Продолжили свою прогулку по Риму после замка Святого Ангела попадаем на площадь Навона
Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) — римская площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника. С XV века по 1869 г. место нахождения городского рынка. Застраивалась в XVII веке в стиле барокко. На площадь выходят две церкви, включая церковь св. Агнессы (1652 г., арх. Джироламо Райнальди), и несколько дворцов, включая палаццо Памфили (строился для Иннокентия X в 1644-50 гг., фрески Пьетро да Кортоны; ныне посольство Бразилии)
Можно найти интересное описание площади Навоны в «Интимных письмах об Италии» Шарля де Брос: «Площадь Навоны, некогда цирк императора Александра Севера, могла бы считаться прекрасным местом, если бы не была такой грязной, но, поскольку здесь располагался овощной рынок, то выглядит она хуже, чем площадь Мобер. Тем не менее, надо признать, что фонтаны тут несколько лучше, чем на площади Мобер».
Хотя овощного рынка на площади уже давно нет, чистотой она не отличается и сейчас, многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навоны, где на все это в немом великолепии смотрят роскошные фонтаны. Мы конечно сделали себе монетку из двух центов и еврика в специальном автомате, считаю замечательный сувенир, в нашем семействе уже достаточно обширная коллекция таких монеток, в которых сверлим дырочки и подвешиваем на цепочку.
1.
[463x700]
Площадь Навоны (Piazza Navona) расположена на месте античного стадиона императора Домициана и имеет овальную форму. Длинна стадиона-площади 270 метров, ширина 55 метров. Стадион был построен в 86 году и мог вместить 33 000 человек. Название площади происходит скорее всего от римского «in agone» - «на арене», которое трансформировалось в «навоне» и потом в «навона». Стадион стал площадью в XV веке, когда располагавшийся здесь рынок переехал на Капитолий.
Площадь Навона стала гордостью римского барокко. В центре площади возвышается известный фонтан "Четырех рек" работы Бернини (1648-1651 гг), украшенный аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы - символизирующие, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. Величественный и совершенный фонтан выполнен в стиле барокко.
11.
[700x463] 12.
[463x700] 13.
[469x700] 14.
[463x700] 15.
[463x700] 16.
[469x700] 17.
[463x700] 18.
[463x700] 19.
[463x700] 20.
[700x463]
В центре фонтана установлен египетский обелиск из цирка Максенция, покрытый иероглифами.
Его высота 16,53 метра. За фонтаном находится красивая церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone), которую начинал возводить Ринальди, а закончил Борромини в 1657 году. Церковь посвящена мученицы Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых. Существует легенда, согласно которой, христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу. Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.
21.
[700x463] 22.
[700x463] 23.
[700x463] 24.
[463x700] 25.
[463x700] 26.
[469x700] 27.
[463x700] 28.
[700x463] 29.
[463x700] 30.
[463x700]
Фонтан Нептуна расположился в северной части площади Навона. Этот фонтан строился в течение почти ста лет, так как стремились, чтобы он соответствовал стилистики площади. В его возведению участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, создавший статую Нептуна в 1878 г.
На площади всегда многолюдно, зимой здесь проходит рождественская ярмарка, в любое время года играют музыканты, рисуют художники, в кафе много посетителей.
Далее свернули с площади Навона в сторону Пантеона. Здесь находится церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (Chiesa di San Luigi dei francesi) (Piazza San Luigi dei Francesi, 20). Это французская церковь, построенная в 1589 году. Стоит внушительное здание XV века - Палаццо Мадама (Palazzo Madama), в котором заседает Сенат Итальянской республики. И конечно Пантеон…
25.
[463x700] 26.
[700x463] 27.
[469x700] 28.
[469x700]
Пантеон - храм, посвященный всем богам, уникален вдвойне: кажется чудом и то, что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас в целости и сохранности.
Пантеон представляет собой круглое сооружение с отверстием сверху, через которое храм освящается дневным светом и проветривается. До сих пор не известно, с какой целью он был построен.
Самое сильное впечатление Пантеон производит, если подойти к нему сзади или сбоку: тогда вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны будут мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами.
Августов зять Марк Випсаний Агриппа заложил тут квадратный храм всех богов в 27 году до н.э.; круглым Пантеон стал уже при Адриане. Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись "M.AGRIPPA L.COS. TERTIUM FECIT" (МАРК АГРИППА, СЫН ЛУЦИЯ, ТРИЖДЫ КОНСУЛ, СДЕЛАЛ), Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в считанные минуты внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола.
Дожить до начала Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 608 году даровал здание папе Бонифацию IV. Папа немедленно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан, а императору в благодарность поставил на Форуме колонну.
Позднейшие понтифики на все лады пытались приручить языческое здание - Урбан VIII даже велел Бернини пристроить по краям фронтона пару колоколен, но идея оказалась крайне неудачной: конструкцию обозвали "ослиными ушами" и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее наконец не снесли. Однако церковь здесь действует и до сих пор.
Внутри находятся гробницы великих людей - Рафаэля, короля Виктора Эммануила и его сына Умберто и другие. Но самое интересное здесь - купол. Изнутри видно, что фонаря, как в позднейших христианских храмах, у него нет: в самом центре находится ничем не прикрытая дыра, под которой в дожди скапливается довольно внушительная лужа. Зато в любое другое время световые эффекты - гениальные. Беда Достопочтенный утверждал, что отверстие в куполе пробили демоны, спасаясь бегством из языческого храма в тот момент, когда его освещал папа Бонифаций IV.
28.
[463x700] 29.
[700x463] 30.
[700x463]
37.
[469x700] 38.
[463x700] 39.
[463x700] 40.
[469x700] 41.
[700x463] 42.
[700x469] 43.
[700x463] 44.
[469x700] 45.
[469x700]
Перед Пантеоном находится маленькая piazza della Rotonda. В центре площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском, эпохи Рамете II. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI. Фонтан украшен большими масками, дельфинами и гербами.
38.
[700x463]
Вашем вниманию представлю старое фото с просторов интернета, где можно посмотреть как поднимается Тибр во время наводнений
39.
[604x459]