• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРИМИТИВИСТ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ПАНКОВ (1910-1941/1942) 04-10-2025 20:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Слава44 Оригинальное сообщение

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРИМИТИВИСТ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ПАНКОВ (1910-1941/1942)

ФОТО Панков (2) (700x511, 141Kb)
Константин Алексеевич Панков (1910-1942)

Константин Алексеевич Панков - советский ненецкий художник. Считается создателем «северного изобразительного искусства». Родился на Крайнем Севере в 1910 году в семье охотника. Его отец был ненцем, а мать манси. С детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины. В 1934 году он поступил учиться в Институт народов Севера в Ленинграде. Художественной студией института в то время руководили Алексей Успенский и Леонид Месс. За творческим ростом Панкова следили крупные мастера: Исаак Бродский, Владимир Конашевич, Вячеслав Пакулин, Николай Тырса. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже награждён золотой медалью Гран-при. После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года Панков был призван Смольнинским райвоенкоматом Ленинграда в ряды Красной Армии. Воевал в Ленинграде, был звукоулавливателем-слухачом в 4-й роте прожекторного батальона 194-го зенитного артполка, по другим источникам был снайпером. В сентябре 1941 года пропал без вести. Большая часть художественного наследия Константина Панкова, погибла в пожаре во время блокады Ленинграда. До сегодняшнего дня сохранилось только порядка 20 работ Константина Панкова, которые хранятся в Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, в частных коллекциях, самое большое собрание – в Тюменском музее изобразительных искусств, коллекция которого в 2008 году вошла в Музейный комплекс им. И.Я. Словцова.

Институт народов Севера (700x493, 158Kb)
Главный вход Института народов Севера в Санкт-Петербурге, проспект Стачек, 30.

Константин Алексеевич Панков родился в 1910 году в поселке Щекурья, Саранпауль, Тобольской губернии иди в селе Саранпауль, деревня Щекурья, Березовский район, Ханты-Мансийского округа в семье охотника. Отец Панкова был по национальности ненец, мать - манси. Сам же Константин говорил, что отец по национальности зырянин, а мать - ненка. И отчество неточно - то ли Алексеевич, то ли Леонидович (отзвуки колонизации). Родителей не стало рано, жил в семье старшего брата Прокопия, ловил рыбу, охотился. Дальше опять разногласия — то ли еще в детстве попал учиться в Москву, а потом переведен в Ленинград; то ли уже взрослым, в 1934 году, попал в Ленинград учиться на двухлетние курсы.

1930-е Дерево срублено, пойман олень. ЧС, Москва (700x506, 174Kb)
Константин Панков (1910-1942). Дерево срублено, пойман олень. 1930-е гг. Частное собрание, Москва.

1930-е + Оленья упряжка. Бумага, акварель. 65 х 90 см. Собрание Л.А. Месса. СПб (700x487, 137Kb)
Константин Панков (1910-1942). Оленья упряжка. 1930-е гг. Бумага, акварель. 65 х 90 см.
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская область.
(Бывшее собрание Л.А. Месса, Санкт-Петербург)

1930-е Оленья упряжка. Фрагмент. Бум, акв, гуашь. Место. неизвестно (612x700, 171Kb)
Константин Панков (1910-1942). Оленья упряжка. Фрагмент. 1930-е гг. Бумага, акварель.
65 х 90 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Л.А. Месса, Санкт-Петербург)

1930-е +++ Поездка на оленях. Бум, гуашь, акв. 68,5 х 88,4 см. Художественная культура Русского Севера (700x540, 147Kb)
Константин Панков (1910-1942). Поездка на оленях (Оленья упряжка). 1930-е гг. Бумага, гуашь, акварель.
68,5 х 88,4 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
(Бывшее собрание Е.Я. Саяновой. Санкт-Петербург)

1930-е Домики рыбачьего посёлка. Бум, акв, гуашь. 68.8×91.8 см. ГРМ (700x487, 132Kb)
Константин Панков (1910-1942). Домики рыбачьего посёлка. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 68,8 х 91,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как бы то ни было, Константин Панков был принят в Ленинградский институт народов Севера (ИНС). Занимался в художественных мастерских под руководством Алексея Успенского (рисунок и живопись) и Леонида Месса (скульптура). Как пишет исследователь этого периода: «Инсовцы рисовали, лепили, занимались резьбой по кости. Сочетание первобытно-реалистического взгляда на природу и методов профессионального искусства дали необычный художественный сплав, получивший название ″северный изобразительный стиль″».

1930-е Охотник. Бум, акв, гуашь. 62.5×87.5 см. ГРМ (Б. Собрание Л.М. Бялик. СПб) (700x484, 115Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотник. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 62,5 х 87,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Бывшее собрание Л.М. Бялик, Санкт-Петербург)

1930-е Охотник. Бум, акв, гуашь. ЧС (700x618, 143Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотник. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. Частное собрание.

1930-е Охотники. Бумага, акварель, гуашь. 64х84 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова. (700x510, 99Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотники. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 64 х 84 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание М.С. Лесмана, Санкт-Петербург)

1930-е Охотники. Бумага, акварель, гуашь. 64х84 см. Музейный комплекс им. Ивана  (478x700, 193Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотники. Фрагмент. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
64 х 84 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание М.С. Лесмана, Санкт-Петербург)

Сейчас даже трудно представить такое учебное заведение как Институт Народов Севера (ИНС, 1930−1941) и его предшественники - Северный институт и Северный факультет Ленинградского государственного университета (1925−1929), которые должны были сделать из малограмотных или вовсе неграмотных, не говорящих по-русски подростков коренных народов Севера специалистов по экономике, юриспруденции, управлению, педагогике, журналистике. Когда на учебу в Ленинград привезли первых северян — ненцев, тунгусов, чукчей, вогулов, юкагиров, алеутов, - руководителями северного отделения рабфака стали профессоры В.Г. Богораз-Тан и Л.Я. Штернберг, патриарх российской этнографии, труды которого упоминал еще Ф. Энгельс. Рабфаковцев поселили в здании бывшего Лицея в Детском (Царском) Селе, и вечерами они собирались вокруг костра в парке.

1936 Рыболовецкий колхоз. Бум, акв, гуашь, лак. 62.3×84.5 см. Рос. гос. музей Арктики и Антарктики, СПб (700x488, 96Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыболовецкий колхоз. 1936 г. Бумага, акварель, гуашь, лак.
62,3 х 84,5 см. Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

1930-е Синее озеро. Бум, акв, гуашь. 66.4×90.2 см. Собрание Е.Я. Саяновой. СПб (700x490, 151Kb)
Константин Панков (1910-1942). Синее озеро. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 66,4 х 90,2 см.
Собрание Е.Я. Саяновой. Санкт-Петербург.

1937 Синее озеро. Бум, акв, гуашь.ю 64×89 см. Тюменский обл. музей ИЗО искусств, (Б. Собрание Г.С. Гора, Спб) (700x525, 166Kb)
Константин Панков (1910-1942). Синее озеро. 1937 г. Бумага, акварель, гуашь. 65,5 х 89,5 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Г.С. Гора, Санкт-Петербург)

1937 Синее озеро. Фрагмент (483x700, 183Kb)
Константин Панков (1910-1942). Синее озеро. Фрагмент. 1937 г. Бумага, акварель, гуашь.
65,5 х 89,5 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Г.С. Гора, Санкт-Петербург)

Константин Панков с детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины. Он образовался как блестящий мастер до того, как впервые переступил порог Эрмитажа. Геннадий Гор вот что пишет: «Успенский и Месс пока откладывали эту экскурсию… именно потому, что Панков не видел раньше картин, если не считать портретов, которые висели в институте. Первую же увиденную работу большого мастера он мог воспринять как абсолют, как незыблемую норму, которой он обязан подражать, всецело подчинив свою волю законам «чужого» видения». Не произошло такого.

1936 Рыболовецкий посёлок. Бум, акв, гуашь. 120×160 см. Рос. гос. музей Арктики и Антарктики, СПб (700x486, 148Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыболовецкий посёлок. 1936 г. Бумага, акварель, гуашь. 120 х 160 см.
Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

1938 Волны, (авторское) Холст, темпера. 64х84 см (рама). Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова, Тюменсеая об (700x522, 149Kb)
Константин Панков (1910-1942). Волны. 1938 г. Холст, темпера. 64 х 84 см. (рама).
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

1939 Ловля птиц. Бум, акв, гуашь. 67.8×86 см. ГРМ (2) (700x574, 274Kb)
Константин Панков (1910-1942). Ловля птиц. 1939 г. Бумага, акварель, гуашь. 67,8 х 86 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1940 Весна. Бум, гуашь, акв. 45 х 29 см. Коллекция Е.Я. Саяновой, Санкт-Петербург (450x700, 218Kb)
Константин Панков (1910-1942). Весна. 1940 г. Бумага, гуашь, акварель. 45 х 29 см.
Собрание Е.Я. Саяновой, Санкт-Петербург.

1940 Весна. Бумага, акварель, гуашь. 36,7 х 24,3 см. Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова, Тюмень (469x700, 184Kb)
Константин Панков (1910-1942). Весна. 1940 г. Бумага, акварель, гуашь. 36,7 х 24,3 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

Что рисовал Панков и зачем он это делал? Глядя на картины Панкова, можно вспомнить об античных вазах, о японской и китайской графике. В самом деле, странные волнистые «поющие» горы Панкова» напоминают китайские росписи храма Цяньфодун или разрисованные ширмы. Но суть в невероятном изяществе простых охотничьих сцен К. Панкова. Константин Панков - реалист до корней волос. Но мало есть в наше время и таких романтиков, как он. Свои горы, деревья, облака, свои реки он описывает с такой же гордой одержимостью, с такой детской влюбленностью, как Клод Моне свой Руанский собор, во все времена и погоды.

1938 Волны, (авторское) Холст, темпера. 64х84 см (рама). Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова, Тюменсеая об (700x522, 149Kb)
Константин Панков (1910-1942). Волны. 1938-1940 гг. Бумага, акварель, гуашь. 62 х 82 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Г.С. Гора, Санкт-Петербург). Возможно, это вариант «Рыбной ловли».

1940 Охота (Hunting) Бум, акв, гуашь. 55×76 см. Собрание Б.И. Бурсова. СПб (700x498, 153Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охота (Hunting). 1940 г. Холст, масло. 55 х 74,5 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Б.И. Бурсова, Санкт-Петербург)

1940 Охота (Hunting) Фрагмент (609x700, 290Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охота (Hunting). Фрагмент. 1940 г. Холст, масло. 55 х 74,5 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Б.И. Бурсова, Санкт-Петербург)

Константин Панков оказался самым ярким из учеников мастерских, с узнаваемым художественным почерком, кроме того - он единственный из всех северян видел себя именно художником. А выставки графики, живописи и скульптуры инсовцев в Ленинграде, Москве и за рубежом пользовались большим успехом. Картины Панкова и его товарищей по студии были неоднократно напечатаны во многих журналах в тридцатые годы. Они украсили Павильон Крайнего Севера на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и советский павильон на Всемирной выставке искусства и техники в Париже в 1937 году. Тысячи и тысячи парижан при посещении советского павильона были глубоко впечатлены искусством малочисленных национальностей Советского Крайнего Севера, которым Октябрьская революция дала новую жизнь. Студентам ИНС присудили диплом и большую золотую медаль за произведения, которыми был украшен павильон Советской Арктики в том числе и Панков, который был удостоен Гран-при и золотой медалью. Почётный диплом выставки, которым был награждён Институт народов Севера, хранится в Ленинградском музее Арктики. Была выставка и в Нью-Йорке.

150524_original (686x700, 173Kb)
Золотая медаль Всемирной выставки в Париже. 1937 год.

d37386310219bceac0674193f08b8257 (700x533, 201Kb)
Константин Панков (1910-1942). Пейзаж с упавшим деревом. 1930-е гг. Местонахождение неизвестно.

Охотник (Горы играют). Бумага, акварель, гуашь.  62 х 88 см. Собрание Г.С. Гора. СПб (700x488, 151Kb)
Константин Панков (1910-1942). Горы играют. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 62 х 88 см.
Собрание Г.С. Гора. Санкт-Петербург.

Охота на белку. Бумага, акварель. 63 х 87 см. Собрание И.С. Соколова-Микитова. М (700x477, 177Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охота на белку. 1930-е гг. Бумага, акварель. 63 х 87 см.
Собрание писателя И.С. Соколова-Микитова, Москва.

За творческим ростом Константина Панкова следили крупные мастера: Исаак Бродский, Владимир Конашевич, Вячеслав Пакулин, Николай Тырса. В 1937-м году преподаватели, создавшие уникальную образовательную систему в ИНС, были арестованы, некоторые - расстреляны, позже расформирован сам институт. Большая часть художественного наследия, включая работы Константина Панкова, погибла в пожаре во время блокады Ленинграда. Сгинул и сам Панков.

Геннадий Гор - «Панков»

Панкову помогает рисовать зима.
Лиса хвостом в снегу ему рисует танец.
И лес отдал часть чувств своих и часть ума.
Река ведет его великая, как тот испанец
Кого Веласкесом зовут.
Но имя трудное не высказать Панкову.
Панков счастливец что нашел подкову.
И нет художника умнее чем зима.
А на картине застыли воды
И горы уж не пишут оду.
Олень бежит, продев себя сквозь день,
Но то не день и не олень, Елена.
Олений рот покрылся пеной.
То человек иль пень,
Панков иль пан
Или в снегу тюльпан.
1942 г.
Геннадий Гор, ровесник Панкова, еще более поразительный по дару человек, писал эти стихи в 1942-м, после зимы, проведенной в блокадном Ленинграде, уже в безопасности. Писал о друге-художнике, который то ли уже погиб, то ли скоро погибнет.

Пейзаж 2 (700x528, 158Kb)
Константин Панков (1910-1942). Пейзаж. 1930-е гг. Частное собрание.

Пейзаж. Бумага, гуашь. 68 х 91 см. Собрание А.Г. Островского. СПб (700x514, 160Kb)
Константин Панков (1910-1942). Пейзаж. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 68 х 91 см.
Собрание А.Г. Островского. Санкт-Петербург.

1940 Портрет Бумага, карандаш. 36 х 23 см. Собрание Г.С. Гора. СПб (443x700, 148Kb)
Константин Панков (1910-1942). Портрет. 1940 г. Бумага, карандаш. 36 х 23 см.
Собрание Г.С. Гора. Санкт-Петербург.

После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года Константин Панков был призван Смольнинским райвоенкоматом Ленинграда в ряды Красной Армии. Воевал в Ленинграде, был звукоулавливателем-слухачом в 4-й роте прожекторного батальона 194-го зенитного артполка, по другим источникам во время войны К. Панков был разведчиком, стрелком-снайпером и воевал в Норвегии. Константин Панков без вести на войне в сентябре 1941 года или в 1942-м году. По официальной версии - Константин Алексеевич Панков был убит на Волховском фронте тридцати двух лет от роду.

Рыбная ловля» (Панковские рыбаки). Бум, акв. 63 х 87 см. Коллекция В.А. Каверина, Москва (700x482, 181Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыбная ловля (Панковские рыбаки). 1930-е гг. Бумага, акварель. 63 х 87 см.
Коллекция писателя В.А. Каверина, Москва.

Рыбная ловля. Фрагмент (610x700, 267Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыбная ловля (Панковские рыбаки). 1930-е гг.
Бумага, акварель. 63 х 87 см. Коллекция писателя В.А. Каверина, Москва.

ФОТО Панков (436x600, 51Kb)
Константин Алексеевич Панков (1910-1942)

ФОТО Дом, в котором род (700x465, 144Kb)
Саранпауль, деревня Щекурья. Дом, в котором родился и писал свои первые картины Константин Панков.
Фото Усик Маркосян.

Всего семь лет Константин Панков был художником, а если не считать студенчества, то вообще — 3. Почти неизвестен, но имеет альбом-монографию. До сегодняшнего дня сохранилось только порядка 20 работ Константина Панкова, которые хранятся в Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, в частных коллекциях, самое большое собрание – в Тюменском музее изобразительных искусств, коллекция которого в 2008 году вошла в Музейный комплекс им. И.Я. Словцова.
В 2011 году петербургский Русский музей собрал все, что осталось от славного ИНСа, на выставке с грустным названием «След метеора».

ФОТО Дом с мемор. доской (700x466, 101Kb)
Саранпауль, деревня Щекурья. Мемориальная доска на доме, в котором родился и жил Константин Панков.
Фото Усик Маркосян.

ЛИТЕРАТУРА
ФОТО 1968 Ненецкий художник К. Панков (400x460, 82Kb)ФОТО 1973 Konstantin Pankov. Геннадий  Гор - Конст. Панков - ненецкий художник, Изд-во Аврора, Л-д,1973. - 120 стр, ил (404x460, 121Kb)
1. Ненецкий художник К. Панков. Москва, 1968 г. 2. Konstantin Pankov. Геннадий Гор - Конст. Панков - ненецкий художник. Издательство «Аврора», Ленинград, 1973 г. - 120 стр, ил.

ФОТО 1976 Konstantin Pankow  Гор Геннадий. VEB E. A. Seemann Verlag,Лейпциг, 1976 (406x470, 76Kb)ФОТО 2010 Каталог выставки к 100 летию Константина Панкова. Из фондов Тюменского музея. 2010. Тир.1400 экз (394x470, 103Kb)

3. Konstantin Pankow. Автор-составитель Геннадий Гор. VEB E. A. Seemann Verlag, Лейпциг, 1976 г. – 56 p., il.
4. Каталог выставки к 100-летию Константина Панкова. Из фондов Тюменского музея. 2010. Тир.1400 экз.

ФОТО 2002Северный изобразительный стиль. Константин Панков. 1920-1930-е годы  альбом  Автор-составитель Федорова Н.Н. - М. Наше наследие, 2002. 144 с. (590x700, 168Kb)
Северный изобразительный стиль. Константин Панков. 1920-1930-е год. Альбом.
Автор-составитель Н.Н. Федорова. Москва, Издательство «Наше наследие», 2002 г. 144 с., ил.

ИСТОЧНИКИ

1.Konstantin_Pankov – Wikipedia.en

2.Панков, Константин Алексеевич – Википедия.ру

3.История о югорском самородке, который охотился не за дичью, а за цветом

4.«Панков иль пан, Или в снегу тюльпан»: этюд о первом ненецком художнике Константине Панкове



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
lira_lara 04-10-2025-20:25 удалить
Потрясающий ненецкий художник Константин Панков (1910), основатель северного стиля, очень искренний, нежный и тонкий колорист работал как профессиональный художник всего семь лет, а если исключить из них четыре года студенчества, то и вовсе - три. Он погиб в 1941(?) году на Волховском фронте, куда ушел служить снайпером, в возрасте тридцати лет. В этом году ему исполнилось бы сто пять.

К сожалению, в сегодняшней России имя Константина Панкова мало кому известно, а между тем, в 1937 году, когда его работы были представлены на Парижской Всемирной выставке, тысячи парижан приходили в полный восторг, видя картины художников народов севера, выделяя среди них неизвестного самородка.

Экспозиция стала откровением и потрясением для избалованной парижской публики. Тогда Константина Панкова удостоили большой золотой медали, а сегодня он прочно занимает место в одном ряду с великими примитивистами Анри Руссо и Нико Пиросмани.
А началось с того, что советская власть озаботилась подготовкой партийных функционеров для Севера и Дальнего Востока и самых способных мальчиков и девочек из дальних краев отправили учиться в столицы: сначала в Москву, потом - в Ленинград, в Институт Народов Севера.

Это был самый грандиозный проект советской власти и один из самых удачных, правда, просуществовавший всего пятнадцать лет: с 1926 по 1941 год. С началом войны монастырский корпус Александро-Невской Лавры, в котором располагался ИНС, передали военному госпиталю, а все бумаги и институтский архив временно разместили в одном из деревянных строений, вскоре сгоревшем вместе со всеми бумагами и картинами.

Спасти архив ИНС можно было, если бы его передали в Эрмитаж, как предлагал тогда сделать его директор, но вышестоящее начальство побоялось, как бы чего не вышло, поскольку в то время шла бурная кампания против формализма, авангарда и примитивизма, всего непонятного простому народу. «Детские» рисунки спасать было глупо, с точки зрения власти, когда в стране шла война.


Но до войны в художественных мастерских ИНС учились сто пятьдесят северян, где их преподавателями были настоящие подвижники, целью которых стало, в общем-то, и не научить, а просто не мешать раскрываться таланту. Большинство из северян, в том числе и Константин Панков, были художниками еще до того, как начали учиться.

Преподаватели не водили их в Эрмитаж, не заставляли рисовать гипсовые фигуры и не показывали работы прославленных мастеров мировой живописи, боясь спугнуть их свежий взгляд на мир, в котором жила песня, сказка, чудо природы и глубокая народная традиция.

После окончания института в 1938 году Константина Панкова, единственного из потока, оставили в аспирантуре. К тому времени его стиль сложился, и уже было не опасно показывать молодому художнику японские миниатюры, Рембрандта, импрессионистов и других великих мастеров из боязни, что он начнет им подражать.
Почти детские, наивные рисунки Панкова, особенно последних лет, дышат первозданностью и красотой северной природы, которую он знал, любил, чувствовал и передавал в легких, мягких, лиричных, нежных и ярких акварелях, выстроенных по музыкально-цветовому принципу.

«В моём краю зима и лето – соседи. Ещё горы стоят летние, земля красная – она покрыта ягодами, и только листья на деревьях кое-где пожелтели. Но вдруг пришёл мороз – и реки застыли. Среди лета лежат зимние реки. Снега нет, лёд прозрачен, можно увидеть уснувших рыб.

К весне лёд становится толще. Вода наверху портится, в ней мало воздуха, и рыба уходит вниз. Весной рыбаки прорубают лёд, и тогда будто дверь открывается для рыбы. Черпай и бросай её на лёд.

Летом мой старший брат Прокопий взял меня на рыбную ловлю; мы сели в лодку и, гребя лёгкими вёслами, плыли вверх по протоке, чтоб попасть в озеро Сор. Озеро обмелело. И лодка, когда плыла, задевала щук, они от испуга выпрыгивали из воды и падали прямо в лодку» (Из беседы Константина Панкова с Геннадием Гором).


Панков не писал, он пел, перекладывая песню на язык красок и цвета. В его картинах отсутствуют острые углы, вся природа соткана из больших и маленьких волн. Для него природа – это один огромный Океан, в котором горы, деревья, поля, реки и озера плавно качаются в его музыкальных ритмах.

Охотник и рыболов, большую часть жизни занимавшийся промыслом, Панков не выделял человека из природного потока, он сам - его часть. Когда на выставках его хвалили, он только спрашивал: «Вам действительно нравится моя природа? Правда, красиво?»

Константин Панков ничего не приписывал себе и никакой стиль сознательно не выбирал, он просто писал, писал так, как видел, как чувствовал, а видел он совершенно иначе, чем большинство художников. Его пространство – живое, оно дышит и все вмещается на одном листе, это цельный кусок реальности, в котором все рядом и вместе.

Горы, деревья, человек, олени, птицы, деревья... Это все - единый живой поток, в котором человек – всего лишь маленькая, едва заметная на фоне грандиозного пейзажа фигурка, занимающая совсем незначительное место, такое, какое ему и подобает.

Сюжеты Константина Панкова на первый взгляд мало отличаются друг от друга: жизнь простого народа, охотника и рыболова, его отношения с природой, с лихвой одаривающей каждого своими богатствами. Но природа его севера завораживает игрой цвета, с помощью которого художник размышляет о своем крае.

Листья на деревьях художника то красные, то зеленые, то голубые, то белые, так же, как и стволы деревьев – то коричневые, то желтые, то сиреневые. Так он создает свой космос, свой мир, свой север, в котором всё живет по естественным законам, всё имеет свою душу: населяющие ее люди, горы, звери, реки, деревья...
Панков смог органично соединить традиционный фольклорный взгляд с достижения живописи XX века. Когда гляжу на картины этого художника, мне вспоминается Брейгель («Зима. Охотники на снегу»), которого вряд ли знал Панков.

Их роднит ощущение вселенского единства, в котором человек – такой маленький. И тот, и другой смотрят на мир и природу как бы с высоты Всевышнего и потому достигают уровня глубокого философского обобщения и выражения идеи космичности.

Картин Константина Панкова сохранилось очень мало, только те, что попали еще при жизни художника в руки коллекционеров, друзей и знакомых, или те, что были куплены музеями. Его акварели были у Каверина, Соколова-Микитова, Саянова, Гора и других.
Сегодня известно около двадцати картин художника, самые известные из которых «Весна», «Охотник», «Синее озеро», «Волны», «Горы играют», «Охота», «Оленья упряжка», «Рыбная ловля», «Ловля птиц», «Охотники».

Самая большая музейная коллекция (шесть картин) собрана усилиями музейного работника города Тюмени Натальей Николаевной Федоровой, двадцать лет разыскивавшей материалы о художнике, большая часть которых сгорела в том пожаре. Кстати, когда в 1982 году она хотела писать выпускной диплом по примитивистам, ей тему не утвердили, объяснив, что это примитизм. И все.

А имя художника стало известно общественности благодаря биографической книге Геннадия Гора, которой он сопроводил альбом Константина Панкова, выпущенный в 1973 году. Писатель и поэт знал художника еще по ИНС, приятельствовал с ним, много с ним беседовал, и у него хранилось много его работ. Константину Панкову Гор посвятил свое стихотворение.


Панкову помогает рисовать зима.
Лиса хвостом в снегу ему рисует танец.
И лес отдал часть чувств своих и часть ума.
Река ведёт его великая, как тот испанец
Кого Веласкесом зовут.
Но имя трудное не высказать Панкову.
Панков счастливец что нашёл подкову.
И нет художника умнее чем зима.
А на картине застыли воды
И горы уж не пишут оду.
Олень бежит, продев себя сквозь день,
Но то не день и не олень, Елена.
Олений рот покрылся пеной.
То человек иль пень,
Панков иль пан
Или в снегу тюльпан.
(Г.Гор. Панков, 1942)

Тина Гай
http://sotvori-sebia-sam.ru/konstantin-pankov/


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРИМИТИВИСТ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ПАНКОВ (1910-1941/1942) | lira_lara - Надежды маленький оркестрик под управлением любви | Лента друзей lira_lara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»