• Авторизация


Дом Пушкина на Мойке: хроника памяти, преодоления и возвращения к подлинному 02-12-2025 19:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Дом Пушкина на Мойке: хроника памяти, преодоления и возвращения к подлинному


Двор Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге

Трагическая кончина Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года стала национальной катастрофой. Однако помимо великого литературного наследия, он оставил после себя и вполне материальный след — квартиру в доме №12 на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, где прошли последние дни его жизни. Этот дом — как мемориальная капсула, наполненная трагизмом, вдохновением и долгой борьбой за сохранение памяти.

sRswqXdiBe59jOgdHiAZ8XBjVRtO1AQjV286pGPsEnPXfIFfMeD6dZoYNsWydxFtpF9mRr23vDGhL5aY8orX8i0Ln0k65oObsyly

Памятник А. С. Пушкину во дворе дома-музея на Мойке.

Сразу после смерти поэта квартира стала предметом внимания, но не сохранения. В течение всего XIX века она переходила из рук в руки, словно неспокойный дух прошлого, не находящий себе покоя. Дом служил разным целям — здесь размещались Дворянский земельный банк, канцелярия Николаевской железной дороги, затем — жандармское охранное отделение. Из поэтического гнезда пространство превратилось в бюрократическую клетку: изысканные интерьеры были уничтожены, планировка переделана, стены молчаливо принимали новых хозяев.

Двор Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге

В советские годы здание вовсе стало многоквартирным домом. В квартиру Пушкина вторглась коммунальная жизнь: узкие перегородки, сковывающие пространства, запахи кухонь и голос телевизора — все то, что глушило память о её великом жильце. Казалось, судьба квартиры повторила судьбу поэта — несправедливо и преждевременно оборванную.
Двор Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина
Но началась долгая и почти невозможная реставрационная эпопея — возвращение к подлинному, несмотря на утраты, неясности и догадки.
Двор Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина
Двор Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина
Лишь в 1925 году, спустя почти столетие после трагедии, в стенах квартиры открылся музей. Одним из краеугольных камней реконструкции стал схематический план квартиры, выполненный В. А. Жуковским вскоре после смерти друга. Этот план — не более чем контур, лишённый мебели и текстур, но он стал ключом. Именно на его основе началась великая реставрационная работа: кропотливое собирание по архивам, письмам, воспоминаниям, картинам и каталогам тех немногих предметов, что могли бы рассказать, как выглядело жилище поэта.

sRswqXdiBe59jOgdHiAZ8XBjVRtO1AQjV286pGPsEnPXfIFfMeD6dZoYNsWydxFtpF9mRr23vDGhL5aY8orX8j0Kd0k7noFjxyrm

scale_1200 (12)

scale_1200
Бальные туфельки Н.Н. Пушкиной. На придворных балах жена поэта танцевала именно в этих туфельках. Они сшиты из прюнели – плотной и тонкой ткани. Обувь из прюнели в XIX веке носили самые элегантные дамы и модницы.
scale_1200 (1)
Царское Село. Вид на Лицей со стороны Садовой набережной. Литография, раскрашенная акварелью, 1820г. Автор - Валериан Платонович Лангер - русский художник-акварелист, рисовальщик, литограф и теоретик искусства, переводчик и литератор.
Экскурсия по музею-квартире начинается с цокольного этажа, где во времена Пушкина располагались кухня и помещения прислуги. Здесь сегодня — вводная экспозиция, бережно рассказывающая о жизни поэта и самом доме. Оттуда по лестнице — той самой, по которой камердинер несли раненого Пушкина — поднимаемся на первый этаж, к входу в квартиру. Именно здесь, на маленькой дверце в буфетную, была надпись «Пушкинъ» — углём, как знак трагического момента.
 
scale_1200 (12)
Парадная лестница
Под стеклом — бюллетени с записями Василия Жуковского о состоянии поэта. Эти бумажки, прикреплённые к дверям в 1837 году, сегодня вызывают дрожь. “Больной находится в весьма опасном положении…” — в этих словах сконцентрирована вся панорама отчаяния, боли и надежды.
scale_1200 (15)

В одном из залов — пара дуэльных пистолетов, изготовленных известной французской фирмой «Baucheron-Pirmet». Хотя это не те самые, которыми стрелялись Пушкин и Дантес, их сходство поразительно. Оригиналы, увы, так и не найдены.

scale_1200 (3)Дуэльные пистолеты

scale_1200 (16)

scale_1200 (15)
В столовой, уютной и сдержанной, мягкий свет из окон, выходящих на Мойку, играл на полированной поверхности стола. Здесь семья собиралась за обедом, здесь Пушкин пил вино из рубинового графина, привезённого из Бессарабии — экзотической на тот момент земли. Именно в этой комнате застали Пушкина смертельно раненым. В последующие дни здесь дежурили друзья, передавали записки, одна из которых сохранилась: «Никакого ухудшения нет, но и улучшения тоже». Невыносимое ожидание.
scale_1200 (17)
Столовая
scale_2400 (1)
scale_1200 (18)
scale_1200 (19)
scale_1200 (2)
На буфете — папье-маше поднос, на стене — зеркала, в которых, может быть, отражались глаза Натальи Николаевны, вглядывавшейся в пустоту.
scale_1200 (3)
scale_1200 (20)
scale_1200
scale_1200 (1)
 
Гостиная — сердце мемориальной квартиры. Просторная, светлая, с элегантной мебелью из красного дерева, она словно застыла между эпохами. На столе — последняя рабочая тетрадь Пушкина. Открыта на стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Этот текст поэт читал здесь, в этой комнате, другу Тургеневу. Здесь же он писал, размышлял, играл в шахматы.

scale_1200Гостиная

scale_1200 (1) scale_1200 (2)

scale_1200 (7)

На стене — копия портрета Пушкина кисти Кипренского. Оригинал — в Третьяковской галерее, но и копия, выполненная для сестры поэта, хранит ту же ауру. Здесь звучат ноты — партитура канона, написанного в честь оперы Глинки «Жизнь за царя». На пианино — остановившиеся пальцы, на шахматном столике — недоигранная партия.

scale_1200 (4)

scale_1200 (5)

scale_1200 (6)

В углу — кушетка. Здесь Наталья Николаевна провела две ночи, не смыкая глаз, слушая дыхание своего мужа за закрытой дверью.

scale_1200 (8)

scale_1200 (9)

Переступив порог гостиной, мы словно попадаем в другое измерение — в интимный и трогательный мир будуара Натальи Николаевны Пушкиной. Эта комната — не просто часть жилого пространства, а бережно сохранённая шкатулка воспоминаний, наполненная дыханием прошлого, ароматом прошедших лет и тихим присутствием великого поэта и его возлюбленной.
sRswqXdiBe59jOgdHiAZ8XBjVRtO1AQjV286pGPsEnPXfIFfMeD6dZoYNsWydxFtpF9mRr23vDGhL5aY8orX8jqTj9s6npObs5r0
Комната Натальи Николаевны
Центральное место в интерьере занимает акварельный портрет Натальи Николаевны, написанный в 1832 году по заказу Александра Сергеевича у Александра Брюллова. Это был подарок по случаю годовщины их свадьбы — тонкий, изысканный жест любви и признательности. Брюллов изобразил Наталью именно в том наряде и с теми украшениями, которые запомнились Пушкину с их первой встречи. Этот портрет — не просто живописное произведение, а зрительный символ начала их любви, её визуальное воплощение. Он — единственное прижизненное изображение Натальи, созданное признанным художником, и потому бесценен. Пушкин хранил его как реликвию — как икону любви, олицетворение верности и красоты.

scale_1200 (3)

По соседству с портретом — небольшая деревянная шкатулка. Скромная на вид, она заключает в себе бесценное сокровище — письма поэта, написанные в разлуке. Эти строки, полные нежности, тоски и ожидания, становились связующим мостом между супругами. Наталья Николаевна тщательно складывала их в шкатулку, как самые дорогие драгоценности. Шкатулка стала немым свидетелем их любви — она хранила не только слова, но и эмоции, дыхание времени, моменты радости и тревоги.
scale_1200 (1)
scale_1200 (2)
 
Обстановка комнаты сочетает в себе изящество и сдержанную простоту — словно отражение самой Натальи Николаевны: светской красавицы и верной жены. На туалетном столике — предметы, кажущиеся почти живыми. Изящный флакончик из зелёного стекла с остатками духов напоминает о светских вечерах, бликах свечей и журчании балов. Два кошелька, вышитые бисером, — образцы тончайшей женской работы, в которых застыли мгновения заботы и терпения. А форт-букет — крошечная ваза для цветов, крепившаяся к поясу бального платья — оживляет в воображении образы сияющих залов и порхающих в танце дам.
sRswqXdiBe59jOgdHiAZ8XBjVRtO1AQjV286pGPsEnPXfIFfMeD6dZoYNsWydxFtpF9mRr23vDGhL5aY8orX8jqTj9s6npObs5r0
 
Но и Пушкин оставил здесь свои следы. Маникюрные ножницы, лежащие на столике, — деталь повседневной жизни, а сафьяновый бумажник из мягкой кожи — возможный хранитель писем, заметок, стихов. Эти простые вещи возвращают поэта с пьедестала в реальность: он был не только гением, но и человеком.
scale_1200 (4)
scale_1200 (5)
С этими предметами связаны целые истории. В 1836 году Пушкин подарил аналогичные ножницы своей сестре Ольге Сергеевне Павлищевой. В изящном футляре они прошли через руки нескольких поколений, прежде чем оказаться в музее — как живое напоминание о семейной теплоте. А бумажник, презентованный П.В. Нащокину в преддверии карточной партии, стал для того настоящим талисманом: с ним связана выигрышная игра и долгая история бережного хранения.
scale_1200
На том же столике — тетрадь с неоплаченными счетами. Это — один из самых пронзительных экспонатов. Он напоминает, что за гением стоял человек, обременённый долгами, заботами и реальностью. После смерти Пушкина император Николай I распорядился оплатить его долги — акт монаршей щедрости, оставшийся в истории как жест уважения к поэту.

scale_1200 (6)

Будуар Натальи Николаевны соседствовал с комнатами её сестёр — Екатерины и Александры. Осенью 1834 года, надеясь выйти замуж, они перебрались в Петербург, в дом Пушкиных. Поначалу Пушкин был недоволен — их присутствие казалось вторжением в его личную жизнь. Но постепенно поэт привык к новым соседкам.
scale_1200
Комната сестер Гончаровых
На стенах их комнат — портреты. Екатерина Николаевна, старшая, связала свою судьбу с Жоржем Шарлем Дантесом — тем самым, который впоследствии станет участником трагической дуэли с Пушкиным. Её брак с ним — драматическая развязка семейной истории. Сначала Дантес ухаживал за Натальей, вызывая слухи и пересуды, а позже — внезапно сделал предложение Екатерине. После гибели Пушкина молодые супруги уехали из России, разорвав отношения с семьёй. Разрыв был столь глубок, что Екатерина более никогда не встретилась с сёстрами.
scale_1200 (1)
scale_1200 (2)
Александра, напротив, проявила редкое постоянство. Она осталась рядом с Натальей после гибели поэта, была её опорой, защитницей и няней для детей. Выйдя замуж поздно, Александра уехала за границу, но сохранила с родными нежную связь. В 1854 году она родила дочь, которую назвала Натальей — в честь младшей сестры.

scale_1200 (3)

scale_1200 (4)

Детская комната семьи Пушкиных была самой просторной в квартире. Хотя подробностей её интерьера почти не сохранилось, стены сегодня украшают портреты четырёх детей поэта: Марии, Александра, Григория и Натальи.
scale_1200 (2)
Детская комната
Особое внимание привлекает Мария Александровна. Современники считали её необычайно красивой. Сочетание черт Натальи Гончаровой и Александра Пушкина делало её облик незабываемым. Поговаривали, что Лев Толстой, увидев её в зрелом возрасте, вдохновился этим образом для Анны Карениной.
scale_1200 (6)
scale_1200 (8)
Но судьба Марии оказалась печальной. Вдова, бездетная, она жила в доме брата Александра и заботилась о его многочисленных детях. Умерла в 1919 году в Москве, пронесшая через всю жизнь горечь утраты и преданность семье.
scale_1200 (9)
scale_1200 (10)
Одеяло детское, связанное Н. Н. Ланской для старшей внучки Натальи (дочери старшего сына Пушкиных Александра).1850-е гг. Гарус шерстяной; вязание крючком. 
Её брат Александр Александрович, прозванный отцом «Сашкой рыжим», сделал военную карьеру, был дважды женат и оставил многочисленное потомство. Он стал хранителем памяти о поэте, собрал семейный архив, передал его потомкам. Даже его крестильная рубашка хранится сегодня в музее.
scale_1200 (7)
Крестильная рубашка старшего сына Пушкиных Александра
scale_1200 (11)
 
Григорий Александрович, названный в честь боярина Пушки, тоже окончил Пажеский корпус, но предпочёл гражданскую службу. Он был мировым судьёй и последние годы провёл в Михайловском, родовом гнезде поэта, где жил уединённо, без детей.
scale_1200 (5)
Наталья Александровна — самая светская из потомков. После развода с первым мужем вышла замуж за принца Нассауского, став графиней Меренберг. В этом браке у неё родилось трое детей. Последние 40 лет жизни она провела в Германии.
scale_1200 (12)

Для поэта, его рабочая комната – святилище, сердце дома, место, где рождаются стихи и проза. Именно кабинет занимает центральное место в жизни и творчестве любого поэта, и Александр Сергеевич Пушкин не был исключением. Его кабинет – это не просто комната, а отражение его личности, его интеллектуального мира, его творческой биографии. Замечательный эпизод, рассказанный о последних часах жизни Пушкина, ярко иллюстрирует это. Когда его спрашивали, с кем из друзей он хотел бы проститься, Пушкин, окинув взглядом свои многочисленные книжные полки, произнес: "Прощайте, друзья". Эти слова говорят о многом: книги были для него не просто предметами, а верными спутниками, друзьями, источниками вдохновения и знания, которые сопровождали его всю жизнь.

sRswqXdiBe59jOgdHiAZ8XBjVRtO1AQjV286pGPsEnPXfIFfMeD6dZoYNsWydxFtpF9mRr23vDGhL5aY8orX8i0Ln0k65oObsylyКабинет Пушкина

Эти полки, окружавшие диван, на котором он провел свои последние, мучительные часы, стали невольными свидетелями его творческого пути и трагического конца. Библиотека Пушкина – это целая история, создававшаяся годами. Она отражает широту его интересов и масштаб гения. Формирование фонда происходило на протяжении всей жизни поэта, и она не ограничивалась просто коллекционированием редких изданий. Поэта интересовали книги, необходимые для его работы: обширные энциклопедии и подробные словари, сочинения его современников и свежие литературные журналы, а также книги по философии, богословию, юриспруденции, географии и даже медицине. Широкий спектр интересов свидетельствует о пытливости ума Пушкина и его желании постоянно расширять свой кругозор.

scale_1200 (13)

scale_1200 (14)

Центральное место занимает его письменный стол – святилище творческого процесса, за которым рождались строки, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Здесь, среди аккуратно расставленных предметов, поэт редактировал страницы "Современника", задавая тон литературной жизни того времени, и кропотливо трудился над масштабной историей Петра Великого, вкладывая в неё всю свою энциклопедическую эрудицию и неистощимый талант исследователя. На столе – немые свидетели его вдохновенного труда.

scale_1200 (16)Письменный стол поэта

Бронзовая чернильница, изысканно выполненная в виде лежащей книги с арапчонком, опирающимся на якорь, — не просто письменный прибор, но и утончённый подарок, полученный поэтом на Новый год 1832 года от своего московского друга Павла Нащокина. Рядом с чернильницей скромно покоятся нож для бумаги, небольшой колокольчик, призывавший слугу, и визитная карточка Пушкина с его элегантным подчерком – мелочи, которые создают атмосферу его рабочего кабинета. Пушкин работал в удобном вольтеровском кресле с откидной спинкой, позволявшей ему удобно расположиться для длительного труда. Однако по утрам он предпочитал более расслабленную позу, отдавая предпочтение дивану с инкрустацией из красного дерева. На этом диване сейчас установлена масляная лампа из Михайловского, бережно сохранившаяся благодаря сыну Пушкина, Григорию, передавшего лампу своей сестре Александре, которая и завещала реликвию Пушкинскому дому.

scale_1200 (15)

Чернильница А. С. Пушкина. 1830-е гг. Россия. Бронза золоченая и патинированная, металл, стекло, картон, бархат. Подарена Пушкину П. В. Нащокиным к новому, 1832 г
Кресло из красного дерева, обитое роскошным сафьяном, было изготовлено в 1835 году в мастерской известных мебельщиков Гамбсов. Этот предмет мебели отражал изысканный вкус поэта и его приверженность к качественным вещам. После смерти Пушкина кресло, как и другие принадлежащие ему предметы, было перевезено его вдовой в Михайловское, а впоследствии, в 1912 году, передано в музей Императорского Александровского лицея. В 1917 году оно перешло в Пушкинский Дом, а в фонды музея поступило лишь в 1953 году, став ценнейшим экспонатом, доносящим до нас дух эпохи и личность великого поэта. Каждый предмет в этом кабинете – это фрагмент жизни и творчества Пушкина, застывший во времени, но продолжающий дышать историей и вдохновением.
scale_1200 (17)Рабочее кресло А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин любил долгие пешие прогулки. Неотъемлемой частью его прогулок была трость – элегантная деталь, подчеркивающая его аристократическую натуру. В кабинете-музее представлены три трости, принадлежавшие поэту. Одна из них, особенно примечательна – тонкая, светлая, камышовая, с необычным набалдашником. В неё вделана бронзовая, позолоченная пуговица – исторический артефакт, не просто украшение, а свидетель глубоких связей времён. Это пуговица с мундира Петра Великого, хранившаяся у прадеда Пушкина Абрама (Ибрагима) Петровича Ганнибала. И трость и вмонтированная в нее пуговица - живое воплощение семейной истории, переплетающейся с историей всей страны. Этот небольшой предмет несёт в себе весь груз веков, воплощая преемственность поколений и неизгладимый след великих предков.

scale_1200 (18)Справа портрет Василия Жуковского, под ним каминные часы

На стене кабинета, словно немой свидетель жизни и творчества поэта, висит портрет Василия Андреевича Жуковского. Этот портрет этот не просто картина, а материальное воплощение мужской дружбы и взаимоуважения двух гениев. Пушкин всюду возил портрет с собой, дорожа им как символом своего литературного становления. На портрете выгравирована дарственная надпись: "Победителю-ученику от побежденного учителя" – краткое, но ёмкое выражение сложных и многогранных отношений между двумя выдающимися фигурами русской литературы. Эта надпись напоминает о взаимном влиянии и поддержке, которые способствовали росту и развитию обоих писателей.

scale_1200 (19)

Среди множества предметов, сохранивших дух эпохи Пушкина, особый интерес представляют каминные часы. Они остановились на отметке 2 часа 45 минут дня – время смерти великого поэта. Эти часы, изготовленные в начале 30-х годов XIX века в России, стали символом необратимости времени и трагической кончины гения. После смерти Пушкина его карманные часы были остановлены Жуковским на том же времени – 2 часа 45 минут. Это своеобразное послание будущим поколениям, застывшая в времени память о трагической утрате. Сам ход часов прервался, но память о поэте живёт в сердцах людей. После смерти Александра Сергеевича часы были подарены его вдовой, Натальей Николаевной, камердинеру поэта. Затем они перешли к Ф.Ф. Бухе, а потом, через несколько поколений, попали в Пушкинский Дом, став частью его ценной коллекции.

scale_1200 (20)Суконный жилет, в котором Пушкин был в день дуэли

В отдельной витрине, заказанной князем Вяземским для своего имения Остафьево, хранится черный суконный жилет, бывший на Пушкине в день дуэли. Рядом с ним лежит белая лайковая перчатка князя Вяземского – трогательный символ глубокой дружбы и неизгладимого печали о потере великого друга. Вторая перчатка была брошена князем в гроб Пушкина, в знак последнего прощального рукопожатия. Эти предметы овеяны духом трагического дня и свидетельствуют о силе человеческих отношений и глубине переживаний. Каждый шов, каждая пуговица, каждый след времени на этих вещах рассказывают нам о сложном и многогранном наследии Александра Сергеевича Пушкина, напоминая о его жизни, творчестве и трагической гибели. Таким образом, каждый предмет в музее – это не просто вещь, а целая история, застывшая во времени.

scale_1200 (21)Диван, на котором поэт провел свои последние часы жизни

В музее, посвященном последним годам жизни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, хранится уникальный экспонат – диван, на котором поэт провел свои последние часы. Этот предмет мебели, выполненный из высококачественного красного дерева и обитый роскошным сафьяном, представляет собой яркий пример "шлафбанка" – типа дивана, получившего широкое распространение в России с конца XVIII века. Слово "шлафбанк", происходящее из немецкого языка, буквально означает "скамья для сна", что точно отражает предназначение этого предмета. Такие диваны были особенно популярны среди представителей интеллигенции, ученых и преподавателей, часто использовавшихся в качестве комфортабельной и функциональной мебели в кабинетах.

scale_1200 (22)

Диван Пушкина, безусловно, является не просто красивым антикварным предметом, но и важнейшим историческим артефактом. Его аутентичность и связь с поэтом были неопровержимо подтверждены в ходе тщательных научных исследований, проведенных в 2008-2009 годах. Экспертиза образцов крови, обнаруженных на обивке дивана, показала их абсолютную идентичность образцам крови, найденным на жилете Пушкина, в котором он находился во время роковой дуэли. Это открытие не только подтверждает подлинность дивана, но и придает ему исключительную ценность, превращая его в немое свидетельство трагических событий.

scale_1200 (23)

Конструкция дивана заслуживает отдельного описания. Массивный и элегантный, он обладает характерными чертами шлафбанков: строгие линии, качественное исполнение, и, что немаловажно, удобные выдвижные ящики, расположенные в нижней части. Эти ящики, вероятно, использовались для хранения постельного белья, что подчеркивает функциональное назначение дивана как места отдыха и сна. Красное дерево, из которого изготовлен каркас, свидетельствует о высоком статусе владельца и о богатстве интерьера пушкинского кабинета. Роскошная сафьяновая обивка добавляет дивану элегантности и подчеркивает его предназначение для комфортного отдыха.

scale_1200 (24)

После смерти Пушкина, диван был увезен в Михайловское, где находился до 1890-х годов. Затем был передан в дар семье Дмитрия Алексеевича и Марии Алексеевны Философовых. Примечательно, что Мария Алексеевна приходилась родной сестрой Варваре Алексеевне Пушкиной, жены младшего сына Пушкина. Григория Александровича. Таким образом, диван оставался в кругу семьи поэта, храня память о нем на протяжении многих лет. В конечном итоге, этот бесценный артефакт оказался в Государственном Эрмитаже, откуда был передан в музей, посвященный жизни и творчеству Пушкина.

scale_1200 (25)

scale_1200 (26)Деревянный окованный железом ларец-подголовник. В нем поэт хранил свои рукописи. На стене сабля из дамасской стали. Ее Пушкину на память подарил генерал Паскевич. На клинке написано: «АРЗРУМЪ. 18 iюля 1829»

С 1937 года диван-шлафбанк занимает почетное место в экспозиции музея, представляя собой не только уникальный образец мебельного искусства XVIII-XIX веков, но и символ трагической судьбы гениального поэта, напоминая нам о его богатом творческом наследии и преждевременной гибели. Глядя на этот диван, мы можем лишь представлять, какие мысли и чувства испытывал Пушкин в свои последние часы, проводя их на этом, ставшем историческим, предмете мебели.

scale_1200 (27)

Смерть Александра Сергеевича Пушкина потрясла Россию. Правительство, осознавая масштаб народного горя и потенциальные волнения, предприняло немедленные меры безопасности. Прилегающие к дому дворы, были взяты под усиленную охрану полицейскими силами. Сам гроб с телом поэта разместили в небольшой передней комнате квартиры, ставшей местом траурного прощания в январе 1837 года. По свидетельствам очевидцев, поток людей, пришедших к дому на Мойке и тем самым желавших отдать дань памяти великому поэту, был поистине нескончаемым.

scale_1200 (28)

Сегодня это место напоминает о трагическом событии: в отреставрированном помещении находится витрина, центральным экспонатом которой является посмертная гипсовая маска Пушкина. Эта маска, ставшая одним из самых значимых артефактов, связанных с поэтом, имеет свою непростую историю создания. Сразу после кончины Александра Сергеевича, Василий Андреевич Жуковский, близкий друг и покровитель Пушкина, поручил создание посмертной маски выдающемуся художнику-скульптору Самуилу Гальбергу, известному своими прекрасными скульптурными портретами. Гальберг, в свою очередь, руководил работой формовщика К. Балина, который непосредственно и занимался снятием гипсового слепка с лица покойного поэта.

scale_1200 (29)

Передняя в квартире А.С. Пушкина

Процесс был, несомненно, сложным и требовал максимальной аккуратности и чувствительности, учитывая деликатность момента. Первый отлив дал пятнадцать масок. К сожалению, большая часть из них потерялась со временем. Сегодня известно о сохранении всего лишь четырех экземпляров из этого первого тиража. Две из этих бесценных масок хранятся во Всероссийском музее А.С. Пушкина – и являются гордостью его коллекции, представляя собой прямые доказательства того трагического дня. Третья маска находится в фондах библиотеки Тартуского университета в Эстонии, свидетельствуя о широком влиянии творчества Пушкина даже за пределами России. И наконец, четвертая маска, некогда принадлежавшая известному лексикографу Владимиру Ивановичу Далю, хранится в Оренбургском краеведческом музее, дополняя мозаику памятных артефактов, связанных с великим русским поэтом.

scale_1200 (30)

Каждая из этих масок – это не просто гипсовый слепок, а кусочек истории, воплощение памяти о гениальном творце, чей вклад в мировую литературу неоценим. Рядом с посмертной маской покоится ещё одна, не менее значимая реликвия, хранящая частичку истории великого поэта: серебряный медальон с прядью волос Александра Сергеевича Пушкина. Это не просто украшение, а настоящая капсула времени, бережно оберегавшая память о гении. Сам медальон, изысканно выполненный мастером серебряных дел Павлом Сазиковым специально к Пушкинской выставке 1880 года в Санкт-Петербурге, хранит в себе локон, срезанный, по преданию, камердинером поэта по просьбе начинающего писателя Тургенева.

scale_1200 (31)Посмертная маска Пушкина

Эта драгоценная реликвия, переданная Ивану Сергеевичу, стала для него настоящей святыней, символом глубокого почтения к творчеству Пушкина. К медальону приложена записка Тургенева: "Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после кончины. Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880". Тургенев, пронесший эту память через всю свою жизнь, даже на смертном одре, вдали от родины, во Франции, завещал передать медальон народу, подчеркнув тем самым вечную значимость наследия поэта.

scale_1200 (32)Слева от посмертной маски медальон с локоном волос Пушкина

После смерти писателя, известная певица, наследница его имущества, Полина Виардо, выполнила его волю, подарив бесценный медальон Александровскому лицею – альма-матер Пушкина, символично возвращая реликвию туда, где начался великий путь поэта. Этот поступок Полины Виардо подчеркивает не только её глубокие чувства к памяти Тургенева, но и осознание исторической ценности хранящегося в медальоне локона, связывающего наше время с эпохой Пушкина.

scale_1200 (33)Козлов "Пушкин на смертном одре"

Над самой витриной, словно хранительница этой истории, висит картина Александра Козлова "Пушкин на смертном одре", произведение, пропитанное трагической красотой и неподдельным чувством скорби. История создания этой картины также заслуживает отдельного упоминания. Александр Козлов, прибыв на Мойку вместе со своим учителем, профессором Федором Бруни, сделал несколько эскизов умирающего Пушкина. Эти быстрые, но точные зарисовки, передающие эмоциональное напряжение последних мгновений жизни поэта, послужили основой для создания картины.

scale_1200 (34)

После завершения работы, картина находилась в коллекции Петра Вяземского и хранилась в его усадьбе Остафьево, прежде чем обрести своё нынешнее место, соседствуя с медальоном, словно два неразрывных свидетельства величия и трагизма жизни Александра Сергеевича Пушкина. Сам факт соседства этих двух экспонатов подчеркивает нерушимую связь времен и непреходящую значимость памяти о великом русском поэте. Музей на Мойке – это не просто место хранения артефактов. Это живой памятник великому поэту, место, где его дух продолжает жить и вдохновлять. Это место, где каждый может прикоснуться к бессмертному наследию Пушкина, почувствовать его гений и проникнуться его трагической судьбой

scale_1200 (35)Передняя

https://dzen.ru/a/aJJNwoBq82Xp440d

https://alexandra_khokhlova.tilda.ws/pushkin

https://dzen.ru/a/aHOIIMOTQSH_S8Dc

https://dzen.ru/a/aG4NAcPYKGRBdo-n

https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей-квартира_А._С._Пушкина_(Санкт-Петербург)

 

*****************


 

Серия сообщений "***Пушкин":
Часть 1 - Кто такой Арап Петра Великого?
Часть 2 - Тайны пушкинской дуэли.
...
Часть 35 - Белюкин Дмитрий Анатольевич. Евгений Онегин
Часть 36 - Места Пушкина в Санкт Петербурге
Часть 37 - Дом Пушкина на Мойке: хроника памяти, преодоления и возвращения к подлинному

Серия сообщений "***Петербург 3":
Часть 1 - Александро-Невская лавра — первый монастырь Санкт Петербурга
Часть 2 - Мариинский театр — главная сцена Санкт‑Петербурга
...
Часть 17 - 13 самых известных мостов Санкт Петербурга
Часть 18 - Места Пушкина в Санкт Петербурге
Часть 19 - Дом Пушкина на Мойке: хроника памяти, преодоления и возвращения к подлинному
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дом Пушкина на Мойке: хроника памяти, преодоления и возвращения к подлинному | Galina__K - Дневник Galina K | Лента друзей Galina__K / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»