http://i-ddragon.livejournal.com/141294.html
Моё небольшое исследование по гендерному и сексуальному вопросу в древнем Израиле.
Для начала — такой древнееврейский закон:
Не прелюбодействуй. (Вторая книга Моисея - Исход 20 глава 14 стих).
Строго — не прелюбодействуй вообще — то есть не нарушай супружеской верности. На слове — нельзя и всё. Насколько сильно запрещено прелюбодеяние?
Другой закон поясняет:
Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. (Третья книга Моисея — Левит 20 глава 10 стих).
Или вот:
Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею - то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. (Второзаконие 22 глава 23 и 24 стихи).
Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. (Пятая книга Моисея - Второзаконие 22 глава 28 и 29 стихи)
То есть за прелюбодеяние — секс вне брака с замужней женщиной - по древнееврейскому закону полагалась смерть. За секс с незамужней мужчина обязался взять её в себе жёны навсегда. На первый взгляд, создаётся впечатление, что по этому закону блуд (то есть проституция и вообще добрачный секс) пресекался не менее строго, чем прелюбодеяние (измена в браке). Казалось бы, проститутка после первого секса должна считаться женой первого партнёра, и секс с остальными партнёрами должен расцениваться как прелюбодеяние и караться смертью. Отсюда также вроде бы логично карать смертью мужчин, систематически пользовавшихся проститутками или просто незамужними сторонними женщинами. Создаётся впечатление, что закон предписывает гендерное равенство и абсолютное целомудрие. Именно так чаще всего разными верующими и представляется древнееврейская нравственность (примеры приводить не буду, впечатление чисто субъективное от общения с оными).
Теперь же посмотрим, как этот закон исполнялся на деле:
Книга Судей Израилевых, глава 11, стихи 1 и 2:
Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы [то есть проститутки – прим. моё]
; от Галаада родился Иеффай. И жена Галаадова родила ему сыновей. Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины.
Так как сыновья Галаада называют Иеффая сыном другой женщины, то очевидно, что его отец ту проститутку себе женой не пристроил. И, судя по всему, никакому наказанию не подвергся.
Дальше Иеффай становится военачальником и героем, и никто ему ни разу преступное происхождение не припоминает. А ведь сказано в законе -
Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне (Второзаконие 23 глава 2 стих).
Другой пример — древнеизраильский
бодибилдер герой-силач Самсон:
Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней. Жителям Газы сказали: Самсон пришел сюда. И ходили они кругом, и подстерегали его всю ночь в воротах города, и таились всю ночь, говоря: до света утреннего подождем, и убьем его. А Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону, [и положил их там]. (Книга Судей Израилевых, глава 16, стихи 1 — 3).
Его похождения по проституткам ни разу не осуждаются. А ведь казалось бы - расстрельная, то есть камнепобивная статья по древнеизраильскому кодексу.
Ну это ладно ещё — дальше описывается, что в те времена в Израиле царила анархия и
каждый делал то, что ему казалось справедливым (Книга Судей Израилевых, глава 21, стихи 25). К тому же некоторые исследователи считают, что Пятикнижие Моисея — то самое, что содержит запрет на секс вне брака — было написано после событий, описанных в книге Судей Израилевых.
Но на это возражение есть более яркий пример. Читаем о судебных решениях Соломона:
Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое диiтя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она -- его мать. И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд. (3 книга Царей, 3 глава с 16 по 28 стихи.)
Короче говоря, Царь Соломон рассудил между проститутками — то есть между преступницами, подлежавшими по израильскому закону смерти. Ни разу не припомнив им их нарушения закона. И народ, который восхитился решением, тоже ни разу этого не припомнил.
Чтобы понять ситуацию, представим, что к современному судье пришли бы два бандита, убившие человека и не поделившие добычу. Судья нашёл бы необычный, простой и устраивающий обеих способ поделить добычу, об этом судебном деле было бы рассказано массам, и они бы восхитились смекалке судьи. При этом никто не припомнил бы бандитам, что они-то совершили тяжёлое преступление перед законом, за которое подлежат высшей мере наказания — а именно к таким преступлениям, казалось бы, относилась деятельность тех женщин. Значит, наверняка не относилась.
Интересно также отметить тот факт, что
Мария Магдалина, одна из первых последовательниц Иисуса, согласно преданию была блудницей. Так как христиан религиозные вожди иудеев ненавидели, то они наверняка бы воспользовались возможностью припугнуть христиан, приговорив одного — точнее одну из них к смерти, тем более, что повод судя по всему должен был быть. Ко временам Иисуса Христа Пятикнижие Моисея уж точно было составлено.
Примечательно также, что единственное описание попытки забивания камнями за секс (евангелие от Иоанна, 8 глава стихи с 3 по 11) считается добавленным в Евангелия намного позже. (другой аналогичный случай, описанный в Бытие 38 главе не в счёт, ибо он был до образования израильского народа)
Следует также вспомнить пример Царя Давида, который совершил прелюбодеяние с чужой женой и подстроил убийство её мужа, и ни он, ни та женщина не были приговорены за к казни за прелюбодеяние. Но Давид был царём — а царям закон не писан — так что удивляться скорее надо тому факту, что Давид послушал пророка, пришедшего осудить его за его поступок (смотреть 2 книга Царств, 11 и 12 главы.)
ЗЫ:
Возможное объяснение: Очевидно, что древнееврейский закон делает чёткую грань между блудом и прелюбодеянием. Так, секс с чужой женой по древнееврейскому закону разумеется должен был быть наказан смертью. А вот к нарушениям закона, требовавшего вступить в брак с незамужней женщиной после блуда, относились весьма мягко — прямо казнить проституток (блудниц) вроде бы нигде в Библии не призывается. И если мужчина, «лёгший с девицей незамужней», с которой он потом обязан вступить в брак, откажется вступать в этот брак, то никакого наказания за это не предписывается — равно как и за развод. Кстати, если обратить внимание на случай, описанный в Бытии 38 главе, то там Иуда сам без колебаний пользуется услугами проститутки, но при этом приказывает казнить свою родственницу, обвинённую во внебрачной береммености. (fixed)
К случаю ляжет «с девицею необрученною» можно вспомнить случай, когда сын Давида Амнон изнасиловал девственницу Фамарь, и никакому наказанию не подлежал (смотреть 2 книга Царств, 13 глава.).По идее, он после этого он должен был взять её женой, но не захотел — а за «незахотел» не было положено никакого наказания. Также в книге Песнь Песней есть строчки -
Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены [и понятно, что потом сделали – прим. моё] (глава 5 стих 7) — описывается как несчастье, но далеко не фатальное, и не помешавшее девушке позже вступить в брак.
Из Песни Песней также следует, что секс до брака между молодожёнами не запрещался, хоть и не поощрялся — см. глава 2 стих 6 (обнимались — один шаг до сексуального контакта), глава 3 стих 4 (встречаются ночью, и уединяются в комнате — ясен пень зачем), и глава 4 стих 5 (описание телесных достоинств невесты, которые вряд ли можно разглядеть под одеждой).
С этой точки зрения можно сделать вывод, что в древнем Израиле вероятно запрещалось именно прелюбодеяние, проституция же была хоть и осуждаемым, но вполне допустимым явлением. Такой вот мужской шовинизм — мужчине дозволялось иметь больше одной женщины + пользоваться проститутками, проститутки-женщины и секс до брака допускались, хоть и были осуждаемым явлением, а вот половая связь замужней женщины более чем с одним мужчиной запрещалась. Женщины в данном случае представляются как существа, подчинённые мужчинам и вторичные по отношению к ним. Это видно и из других случаев — например, книге Судей Израилевых, в 21 главе описывается, как племя вениаминитян добывает жён похищением. А, например, Мелхола, жена Давида была проклята бесплодием просто за то, что однажды осмеяла своего мужа (смотреть 2 книга Царств, 6 глава.)