Преступность - возрастает, убийства становятся всё более часты,
совершаются хладнокровнее и приобретают странный, вычурный характер.
В современных убийствах наблюдается что-то надуманное, показное; как
будто убийцы видят себя спортсменами, стремятся установить фантастические
рекорды холодной жестокости; если один разрезает труп убитого на шесть
кусков, то другой режет его на двенадцать.
Нет сомнения в том, что развитию преступности в сильной степени
способствуют газеты, навязчиво и ярко расписывая, раскрашивая убийства и
тем создавая из убийцы - героя, из преступления - подвиг. Обнаруживая
острый интерес к преступнику и полное равнодушие к его жертве, газеты
больше всего говорят о ловкости убийцы, о его хитрости и смелости.
На той же медной трубе сенсации играют и господа авторы так называемых
«детективных» романов, которые правильнее именовать дефективными романами.
Я склонен думать, что для многих преступление становится путём к
славе, а для некоторых даже развлечением простым, легко доступным и
поощряемым потому, что можно поощрять и порицанием, если к порицанию
присоединить удивление.
А простота, - да что же может быть проще и глупее убийства человеком
человека в наши дни, после того, как на полях Франции уничтожены - чего
ради? - миллионы европейцев, ценнейших людей нашей планеты?
Если идиот разрежет ближнего на куски и пожрёт его, об идиоте целый
месяц будут говорить и писать как о человеке исключительном, замечательном,
но о том, что хирург Оппель трижды, приёмом массажа сердца, воскрешал
людей, умерших на операционном столе, об этом не знают и не пишут.
В этом противопоставлении извращений социального быта чудесам науки
скрыта тема огромной важности. Непонятно, почему до сей поры ни один из
честных европейских умов не развернул эту тему во всей её широте и глубине?
Этот ум мог бы осветить и уничтожить одно из роковых недоразумений
современности; он показал бы, как тяжело и уродливо ложится на всё то, что
мы называем «культурой», мрачная и тревожная тень естественного
недовольства цивилизацией.