• Авторизация


Сказка о художнике и тайном слове. Павел Федотов 04-10-2025 13:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Сказка о художнике и тайном слове. Павел Федотов

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ

[показать]
[показать]




Портрет Н. П. Жданович в детстве. 1846г.

Много лет назад жила в городе Санкт-Петербурге девочка Наденька с мамой, папой, братьями и сестрами. Зимой по утрам в их большом уютном доме топили печи, и Надя, потихоньку выбравшись из постели, подбегала к окну, разрисованному морозными узорами. Приложив к стеклу ладошку, она делала во льду оконце. Ей нравилось смотреть, как во всех ломах, словно все нарочно так договорились, тоже топят печи: струи дыма высоко поднимались над заснеженными крышами и извивались на ветру, как неведомые дорожки, по которым крадутся невиданные звери.

Нырнув опять под теплое одеяло. Наденька загадывала: «Пусть нынче к нам в гости непременно придет Павел Андреевич!»





Автопортрет. Конец 1840-х гг.


Художника Павла Андреевича Федотова приводил с собой старший брат Наденьки, гвардейский офицер. Надя знала, что раньше Павел Андреевич тоже был офицером и служил вместе с ее братом в одном полку, а потом решился стать художником. С ним подружились все в доме, даже строгий Надин папа Петр Владимирович, служивший в важном департаменте Морского министерства. В доме делалось празднично и весело, когда приходил Федотов. Художник умел играть на гитаре, флейте, фаготе, фортепиано. Он пел романсы и песни, которые сочинил сам. И с самым серьезным видом рассказывал о разных пресмешных случаях и встречах, заставляя хохотать своих слушателей.

Но когда Павел Андреевич стал писать портрет Наденьки, он стал серьезен. Даже что-то прошептал, когда взял в руку карандаш.

— Вы что-то сказали? — спросила Надя.
— Это неважно, это только меня касается, — ответил художник.
— Я еще не доросла, чтобы Павел Андреевич говорил со мной серьезно, как со взрослой», — подумала Надя и сказала, смутившись:
— Извините, пожалуйста...
Художник ответил:
— Не обижайся. Наденька. Просто я говорю одно особенное слово, когда начинаю новую картину. Если скажу его, все у меня получится.
— Как бы я хотела, чтоб и у меня все хорошо получалось! — невольно вырвалось у Наденьки.
Она, конечно, не надеялась, что Павел Андреевич поведает о своем необыкновенном секрете. На то он и секрет, чтобы его никто не знал. Но художник вдруг пообещал ей, что когда-нибудь скажет, что же это за удивительное слово!

И Надя стала ждать. Девочка не сомневалась, что тайное слово действительно помогает Федотову. За картину «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика! На выставке около этой картины толпились люди.




Сватовство майора. 1848. Холст, масло. 58х75 см



— Наконец-то, — говорили они. — появилась картина о нашей жизни, о жизни обычных
русских людей!

— Невеста — чудо как хороша. А матушка, смотрите-ка, за юбку дочь придерживает: мол, зачем ты от счастья своего убегаешь? Вон какой бравый майор хочет тебя замуж взять.

— Кто бы мог подумать, что из Федотова такой мастер получится? Он ведь в военном училище маршировал, когда другие художники с ранней юности постигали в Академии тайны живописи.

— Да, я слышал, будто сам великий Брюллов говорил Федотову, что слишком поздно тот за кисти взялся...




Портрет П. В. Ждановича. 1846г.


Дружная семья Ждановичей была очень рада успехам своего друга и гордилась им. А Павла Андреевича слава ничуть не изменила. Он по-прежнему приходил к ним в гости в своем вечном черном сюртуке и жилете, с черной косынкой на шее, иногда что-то зарисовывал в маленьком альбомчике, так же шутил и рассказывал смешные истории. Наденьке особенно понравилась одна — о том, как к Федотову внезапно пожаловал незнакомый ему господин, оказавшийся отставным майором. Этот господин не так давно женился на красивой и богатой купеческой дочке и был очень доволен своей жизнью. Майор решил, что Федотов каким-то образом узнал о его судьбе, и картина «Сватовство майора» — про него! Он был так восхищен, что принес в подарок художнику целую корзину разных вкусностей!

Через несколько лет художник снова попросил Наденьку позировать ему. Девочка выросла и превратилась в девушку. Положив руки на клавиши, она смотрит с картины серьезным взглядом, словно о чем-то хочет спросить. Мы знаем, о чем, — о том самом заветном слове, которое помогает сделать хорошо любое дело!




Портрет Н. П. Жданович за фортепиано


Художник раскрыл повзрослевшей Наде свой секрет. Вот что он сказал:

— Я всегда говорю людям, которых хочу изобразить, одно слово: «Люблю». Не вслух, а в мыслях говорю, но они, по-моему, это чувствуют. Видите, Наденька, какой простой у меня секрет?
Надя сказала:
— Я помню портрет вашего батюшки и знаю, что он был отважным солдатом. Я вижу, что в этот портрет вы вложили всю свою любовь к постаревшему отцу...




Портрет А. И. Федотова


А в картине «Завтрак аристократа» вы изобразили богатого бездельника. Неужели он вам нравится?



Завтрак аристократа. 1848. Холст, масло. 51 х 42 см


Художник ответил:
— Разве вы не заметили, Наденька, что этот молодой красавчик прикрывает свой завтрак книжкой? Стыдится: вдруг гость, что не вовремя к нему пожаловал, увидит, что весь его завтрак — кусок хлеба. Выходит, он вовсе не так богат, как хочет казаться. Глядя на этого безобидного обманщика, зритель улыбнется. И улыбка, думаю, будет не презрительной и злой, а понимающей, снисходительной.
— Кстати, господин, изображенный вами на картине «Свежий кавалер», тоже не вызвал у меня симпатии, — призналась Надя. — Хвастается наградой — орденом за свою чиновничью работу, а вокруг него в комнате такой беспорядок, какого никак не должно быть у приличного человека.
— Да. комната у него одна — это и спальня, и кабинет, и столовая.
Но этому маленькому человеку тоже порой хочется погордиться хоть перед кем-нибудь. Конечно, он выглядит в эту минуту жалко, смешно, но давайте. Наденька, не будем слишком уж сурово осуждать его. Бог прощал — и нам велел, ведь так?

Наде о многом еще хотелось расспросить Павла Андреевича. Ей нравилась свежая, яркая живопись картины «Разборчивая невеста», — цвет в ней звучал в полную
силу. Но почему Федотов сделал героями этой картины не очень молодую даму и горбуна, который объясняется ей в любви? Чем они привлекли художника?




Разборчивая невеста 1847г.

Павел Андреевич ответил так:
— Помните басню Крылова «Разборчивая невеста»?

"Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла,
И рада, рада уж была..."



Если же говорить совсем серьезно, то вот что я скажу вам. Наденька: право на счастье имеет каждый человек. И молодой, и уже поживший; и тот, кто в полном здравии,
и тот, кого называют калекой.

— А как вы находите сюжеты для своих картин? Они у вас такие разные: то портреты, то интересные сценки из жизни.

Павел Андреевич сказал с улыбкой:

— Я называю себя «одиноким зевакой». Моего труда в мастерской — только десятая доля, а главная работа — на улицах. Так что учусь я жизнью, глядя в оба глаза. Мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать.




Зимний день. 20 линия Васильевского острова



В картине «Зимний день...» художник написал самого себя. Он идет вдоль дороги с рулоном бумаги в руках. Но главный герой этой картины — сам зимний петербургский денек. Он столь краток, что и не замечаешь порой, как утренние сумерки перетекают в сумерки вечерние, и сонное небо светится так таинственно и застенчиво над заснеженным тротуаром, лошадкой, запряженной в сани, и человеком в длиннополом пальто, — художником Павлом Андреевичем Федотовым.




Вдовушка. Холст, масло. 58х44 см


С любовью писал Федотов и картину «Вдовушка». У женщины умирает муж, она стала вдовой. Муж молодой дамы, которую изобразил художник, был военным. Его послали на войну, и там он погиб. Жена, потерявшая любимого, грустит у его портрета, и тонкая свеча, горящая в глубине комнаты, — как душа юной вдовы. Художник написал несколько вариантов этой картины, стараясь как можно искренней и тоньше передать чувства молодой женщины. На портрете убитого военного Федотов изобразил самого себя. И будто напророчил себе короткую жизнь — умер, когда ему было 37 лет.



Портрет Егора Гавриловича Флуга, 1848



Наденька же прожила долгую и достойную жизнь. Секрет художника стал и ее секретом: она никогда не забывала говорить искреннее «люблю» матушке и отцу, братьям и сестрам, друзьям и мужу-офицеру. И с любовью исполняла каждое дело, за которое бралась.

Рисунки Федотова, которые он дарил Ждановичам, она бережно хранила до самой старости, а потом передала их Русскому музею.




Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837...

А от знаменитого Карла Брюллова Федотов, к счастью, успел услышать удивительные слова. Они были совсем не похожи на те, которые Брюллов говорил молодому художнику в начале его творческого пути: »В таланте я вам не отказываю, но о карьере художника думать не советую. Надо начинать рисовать с младенчества, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства...» Через восемь лет после этой горькой для Федотова встречи великий Брюллов увидел созданные художником картины и сказал:

— Поздравляю вас, я от вас ждал, всегда ждал, но вы меня обогнали...





Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка. 1843г.




Игроки, 1852




Львица, 1849



Все холера виновата!, 1848




Офицер и денщик. 1850г.



Серия "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАЛЫША"

Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский


ПАВЕЛ ФЕДОТОВ
федотов 0 (200x260, 13Kb)C. B. Винокурова. Сказка о художнике и тайном слове. Павел Андреевич Федотов.

Дорогие читатели! Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и вашим малышам... мы...решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.



Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":

Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
Часть 3 - Сказка о художнике и тайном слове. Павел Федотов
Часть 4 - Сказка о сказочнике. Васнецов
Часть 5 - СКАЗКА О ГРУСТНОМ ХУДОЖНИКЕ. ЛЕВИТАН
...
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ
Часть 48 - СКАЗКА О ПРАВДИВОМ ХУДОЖНИКЕ. Валентин Серов
Часть 49 - Сказка о художнике, который объехал весь мир|Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
lira_lara 04-10-2025-13:06 удалить
Павел Андреевич Федотов (22 июня (4 июля) 1815, Москва – 14 (26) ноября 1852, Санкт-Петербруг) – выдающийся русский живописец и рисовальщик, один из родоначальников критического реализма в русской живописи.

Особенности творчества художника Павла Федотова: картины и рисунки Федотова отличает остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты разных сословий и обстоятельств их жизни, точность социальных характеристик. В начале пути пробовал себя в батальной живописи, но довольно быстро понял, что его призвание – жанр. Объектом его мягкой сатиры были нравы большого города, героями – купцы, чиновники, дворянские семейства, компании холостых офицеров, эмансипированные дамы. Критическое осмысление действительности не мешает Федотову остро чувствовать ее пластическую и живописную красоту.

Известные картины Павла Федотова: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста», «Вдовушка».

Хрестоматийно скучные фразы о Федотове: «основатель русской жанровой живописи», «родоначальник критического реализма в отечественном искусстве». Ничего такого о себе Павел Андреевич Федотов, конечно, не знал. По профессии он был военным, капитаном гвардии. В официальной резолюции высокого начальника Федотова, императора Николая I, предписывающей подчинённому оставить службу и заняться живописью, есть замечательная по своему изяществу формулировка «рисующий офицер».

Он родился в бедной семье екатерининского служаки в Москве, в приходе Харитония, близ Красных Ворот. В отличие от тысяч художников, чьи способности были замечены родителями и развиты наставниками, Федотовым в детстве никто не занимался. Предоставленный сам себе, он проводил время в шумных играх и драках со сверстниками, беготне по сенникам и чердакам летом, катанию с горок зимой. Именно жизнью в патриархальном московском захолустье искусствоведы потом будут объяснять своеобразие живописи и графики Федотова. Родись он в строгом, европейском и амбициозном Петербурге, а не в простодушной купеческой Москве, не вышло бы ни «основателя», ни «родоначальника».

Федотов и сам хорошо понимал, что источник его художества в том, что он в детстве мог вдоволь наблюдать торговок и кухарок, ключниц и пономарей, купцов и простонародье, приходских священников и ушлых свах – людей, как он сам их называл, «неуглаженных светской жизнью».

11-ти лет Федотова отдали учиться в Кадетский корпус. Тут не было ничего удивительного: отец твой служил, поди-ка и ты послужи! Время к тому же было соответствующее: историки потом назовут его «николаевская военщина».

На уроках рисования в Корпусе Федотов слыл лентяем. Гораздо больше занимали его история с географией. Там, где над страницей учебника однокашники начинали зевать, Федотову рисовались ярчайшие сцены. Он был наделён воображением редкой интенсивности. За сухими страницами вставали масштабные битвы, жуткие и красочные подробности дворцовых переворотов, буйная растительность экзотических стран и далёких континентов.

И это было замечательно. Если бы Федотов поступил в Петербургскую академию, его бы «посадили за гипсы» и этим неизбежно убили бы необычность его дарования. Но, обучаясь не искусству, а военному делу, он не был скован мертвящими академическими требованиями. Рисовал как Бог на душу положит. Никто из наставников не менторствовал, что есть достойный предмет для изображения, а что – нет. Никто не ограничивал его живой и цепкой наблюдательности. А посему все тетрадки и записные книжки кадета Федотова были измалеваны карикатурами.

Карикатуры выходили очень похожими (по-видимому, чувство линии у Федотова было врождённым), но не обидными. Юмор их был не топорным, а довольно тонким. Товарищи по корпусу, во всяком случае, Федотова обожали и его насмешками не оскорблялись. Он слыл добрым малым, был первым по успеваемости, к тому же пел и играл на гитаре. За масляные краски он поначалу браться не решался, но много упражнялся в графике, акварели и сепии.

Довольно долго его основной темой оставалась та, что перед глазами, – военная. Опекавший подразделение Федотова великий князь Михаил Павлович был в таком восторге от батальных талантов гвардейца (и от собственных портретов, которые Федотову удавались особо), что подарил ему бриллиантовый перстень и доложил о нём государю Николаю Павловичу.

Когда Федотов дозрел до мысли, что профессиональная выучка ему всё-таки необходима, он был уже сложившимся художником. С целью, как выразится потом Бенуа, «укрепить свою руку на срисовывании мертвых тел и натурщиков», Федотов стал посещать вечерние классы Академии. Преподаватели (в их числе знаменитый Зауервейд) видели в переростке чудака. А он, как проклятый, до ночи работал в классах, заставленных образцами человеческих носов и ушей.

Фламандцы и голландцы в Эрмитаже довершили образование Федотова. Они убеждали в том, о чем он и сам догадывался: интереснее и значительнее всего – обыденность. Именно её и нужно изображать.

К 1844 году Федотов встал перед сложным выбором между многообещающейкарьерой военного и неопределённой, полунищей будущностью художника. Он ходил советоваться к Брюллову, самому успешному на тот момент русскому художнику. Брюллов не рекомендовал уходить в отставку, говорил: в возрасте Федотова становиться художником поздновато.

Но вмешался Иван Андреевич Крылов. Благодушный и флегматичный с виду, на деле он был язвителен и трезв. Крылов видел карикатуры и наброски Федотова и пришёл в восхищение. Цепкость взгляда, жизненность, скрытое морализаторство – всё это было сродни самому Крылову. Баснописец преодолел свою легендарную лень и написал Федотову письмо. Суть его сводилась к тому, что задача художника в современном обществе – обличать скверность русской жизни и тем самым способствовать её улучшению. Миссия трудная, но благородная. Федотов воспринял слова Крылова с энтузиазмом и вышел в отставку, сохранив за собой «друга и денщика» Коршунова.

С 1846-го по 1848-й созданы главные картины Федотова, которые сразу обеспечили ему всё, кроме богатства: признание коллег, звание академика, огромную популярность у зрителей. Первым был написан «Свежий кавалер», немного позже – «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа». На выставках к ним было не протолкнуться. Толпа не редела до вечера. Для середины XIXв. оказалось откровением увидеть на холсте не государей императоров, прославленных военачальников или, на худой конец, античных божеств, а собственных современников – заурядных, смешных и таких узнаваемых.

Вместе с гравером Вернадским Федотов задумал издавать нравоучительный журнал. Для него предназначались десятки карикатур, разбросанных ныне по музеям и частным собраниям. Выбирая название, колебались между «Вечер вместо преферанса» и «Северный пустозвон», но потом дело расстроилось.

Жил Федотов аскетом. Вставал очень рано. Обливался холодной водой и, напившись чаю, шел «толкаться между людьми». Бродил по городу, доходя до самым захолустных его частей, в поисках «живых типов». Знакомился с представителями городского дна – портовыми «Евами» и нищими. Драгоценную натуру, прежде чем «подсмотреть у природы», еще предстояло найти. Здесь было что-то сродни охоте. Однажды Федотов несколько километров шёл за неким«субъектом в зелёном картузе», только чтобы запомнить его движения и мельчайшие детали лица.

Бедствуя сам, Федотов содержал оставшихся в Москве отца и сестёр. Для себя снимал в Петербурге маленькие домишки, причем всегда из двух комнат одна служила ему спальней и мастерской, а вторая – отдавалась в безраздельное пользование Коршунову. Денщик увешивал стены от пола до потолка лубочными картинками и убеждал визитёров, что нарисовал их сам – по примеру хозяина.

Для знавших Федотова его душевная болезнь оказалась громом среди ясного неба. В приступе буйного помешательства он был пойман полицией и помещён в клинику Лейдесдорфа для душевнобольных. Незадолго до этого художник, не склонный ранее к ни к странностям, ни к унынию, вдруг начал тосковать, а потом чудить. На редкий крупный гонорар за картину зачем-то купил драгоценностей. И неожиданно посватался сразу в нескольких известных ему домах, хотя всегда убеждал, что не смог бы делить свою жизнь между двумя любовями – к живописи и к женщине.

В лечебнице Федотов, отличавшийся крепостью мускулов, будет выдирать из стен гвозди. Увязанный в смирительную рубашку – зубами.

В периоды относительных просветлений к Федотову пускали друзей. Он поражал их тем, в чем раньше не был замечен, – прожектёрством. Вещал, что нужно превратить Васильевский остров в Афины. Показывал рисунок: государь Николай I в лупу наблюдает за крошечным Федотовым. Доктора жаловались: изрисовал в палате все стены.

Когда через 5 месяцев художник умер в доме скорби от плеврита, плакать на похоронах было некому: товарищи давно уже мысленно похоронили его. Безутешно рыдал только верный денщик Коршунов. К основному горю примешивалось чувство вины. Федотов просил его передать друзьям, чтобы пришли проститься. Слуга перепоручил дело кому-то третьему, вестник по пути забежал в трактир, напился, словно персонаж многочисленных федотовских карикатур, и завалился спать чуть не в канаву. Когда весть о горячке Федотова дошла до адресатов, прощаться было уже не с кем – художник окончил свои дни в полнейшем одиночестве. «Основателю» и «родоначальнику» было 37.

Автор: Анна Вчерашняя


https://artchive.ru/pavelfedotov


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказка о художнике и тайном слове. Павел Федотов | lira_lara - Надежды маленький оркестрик под управлением любви | Лента друзей lira_lara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»