Совместить наглость и наивность. Добавить немного цинизма и вранья. Приправить эмоциональной экспрессией. Вот вам и рецепт представления проекта бюджета города Омска на 2012 года в части прогноза потерь налоговых доходов. Теперь обо всем этом языком цифр...
Первое. Два главных источника формируют бюджет города - земельный налог и налог на доходы физических лиц, или НДФЛ. Масан выдает желаемое за действительное, когда вещает депутатам о потерях бюджета в 2012 году по земельному налогу. За основу берется налогооблагаемая база земельного налога, составленная в 2007 году по кадастровой оценке - а это более 800 млрд. рублей. А теперь обратимся к налоговой отчетности - в 2009 году при налогооблагаемой базе в 214 млрд. в городской бюджет поступило - 2 млрд. рублей, в в 2010 году - при базе в 265 - 2,4 млрд. рублей. В 2010 году сумма будет очевидно не меньше: база составит не менее 270 млрд. рублей. Внимание - вопрос: о каких огромных мифических потерях говорит по земельному налогу говорит Масан, если по новой кадастровой оценке сумма налогооблагаемой базы составит не менее 315 млрд. рублей. Почувствовали разницу - 315 и 800? И это при ситуации, когда отменены льготы и неизменны ставки? Просто мэрии легче урвать побольше земельного налога с того же ОНПЗ, чем заниматься оформлением обязательств налогоплательшиков под теми же многоквартирными домами, гаражными кооперативами, расширять возможности для малого и среднего бизнеса. Так же проще: признать НЕУПЛАЧЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ по земельному налогу потерями городского бюджета и использовать это для того, чтобы не был применен режим отрицательного трансферта.
Второе. Такая бурная реакция на отрицательный трансферт абсолютно закономерна - это следствие абсолютно некорректной выходки Шрейдера, когда в тихушку, без консультаций с областным Минфином градоначальник обращается напрямую в федеральный минфин и просит дать разъяснения по статье 142.2 Бюджетного кодекса РФ, дескать "у некоторых субъектов Росскийской Федерации" (это у Омской области) "отсутствует четкое понимание" порядка ее применения. Ну так Виктору Филипповичу, Масану был дан четкий и прямой ответ: что это не у областного минфина, а у него, точнее у них обоих, полностью отсутствует четкое, а главное - правильное понимание того, что происходит. Итак цифры. Городской бюджет тратит на здравоохранение с учетом всех источников в 2011 году более 3 млрд. рублей. В 2012 году десятки городских ЛПУ перейдут в областную собственность. В рамках трансфера в область удерживается 1,9 млрд. рублей. А что вы прикажите - забрать расходный мандат и оставить источники? Интересные дела: если передаются государственные полномочия область ОБЯЗАНА предусмотреть субвенцию, а когда муниципальную функцию делают областной - что отказываться от областных программ развития? Вернемся к цифрам. Что остается - 1,1 млрд. рублей. Так вот в рамках оставшихся средств - в бюджете мы прописываем обязанность мэрии заниматься свои прямым делом - платить зарплату воспитателям детских садов. Более 1 млрд. рублей в рамках остатка пойдет на финансирование зарплаты работников дошкольных учреждений. В бюджете 2011 года - будет 800 млн. рублей. Это к вопросу о том, что на повышение зарплаты у города для воспитателей садиков "нет средств". Формальное ВРАНЬЕ!
Третье. На 2012 год общий объем НДФЛ по городу составит около 4,3 млрд. рублей. В проекте бюджета на 2012 год из этой суммы 30 процентов пойдет в городскую казну, 70 процентов в областную. Это де факто про проекту, ВНЕСЕННОМУ в Законодательное Собрание. Да, в планах федерального Минфина предоставление субъектам РФ права уменьшать этот норматив на 10 процентов. Но это только право, а не обязанность. И ничего подобного в проекте 2012 года нет, Масан и Шрейдер это знают. Ведь им не интересно, что с 2012 года регион перестает софинансировать милицию общественной безопасности, но "взамен" помимо разбитого городского здравоохранения в расходные обязательства региона попадают 18 учреждений начального и среднего профобразования, решение вопросов занятости населения, жилье для детей-сирот - явно просматривается превышение затрат над высвободившимися средствами на сумму не менее 500 млн. рублей. И все эти расходы работают в том числе и на город. А зачем это знать Шрейдеру и Масану - важнее создать шум, спровоцировать депутатов, прокукарекать о проблемах и назвать виновных. Это же легче, чем скрупулезно заниматься нудным делом - наращиванием налогового потенциала, чем вспомнить, что создание условий для оказания медицинской помощи остается вопросом местного значения, который мэрия обязан решать. Решать.Или хотя бы не мешать это делать региональной власти. И не заниматься бюджетным фарисейством и впадать в бюджетную истерию. Это, наверное, в предверии выборов очень эффектно, но не эффективно.
P.S. И этой группе "полуответственных" муниципальных товарищей кто-там особо сердобольный предлагает открыть кредитную линию из областного бюджета на дороги Омска, за которую перед федеральным бюджетом будут расплачиваться те же городские бюджетники в 2012 году? Нет. Увольте. Лучше мы выполним решения по повышению зарплат городским учителям и врачам. Так будет и правильнее и вернее. Чем дать им увеличить долговую нагружку областного бюджета и приостановить строительство детских садов в городе Омске.
P.P.S. А отдать с тихой радостью убитое городское здравоохранение и ПОТРЕБОВАТЬ не применять либеральный отрицательный трансферт лишь в половину суммы, которые тратит городской бюджет на больницы, - это не есть ВРАЗУМИТЕЛЬНОЕ ХАМСТВО? Говорить про рост цен на недвижимость, когда в отношении земельного налога эта позиция не играет ровным счетом никакой роли, это не есть невразумительная попытка выдать желаемое за действительное?