Сила общественной гражданской самоорганизации уже не теория, а практика. Вспомните прошлый год - с пожарами, а сегодня -Крымск. В осеннюю сессию ГД планируется рассмотрение закон о волонтерах. Наше законодательство не содержит четкого определения данного вида самоорганизации гражданского общества. 135-ФЗ о благотворительности упоминает о "добровольцах" как участниках благотворительной деятельности. Некоммерческие организации направляли в 2008 году единовременную форму статистического наблюдения № 1-НКО. Во втором разделе формы "Численность занятых" надо было заполнить строку "Средняя численность добровольцев". При этом Росстат уточнил, что к добровольцам относятся работники, осуществляющие деятельность в форме безвозмездного труда. В 310-ФЗ о Сочинской олимпиаде вообще нет ни слова ни о волонтерах, ни о добровольцах.
Вместе с тем действующие законы о благотворительности и НКО позволяют осуществлять функцию добровольной и безвозмездной помощи. Уже сложилась и соответствующая практика по налогообложению компенсаций добровольцам со стороны НКО. Зачем мылиться, если мыться не надо?
Другое дело, что необходимо вносить изменения в действующий закон о благотворительности в части вопросов об охране труда добровольцев, оформления отношений между НКО и добровольцем, взаимодействия официальных органов, участвующих в ликвидации аварий, катастроф и самостоятельно мобилизовавшихся добровольцев. Самостоятельные формы самоорганизации через социальные сети урегулировать крайне сложно - требовать "самоорганизовываться" только через НКО - достаточно спорный путь. На мой взгляд, продуктивнее прописать статус самостоятельных добровольцев - права, обязанности, ответственность, гарантии.
Урегулировать все и вся невозможно...