И.Е. Репин "Далекое близкое. Письма об искусстве", письмо десятое: "Гвоздем выставки Марсова поля, если уже необходим гвоздь по парижским нравам, считается “Дорога креста” — Голгофа, куда несет свой крест Христос, сопровождаемый современными нам людьми, Ж. Беро... Ж. Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени. На нынешней его картине публика разделена на два лагеря. С левой стороны буржуа всяких состояний выражают Христу свою ненависть жестами, криками и поднятием камней на великого страдальца. Справа, напротив, — коленопреклоненные, со сложенными благоговейно, по-католически руками, ждут его благословения. Готовые под венец жених с невестой, израненный солдат, удрученный бедняк составляют совсем особую сцену в картинке г. Беро — надо сказать, картинке лубочной, тенденциозной и совсем не художественной. Не видно в ней ни искренности, ни таланта. Ловкий расчет на массу делает свое дело. Художник весьма оборотистый человек: кому не нравится это моральное направление религиозного характера!.." Интересный отрывочек из автобиографической книги И.Е. Репина заставил отправиться на поиски этой самой тенденциозной картины, которую оказалось найти не так уж и просто, да и то только лишь в черно-белом варианте. Впрочем попутно удалось изучить и творчество Жана Беро (Jean Béraud), которое весьма специфично и отчасти весьма соответствует той характеристике, которую дал великий русский художник...
Жан Беро Письмо
Жана Беро можно назвать художественным репортером Парижа конца XIX - начала ХХ века. Его картины это в основном парижские сценки с улиц французской столицы, жизнь салонов и кафе, театров и казино. Это еще и мода эпохи Арт нуво, женский гламур, столь похожий на тот самый лубок. Видимо поэтому картин Жана Беро нет в собраниях Эрмитажа в Петербурге или в Музее изящных искусств имени А.С. Пушкина. Китч? Но мир имеет гораздо более худшие варианты живописи и считает их... шедеврами. Итак немного Жана Беро в цвете, а вернее Парижа Жана Беро. По его картинам некоторые любители истории Парижа изучают архитектуру улиц и бульваров, и сравнивают с современными видами.
Художник Жан Беро в своей студии 1885
Жан Беро Художник в студии
Краткая биографическая справка. Жан Беро родился в России, в Санкт-Петербурге 31 декабря 1849 года в семье французского скульптора, приглашенного в Северную столицу для отделки Исакиевского Собора. Однако в четыре года мальчик осиротел, умер его отец и мать увезла мальчика в 1853 году в Париж, где он получил хорошее образование в лицее Бонапарта. Затем Беро изучал право, участвовал во франко-прусской войне и наконец-то пришел к тому, что решил заняться серьезно живописью. В 1872 году он начал учебу в первом художественном ателье Леона Бонна, где пробыл два года. Это ателье был домом для многих художников: здесь учился Анри де Тулуз-Лотрек, русский художник Алексей Харламов и даже принц Евгений, герцог Нерке - четвертый и младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии. Постепенно Жан Беро входит в круг импрессионистов, его работы высоко оценивают Эдгар Дега и Эдуард Мане. Работы художника регулярно выставляются на парижском Салоне. В 1887 году Беро получил Орден Почетного Легиона и золотую медаль на Парижской выставке в 1889 году. В течение 1890-х годов Беро несколько меняет свой стиль для создания религиозных композиций в современном весьма эпатажном виде. Эти полотна он продемонстрировал в 1892 и 1894 годах широкой публике и они вызвали значительные дискуссии среди критиков и современников.
Парижские улицы, площади и бульвары
Жан Беро На мосту
Жан Беро Елисейские Поля
Жан Беро У церкви Святой Марии Магдалины в Париже
Жан Беро Бульвар Сен-Дени
Жан Беро Бульвар Капуцинок 1889
Жан Беро Бульвар Капуцинок 1889
Жан Беро Бульвар Сен-Дени
Жан Беро На бульваре
Жан Беро Дамы на бульваре
Жан Беро Парижская сцена
Жан Беро Площадь Европы
Жан Беро Похороны писателя Виктора Гюго
Жан Беро Возвращение с похорон 1876
Жан Беро Прогулка в сумасшедшем доме (черно-белый вариант)
Жан Беро На уличном рынке
Жан Беро Продавец детских игрушек около Лувра
Жан Беро Марсельеза
Парижские модницы
Жан Беро Модницы
Жан Беро Модницы Парижа
Жан Беро Женщина на пересекающая бульвар
Жан Беро Дом моды Кутюрье Дусе
Жан Беро Домой!
Жан Беро Шляпница
Жан Беро В саду
Жан Беро Модистка
Жан Беро Фехтовальщица
Парижские театры, салоны и казино
Жан Беро У рояля автор
Жан Беро Персонажи
Жан Беро Бильярд
Жан Беро Игра в бильярд
Жан Беро Ссора в фойе Оперы
Жан Беро Свадьба
Парижские кафе
Жан Беро В пивной Парижа
Жан Беро Пьющий
Жан Беро В кафе
Жан Беро Кондитерская
Религиозная живопись
Жан Беро Первое причастие
Жан Беро Снятие с креста (черно-белая гравюра)
Жан Беро Снятие с креста
Жан Беро Мария Магдалина в доме Симона фарисея 1891
Жан Беро Иисус Христос 1900
Ну вот мы и добрались до той самой картины, которая так не вдохновила Илью Ефимовича Репина на парижском Салоне 1894 года. Черно-белый вариант конечно не может передать все, что хотел сказать художник, но все же представление о том, что же видел Репин и все посетители выставки мы все же можем уже иметь (лучше картину рассматривать в увеличенном варианте, для этого надо кликнуть по изображению).
Жан Беро Дорога креста 1894