Шофар упоминается в ТаНаХе 72 раза. Это один из древнейших еврейских символов. Он мало изменился за прошедшие тысячелетия и легко узнаваем. В конце-концов он только чей-то рог..
Шофар — непременный атрибут праздника Рош АШана, этот праздник в Торе называется «йом тру'а» (день трубного звука).
В течение нескольких месяцев Элул (он начинается за месяц до Рош Ашана, еврейского нового года) принято трубить в шофар, это традиция. В сам праздник, который длится 2 дня, два первых дня месяца Тишрей, труби в шофар и слушай его звуки это ЗАПОВЕДЬ, установленная Торой. В каждый из этих дней в синагоге нужно протрубить 100 раз. В синагогах выходцев из Марокко, Туниса, Алжира и т.д. раздается 101 звук шофара. Если в первый день нового года выпадет на шабат, то в шофар трубят только во второй.
Праздничный звук шофара олицетворяет собой обращение еврейского народа к Своему Б-гу, он символизирует призыв к пробуждению, что приводит к еврейскому народу, готовящемуся ко дню Искупления (Йом Кипур), празднику, который будет отмечаться спустя девять дней, в десятый день седьмого месяца года, в этом году 23 сентября (22 сентября)
. Йом Кипура.
Чуть-чуть истории в изображениях.
Так как шофар — это рога животного, то есть органический материал, древних шофаров сохранилось очень мало. Мне еще ни разу не удалось увидеть древний шофар. Но его изображения мы встречаем во множестве, и это только то, что есть у меня.
Археологическая находка из бронзы, 4 век д.н.э.
Изображены менора, шофар, лулав, виноградная гроздь, что говорит об использовании ее в евреях. Текст на греческом «Ради мира, обитающих в городе Шикмона». Для чего использовался этот предмет до сих пор неизвестно. Выставлено в Национальном морском музее (Хайфа)
Кольцо с изображениями меноров, шофара и лулава. 4в.н.э.
Музей Гехта в Хайфском университете
Булла (не знаю, что тут имеется в виду), 5-7вв.н.э. С одной стороны менора, лулав (нераскрытый пальмовый лист), этрог, шофар, с другой надписью на иврите.
Музей Гехта в Хайфском университете
Изображение меноры с надписью «Мир Израилю».
Синагога «Мир Израилю». Она получила это имя благодаря данной мозаике. Йерихо, 7 в.н.э.
"Музей доброго самаритянина"
Менора с совочком, которым собирали золу на жертвеннике, и две шофара из самаритянской синагоги. 6в.н.э. (?)
"Музей доброго самаритянина"
Табличка из римских катакомб с изображением традиционных еврейских символов: меноры (семисвечника), шофара, лулавы (пальмовой ветви) и сосуда с оливковой маслом. 3-4в.н.э. (?)
Менора, шофари и лулавы. 5в.н.э.
Напольная мозаика синагоги в Ципори
Старинный рисунок, рисующий сефардскую синагогу. Так как не подписано, то не могу точно сказать, к какому времени относится и какое трубостроение изображено. Трубление в шофар в Рош Ашана, 1733–1739 гравюра Бернара Пикара из серии «Церемонии и религиозные обычаи различных народов известного мира»
Старинный рисунок, изображающий сефардскую синагогу.
Музей "Четыре сефардские синагоги"
Синагогальный ковчег, шофар, виноградные гроздья, изображения рук в Аароновом благословении. 19 век (?)
Синагога Ари Ашкенази в Цфате. « Новогодняя открытка (7964054468) » от Центра еврейской истории, Нью-Йорк — https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/7964054468/ . Убер Викисклад . 1910 год, поздравительная открытка. Школа Бецалель, нач. 20 века, выставка "Еврейское искусство 19века, большие мастера" Современный сувенир "Коэны несут Ковчег со Скрижалями завета и трубят в шофар". Шофар, выживший в Катастрофе. В Вашем Ядме хранится шофар, изготовленный в концлагере Скаржиско-Каменна (принудительные работы). Он был изготовлен в 1943 году в Рош-Ашане. Идея изготовления шофара была Радошвицкого Ребе, раввина Ицхака Финклера, также заключенного этого лагеря. Он считает, что необходимо поднять моральный дух заключенных-евреев совместной молитвой на Рош-Ашана, и для этого нужен шофар. Достать нужную статью бараний рог в лагере было очень сложно, но был найден охранник, согласившийся за деньги это сделать. Первая попытка оказалась неудачной, был принесен рог вола, которого забрал Ребе. Со второй попытки и за еще большие деньги был получен бараний рог. Сделать шофар попросили Моше Винтартера, работавшего в мастерской по обработке металла. Ребе обратился к Моше как к слесарю и земляку, с мыслью изготовить шофар. Моше должен был очень сильно рисковать: родить или вынести что-то постороннее из производственных помещений стоит ему жизни. Все-таки, несмотря на столь высокий риск, Моше удалось сделать шофар. Слух о том, что есть шофар, мгновенно разнесся по лагерю среди заключенных, и в канун Роша Ашана собралось большое количество учеников, чтобы молиться вместе с Ребе и слушать, как он трубит в шофар. Моше хранил шофар все время, пока был в этом лагере и когда его перевели в концлагерь Ченстохова. Но не успел взять его с собой в Бухенвальд. После освобождения концлагеря в Ченстохова шофар был передан еврейской общине города и впоследствии оказался в США. Радошвицкого Ребе не дожил до освобождения, умер в 1944 году в концлагере Шлибен. Он соблюдал кашрут и умер от истощения.
Моше Винтертеру повезло, он дожил до освобождения и после окончания войны он переехал в Эрец-Исраэль. В 1977 году он помог перевезти шофар в Израиль и передал его в Яд Вашем.
Посмотреть на этот шофар можно здесь
Шофар во времена Британского мандата
Во время арабских волнений 1929 года арабы заявили, что трубка в шофаре уступает защите святости ислама. Англичане заявили, что и территория Котеля принадлежит арабам, и в последнее время было запрещено трубить в шофар у Котеля, и это несмотря на то, что трубление в шофар включает часть молитв на Рош Ашана и Йом Кипур.
Трубление в шофаре не только важная мицва, но и символизирует глубокую независимость и возрождение народа, вернувшегося на свою землю. И было несколько смелых выпускников, которые, несмотря на угрозу и страх, трубили в шофар у Котеля.
На исходе Йома Кипура 1930 года Моше Сегаль, и глава Иерусалимского отделения Бейтар решил, что нарушение запрещено и по завершению молитвы у Котеля затрубил в шофар. Моше Сегаль был задержан властями и быстро освобожден благодаря главному раввину Аврааму Коэну Куку.
С тех пор и до последнего Йома Кипура перед образованием молодых членов государства Бейтара приходила трубить в шофар у Котеля, несмотря на агрессивную охрану этого места британскими властями. Шофар пролил к Котелю путями и с большим риском. Часто несли 2 или 3 шофара, чтобы усложнить властям его поиск. Большинство молодых людей были осуждены в разные сроки - от 6 месяцев и более, а также отправлены на каторжные работы
незадолго до Йома Кипура в 1944 году Эцель распространял листовки, в которых угрожал британцам, если они будут мешать трубке. Полицейские побоялись подойти на площадь перед Котелем, и трубка прошла без помех. Эти предварительные замечания также замаскировали защиту на 4 полицейских окнах участка, что также произошло по причине Йома Кипура.
В 1945 году был пойман Моше Каравани после того, как протрубил в шофар. Полицейский реквизировал шофар, с которым он поймал Моше. Через 40 лет, во время посещения Лондона Моше случайно встретил друга того самого полицейского, который реквизировал шофара. На следующий день полицейские вернули шофар со словами: «Его место в Эрец-Исраэль, у молодых».
Авраам Элькаям был одним из трех последних трубачей в Йом Кипуре в 1947 году. После освобождения Котеля во время Шестидневной войны Авраам пришел в Котеля и увидел там человека с шофаром. Он попросил у того шофар и протрубил в него. После этого к нему подошел один человек и спросил: "Что ты в этом трубке?"
- "Я был последним, кто здесь трубил до освобождения"
На что тот человек ему сказал:
- "А я был первым в 1930 году", это был раввин Моше Сегаль.
Трубление в шофаре Раввина Горена отметило освобождение Иерусалима, и так круг замкнулся.
На этот раз тоже очень часто встречаются фотографии Давида Рубингера, Раввин Горен трубит в шофар у Котеля впервые в 1947 году.
В гостях у производителя шофаров
Этой весной мне повезло, я побывала в мастерской Шимона Кенана, в мошаве Гиват Йоав на Голанах. И все это благодаря водителю Инне Чернявской и ее трехдневной экскурсии "Все дороги ведут к Кинерету".
Шимон Кенан родился, можно сказать, с серебряной ложкой во ртутном шофаре в руке и в возрасте 9 лет уже умело трубить в шофаре, в те годы у него не было настоящей шофара...
...и он сконструировал из поливной трубки и лейки, и это работало. В 18 лет он уже был признанным мастером трубления в шофаре и трубил в синагоге на Рош Ашана. В те годы он регулярно трубил в шофаре в синагоге и руководил мастерской обработкой металла. 15 лет назад Раввин, в синагоге которого молился Шимон, познакомил его с мастером изготовления шофаров, ушедшим на четверть, и Шимон пошел учиться изготовлять шофары. Таким образом любовь к шофарам превратилась в профессию.
Сейчас в Израиле всего 3 производителя шофаров, по утверждению Шимона. Шимон — единственный в мире производитель, открывший эту тему для широкой публики. Он единственный, потому что в производстве шофаров есть профессиональные секреты. Поэтому в мастерской Шимон не разрешено фотографировать.
Самые серьезные проблемы производителей шофаров - это получение исходного материала, т.е. качество рога.
Основным сырьем является бараний рог.
Барану должно быть не менее 13 месяцев, чтобы его рога была годичной для шофаров. В Израиле нет таких подходящих следов, потому что у нас регут ягнят, совсем молодые бараны, и если вы покупаете баранье мясо, практически всюду, то на нем написано "мясо ягненка". Рогов у ягненка его нет.
В натуральном виде бараний рог весит 1-2 кг. Внутри рога находится кость, хотя некоторые думают, что это хрящ. Это костный стержень. Наружная часть рога состоит из того же материала, что и волосы электромагнитного типа.
Все виды ювелирных изделий производятся из кожи. Большинство копытных рога образуются за счет деятельности эпидермиса, таких как ногти, волосы и волосы. В данном случае рог представляет собой костный стержень, надетый на роговой чехлом.
Почему трубку нужно провести именно в бараний рог?
Bо время жертвоприношения Ицхака, Ицхак не зарезал своего сына, а зарезал последствия барана. Такое жертвоприношение Ицхака изображено в синагоге Лагрива в Акко. И тут как раз видно, как круто закручены рога в высоту барана, не зря же говорят "скрутили в бараний рог".
Но если мы разместимся в таком месте земли, где нет подходящих баранов, то в Мишне написано, что все шофары кашерны, кроме шофара из рожковых коров. В память о грехе, поклонении золотому телцу. Из-за этого евреи не используйте в ритуальных целях ничего, что имеет отношение к телцу.
У производителей шофаров нет выбора, как закупать сырье в африканских странах для производства ритуальных еврейских шофаров. Наибольшее потребление баранины в арабских странах - в Курбан-Байраме .
Именно поэтому раз в году Шимон вы приезжаете в Марокко, где он родился и все знает. В Марокко до сих пор есть еврейская община, есть синагога, есть кашерная еда.
У него была одна попытка закупить сырье в Америке, где мы находимся в состоянии войны, если кто не знает. 1 начало 1 года назад это была его профессиональная деятельность, и у него не было руководящей роли. Он связался с Неким Мухамедом из Стамбула, и тот добрался до рога в прошлом году рядом с турецкой границей. Они перевезли частный самолет из Стамбула на границу с Сирией. И хотя они были на территории Турции, но это было очень неприятно.
Один раз в 2 года он ездит в Намибию за антилопьими рогами (орикс, куду). И в Намибии, и в Марокко он находится не менее 2х недель, он сортирует и отбирает рога, грузит их в контейнер и отправляет в Израиль. Только 30% ингредиентов можно использовать для производства шофаров - остальное либо имеет трещины, либо просто блестящие.
Немножко производственного процесса.
После отделения костей от рогового покрытия будущий шофар дезинфицируется с помощью тепла, так как органические материалы и в нем могут жить насекомые и бактерии.
Вычисляя кость из рога, мы получаем 2\3 полый рог, так как кость не доходит до конца рога. Последняя часть рога завершена и в ней надо проделать канал. Но как раз эта последняя часть искрилась и нет специальной сверла, чтобы ее просверлить. Эту часть необходимо выпрямить. Это делается нагревом.
Производственный процесс почти весь состоит из профессиональных секретов, поэтому в мастерской можно фотографировать, как я уже писал выше. Но в магазине Шимона выставлено несколько фотографий, изображающих его работающего в мастерской. Так что что их процитировал, я ничего вам не открою.
По прямой части уже можно сверлить.
Выпрямленный шофар. В нем уже сделали надрез. Точечно нагревая часть рога, толкают палочку внутри, чтобы получить отверстие.
Отверстие для вдувания воздуха делается в зависимости от иудаизма.
После этого произведите шлифовку до полного блеска.
Шофар может быть украшением гравировки с еврейской символикой (маген-давид, менора), раньше было разрешено писать целые фразы, буквы. Они, наверное, выглядели так, как изображено на плакате, висящем в магазине.
Четыре признака кашерности шофара:
1. Это бараний рог.
2. Шофара должна быть увеличена по размеру, она не может быть меньше длины и плюс 3 см с каждой стороны того, кто будет трубить в этом шофаре. Минимум 20см, максимум какой угодно.
3. Не должно быть повреждений.
4. Не должно быть трещины.
Шофар, если есть повреждение или трещина, не чинят, а выбрасывают. Если чинить тем же усилием, то есть рогом, это сложно и дорого. Починка делается в очень редких случаях, когда хозяину шофара он очень дорог и не возможно расстаться.
Шофар может быть изготовлен и из холодильника мертвого животного. Сырье, рога, обращение к нам некашерными.
Это рог горного козла. Эти рога также использовались вместо бараньих. На рогах есть вмятины, которые проявляются в возрасте козла. В ближайшее время года летом не хватает еды и воды, рост рога заканчивается, и получается впадина.
Шимон трубит в такой шофар.
Шимон считает, что он - лучший производитель шофаров, потому что
1. Он умеет нейтрализовать запах.
2. Он умеет обработать входное отверстие таким образом, чтобы улучшить звук и ввести трубку.
3. Он обладает сильными стружками изнутри.
Спорить не буду - ему видней:)
С Шиманом работает 2 его сына, будем надеяться, что они тоже будут производить шофари. Он нанимает работу подростка на каникулах и в армии.
Подробнее о мастерской Шимона и его встречах с туристами на сайте Коль шофар (голос шофара) http://www.kolshofar.co.il/site/ (иврит)
http://www.kolshofar.co.il/site/english.asp (англ.)
Разные направления иудаизма и их шофара.
Йеменские шофары.
Самая необычная и привлекающая к себе всеобщее внимание — это, конечно же, шофара йеменских молодых людей. Йеменцы были вырезаны на протяжении долгих лет от остальных еврейских общин, поэтому форма и форма шофаров.
Йеменцы выросли на 2 группы.
Одна группа следует традиции РАМБАМА. По мнению РАМБАМа надо трубить в необработанном и нераспрямленном шофаре. Если не распрямлять, то как тогда обрабатывается тот наряд рога, который не полилый? Просто берется достаточно длинный рог, и часть неполоого куска отрезается и выбрасывается. Затем высверливается отверстие до полой части рога, и это очень сложная работа, требующая знаний и опыта.
Другая группа йеменских студентов жила совсем вдали от цивилизации и не имела возможности добыть бараньи рога. Доступными животными были рога антилопы куду , длинные и завивающиеся.
Как вы видите, и в антилопах куда стоит роговой чехол легко снимается с костного стержня.
Йеменские шофари тут всегда в ассортименте в магазинах иудаики, в Иерусалиме сфотографировала.
Плоский марокканский шофар.
« Шофар » Национального университета Ла-Платы — http://www.unlp.edu.ar/articulo/2012/4/17/texto_castellano_azzarini_shofar http://sedici.unlp.edu.ar/handle/10915/28987 . Лицензия на CC BY 3.0 или Wikimedia Commons .
Совершенно плоский, сплющенный шофар - марокканский. Но не только марокканцы пользовались сплющенными шофарами. Ими также пользовались и в древности в Восточной Европе и сефардах, во времена, когда власть их преследовала. Плоский шофар удобен тем, что его легко прятать под одежду.
Сефарды предпочитают полностью прямой шофар, повернутый вверх. Выпрямление шофара очень сложный процесс, требующий большого прогресса, каждый второй шофар ломается, и поэтому шофары для сефардов более дорогие.
У ашкеназов принят шофар сначала прямой, а в конце изогнутый. Вы его видите на фоне йеменского, с накладками. Кстати, с накладками шофар сувенирный, не годящийся для ритуальных целей.
Современная скульптура с изображением шофара. Можно увидеть на Мамиле , в Иерусалиме.
Шимон трубит в шофаре из Роги Танзанийской коровы. Шофаром из коров нельзя пользоваться в синагоге, для ритуальных целей, а на улице можно.
Шофар из рога орикса
Все шофари из рога не баранов проходят тот же процесс.
Трубить в шофар сложно. Это не зависит ни от объема воздуха, ни от движения, ни от движений губ.
Шимон разрешил всем желающим попробовать протрубить в шофарах в магазине. Мало у кого получилось.
Подбор звучания может производиться по желанию заказчика и в соответствии с обязательствами каждой еврейской общины.
У разных шофаров голоса разные: низкий, грубый и плаксивый. Это зависит от вида шофара и обработки выхода.
определяют следующие виды звука шофара:
«тки́а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
«швари́м» («тремоло»), быстрое чередование нижних и верхних нот.
Три звука, сопровождающие вздохи, как знак осознания своих ошибок.
«тру́а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающаяся на верхней.
Девять раздались резкие звуки, передающие грусть и тоску.
«тки́а гдола́» («большое трубление») продолжается на верхней ноте (и всегда финальное).
Символизирует призыв к пробуждению совести и возвращению к Богу.
Четыре основных звуковых трубок могут быть объединены в серии (по последовательности) Википедия
Из обрезков рогов Шимон делает футляр для мезузы.
Ханукия у Шимона, естественно, тоже из рогатки
Шофар - дело семейное.
Изготовление шофаров - дело семейное. Секреты передаются из поколения в поколение.
Во всем мире таких производителей считаное количество.
Есть у производителей шофаров в возрасте 16-17 лет. Семья Бар Шешет, которая возглавляет свою родословную с 1345 года в Испании. После изгнания из Испании они жили в Марокко, Меир Бар Шешет отправился в Эрец-Исраэль на корабле Исход в 1947 году. Англичане отправили его в лагерь для перевезенных лиц в Германию (!!) В палате Рош Ашана он тоже сделал шофар, который до сих пор может храниться в семье.
После лагеря для перемещенных лиц, куда отправляли британских евреев, пытавшихся попасть в Эрец-Исраэль, в 1948 году он поселился в Хайфе и стал делать шофари. С 1990 года семья Бар Шешет жила с семьей Рибак, производя шофары из Польши, и теперь их совместное производство находится в Тель-Авиве.
Их сайт http://www.shofarot.com/
Шофар в магазине в качестве сувенира, не знаю, кто производитель.
Старая хасидская притча про шофар от yulen_ka
Было это лет сто-сто двадцать назад, в Российской империи. Поспорили накануне Рош ха-Шана две еврея, кто лучше трубит в шофар. Спорили-спорили да и подрались. Явился городской, с усами, саблей, форменной бляхой и фуражкой с околышем и поволоком драчунов участка, где начал их допрашивать.
— Почему подрались?
— Поспорили, господин городской, кто лучше трубит в шофар.
— Какой такой шофар?
— Ну, обычный шофар.
— Ничего не понимаю, жидовские ваши морды! Какой-такой шофар? Говорите по-русски!
— Ну, шофар, он и есть шофар.
Городскому это надоело, и наконец он поколотил евреев. А, поколотив, продолжает допрос:
— Так что такое этот ваш шофар?
— Ну-у-у, шофар — это такая дудочка…
— Так что ж вы морочили мне голову, — рассердился полицейский, — а сразу не сказал, что шофар — это дудочка?
— Потому что шофар это не дудочка.