[372x500]
Автор этих натюрмортов - итальянская художница XVII века Джованна Гарцони (1600-1670). Джованна родилась в маленьком городе Асколи Пичено, в семье художников. С раннего возраста она хорошо рисовала и уже в 16 лет прекрасно выполнила два больших полотна — Святое Семейство и святой Андрей. В те времена женщина не могла сделать карьеру настоящего живописца, работающего маслом над большими полотнами, поэтому Джованна занялась иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось вполне подходящим занятием для женщины.
Эти работы на первый взгляд нежны как акварель, но выполнены в технике гуаши на пергаменте. И если приглядеться, то видно, что изображенные фрукты и цветы лишены акварельной прозрачности. Так же можно заметить, что художница использует крупинчатую структуру основы (пергамента) для передачи выразительности, например, каменной опоры - на которой располагается тарелка с фруктами или ваза с цветами.
Джованна путешествовала по Италии, переезжая из одного города в другой, ее заказчиками были представители семейства Медичи и богатые аристократы.
Для своих ботанических still life она начинала рисовать с головки цветка - пока свежесть его благоухала - потом переходила к листьям и заканчивала корнями. В этом процессе она действовала подобно парфюмеру: вытягивала всю красоту и обаяние растения, но не во флакон, а на бумагу.
На картинах Гарцони мы часто видим экзотические плоды, цветы, ракушки. Медичи не скупились снаряжать экспедиции в заморские страны, чтобы обогатить свои сады уникальными семенами и получить свежий урожай, который можно не только отведать, но и запечатлеть на картинах. И все же сюжеты натюрмортов Гарцони загадочны. Такое странное сочетание фруктов и цветов как например, вишня и лютик, вьюнок и сливы, фиги и жасмин и тут же разбитая посуда. Неясно основание, на котором располагаются предметы: это условная земля, камень или столешница… Что это? Сюжеты, продиктованные заказчиками или фантазии самой художницы?