АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭВЕЛИН ПИКЕРИНГ ДЕ МОРГАН / EVELYN PICKERING DE MORGAN (1855-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I26-06-2025 20:06к комментариям - к полной версии
- понравилось!
АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭВЕЛИН ПИКЕРИНГ ДЕ МОРГАН / EVELYN PICKERING DE MORGAN (1855-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I
Фотография Эвелин Де Морган воспроизведена с любезного разрешения The Watts Gallery,
Комптон, Суррей.
Эвелин Пикеринг Де Морган (1855-1919) – английская художница, график и скульптор, входила в круг более поздних прерафаэлитов, которые черпали вдохновение в романтичных картинах Данте Габриэля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса и вдохновлялась творчеством Дж. Ф. Уоттса, своего близкого друга. Она была известна своей приверженностью к спиритуализму и рисовала поэтические фантазии с мифологическими и аллегорическими персонажами. Эвелин родилась в 1855 году в Лондоне. В 1873 году поступила в Школу изящных искусств Слэйда. Она была племянницей художника Джона Роддама Спенсера Стэнхоупа, который жил во Флоренции, и после окончания она уехала к нему во Флоренцию, где много времени посвящала изучению итальянского искусства. В 1877 году она впервые участвовала в выставке в галерее Гросвенор. Она писала главным образом произведения на литературные и мифологические сюжеты. В 1887 году вышла замуж за художника по керамике Вильяма де Моргана и прожила с ним до его смерти в 1917 году.
Эвелин Де Морган в детстве.
Эвелин Де Морган (англ. Evelyn De Morgan), урожденная Эвелин Пикеринг, родилась 30 августа 1855 года в Лондоне: она была старшим ребенком в богатой аристократической семье. Отец художницы, Персиваль Андре Пикеринг, был преуспевающим королевским адвокатом, а мать, Анна Мария Вильгельмина, приходилась сестрой живописцу Джону Роддэму Спенсеру Стэнхоупу. Эвелин получила прекрасное домашнее образование, а с 15 лет начала брать уроки рисунка. Родители считали, что для девушки из хорошей семьи важнее всего удачно выйти замуж, однако Эвелин придерживалась на этот счет другого мнения. Она с детства мечтала о карьере художницы и в тайне от родителей занималась живописью под руководством своего дяди, который, вероятно, и познакомил ее с творчеством прерафаэлитов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Голова Аполлона. 1870-е гг.
Бумага, карандаш, мел. 33 x 26,5 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Метатель диска, копия с классической скульптуры.
1874 г. Бумага, карандаш. Музей Де Морган, Лондон.
Центр Де Морган в Уондсворте, Лондон, был галереей, где выставлялась коллекция Эвелин Де Морган. Коллекция состоит из 58 картин маслом Эвелин Де Морган, написанных в разных стилях: классицизм, прерафаэлитство и символизм. С 2002 года он находился в бывшей библиотеке Уэст-Хилл, но закрылся в 2007 году. После этого Фонд Де Морган размещал коллекцию в Музее Уондсворта, который также закрылся в 2014 году. Сейчас коллекция демонстрируется в новом музее Кэннон-Холл, но мы по-прежнему будем называть его «Музей Де Морган». См. Официальный сайт Музея Де Морган, Лондон
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд сидящего обнаженного мужчины.
Рисунок с натуры в Школе искусств Слейда. 1873-1875 гг.
Бумага, пастель. 96 х 71 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). 1-2. Викторианский бюст классического юноши. 1873 г. Гипс. Н=78,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 3.250 фунтов.
Этот гипсовый бюст был создан 17-летней Эвелин в год ее поступления в Школу Слейда.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Медуза. 1873-1885 гг. Дерево, левкас. D=55,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
В «Медузе» Эвелин Де Морган фон из позолоты, нанесён методом акварели и украшен перфорацией
и сграффито. По технике исполнения он похож на расписные панели в церкви Всех Святых в Которне.
Эвелин Де Морган (1855-1919), Уильям де Морган (1839-1917). Ангел и Змей. 1870-1875 гг.
Холст, масло. 89,7 x 112 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 40.000-60.000 фунтов.
Прототипом «Ангела со змеем» был брат Эвелин де Морган - Персиваль Спенсер Пикеринг (1858–1920). Он окончил Оксфордский университет с отличием по естественным наукам, преподавал химию и работал на экспериментальной фруктовой ферме. Его интерес к науке и садоводству отразился в картине, где ангел ласкает змею среди роз. Змея символизирует приручённый мир природы. Пикеринг также позировал сестре для «Меркурия», где изображена история кадуцея. Эта картина, вероятно, относится к началу 1870-х. В 1877 году Эвелин написала «Кадма и Гармонии», где обнажённая Гармония обнимает змею, иллюстрируя эпизод из «Метаморфоз» Овидия.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Меркурий. 1870-1873 гг.
Холст, масло. 73,7 x 48,3 см. Музей Де Морган, Лондон.
Меркурий был посланником богов, проводником душ в загробный мир и опасным врагом. Здесь он изображён в виде молодого атлета, держащего кадуцей (жезл с переплетёнными змеями, обладавший магической силой над сном, бодрствованием и сновидениями) и в крылатых сандалиях и крылатом шлеме. На заднем плане изображена горная местность.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Тобиас и ангел. 1875 г.
Холст, масло. 149,9 х 73,7 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 1978 г.
В 1873 году в возрасте 17 лет Эвелин поступила в Школу искусств Слэйда, где была одной из лучших учениц сэра Эдварда Пойнтера, который позже стал президентом Королевской академии художеств. Пойнтер писал в популярном эстетическом стиле - направлении изобразительного и декоративного искусства, которое стремилось поставить красоту выше смысла, или создать «искусство ради искусства». Это направление заимствовало классический стиль и мотивы эпохи Возрождения, а мистицизм и величие искусства Боттичелли вызывали особое восхищение у эстетов. Именно в период расцвета популярности этого движения Эвелин начала выставлять свои работы.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ночь и Сон. 1978 г. Холст, масло. 108,8 х 157,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Ночь плывёт по вечернему небу, её красные одежды напоминают о закате, а развевающийся плащ затмевает небо позади неё. Она плывёт рука об руку со Сном, который нежно рассыпает по земле маки из охапки цветов, снятой с его пояса. Викторианцы использовали лауданум в качестве снотворного, которое изготавливалось из настойки опиумного мака. Композиция картины была навеяна «Рождением Венеры» Сандро Боттичелли, где Зефир и Хлорида летят, сплетясь телами, как единое целое: румяный Зефир (в переводе с греческого «западный ветер») энергично пыхтит, в то время как прекрасная Хлорида нежно вздыхает, и её тёплое дыхание приносит Венеру на берег. Вокруг них распускаются розы, каждая с золотым сердцем, которое, согласно легенде, появилось при рождении Венеры.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Кадм и Гармония. 1877 г.
Холст, масло. 148,5 x 89,5 см. Музей Де Морган, Лондон.
Картина была написана в 1877 году, вскоре после возвращения Де Морган из поездки в Италию. Картина основана на «Метаморфозах» Овидия (Книга IV): после превращения Марса в змея его жена Гармония просит о том же, и её желание исполняется. Художник изобразил Гармонию молодой девушкой, а не пожилой женщиной, как в оригинале. Фигура Гармонии напоминает центральную фигуру в «Рождении Венеры» Боттичелли, которую Эвелин скопировала, будучи студенткой. Когда она была впервые выставлена, к ней прилагались следующие строки из «Метаморфоз» Овидия:
«Огненным языком он целовал её терпеливое лицо,
Прильнул к её груди, как к своему жилищу,
Обвил её шею и разделил с ней любовные объятия».
Эвелин Де Морган (1855-1919). Кадм и Гармония. Фрагмент. 1877 г. Холст, масло.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Венера и Купидон. 1878 г.
Холст, масло. 152,5 x 94,4 см. Музей Де Морган, Лондон.
Картина Эвелин Де Морган «Венера и Купидон» вдохновлена мифологией. Венера, богиня любви и красоты, возникла из морской пены. Купидон, её спутник, пытается убедить Венеру вернуть ему стрелы. На картине Купидон обнимает Венеру за плечи, умоляя её, а она отводит взгляд, не уступая. Морские ракушки на песке у их ног указывают не только на близость к морю, но и на «женскую плодовитость и сексуальную силу». Картина была представлена в Галерее Гросвенор в 1878 году.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Венера и Купидон. 1878 г. Холст, масло. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Деянира. 1878 г. Бумага, гуашь. 45,7 х 30,5 см.
Питер Наум и Лестерские галереи, Лондон.
В греческой мифологии Деянира, дочь царя Калидона и сестра Мелеагра, стала причиной гибели Геракла. После победы над быком Ахероном Геракл получил её руку. Кентавр Несс помог переправиться через реку Эвенус, но попытался её изнасиловать. Геракл убил Несса, и тот перед смертью обманул Деяниру, заставив её сохранить его кровь, сказав, что она вернёт любовь Геракла. Позже, узнав об измене Геракла, Деянира послала ему тунику, пропитанную этой кровью. Когда Геракл надел её, она сожгла его до смерти. В отчаянии Деянира покончила с собой. собой. Пейзаж «Дейаниры» явно отражает впечатление, которое произвела на художницу итальянская сельская местность. Драпировки и расположение фигуры демонстрируют, что она изучала работы Микеланджело во время своих первых поездок в Италию.
Эвелин Де Морган (1855-1919). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие
усилие восхищают его». 1878 г. Холст, масло. 189 x 132 см. Музей Де Морган, Лондон.
Это произведение Эвелин, название которого взято из Евангелия от Матфея (11:12), где Иисус говорит о периоде после Иоанна Крестителя. Цитата интерпретируется по-разному: одни считают Царство Небесное на земле, другие — в загробном мире. На картине Эвелин изображена сцена в загробном мире, где женские души эволюционируют и поднимаются на более высокие уровни благодаря собственному духовному развитию, а не божественному вмешательству. Ппредполагают, что Эвелин могла вдохновиться версией этой концепции у Данте, где дохристианские души попадают на небеса благодаря вере и надежде.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Мать Долороза. 1875-1919 гг.
Серая бумага, уголь, мел, белила. 53 х 39 см.
Дом-музей Лейтона, Лондон.
Медаль, полученная Эвелин Де Морган за рисунки в Школе Слейда. 1874-75 гг.
Эвелин преуспела в Слейде и получала призы и медали за свои рисунки с натуры, античные этюды и композиционные работы, а затем получила полную стипендию в размере 50 фунтов стерлингов в год. Примерно в это время Эвелин начала использовать своё второе имя, а не христианское имя Мэри. Это имя использовалось как христианское имя для обоих полов, и Эвелин подавала свои работы под этим именем, чтобы их оценивали по достоинству, а не занижали оценку из-за того, что она была женщиной в мире мужчин.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ангел смерти (1). 1880 г. Холст, масло. 93 x 112,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Тема смерти в творчестве Эвелин становилась всё более распространённой. «Ангел смерти I» выражает её спиритуалистическое убеждение: смерти следует радоваться, а не бояться. Ангел Смерти, изображённый с седыми волосами и косой, предстаёт как добрая и утешающая фигура. Молодая женщина, находящаяся в его поле зрения, имеет тяжёлую жизнь, о чём говорит засушливый пейзаж. Однако путь вперёд представлен как плодородный ландшафт и весенние цветы, подчёркивая, что смерти не нужно бояться.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Мученица (Назарея). 1880 г.
Холст, масло. 212 x 102,3 см. Центр культурного наследия Саутуарка,
Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Сладкая музыка (Святая Цецилия). 1880 г.
Холст, масло. 75 x 50 см. Усадьба Уайтвик-Национальный фонд, Вулверхэмптон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Мисс Уинифред Бульвер. 1880 г. Холст, масло с яичной
темперой и золотом. 38 х 38 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2023 г. Лот снят с торгов.
Этот мощный и непосредственный портрет Уинифред, восьмилетней дочери генерала сэра Эдварда Эрла Гаскойна Бульвера, был написан в то время, когда юная Эвелин Пикеринг боролась за независимость. Несмотря на сильное сопротивление родителей, она стала одной из самых новаторских художниц своего поколения
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет Мэри де Морган (?).
Конец 1880-х гг. Холст, масло. 30,5 x 25,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2002 г.
Лот продан за GBP 7.170 фунтов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет женщины, вероятно, из семьи Мюр. 1880 г.
Желтоватая бумага, черный и красный мел. 46 x 28,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г.
Лот продан за GBP 18.750 фунтов.
Марджори Мюр была племянницей Эвелин Де Морган по мужу и внучкой её дяди, Джона Роддама Спенсера Стэнхоупа. В 1880 году Де Морган выставила в галерее Гросвенор «Портрет Марджори Мюр» и была близка с членами семьи. Этот портрет хранится в семье Мюр, и хотя Эвелин почти не оставила записей о своих натурщиках и невозможно точно установить личность портретируемой, вполне вероятно, что это кто-то из семьи Мюр. Портреты Де Морган встречаются редко, и она выставила всего четыре портрета в галерее Гросвенор, все с изображением женщин, в том числе «Мисс Уинифред Бульвер» в 1881 году, «Маргарет Роулинс» в 1883 году и «Милдред и Фреду Спенсер Стэнхоуп» в 1887 году.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Серые сёстры. 1880-1881 гг. Холст, масло. 132,8 x 203,4 см.
Музей Де Морган, Лондон.
На картине изображена ключевая сцена из «Фауста» Гёте. Бог и дьявол заключают пари: Мефистофель обещает управлять жизнью Фауста, чтобы тот потерял душу. Бог уверен в способности человека к спасению. Мефистофель заключает договор с Фаустом, обещая земные богатства и долгую жизнь, но развращает его. Фауст имеет роскошный дворец, но его беспокоит звон колоколов часовни, которую ухаживает пожилая пара. Мефистофель убивает их, и дым превращается в призраков Бедности, Долга, Заботы и Нужды. Забота проникает во дворец и ослепляет Фауста, но он отказывается от магии и обращается к духовному. Его жизнь становится уязвимой, и он осознает бесполезность земных вещей. В конце Фауст умирает, подтверждая доверие Бога к нему, а Мефистофель проигрывает пари. Это изображение борьбы между высшей и низшей природой человека и лежащая в её основе вера во врождённую доброту человечества — повторяющаяся тема в картинах Эвелин.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Дом - тюрьма души. 1880-1888 гг.
Пигмент в глицерине на холсте. 78,7 x 50,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Когда в 1889 году была выставлена подготовительная работа к этой картине, к ней была прикреплена цитата, приписываемая святому Августину Блаженному: «Освети, о, освети мою слепую душу, которая пребывает во тьме и тени смерти». Душа пребывает в своей темнице (теле), ожидая освобождения и выхода на свет за тюремным окном — освобождения смертью. Это перекликается с верой художника-спиритуалиста в то, что тело — это всего лишь земная оболочка, бремя, от которого дух стремится избавиться после смерти, чтобы вознестись к солнцу духовных сфер. Похожая идея выражена в картине Де Моргана «Пленница».
Художник Джон Роддам Спенсер Стэнхоуп (1829-1908), дядя Эвелин Де Морган.
В 1875 году, после окончания школы, де Морган отправилась вместе с дядей в путешествие по Италии, посетила Рим, Перуджу, Ассизи и Флоренцию, где изучала произведения художников Раннего Возрождения. Особое впечатление на молодую художницу произвела живопись флорентийской школы, и в первую очередь Сандро Боттичелли, стиль и живописная манера которого, как в зеркале, отразились в ее полотне «Флора» (1894).
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет прерафаэлита Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа,
дяди художницы. 1880 г. Холст, масло. 47,9 x 41,9 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет Маргарет Роулинз. Февраль 1883 г.
Холст, масло. 60 x 46 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 1999 г.
Лот продан за GBP 34.500 фунтов.
Элизабет Маргарет Роулинс (урожденная Кинг) родилась в 1859 году в Лон-Кричеле, Дорсет. Её отец был торговцем, мать - дочерью офицера Королевского флота. В 1878 году она вышла замуж за Уильяма Дональдсона, королевского адвоката и бывшего мэра Холборна. У них было трое сыновей: полковник Стюарт, посол Эвелин и научный консультант Иэн. Элизабет увлекалась верховой ездой и гончими собаками. В 1920-х годах она жила в Кембридже с Иэном, которому после её смерти перешёл написанный Эвелин портрет.
Эвелин Де Морган (1855-1919). На реках Вавилонских. 1882-1883 гг. Холст, масло. 89,5 x 167 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эта сцена иллюстрирует библейскую историю о Вавилонском пленении евреев в 137-м псалме из еврейской Библии:
«У вод Вавилона сидели мы и плакали, когда вспоминали Сион.
На ивах повесили мы наши арфы,
Ибо там наши мучители требовали от нас песен,
А наши мучители - веселья, говоря: «Спой нам одну из песен Сиона.
Как нам петь песнь Господню на чужой земле?»
Фигура на картине в синем слева была смоделирована с Джейн Хейлз, которую семья Эвелин сначала наняла в качестве няни для своей младшей сестры Вильгельмины (впоследствии миссис Стирлинг). Когда необходимость в няне отпала, Эвелин взяла её к себе в качестве горничной и натурщицы.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Фосфор и Геспер. 1881 г.
Холст, масло. 75 x 59,2 см. Музей Де Морган, Лондон.
Картина, вдохновлённая греческой мифологией, изображает Утреннюю звезду (Фосфор) и Вечернюю звезду (Геспер), символизируя круговорот жизни. Фосфор с вертикально поднятым факелом возвещает утро, освещая небо, в то время как Геспер, с угасающим пламенем, готовится ко сну. Стилизованные фигуры и мраморные тона отсылают к классическому искусству, а фаллические факелы вызвали споры. Однако женский символизм, представленный ракушками, наполняет изображение мощными женскими образами.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Фосфор и Геспер. Эскиз. 1881 г. Бумага, пастель.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Сон и Смерть - дети ночи. 1883 г.
Холст, масло. 112,8 x 75,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
На этой картине Эвелин изображает двух маленьких мальчиков, прислонившихся к Леди Ночи, чей плащ развевается на ветру. Дети - это аллегорические изображения Сна, который прислонился к колену Леди, и Смерти, которая смотрит на нас с холста, держа в руках потухший факел, символизирующий жизненную силу. Возможно, трагически высокий уровень детской смертности в XIX веке послужил вдохновением для этого произведения, хотя смерть была особой темой для Эвелин, в творчестве которой часто встречаются отсылки к концу жизни, ночи и смерти.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Посещение (Визит). 1883-1884 гг. Картон, масло. 67,2 x 67,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
В Евангелии от Луки ангел Гавриил сообщил Марии, что она станет Матерью Божьей. Он также рассказал, что её родственница Елизавета в преклонном возрасте зачала сына Иоанна Крестителя. Мария поспешила навестить Елизавету. Войдя в дом, Елизавета почувствовала, как ребёнок запрыгал от радости, и поняла, что Мария носит Сына Божьего. Елизавета приветствовала её: «Благословенна ты среди женщин». Мария ответила «Магнификатом»: «Дух мой возвеселится о Боге, Спасителе моём». На картине Мария в синей одежде, Елизавета склоняется в знак почтения, а за ними растут лилии, символизирующие чистоту.
Первая же картина Де Морган «Ариадна на Наксосе» (1877), написанная ей по возвращении в Англию и показанная в Галерее Дадли, принесла художнице успех. За ней последовали другие полотна – «Ночь и Сон» (1878), «Венера и Купидон» (1878), «Дриада» (1884-1885), «Русалки» (1885-1886), «Рассвет (Триумф Авроры)» (1886), — утвердившие де Морган как мастера мифологической живописи с ярко выраженным символическим оттенком.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ариадна на Наксосе. 1877 г. Холст, масло. 59,8 х 101,2 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Картина выполнена в неоклассическом стиле, вдохновлённом греческой мифологией. Она изображает Ариадну, покинутую Тесеем на острове Наксос, в момент одиночества и опустошённости. Ариадна изображена в красном одеянии, символизирующем мученичество, а ракушки на берегу символизируют женскую сексуальность и любовь.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портреты Элис Милдред и Уинифред Джулии Спенсер Стэнхоуп. 1884 г.
Холст, масло. 44,5 x 80,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 125.000 фунтов.
Элис (1870–1892) и Уинифред (1872–1901) - младшие дочери сэра Уолтера Спенсера-Стэнхоупа (1827–1911) и Элизабет Бакстон. Их сестра Гертруда (1857–1944) была художницей-прерафаэлитом, как и брат Джон Роддам Спенсер-Стэнхоуп (1829–1908). Сестра Анна была матерью Эвелин де Морган (1855–1919), также художницы-прерафаэлитницы, замужем за гончаром Уильямом де Морганом.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Прощание с любовью. 1883-1884 гг. Холст, масло. 71,7 x 109,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Картина «Прощание с любовью» - аллегория течения времени и жизненного цикла. На переднем плане влюблённые слушают ангела с красными крыльями. Мужчина очарован, женщина рассеянна. Перед ними книга с отрывком из «Элегии» Тибулла, где поэт описывает свою смерть в объятиях возлюбленной и её горе на похоронах. На другом берегу Реки Жизни - старуха и Ангел Смерти, воссоединяющие вдову с умершим. Эвелин написала «Прощание с любовью» вскоре после знакомства с Уильямом Де Морганом, но не продавала её, картина оставалась в семье до смерти младшей сестры в 1965 году.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Прощание с любовью. Фрагмент. 1883-1884 гг. Холст, масло.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Дриада. 1884-1885 гг.
Дерево, масло. 128,6 x 67,4 см. Музей Де Морган, Лондон.
В греческой мифологии дриады - древесные нимфы, защитницы дубов. Эвелин изобразила гамадриаду, связанную с деревом. На картине маленькая нимфа выходит из дерева, её нога ещё в стволе. Легенда гласит: если дерево умрёт, умрёт и дриада — боги наказывают тех, кто вредит деревьям. Фиолетовые ирисы у ног нимфы символизируют богиню Ирис, посланницу Зевса и Геры, олицетворяющую радугу и дождь, питающий растения. Натурщицей для картины была Джейн Хейлз.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Гера, держащая факел для Леандра
(Гера, ожидающая возвращения Леандра). 1885 г. Холст, масло.
Изображение предоставлено компанией Christie’s Art Ltd.
Гера и Леандр - герои античного мифа, близкого к легенде. Леандр из Абидоса любил Геру, жрицу Афродиты из Сеста. Каждую ночь Гера зажигала огонь на башне, чтобы Леандр переплывал пролив. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Гера, увидев его тело, бросилась в море с башни.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Профиль женской головы. Эскиз к «Гере,
держащей факел для Леандра». 1885 г. Картон, красный мел. 33 х 28 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Луна. 1885 г. Холст, масло. 99 x 84,4 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Луна изображена как молодая женщина с светлыми волосами в голубых одеждах, лежащая на полумесяце. Верёвки символизируют её движение и судьбу. Модель - Джейн Хейлз. Существует ошибочное мнение, что это автопортрет Эвелин, основанное на анекдоте миссис Стирлинг о лорде Солсбери, который спросил миссис Пикеринг, что заставило её так позировать.
В своем творчестве Эвелин де Морган испытала заметное влияние живописи прерафаэлитов, особенно Эдварда Бёрн-Джонса, став одним из самых талантливых его последователей. Влияние этого художника на ее творчество неоспоримо, и в то же время оно несет в себе черты индивидуальности. Ее образы более женственны, а цветовая палитра ярче и насыщеннее.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Триумф Авроры (Рассвет). 1886 г. Холст, масло. 114,5 x 170,5 см. (рама).
Художественная галерея и музей Рассела Коутса, Борнмут, Англия.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Триумф Авроры (Рассвет). 1886 г. Холст, масло. 114,5 x 170,5 см.
Художественная галерея и музей Рассела Коутса, Борнмут, Англия.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Морские русалки. 1885-1886 гг. Холст, масло. 81,8 x 142,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Группа из пяти русалок связана с историей Ганса Христиана Андерсена о Русалочке. Русалочка влюбляется в принца и хочет стать человеком. С помощью ведьмы она меняет хвост на ноги, но теряет дар речи. Принц влюбляется в другую, и Русалочка топится, не сумев признаться в любви. На картине Эвелин их длинные распущенные волосы, которые они продают ведьме за нож для убийства принца, покрыты чешуйчатыми хвостами. Холодные глаза и невыразительные лица указывают на отсутствие души. Прототипом всех сестёр стала служанка Эвелин, Джейн Хейлз.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Клития. 1886-1887 гг.
Холст, масло. 104,1 x 44,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2017 г.
Эстимейт $300.000 – 500.000 дол.
«Клития» - одна из самых известных аллегорических картин Эвелин Де Морган, ведущей художницы-прерафаэлитки и сторонницы эстетического и символистского направлений. За почти 50-летнюю карьеру де Морган создала более 100 произведений, включая картины, рисунки и скульптуры. Она выделялась интересом к спиритизму и изображению женского тела в контексте викторианских ограничений. Её работы часто включали одинокие обнажённые женские фигуры на фоне пейзажей с низким горизонтом, вдохновлённые мифологическими и литературными сюжетами о сильных и психологически сложных персонажах. В картине Де Морган Клития, дочь царя Вавилона, влюбляется в Аполлона, но он бросает её. Она раздевается и сидит под солнцем, питаясь слезами. Каждый день она смотрит на его колесницу. На девятый день она превращается в подсолнух, который всегда поворачивается к солнцу.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Маленькая морская дева (Русалка).
1886-1888 гг. Холст, масло. 100,2 x 73,4 см. Музей Де Морган, Лондон.
На картине, вдохновлённой сказкой Андерсена «Русалочка», Эвелин изобразила ночную сцену, где героиня омывает ноги в море после превращения. Красная мантия символизирует страсть и мученичество. Картина отражает её интерес к спиритизму и вечной душе. Русалочка жаждет любви и обретения души. Морские пейзажи были излюбленным приёмом Эвелин, к которому она возвращалась снова и снова. Изображение моря здесь демонстрирует мастерство Эвелин. Почти геометрический узор, образованный волнами на переднем плане, и мазки краски отсылают к абстракции и техникам, с которыми кубисты экспериментировали примерно 20 лет спустя.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Маленькая морская дева (Русалка).
Фрагмент с морским пейзажем. 1886-1888 гг. Холст, масло.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Надежда в тюрьме у Отчаяния. 1887 г. Дерево, масло. 58 x 65 см.
Bridgeman Images.
Аллегорическая картина, изображающая Надежду в виде женщины или совсем молодого человека, держащего лампу, входящего в тюрьму, где отчаяние изображено в виде фигуры, утопающей в горе. Сияющий ореол надежды предполагает утешение, которое приносит религиозная вера.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этель Пикеринг, невестка Эвелин де Морган,
жена её брата Персиваля. 1887 г. Папиросная бумага, карандаш. 29,2 х 20,3 см.
Галерея Маас, Лондон.
Эвелин Пикеринг Де Морган и ее муж Уильям Де Морган (моложе совместной фотографии нет)
В 1887 году Эвелин Де Морган вышла замуж за керамиста и декоратора Уильяма Де Моргана (1839-1917), одного из соратников Уильяма Морриса по движению «Искусства и Ремесла» и прожила с ним до его смерти в 1917 году. С 1890 по 1914 год супруги проводили зимы во Флоренции: мягкий климат Италии был необходим для слабого здоровья Уильяма, а шедевры ренессансной культуры были великолепной питательной средой для творчества Эвелин.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Агасфер -Бродячий еврей. «Те, кого любят боги, умирают молодыми».
1888 г. Холст, масло. 78,8 х 104,2. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г. Лот продан за 125.000 фунтов.
«Агасфер» - легенда о странствующем еврее — притча о человеке, насмехавшемся над Христом и обречённом скитаться до Судного дня. Этот мудрый и бессмертный персонаж изображён Де Морганом как пожилой человек в капюшоне с белой бородой и тёмно-фиолетовом плаще, стоящий у гроба с молодой женщиной с каштановыми волосами. Обе фигуры скрестили руки, а картина находится в просторном мраморном помещении с видом на итальянский пейзаж и белым голубем на подоконнике.
Де Морган часто использовала литературные и религиозные источники для своих картин, и здесь заглавная цитата взята из строфы XII поэмы Байрона «Дон Жуан», где рассказывается о том, как ранняя смерть избавляет от многих страданий, связанных с долгой жизнью. Старик не оплакивает молодую женщину, потому что знает, что ему предстоит страдать всю жизнь без надежды на спасение:
«Те, кого любят боги, умирают молодыми», — говорили в старину.
И благодаря этому они избегают многих смертей:
Смерти друзей и той, что убивает ещё больше,
Смерти дружбы, любви, юности, всего того,
Что есть, кроме простого дыхания. И поскольку безмолвный берег
В конце концов ждёт даже тех, по кому больше всего скучаешь,
Стрелы старого лучника, возможно, ранняя могила,
Над которой плачут люди, могут быть предназначены для спасения».
Эвелин Де Морган (1855-1919). Любовь-обманщица. 1889 г. Холст, масло. 53 x 72,5 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Наоми и Руфь. 1887 г.
Холст, масло. 94 x 59,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г.
Лот продан за GBP 30.000 фунтов.
О Наоми (Ноемини) и Руфи рассказывается в «Книге Руфь», когда в Израиле правили Судьи. Наоми, израильтянка из Иудеи, переехала в Моав с мужем и сыновьями из-за голода в Вифлееме. Руфь, моавитянка, стала её невесткой. Эти события важны для истории Израиля и замысла Бога. Когда израильтяне повиновались Ему, Бог благословлял их, но за отступление наказывал, включая захват земли врагами и отсутствие дождей.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Медея. 1889 г. Холст, масло. 148 х 88 см.
Художественная галерея и музей Уильямсона, Биркенхед, Англия.
Медея - в древнегреческой мифологии царевна из западногрузинского царства Колхиды, волшебница, легендарная основательница медицины и возлюбленная аргонавта Ясона. Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном, убила собственного брата и бежала с аргонавтами из Колхиды в Грецию. Когда же её любимый впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице, посланной её дедом, богом Гелиосом.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд к голове Медеи. 1889 г.
Бумага, черный карандаш. 29,5 x 21 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919), атрибуция. Портрет Джейн Берден. 1890 г.
Джейн вышла замуж за Уильяма Морриса, поэта, романиста, переводчика и дизайнера, они венчались 26 апреля 1859 года в церкви Святого Михаила в Нортгейте. В браке родились две дочери, Дженни и Мэри. Она не любила Уильяма, но не могла отклонить предложение о браке от такого жениха.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Мисс Сэнфорд, этюд головы. 1890 г.
Бумага, карандаш. 25,4 х 17,2 см. Частное собрание.
Женские образы занимают в творчестве Де Морган особое место. Многие из ее картин представляют собой одиноко стоящую или идущую женскую фигуру. Таковы «Деянира» (1878), «Геро, держащая факел для Леандра» (1885), «Луна» (1885), «Клития» (1886-1887), «Елена Троянская» (1898), «Кассандра» (1898) и др. Значительная роль в этих полотнах отводится пейзажу, не только создающему необходимое настроение, но и несущему в себе глубокий символический смысл.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Сад возможностей (The Garden of Opportunity). 1892 г.
Холст, масло. 92 x 168,5 см. Музей Де Морган, Лондон.
В «Саду возможностей» справа видны символы знания и мудрости: сова на скамейке, рог изобилия и забытая книга. Позади — церковь и мельница с водяным колесом, символизирующие богатства земли. Перед скамьёй в отчаянии стоит Мудрость, у ног которой - брошенные богатства. Два студента в ярких мантиях отвернулись от мудрости, следуя за Глупостью, которая заманивает их в замок, символ преходящего богатства. Она протягивает ученикам серебряный шар с черепом на одной стороне и ветку белены в другой руке. На лестнице к Дворцу Глупости выглядывает дьявол. Ученики стоят перед выбором: поддаться соблазнам и погибнуть или вернуться на путь добра и знаний.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Жизнь и Мысль, выходящие из гробницы. 1893 г. Холст, масло. 165 x 292,5 см.
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
Как свидетельствует предмет этого рисунка, Де Морган разделяла увлечение средневековыми темами, которые характеризуют творчество многих художников-прерафаэлитов, включая ее дядю Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Жизнь и Мысль, восстающие из гробницы. Эскиз.
1893 г. Бумага, черный и белый мел. 38,1 x 23,2 см. Библиотека Хаттингтона -
художественное собрание и ботанические сады, Лос-Анджелес.
Эвелин Де Морган (1855-1919). In Memoriam (В память о нем). 1900 г.
Холст, масло. 79,3 x 48,2 см. Музей Де Морган, Лондон.
Одинокая женская фигура в скорбной позе сидит на каменной скамье, напоминающей надгробный памятник. В руке она держит венок из цветов, предположительно предназначенный для усопшего. Картина не датирована, но считается, что она была написана примерно в 1900 году и отражает взгляды Эвелин на бессмысленность войны. На картине изображена не гордость за подвиги героического воина, а безутешная скорбь и воспоминания. Однако восходящее солнце на заднем плане картины также является выражением надежды и отражает веру Эвелин в загробную жизнь и обновление.
Эвелин Де Морган (1855-1919). In Memoriam (В память о нем). Эскиз. 1900 г.
Бумага, черный и белый мел. 38,5 х 28 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). In Memoriam (В память о нем). Эскиз.
Белый, абрикосовый и чёрный карандаши на красной бумаге. 47 x 33 см.
Питер Наум и Лестерские галереи, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Достижение (Attainment). 1891-1900 гг.
Журнал ассоциации наук высшего сознания YÜKSEK ŞUUR, январь-февраль 2019 г.,
3 вып. №19, Стамбул, Турция. Картина уничтожена пожаром в октябре 1991 г.
Сегодня многие ученые пытаются доказать единство вселенной (единая теория поля, теория вероятностей и т. д.)
с помощью чувственных возможностей, то есть с помощью разума и изобретений.
Эвелин Де Морган (1855-1919). «Gloria in Excelsis» (Слава в вышних Богу).
1893 г. Холст, масло. 118 х 79,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г.
Лот продан за GBP 622.500 фунтов.
«Gloria in Excelsis» - сокращённое название гимна «Gloria in Excelsis Deo», названного так потому, что это были первые слова, которые ангелы пропели, возвещая пастухам о рождении Христа (Лк. 2:14). Картина изображает ангелов, поющих этот гимн: один держит свиток, другой играет на арфе. Она символизирует объединение ангелов и людей после первородного греха и надежду на жизнь после смерти. Этот акцент на перспективе жизни после смерти очень нравился спиритуалисту Де Морган, и картина полна символизма.
«Глория в вышних Богу» была куплена ливерпульским судостроителем Уильямом Имри, владельцем компании White Star Line, которая позже построила знаменитый лайнер «Титаник». Имри был одним из самых важных покровителей Де Морган, он заказал и купил у неё восемь картин, в том числе «Флору» и «Эос» (1895, Музей искусств Колумбийского университета).
Эвелин Де Морган (1855-1919). Флора. 1894 г. Холст, масло. 199 х 88 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Флора - римская богиня цветов. Её праздники, Флоралии, проводились с 28 апреля по 3 мая. Свиток на итальянском языке гласит: «Я родом из Флоренции и меня зовут Флора. Город назван в честь цветка, и я родилась среди них. Теперь я живу среди гор Скотии. Добро пожаловать, я буду дорога тебе среди северных туманов». Флора изображена на фоне цветущей мушмулы, которая весной приносит плоды, с птицами, такими как зяблик и чиж. Её платье украшено флорентийскими цветами, а ожерелье - бутонами. Картина, написанная во Флоренции, вдохновлена «Весной» Боттичелли и символизирует уважение к городу и его художникам.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Флора. Фрагмент. 1894 г. Холст, масло.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Эос. 1895 г. Холст, масло.
Колумбийский художественный музей, г. Колумбия,
штат Южная Каролина.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Свет во тьме. 1895 г. Холст, масло. 150,5 x 99,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
После свадьбы с Уильямом в 1887 году Эвелин сблизилась со свекровью Софией, увлечённой спиритизмом. Это повлияло на их творчество, особенно на картины Эвелин, где она изображала противостояние добра и зла. Картина «Свет во тьме» основана на Евангелии от Иоанна и символизирует свет, добро и мир, противостоящие тьме и злу. Моделью для неё стала служанка Джейн Хейлз.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Неоткрытая страна (Неизведанная страна). 1894 г.
Колумбийский художественный музей, г. Колумбия, штат Южная Каролина.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет Уильяма де Моргана. Флоренция, 1893 г.
Холст, масло. 42 x 30,5 см. Музей Де Морган, Лондон.
ЗОЛОТЫЕ РИСУНКИ ЭВЕЛИН ДЕ МОРГАН
В 1874 году Эвелин Де Морган получила стипендию в Школе искусств Слейда и позже с большим успехом выставлялась в галерее Гросвенор. На протяжении всей своей карьеры она делала множество подготовительных набросков на бумаге для больших мифологических картин, которыми она наиболее известна.
Однако в 1889 году она выставила нечто иное в Обществе изящных искусств. Особый интерес представляли её «Золотые рисунки» - самостоятельные произведения искусства, в основном изображавшие ангелов и библейских персонажей, которые имели большое значение для её твёрдых духовных убеждений. Её методы здесь были уникальны: возможно, под влиянием Эдварда Бёрн-Джонса, который использовал золотую краску в некоторых своих картинах, она покупала гранулы сухого пигмента у известного поставщика художественных материалов Роберсона, которые затем перетирала, чтобы получить краску и мелки собственного изобретения. Они наносились на особый вид более тёмной тканой бумаги, где чёткие линии закручивающейся драпировки контрастировали с мягкими размытыми эффектами для передачи телесных тонов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Брак Святого Франциска и Святой Бедности. 1875 г.
Бумага, золотой пигмент и черный мел Музей Де Морган, Лондон.
Хотя Де Морган выставлялась и была известна как художница маслом, она использовала золотой рисунок на темной бумаге на протяжении всей своей карьеры. Известно четырнадцать работ в этой технике. Контраст между черной бумагой и золотой краской делает эти драгоценные картины уникальными в ее творчестве».
Де Морган создала ряд таких работ, изначально вдохновленная использованием Эдвардом Берн-Джонсом золотого мелирования, но разработав свою собственную технику. Рассматривая их скорее как законченные произведения искусства, чем как подготовительные этюды, она сама выставила некоторые из них вместе в 1889 году. Недавно этюды были включены в экспозицию из одиннадцати таких работ в Доме-музее Лейтона в Лондоне: «Эвелин Де Морган: золотые рисунки» (11 марта - 1 октября 2023 года).
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ангел cмерти. 1885 г. Коричневая бумага,
черная пастель, черный мел и непрозрачная золотая краска. 46,5 × 38 см.
Институт искусств, Чикаго.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Борей и Орифия. 1889 г.
Золотой пигмент на тёмной тканой бумаге. Дом-музей Лейтона, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд драпировки к картине «In Memoriam».
1890 г. Серо-коричневая бумага, черный и белый мел. 44,5 x 49,5 см.
Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). «Свет сияет во тьме, и тьма его не объяла».
1895 г. Черная бумага, черный мел, обведенный золотом. 63,5 x 44,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 162.500 фунтов.
Де Морган черпала вдохновение для этого рисунка из Евангелия от Иоанна, глава 1, стих 5. Здесь следует история творения и появления Бога из небытия, размышляя о торжестве света над тьмой. Христианское учение явно присутствует во многих работах Де Морган, и несколько ее картин используют библейские названия и темы. Примерно с 1910 года ее картины демонстрируют сдвиг в сторону использования более неоднозначных духовных образов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Тернистый путь. Этюд. 1897 г.
Бумага, усиленный золотом. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Прикованный к земле. Этюд. 1897 г. Бумага, мел, усиленный золотом.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Долина теней. 1899 г. Дерево, пастель, мел, усиленный золотом.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Виктория Долороза. 1902 г. Бумага, мел, пастель,
золотая акварель. 64 х 43 см. Дом-музей Лейтона, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд рыцарских доспехов для картины
«Виктория Долорозы». 1902 г. Бумага, пастель. 48,3 х 33,2 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Луна. Этюд. Золото на темно-коричневой бумаге.
Журнал «The Studio», №19, май 1900 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Дом - тюрьма души. 1902 г.
Рисунок с позолотой. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Королева Элеонора и прекрасная Розамунда. Этюд.
1905 г. Бумага, черный и синий мел. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд к картине «Богатство». Бумага, мел.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган в молодости.
Поздние работы Де Морган, написанные на рубеже веков, становятся более сложными по композиции и символике, но при этом теряют лаконизм и ясность, которые были одним из главных достоинств творчества де Морган. Среди несомненных удач этого периода «Слепота и Алчность, изгоняющие Радости из города» (1897) «Долина теней» (1899), «Духи бури» (1900), «Дары осени» (1905).
ИСТОЧНИКИ
1. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва, «Оникс», 2006 г. – Стр. 77-81. 2. Lucinda Hawksley - Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003 г. – Стр. 230-231.
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Пер. с 1-го английского издания Ю. Кулишенко.
Москва, Издательство ЭКСМО, 2019 г. – Стр. 234-235.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭВЕЛИН ПИКЕРИНГ ДЕ МОРГАН / EVELYN PICKERING DE MORGAN (1855-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I | MatyldaBelaya - Дневник MatyldaBelaya |
Лента друзей MatyldaBelaya
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»