• Авторизация


Йа мастодонт. Невесёлые размышления филолога. 08-02-2013 22:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Jassy Оригинальное сообщение

- Я - вымирающий вид. Да-да.
Возможно, я никогда бы об этом не задумалась, если бы в мою светлую и авантюрную башку не прибрела идея заняться частными уроками русского и литературы, удачно совместив при этом несколько приятных факторов: работа на себя, а не "на дядю", частичная занятость, креативные моменты и возвращение к любимому делу. А поскольку я некоторое время всё же занималась другими видами деятельности, сейчас всё мне бросается в глаза особенно выпукло.

Я хочу написать о том, как не развиты сейчас дети. У меня в дипломе есть специализация "Русский как иностранный", так вот иногда мне кажется, что я работаю не с русскими детьми. При том, что у меня только один кореец и одна двуязычная девочка (русский-иврит). Мне реально приходится тратить ряд занятий на ИНТЕРПРЕТАЦИЮ текстов. То есть на то, чтобы перевести им с русского на русский. Поневоле вспомнишь рассказ про интеллектуального робота Максима, который я недавно цитировала в блоге, или "451 по Фаренгейту" Брэдбери.
Примеры, чтобы вы меня поняли:
- с семиклассником делаем домашнюю работу, тема "Правописание наречий", составляем предложения с оными наречиями. Дано наречие "невзрачно". Знаете, какое предложение он составил? "Жених на свадьбе невзрачно смотрел на гостей". ОН НЕ ЗНАЕТ СМЫСЛА ЭТОГО СЛОВА. Так бедна их речь.
- девятиклассник. Готовлю к ГИА. В тесте предложение "Каравелла шла под треугольными парусами". Спотыкается, спрашивает:
- А что такое "каравелла"?
Он мальчик. Это он мне должен рассказывать, что такое каравеллы, барки и бригантины, не? Я безнадежно устарела? По смыслу он догадаться не мог?
- Десятый, твою же мать, класс. Опять тесты. "Ворох листьев что-то там бла-бла..." Спотыкается, спрашивает:
- А что это такое, "ворох"?

Мне прямо страшно, когда задумываюсь. Как там писали классики, "мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово" - ? Что-то я очень сомневаюсь.
Когда их спрашиваешь:
- Что ты любишь читать? -
они стыдливо отводят глаза. "Читающих" у меня двое. Они же, кстати, и самые продвинутые в языке и грамотности.
Сегодня с девятиклассником писали сочинение по Гоголю - я на пальцах объясняла смыслы слов "деградация" и "олицетворение".
Бьюсь, втолковываю, разъясняю, рассказываю сюжеты классиков на новый лад, на пальцах раскладываю русскую грамматику, пытаюсь убедить, что читать - это прикольно, а стихи - это красиво... Но у меня их девять. ДЕВЯТЬ. И двое своих. Из тысяч и тысяч гамадрилов...
Я - последний оплот - ?! Бастион русской культуры. Как мало нас, таких. Кому не всё равно. Родителей, воспитателей, репетиторов. Школьным учителям в массе своей пофиг. Школьные и даже всякие лицейские коллективы на 70% состоят из дипломированных посредственностей.

Люди, читайте детям книги. Ещё одно поколение - и будет поздно. Вспомните стихи, которые заставляли вас плакать, ваши любимые книги, протяните руки к книжным полкам, закачайте классику в айпод и на е-бук. Они уже не понимают в массе своей Пушкина и Лермонтова, но ещё поймут Булгакова, Блока или Стругацких. Не опоздайте.

Простите за пафос. Наболело.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Йа мастодонт. Невесёлые размышления филолога. | krissa - Тихая Гавань | Лента друзей krissa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»