского ученого 3 октября 1868 года. Средства на сооружение этого учебного заведения, размещавшегося сначала в доме И.Е. Лопаткиной – правнучки сестры М.В. Ломоносова, были собраны по всероссийской подписке, проведенной в связи со столетием со времени кончины М.В. Ломоносова.
История сохранила еще одно имя архангельского учителя. В списке 5 цифирных школ, открытых в 1719 году, значится школа в Архангельске. В ней учительствовал Федор Брюзгин, приехавший на Север из Москвы по специальному решению Сената.
В XVIII веке в Архангельске открылось несколько учебных заведений. Среди них адмиралтейская морская и гарнизонная словесно-российские школы, обслуживавшие детей солдат и адмиралтейских служащих.
В 1786 году было создано главное народное училище, на базе которого в 1811 году возникла мужская гимназия. В этом учебном заведении, имевшем пятилетний срок обучения, ученики получали профессиональные знания. В частности, для юношей, желавших избрать профессией учительский труд, преподавалась педагогика.
В Архангельском госархиве хранится любопытный документ под названием: «Исторические записки, заведенные архангельским Наместничеством народных училищ с 1787 г.». Скрупулезные записи велись в журнале до 1840 года. В них отмечалось рождение в губернии любого учебного заведения, перемещения учителей по службе, награды им, движение учащихся и т.д.
Эта своеобразная книга регистрировала, правда, очень медленный, но неуклонный рост числа всех видов учебных заведений и учеников. Если в 1787 году в губернии обучалось всего 352 человека, в том числе 13 девушек, то в 1839 численность их увеличилась вдвое, составив 702 человека. Количество девушек за это же время выросло в восемь раз (с 13 до 111).
Дело несколько изменилось к последней четверти XIX века. Так, в 1887 году в губернии насчитывалось уже 124 школы всех ведомств. В них обучалось 8548 человек, в том числе 6182 юноши и 2366 девушек. Численность учителей в губернии была пока мизерной: всего 350 человек.
В ежегодном обозрении состояния губернии читаем: «В лучших условиях относительно успеха в деле преподавания находится духовная семинария, так как здесь одному учителю приходилось иметь дело только с 4 учениками (на 75 семинаристов было 17 учителей – Е.О). В худших условиях находились городские училища и начальные народные школы. В первых – каждому учителю приходилось иметь дело с 37 учениками, а во вторых – с 33» .
Попутно заметим, что учебные заведения в России в первой половине XIX века подчинялись многим ведомствам: Министерству просвещения, Министерству государственных имуществ, Удельному ведомству, Министерству внутренних дел, Министерству финансов, Военному ведомству и Святейшему Синоду. С 1876 года все государственные заведения в Архангельской губернии были переданы в ведение губернской дирекции народных училищ, подчиненной Министерству народного просвещения.
* * *
В 1771 году в Архангельск была переведена духовная семинария. По меркам того времени духовная семинария являлась престижным учебным заведением. Она была основана еще в 1723 году и находилась в Спасо-Прилуцком монастыре . Ее достоинство состояло в том, что она готовила просвещенных людей, способных обучать других. Значительная часть выпускников семинарии получала направление в светские школы.
Духовные семинарии в России, накопившие значительный опыт, послужили прообразом учительских семинарий – основных учебных заведений, относившихся к системе среднего специального педагогического образования.
Архангельск в XVIII веке принадлежал к числу городов, где, по выражению исследователя истории народного образования на Севере Ф. Шперка, “сознание необходимости образования пробуждается ранее, чем у граждан многих других местностей России”.
Ярким отражением этого настроения архангелогородцев явился уже упомянутый выше проект, разработанный известным историком В.В. Крестининым в 1864 году. Один из наиболее просвещенных поморов доказывал необходимость завести в городах малые школы, где обучались бы дети всякого чина и обоего пола. Проект Крестинина предусматривал также учредить в Архангельске гимназию – доступное всем общеобразовательное учебное заведение с торгово-мореходным уклоном, с целью “произведения доброго купца и доброго гражданина”. Школы, по мысли Крестинина, должны были стать и центром культурной жизни края.
Городской магистрат, поддержав предложение историка, просил Сенат, чтобы уже в 1765 году во всех городах Российского отечества было введено такое обучение. Идеи этого документа частично вошли в Наказ граждан города, подготовленный в связи с созывом Екатериной II народных представителей для составления нового Уложения (предполагалось, что оно заменит Соборное Уложение 1649 года).
Особенно любопытен раздел Наказа, посвященный “заведению школ”. Как уже отмечалось выше, архангелогородцы сетовали, что их дети “остаются неучеными, особливо женский пол, коему вверяется по замужеству воспитание детей и домашняя экономика”. А далее, в соответствии с проектом В. Крестинина, предлагалось, чтобы “всех детей обоего пола все граждане учили грамоте в малых школах”, причем “бедные городовые дети” должны были обучаться бесплатно. А для “купецких детей и способных из бедности” планировалось создать школу, в которой бы дети обучались “правописанию и штилю купеческих писем, арифметике и знанию о весах и мерах других государств, бухгалтерии, иностранным языкам, навигации”.
Наказ архангелогородцев, о котором уже упоминалось выше, заметно выделялся по своему содержанию из всей массы депутатских наказов, поступивших со всех концов России. Один из его творцов В. Крестинин с гордостью отметил: “Сей наказ по сказанию разных достойных вероятия свидетелей почитался между лучшими сочинениями сего рода”.
Деятельность Уложенной комиссии, длившаяся почти два года, не привела к конкретным результатам. Но отдельные ее требования постепенно удовлетворялись.
* * *
В XIX веке в Архангельске продолжался процесс открытия новых и реорганизация ранее существовавших учебных заведений. Наиболее заметными среди них являлись две гимназии, открытые в 1811 и 1872 гг., шкиперские курсы, торгово-мореходные училища, ряд частных школ и женское епархиальное училище. В то же время за два столетия, минувшие со времени начала петровских преобразований, в городе не возникло ни одного учебного заведения для подготовки учителей.
Наибольшее число будущих наставников готовила женская гимназия, где в 1873 году открылся педагогический класс для девиц, желавших получить право на звание домашней учительницы.
В отличие от других, в этом классе преподавались такие предметы, как педагогика, методика русского языка и математики, закон божий. Все его воспитанницы давали уроки в приготовительном классе.
Чуть позднее, в 1881 году, педагогический класс был открыт в женском епархиальном училище. Как и в гимназическом классе, здесь преподавались педагогика, русский язык, арифметика, история, география, пение, рукоделие, закон божий. Программа включала также уроки рукоделия и ведения домашнего хозяйства. Для учениц предусматривалось проведение практики в образцовой школе, открытой при училище. Выпускницы этого класса, как правило, назначались на работу в церковно-приходские школы.
* * *
В целом можно отметить, что профессиональные учебные заведения по подготовке учителей в Архангельской губернии появились только в ХХ веке. С 1900 года открылись учительские мужские курсы в Архангельске, с 1910 года – женские курсы в Шенкурске.
В 1908 в Архангельске была создана учительская семинария. Контингент студентов этого заведения пополнялся за счет выпускников высших начальных школ.
В 1913 году министерство народного просвещения признало «желательным» открытие в Архангельске учительского института. Это благое дело поддержал архангельский губернатор и городской голова. Однако государство не сочло возможным выделить сразу же необходимые средства для сооружения здания института и содержания его персонала. Дирекция народных училищ губернии обратилась за помощью в уезды. Пинежский уезд отказал в поддержке, Мезенский городской староста сообщил о возможности ассигновать 50 рублей.
Отказало в поддержке из-за крайней скудости городского бюджета и Шенкурское городское общественное управление. Вместе с тем, собрание уполномоченных города высказалось «за желательность открытия этого института в Шенкурске, как одном из населеннейших уездов губернии, где жизнь для учащихся стоила бы намного дешевле». Собрание даже согласилось отвести бесплатно для сооружения учебного корпуса необходимый участок городской земли .
В конце концов, Архангельская городская дума выделила бесплатно место для строительства института и оказала внушительную финансовую поддержку. 5000 рублей ассигновал «на первоначальное оборудование института» управляющий Петроградским учебным округом. В целом в распоряжение директора в 1916 году было переведено 15950 рублей. В ответ на запросы, которые стали поступать с мест, дирекция отвечала, что «открываемый в 1916–1917 учебном году институт будет мужской» .
Училищная комиссия в докладе в городскую думу высоко оценила факт открытия учительского института. «Открытие его, – отметила она, – является, безусловно, необходимым, так как вакантные учительские должности в существующих десяти высших начальных училищах губернии в настоящее время за отсутствием правоспособных кандидатов (окончивших курс учительского института), в силу необходимости замещаются большею частью лицами неполноправными: окончившими учительские семинарии и школы (гимназии, реальные училища и духовные семинарии) и даже лицами, получившими звание домашнего учителя по специальному испытанию, вследствие чего создалось крайне ненормальное положение бывших городских, ныне высших начальных училищ, неизбежно понижающее образовательный уровень учащихся этих училищ».
Таким образом, мы видим, что общественность города и губернии единодушно поддержала создание высшего учебного заведения по подготовке учителей – Учительского института. Идея нашла себе сторонников даже в самых дальних уездах губернии.
До октября 1917 года подготовка учителей велась также на двухгодичных курсах при Архангельском и Шенкурском высших начальных училищах.
Масштаб этих курсов был весьма внушителен. Так, например, на педагогических женских курсах при Шенкурском высшем начальном училище в 1913 году училось 28 человек, в том числе 22 крестьянских дочери. В ходе учебного года они дали в общей сложности более 160 уроков, с преобладанием уроков русского языка и арифметики (111 уроков). Основные элементы практических занятий были примерно такие же, как в наши дни: тщательная подготовка конспектов, еженедельные конференции с разбором уроков и т.д.
Почти все ученицы, окончившие курсы, разъезжались по уездам губернии .
|

|
|
Школа в селе Вознесенье Архангельского уезда. Начало ХХ века.
Фото из архива областного краеведческого музея
|
Характерно, что руководители Шенкурского уезда, опираясь на имевшийся опыт подготовки учителей, после Февральской революции добивались увеличения числа образовательных учреждений в своем городе. Шенкурский городской староста в письме губернскому комиссару, направленном летом 1917 года, просил разрешения открыть в Шенкурске гимназию и учительскую семинарию. В августе того же года городская дума избрала даже директоров этих заведений. Учительскую семинарию должен был возглавить епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Н.Д. Кузьмин, а гимназию –– известный педагог И.А. Елизаровский. 9 ноября 1917 года на должность директора гимназии был избран известный шенкурский педагог Яков Петрович Леванидов. Однако гимназия успела лишь сделать первые шаги, последовавшие затем бурные события Октября и военные действия на территории уезда не позволили претворить в жизнь намеченное .
Документы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о том, что учителя сельской школы, чаще всего женщины, получали 30 рублей жалованья в месяц. При этом было издавна заведено, что со своего дохода учительница ежемесячно вносила в пенсионную учительскую кассу 1 руб. 80 коп. Из пенсионной кассы учитель имел право получить вложенные им деньги в случае какой-либо семейной беды (смерть близких, пожар и т.п.).
Между тем в губернии, хотя и медленно, росло количество школ. В 1915-1916 году в 769 учебных заведениях всех ведомств обучалось 40924 учащихся, в том числе 24800 юношей и 16124 девушки. В числе школ было четыре частных, а также татарская и еврейская .
Примечательно, что многие учебные заведения Архангельска и губернии носили имена русских писателей, а чаще – представителей царской фамилии. В дни 100-летнего юбилея А.С. Пушкина имя поэта было присвоено одному из женских приходских училищ. В память 200-летия со дня посещения Севера Петром I в городе одна из школ грамотности была наименована Петровской .
Архангельское высшее начальное училище носило имя Александра I Благословенного, женское высшее начальное училище – М.В. Ломоносова (с 1906 г.), Соломбальское высшее начальное училище – цесаревича Алексея (с 1916 г), одна из женских гимназий губернского центра называлась Ольгинской (по имени дочери императора Николая II). 1-е Архангельское мужское одноклассное училище носило имя Н.В. Гоголя, а 2-е женское – И.С. Тургенева и т.д.
* * *
Пожалуй, наиболее квалифицированно готовила учителей для массовых школ учительская семинария.
Архангельская учительская семинария родилась на волне революции 1905–1907 гг., когда за короткое время (с 1900 по 1917 год) в России появилось 107 подобных учебных заведений, то есть почти столько же, сколько за всю предыдущую их историю. К 1914 году в семинариях России обучалось 12190 человек. Абсолютное большинство из них (около 9 тысяч) принадлежало к крестьянскому сословию.
Судя по документам, вопрос об открытии учительской семинарии в Архангельской губернии обсуждался основательно. Городская дума подготовила соответствующее здание, нанятое у частных лиц. Оно размещалось на Петербургском (ныне Ломоносова) проспекте между улицами Свободы и Воскресенской. Одновременно был выделен участок земли в районе Обводного канала для сооружения нового здания этого учебного заведения.
Среди воспитанников архангельской учительской семинарии преобладали дети крестьян. Ученикам из бедных семей выдавали пособие от 3 до 10 рублей в месяц. В 1911 году губернские власти выделили средства на 10 стипендий по 120 рублей в год. Чуть позже размер стипендий был увеличен до 180 рублей.
Авторитет нового учебного заведения быстро повышался. Если в 1910 поступило только 39 заявлений, то в 1913 на 20 вакансий их было уже 118, причем заявления поступали из многих губерний. В числе 118 половину (54) составляли заявления от юношей Архангельской губернии, 36 – из Вологодской, были также заявления из Ярославской, Олонецкой и Костромской губерний.
Своеобразным показателем авторитета семинарии являлось почти полное отсутствие отсева семинаристов. После окончания учебы выпускники направлялись на работу, как правило, в свои родные уезды. Часть из них уезжала в Печорский, Мезенский и Кемский уезды, где особенно ощущалась острая нужда в учительских кадрах.
Следует заметить, что архив учительской семинарии почти не сохранился. Отдельные дела разрозненны, находятся в разных фондах и пока не позволяют дать общей картины работы этого заведения.
Ограничимся несколькими краткими сведениями. До 1919 года в учительскую семинарию принимали только мужчин. Положение коренным образом изменилось в связи с военными действиями на Северном фронте. В январе 1919 года среди 34 семинаристов половину составляли лица женского пола. Все студенты получали ежемесячную стипендию в размере 125 рублей.
В этом учебном заведении начинал свою педагогическую деятельность будущий опытный педагог Иван Автономович Елизаровский. В 1908 году он закончил С.–Петербургскую духовную академию. В советское время, после открытия Архангельского педагогического института, он успешно защитил кандидатскую диссертацию и много лет заведовал кафедрой русского языка в этом учебном заведении .
Имена многих выпускников семинарии позднее стали широко известны во всей области. В их числе сын крестьянина деревни Демидовской Шенкурского уезда Тимофей Петрович Синицын, ставший позднее педагогом и писателем (псевдоним Пэля Пунух). Много лет молодой учитель работал по специальности у себя на родине, а затем на Новой Земле, в Пеше и Тельвиске.
Перу писателя принадлежат книги “Борька в тундре”, “Новоземельские будни”, “Не по шаману”, “Из-под пяты веков”, “Стрела восстания” и др.
Коллегами Тимофея Синицына были его земляки - учителя: Максим Ракитин, Григорий Бубновский, Яков Проурзин, а также Константин Губин, будущий редактор газеты “Известия”, и многие другие. По-разному сложилась их судьба, но имена этих людей навсегда остались в истории Севера.
Следует отметить, однако, что все учебные заведения, где готовились учителя, были малочисленны. В 1915 году, например, в учительской семинарии получал образование 91 человек. Как уже отмечалось ранее, в том году в губернии лишь 337 из 984 школьных работников имели педагогическое образование .
Практически не получил развития учительский институт, открытый в 1916 году. В начале ХХ века в стране оживленно обсуждался план расширения сети этих учебных заведений, призванных готовить учителей для массовых школ. Предполагалось увеличить срок обучения в них до четырех лет, с тремя отделениями на старшем курсе: литературно-историческим, физико-математическим и естественно-географическим.
Однако все эти планы не были претворены в жизнь. Накануне октября 1917 года оставались единицы таких учебных заведений.
Учительские институты были созданы вновь в советское время. Они готовили учителей с неполным высшим образованием, занимая промежуточное звено между высшими и средними педагогическими учебными заведениями. Они просуществовали около 30 лет и внесли существенный вклад в дело подготовки педагогических кадров.
В частности, на территории Архангельской области действовали в свое время Вельский и Архангельский учительские институты. Студенты последнего занимались в одном здании со студентами Архангельского педагогического института.
* * *
Свой вклад в подготовку учителей губернии вносила духовная семинария. Она имела лучшее в городе трехэтажное здание, построенное в 1908 - 1910 гг., большую библиотеку, опытных преподавателей и богатые традиции.
Это учебное заведение давало основательную общеобразовательную подготовку. В начале XX века в аттестате выпускника семинарии значилось более двадцати предметов. Кроме восьми дисциплин, имевших сугубо богословскую направленность, семинаристы изучали греческий, латинский и французский языки (по выбору), русскую словесность, историю русской литературы, русскую гражданскую историю, алгебру, геометрию, логику, психологию, дидактику, физику и другие предметы. Срок обучения в семинарии составлял 6 лет.
Согласно уставу семинарии, ее выпускник имел “право поступить на службу по духовному ведомству или на учебную службу в начальной народной школе”.
Архангельскую духовную семинарию окончили многие известные люди Севера: преподаватель Архангельского педучилища, опытный музыкант С.А. Лысков, ученый-почвовед Н.М. Сибирцев, академик Академии медицинских наук СССР, ученый с мировым именем Н.Н. Приоров, архангельский врач Н.В. Мефодиев, историк и публицист, библиограф русской эмиграции С.П. Постников, автор капитальных трудов по истории русского раскола, профессор Н.И. Ивановский, историк Севера К.С. Молчанов, советский писатель А.Н. Зуев и многие другие.
Несомненной заслугой выпускников семинарии И. Сибирцева и К. Щеколдина явилось составление пособий для обучения малых народностей, проживавших в Архангельской губернии. Эти пособия – буквари и “азбуки”, изданные православным миссионерским обществом, долгое время были на вооружении учителей, учивших грамоте ненцев, коми и карел .
Семинария была закрыта в 1920 году. А помещение ее последовательно занимали практический институт народного образования (сокращенно – ПИНО), педагогический техникум и пединститут (в наши дни Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
* * *
|

|
|
Педагоги и студенты Архангельского практического института народного образования.
На снимке: первый ряд (вторая слева) О.Н. Покотило, (четвертая слева) К.П. Гемп. Второй ряд (первая слева) М.П. Залевская. 1923 г.
Фото из архива П.Т. Синицыной
|
Вскоре после падения Северного фронта и восстановления советской власти на Севере в феврале 1920 года произошла крутая ломка пока еще весьма слабо развитой системы подготовки педагогических кадров губернии.
Осенью 1920 года вместо закрытых учительской семинарии и учительского института был создан уже упомянутый выше Архангельский практический институт народного образования . Это учебное заведение имело четырехлетний срок обучения. В нем действовали три отделения: словесно-историческое, биолого-географическое и физико-математическое. Институт имел хорошие кадры преподавателей, библиотеку. Он готовил учителей для школ 1 и 2-й ступеней. Как уже отмечалось, ПИНО располагался в здании бывшей духовной семинарии.
Директором ПИНО был потомственный архангелогородец, участник студенческих демонстраций, исключенный в свое время из Московского университета, Иван Петрович Лазарев .
Среди студентов института было немало будущих заметных работников народного образования области и города. В 1921 - 1922 годах здесь училась Лидия Ивановна Позденкова, работавшая позднее преподавателем архангельского педучилища, а затем заведующей кафедрой педагогики педагогического института, опытный учитель, завуч 22-й школы города Архангельска Мария Павловна Залевская и другие.
По мысли новых организаторов образования, ПИНО должен был заменить собой учительский институт и стать своего рода высшим педагогическим учебным заведением губернии.
Однако институт, просуществовав около двух лет, был закрыт. После расформирования ПИНО часть его студентов пришлось выпустить досрочно, другую – перевести в Вятский педагогический институт и Пермский университет. А значительная группа студентов перешла в Архангельский педагогический техникум, созданный в 1923 году на базе педагогических курсов при ПИНО.
Новый педагогический техникум пришел на смену учительской семинарии. И по своему уровню он не уступал старому учебному заведению.
В педагогическом техникуме сначала обучалось 187, а в 1928 году уже 329 человек, в нем работали 22 педагога, в большинстве своем бывшие работники учительской семинарии.
В составе педагогического коллектива были известные в губернии педагоги: супруги А.Г. и К.П. Гемп, И.А. Елизаровский, П.П. Покотило, О.П. Покотило, П.И. Румянцев, А.Н. Росков и Л.П. Качанов. Авторитетом в кругу студентов и педагогов пользовались и директора техникума: Я. Корельский, М. Слепухин, И. Соболев.
В духе того времени в отчете о работе техникума приводились сведения о социальном положении студентов. В 1924 году, в частности, среди них обучалось 82 крестьянина, 15 рабочих, 29 бывших учителей и их детей, 11 сирот, 17 человек являлись детьми служащих и столько же - детьми священнослужителей.
Новому учебному заведению достались в наследство хорошая библио
|