Представляем Вам интервью известной художницы и литературного деятеля прошлого столетия, графини по происхождению и мечтательницы по натуре, уникальной женщины, которой исполнилось в этом году 100 лет! Интервью переведено на русский, сохраняя события и детали жизни Жизель Д'Альи ван Waterschoot ван дер Gracht.
Именно здесь жизнь Жизель действительно обрела смысл. Берген был центром мирового искусства того времени. Поэты, художники, писатели - все переехали сюда, бежав от фашистской оккупации. Молодая художница Жизель была представлена Адриану Роланда Холсту, известному поэту и писателю. Они стали близкими друзьями. И когда она решила переехать в Амстердам, он помог ей найти квартиру в столице. Жизель арендовала уютный третий этаж в доме на Herengracht. Это было место о котором она мечтала, чтобы жить и работать. "Разве это не замечательно. Белые стены, белый потолок, белые панели пола, много света. Это только то, что нужно." 100 лет улыбке Жизель...
Но это уже было военное время. Солдаты маршировали по улицам. Художники должны были зарегистрироваться в Kulturkammer, но Жизель отказалась подписать договор. Мужчины должны были работать в трудовых лагерях, евреев хватали и увозили в лагеря смерти...Это было в начале 40-х, когда Жизель познакомилась с немецким писателем и гуманистом Волфгангом Frommel. Он был отчаянным критиком нацистской партии и бежал из Германии два года назад. Frommel работал в школе, где он заботился о подростках евреях, бежавших из Германии. Когда Нидерланды были оккупированы, он обратился к Жизель с просьбой об убежище для двух своих подопечных. Жизель согласилась без колебаний.
Пятнадцатилетний Клаус Бок и восемнадцатилетний Buri Wongtschowski переехали к Жизель и остались на 3 этаже квартиры до конца войны. Волфгангом Frommel тоже поселился здесь. Многие люди находили временное убежище в квартире Жизель, которая получила кодовое название "Castrum Peregrini"- Крепость паломников. Жизель подрабатывала художником, это было опасно, так как она не подписала договор Kulturkammer. На эти небольшие деньги они все и существовали. Они находили утешение в искусстве, особенно в литературе. "Чтение великих писателей, рисование, сочинение стихов и рассказов - придавали стойкость и силы людям в подполье." - говорит в своем интервью Жизель Д'Альи ван Waterschoot ван дер Gracht, художница и литературный деятель 20 века.
Третий этаж квартиры почти не изменился с тех военных дней. Маленькие рисунки, сделанные во время войны,многочисленные книги в кожаных переплетах на полках, стулья на которых они сидели - все это еще здесь. Они хранители воспоминаний. Войдя в эту комнату, чувствуешь, как время движется назад в прошлое. Жизель теперь не часто сюда приходит. В течении жизни она приобрела весь дом на Herengracht. Сама она живет на пятом и шестом этажах - высоко над городом Амстердамом. Из окон ее студии видны острые башенки готической церкви Krijtberg, витражи для которой она когда-то делала.
В 1951 году она с Волфгангом Frommel, в память о своем подполье, организовала литературный журнал "Castrum Peregrini". В настоящее время "Castrum Peregrini" является культурным центром, который организует дебаты, события, выставки и многое другое. Но сама покровительница проводит большую часть времени в своей просторной студии на верхнем этаже. Жизель Д'Альи ван Waterschoot ван дер Gracht сидит в кресле, окруженная десятками картин, собранных ею в течении прошлого столетия. Раковины с острова Парос, рыбьи скелеты, засушенные растения, кора деревьев, старый инструмент своего отца - молоток геолога.
Разговаривать ей стало трудно в последнее время, место и время иногда путаются. Но смотря на свои работы Жизель живо вспоминает: "Это было на острове Парос!" - Жизель указывает на картину монастыря в Паросе , где она счастливо жила с мужем. "Мы хотели бы плавать в море каждое утро!" - мечтательно произносит Жизель, словно юная богиня. Греческий остров Парос, безусловно, сильно повлиял на жизнь и творчество художницы. Это были самые безмятежные годы...
В своем интервью Жизель вспоминает, как они с мужем Арнольдом Д'Альи, будучи молодоженами, жили в Греции на острове Парос. Идеальное место для романтиков - пальмовые рощи, безлюдные пляжи и многочисленные древние монастыри. В одном из таких заброшенных монастырей Жизель с мужем Арнольдом и поселилась в начале 60-х годов. Ради Жизель (женщины его жизни) Арнольд Д'Альи оставил пост мера города Амстердама и ушел из семьи. Теперь они наслаждались уединением после долгих и мучительных лет коротких встреч и расставаний.
Монастырь в Паросе стал их собственным замком. Толстые белые стены монастыря давали ощущение безопасности, спокойствия и теплоты. Здесь Жизель чувствовала себя дома, как в ее родовом старинном замке в Австрии. Восстановление разрушенного монастыря в Паросе и занятие живописью приносит ей покой и вдохновение, которого так не хватало в годы войны. Поздние ужины с новыми греческими друзьями и соседями, купание в море и собирание ракушек. "Но прежде всего - наслаждение тишиной монастыря и мой Арнольд рядом!" - с тихой улыбкой говорит в интервью Жизель, женщина, которая просто хотела быть счастлива с любимым. Восьми лет безмятежного счастья подарила ей судьба... Арнольд ушел из жизни, оставив ее с холстом, красками, монастырем и морем. Через некоторое время Жизель вернулась в Амстердам в свой дом на Herengracht, в свою Крепость паломников (Castrum Peregrini), чтобы творить и создавать - это то, что она умеет делать!
Жизель выглядит умиротворенной и счастливой в своей тихой студии за толстыми кирпичными стенами здания на Herengracht (название канала в Амстердаме). Тишина и только далекий гул движения города за окном. Просто небо можно видеть в большие окна студии. Она создала свой монастырь, свою Крепость паломников.
Спасибо, Жизель, за то, что ты украсила наш мир, за приглашение в свою Крепость паломников!