БЕДЕН, КАК ЛАЗАРЬ. ПЕТЬ ЛАЗАРЯ.
Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном Лазаре", созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения "петь Лазаря", "прикидываться Лазарем", употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.
ГОРЕ ЛЫКОМ ПОДПОЯСАНО.
Образное выражение о крайней степени нищеты, возникшее из русской народной песни:
А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось.
ГОЛ КАК СОКОЛ.
Выражение служит для характеристики крайне бедного человека.
ЗУБЫ НА ПОЛКУ ПОЛОЖИТЬ.
Смысл этой старинной поговорки - из-за отсутствия материальных средств перейти на полуголодное существование - обусловлен тем, что многие инструменты, такие как пила, грабли, вилы, гребенка (необходимая принадлежность пряхи), имеют зубы или зубья. Отсюда как следствие; есть работа - кусок хлеба обеспечен, нет - клади зубы, то есть инструмент, на полку и голодай.
НЕТ ДЕНЕГ, НЕТ И ШВЕЙЦАРЦА.
Из Швейцарцев (жителей Швейцарии) в течении долгих веков европейские властители вербовали наемных солдат для своих войск. Этих солдат интересовало только одно - жалованье. Когда в 1521 году французский король Франциск 1 не нашел средств рассчитаться со своими гвардейцами, они побросали оружие и ушли, спокойно заявив: "Нет денег, нет и швейцарца!". Употребляется в значении: нечем платить - не спрашивай и услуг.
НИ ГРОША, НИ ПОЛУШКИ.
Слова "ни гроша" и "ни полушки" употребляются в значении: "ни даже мельчайшей денежки".
ПРИКРЫТЬ НАГОТУ.
Из Библии. В Ветхом Завете, в первой книге Моисея, сказано, что Хам, увидев пьяным отца своего Ноя, не прикрыл его наготу, за что Бог впоследствии наказал его и весь род его. Обычно употребляется как в прямом смысле (применительно к бедному, обездоленному человеку), так и иносказательно: замаскировать убожество мысли, доводов и т.д.