АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭЛЕАНОР ФОРТЕСКЬЮ-БРИКДЕЙЛ / ELEANOR FORTESCUE-BRICKDALE (1872-1945), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ III09-06-2025 13:22к комментариям - к полной версии
- понравилось!
АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭЛЕАНОР ФОРТЕСКЬЮ-БРИКДЕЙЛ / ELEANOR FORTESCUE-BRICKDALE (1872-1945), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ III
Элеанор Фортескью-Брикдейл. Фотография 1900 г.
Ее называют лучшей викторианской акварелисткой, но она, конечно, и в живописи была неподражаема. Искусство Элеанор Фортескью-Брикдейл на куртуазную тему – это эссенция красоты творческого самовыражения. В ее сказочных иллюстрациях царит дух волшебства и приключений, легкой недосказанности, мистики и обволакивающей тончайшей красоты английского фольклора. Свои самые прекрасные фантазии Элеонор воплощала в настоящий художественный мир. Мир, в который сбегала от серой скуки чопорного викторианского общества. Она прожила долгую и творчески насыщенную жизнь, но о личном счастье мало что известно, кажется, замужем она не была и, вероятно, не имела детей, во всяком случае, законнорожденных. Лучшим другом и ее учителем был художник Байам Шоу, скончавшийся вскоре после окончания Первой мировой войны во время эпидемии гриппа в 1919 году. Умерла Элеанор Брикдейл в почтенном возрасте незадолго до окончания Второй мировой войны, но в истории известна как художник викторианской эпохи, ведь именно в тот период сформировался ее творческий стиль.
Перси Бейт, автор канонической монографии «Прерафаэлиты»,
опубликованной в Лондоне в 1901 году.
«Одной из последних выживших представительниц позднего прерафаэлитского движения - позднего, потому что они не контактировали с первоначальным Братством - была Элеонора Фортескью-Брикдейл (1871–1945). Как и Байам Шоу и Роберт Эннинг Белл, она унаследовала от прерафаэлитов любовь к моральному и символическому смыслу, аллегории и декору, ярким цветам. Ещё в 1901 году, когда ей не было и тридцати, Перси Бейт сказал, что мисс Фортескью-Брикдейл «в будущем сможет многое сделать для того, чтобы продемонстрировать всё ещё живую силу прерафаэлизма как школы».
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Головной убор (Слепая справедливость). Журнал «The Studio»,
Лондон, 1898 г. № 13.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Изабелла и горшок с базиликом. Журнал «Студия», Лондон, 1898 г. № 13.
«Изабелла и горшок с базиликом» - популярный дизайн в чёрно-белой технике. Возникает вопрос, как могла
голова помещаться в маленький горшок с растением, которому нужны большие корни.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сэр Ланселот Дю Лак. Журнал «Студия»,
Лондон, 1898 г. № 13.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Совет мой и здравое благоразумие. 1898 г.
Журнал «Студия», Лондон, 1898 г. № 13.
Комментатор здесь предполагает, что это был дизайн для экслибриса, и его очень впечатляет «немного чистого узора на обороте», отмечая, что «она демонстрирует исключительно удачную традицию декоративной листвы и, несмотря на сотни предыдущих попыток, выработала собственную манеру, одновременно новую и прекрасную».
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Принцесса и свинопас (Сказка Г. Х. Андерсена).
Журнал «Студия», Лондон, 1898 г. № 13.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Он подарил старшему Гаю золотое кольцо.
Иллюстрация к «Двум сёстрам из Биннори». Бумага, тушь.
Журнал «Студия», Лондон, 1900 г. № 20-22.
«Баллада о двух сёстрах» (англ. The Twa Sisters) - старинная англо-шотландская народная баллада. Перевод баллады на русский язык был осуществлён С.Я. Маршаком и впервые опубликован в 1916 году под названием «Две сестры из Биннори».
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Но он потерял самого младшего из них.
Иллюстрация к «Двум сёстрам из Биннори». Бумага, тушь.
Журнал «Студия», Лондон, 1900 г. № 20-22.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сначала она затонула, а потом поплыла,
пока не добралась до плотины Твид-Милл. Бумага, тушь. Иллюстрация
к «Двум сёстрам из Биннори». Журнал «Студия», Лондон, 1900 г. №20-22.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Спой песню за шесть пенсов. Эскиз витража.
Бумага, акварель. Журнал «Студия», Лондон, 1900 г. № 20-22.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Ding Dong Bell» звонят колокола
и «О, какой непослушный мальчик» Эскиз витража. Бумага, акварель.
Журнал «Студия», Лондон, 1900 г. № 20-22.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Король Кофетуа и нищенка-служанка. 1900 г.
Бумага, тушь. Галерея Маас, Лондон.
Рисунок экспонировался на выставке «Коронация» в 1911 г. Выставка, посвящённая коронации Георга V, проходила в Уайт-Сити, на месте, которое сейчас занимает радио Би-би-си. Легенда о короле Кофетуа, ставшая известной благодаря картине Бёрн-Джонса 1884 года, повествует о короле, который влюбился в нищенку Пенелофону и сделал её своей королевой.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Вчера. Бумага, акварель.
Журнал «The International Studio», Нью-Йорк, 1901 г. №14.
Акварель была любимой графической техникой Элеанор Брикдейл: в ней художница достигла вершин мастерства. Она была ассоциированным членом Королевского общества акварелистов с 1901 года, но только в 1919 году она стала полноправным членом, однако звание академика так и не получила, поскольку Королевская Академия относилась предвзято к женщинам-художницам.
В 1902 году Брикдейл была избрана в Королевский институт художников-маслянистов и стала его первой женщиной-членом. Она выставила свои работы на первой выставке Общества графического искусства в 1921 году. Известно, что во время Первой мировой вой войны Фортескью-Брикдейл разработала плакаты для правительственных ведомств, а также несколько памятных витражей и мемориал Первой мировой войны 1921 года, посвящённый Королевскому Йоркширскому легкому пехотному полку, который находится в Йоркском соборе.
Кафедральная церковь Святого Петра, Йоркский собор, где находится мемориал Первой мировой войны в честь 6-го батальона Королевского ирландского полка 1921 года работы Элеоноры Фортескью-Брикдейл. Город Йорк,
Северный Йоркшир.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мемориал Первой мировой войны в честь
6-го батальона Королевского ирландского полка 1921 г. Кафедральная церковь
Святого Петра, город Йорк, Северный Йоркшир.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Величайшая из них - благотворительность.
Бумага, акварель, гуашь. 48 x 27 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Плакат о здоровье 1910 года. Гигиея, древнегреческая богиня здоровья, представлена как покровительница односемейного дома, деревьев и младенца, избегающая при этом городской суеты, грязи, болезней и преступности.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Леди Макбет. Иллюстрация к одноименной
трагедии У. Шекспира. 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Невинный сон, распутывающий клубок забот».
Цитата, использованная в названии, взята из трагедии У. Шекспира «Леди Макбета».
1906 г. Бумага, акварель. Коллекция мисс Эванс, Лондон.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Иллюстрация к стихотворению Вордсворта
«К Маргаритке». Журнал «Студия», Лондон, 1903 г. № 2.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Иллюстрация к стихотворению Вордсворта
«Бродяга». Журнал «Студия», Лондон, 1903 г. № 2.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Пленник (The captive). 1904 г.
Бумага, пастель. 83 x 43 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Как воспоминание о госте, который задержался
всего на один день. 1901 г. Бумага, акварель, гуашь. 40 х 24 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Совесть. 1901 г. Бумага, акварель, гуашь.
43 x 27 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Чаша счастья. Бумага, акварель.
Журнал «Студия», Лондон, 1901 г № 23.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ловушка (The Snare). Бумага, акварель. 33 х 77 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Предвестник (The Forerunner). 1920 г. Холст, масло. 59,6 х 122 см.
Художественная галерея Леди Левер, Порт-Санлайт, Мерсисайд, Англия.
Наиболее значительной работой в позднем творчестве Элеанор Брикдейл стала картина «Предвестник» (1920), на которой она изобразила великого живописца и ученого эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, демонстрирующего свое изобретение - модель летательного аппарата - своему покровителю Лодовико Сфорца, герцогу Милана (более известному как Лодовико Моро) и его жене Беатриче д'Эсте. Молодая герцогиня, написанная художницей в профиль (как на знаменитом портрете Леонардо), демонстрирует полное равнодушие к диковинной новинке, в то время как ее муж не скрывает скепсиса и готов отвергнуть новую гениальную выдумку мастера, как он делал это не раз. Картина написана яркими сочными красками и демонстрирует следование лучшим образцам живописи прерафаэлитов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Предвестник (The Forerunner). Фрагмент. 1920 г. Холст, масло.
Художественная галерея Леди Левер, Порт-Санлайт, Мерсисайд, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Король Генрих VI, часть 2. По пьесе У. Шекспира.
Цветная литография. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Если предположить, что один обманщик может одурачить всех этих людей, то это ещё более удивительно». Иллюстрация к «Драматическим персонажам, драматическим романсам и лирике» Роберта Браунинга. 1909 г. Цветная литография. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945), circle. Встреча с колдовством. Прерафаэлитская сцена.
Дерево, масло. 75 x 46 см. Аукцион Lyon & Turnbull, Эдинбург, 2024 г.
Лот продан за GBP 1.134 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Фарисей.
Бумага, акварель. 47,5 х 26,5 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Бегство герцогини. Иллюстрация к одноименной поэме
Роберта Браунинга. 1909 г. Цветная литография. Британская библиотека, Лондон.
Элеанор Брикдейл (1871-1945), follower. Сестры. Холст, масло. 137,5 x 74 cм.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2014 г. Продано за GBP 4.000 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Стоящая викторианская леди.
Бумага, акварель. 52 x 28,2 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождение розы. Бумага, акварель, гуашь.
37,4 x 26,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2024 г. Лот продан за GBP 13.860 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Дочь короля уводят, чтобы отдать ее Дракону. Иллюстрация к роману
Томаса Мэлори «Смерть короля». Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Аукцион Sworder.co.uk, Лондон, 2021 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Дочь короля уводят, чтобы отдать ее Дракону. Иллюстрация к роману
Томаса Мэлори «Смерть короля». Фрагмент. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
Аукцион Sworder.co.uk, Лондон, 2021 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мастерская Боттичелли: первый визит Симонетты, представленной Джулио
и Лоренцо Медичи. 1922 г. Аукционный дом Bonhams, Нью-Йорк, 2014 г. Эстимейт $200.000 – 300.000 дол.
Картина Элеанор Брикдейл «Мастерская Боттичелли» изображает знакомство мастера эпохи Возрождения Боттичелли с его предполагаемой будущей музой Симонеттой Веспуччи, которому способствовали два брата Медичи. Прекрасная молодая женщина вышла замуж за Марко Веспуччи, флорентийского дворянина, хорошо знакомого с семьёй Медичи, и вскоре стала известна в городе как Ла Белла Симонетта. Известно, что Джулио Медичи нёс знамя, нарисованное Боттичелли, на рыцарском турнире, на котором, по слухам, была изображена Симонетта, и многие работы Боттичелли, как считается, также изображают её. Работа Брикдейл примечательна богатством одежды персонажей (бархат на рукавах Симонетты кажется почти осязаемым), реалистичным беспорядком в мастерской и городским пейзажем, видимым через открытое окно.
Элеанор Брикдейл (1871-1945), атрибуция. Созерцание (Contemplation). Иллюстрация
к комедии У. Шекспира «Много шума из ничего». Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
36,8 х 26,7 см. Собрание М.С. Рау, Новый Орлеан, США.
Элеанор Брикдейл (1871-1945), атрибуция. Созерцание (Contemplation). Иллюстрация к комедии У. Шекспира
«Много шума из ничего». Фрагмент. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Собрание М.С. Рау, Новый Орлеан, США.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ангел благовещения (Angel of the Annunciation)
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Голова молодой девушки ночью.
1900-1901 гг. Бумага, акварель.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Изольда Британская. 1905 г. Бумага, цветные мелки.
32,4 x 25,4 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2016 г. Продано за GBP 750 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Девушка в стиле ар-нуво. Керамика. 15,5 х 15,5 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Румянец. Бумага, акварель.
36 х 18,5 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Но когда сердце терпит удар, разве боль проходит так быстро».
Иллюстрация к стихотворению Роберта Браунинга. Цветная литография. 1909 г.
Британская библиотека, Лондон.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). The Shrine (Святилище).
Поздравительная открытка.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Но кто может принять мечту за истину?».
Цветная литография. Лондон, Chatto & Windus, 1908 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). 1. Все служения равны перед Богом. Бумага, акварель. 48 x 23 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2025 г. Лот продан за GBP 5.376 фунтов. 2. «Но у Бога есть несколько человек, которым он шепчет на ухо». Иллюстрация к поэме Роберта Браунинга «Abt Vogler». Лондон, Chatto & Windus, 1909 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ангел у дверей.
Бумага, акварель. Частное собрание.
Не сохранилось никаких свидетельств, ни точки зрения Фортескью-Брикдейл на эти насыщенные событиями годы начала ХХ века, когда Британия бурно эволюционировала в современное общество. Как будто не было ни обвала либералов на выборах 1906 года, ни массовых демонстраций суфражисток в 1908 году, ни беспорядков, спровоцированных бюджетом Ллойд Джорджа в 1909 году, ни шокирующих выставок постимпрессионистов 1910 и 1912 годов. Но ее семейная жизнь претерпела существенные изменения в это время, когда в 1908 году она переехала в дом в Западном Кенсингтоне, который будет домом для нее и ее сестры Кейт в течение следующих тридцати лет, домом ее матери Сары и ее смерти в 1909 году с посвящением в рыцари ее брата Чарльза в 1911 году.
Рождественские гимны. Carols (Колядки). Книга с иллюстрациями Элеанор Фортескью-Брикдейл. Издательство Alexander Moring Limited - De La More Press, Лондон, 1925 г. Обложка и титульный лист.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождественские гимны. Carols - Рождество. 1925 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождественские гимны. Carols - Мадонна с младенцем и ангелами. 1925 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождественские гимны. Carols - Три волхва, приносящие дары
(Короли с Востока). 1925 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождественские гимны. Carols - Добрый король Вацлав. 1925 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождественские гимны. Carols - Пока пастухи наблюдали
(Whilst Shepherds Watched). 1925 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождественские гимны. Carols – Концовка. 1925 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ангел-хранитель. Плакат.
Эшмолеанский музей искусств и археологии, Оксфорд.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рождество Христово. Бумага, акварель. 24 х 17 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 840 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Детство нашего Господа. «Мария сохраняла все эти вещи
и слагала их в сердце своем». Иллюстрация к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г.
Цветная литография. Эшмолеанский музей искусств и археологии, Оксфорд.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сын вдовы, выросший в Наине. Иллюстрация
к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г. Цветная литография. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Путешествие Короля. Иллюстрация
к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г. Цветная литография.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Добрый самаритянин. Иллюстрация
к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г. Цветная литография.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Слепой Бартимеус. Иллюстрация
к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г. Цветная литография.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Триумф Короля. «Свершилось».
Иллюстрация к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г.
Цветная литография. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Пустая Гробница. Иллюстрация
к «Жизни Христа» Мейбл Дирмер, 1906 г. Цветная литография.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). 1. Похороны иллюзий (The Illusions Burial). Бумага, акварель. 76 х 35 см.
2. Патриот. Бумага, акварель. 54 x 24,5 см. Оба - Частное собрание.
Элеанор Брикдейл стала, к сожалению, одной из очень немногих, по-настоящему популярных женщин-художниц. Коллекционеры обожали ее работы, галереи скупали ее акварели, издания часто приглашали иллюстрировать легенды и сказки. Родной фольклор был для нее главной темой: рыцари, эльфы, принцессы, средневековые типажи, бесконечно прекрасная флора родного края – со всем этим Элеанор справлялась превосходно. Ее уровень мастерства рос из года в год, все жанры были подвластны Элеанор. В своей стилистике, близкой к прерафаэлитам, она писала и портреты, и жанровые сцены и мифологические сюжеты.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Прибытие королевских женщин в Квебек в 1667 г. 1927 г.
Бумага, акварель, карандаш. 58,3 х 42,3 см. Библиотека и архивы Канады, Оттава.
Женщины, прибывшие в Квебек в 1667 году, чтобы выйти замуж за франко-канадских фермеров-колонистов. Жан Талон, интендант Новой Франции, и Франсуа де Монморанси-Лаваль, епископ Квебека, ждут прибытия женщин.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Весна и Осень. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. D=62,9 см. (рама).
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Весна и Осень. Фрагмент. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. D=62,9 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Стрела (The Arrow). Бумага, акварель. 76 x 53 см.
Художественные музеи и галереи Лидса, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Правда или Вымысел. Бумага, акварель, гуашь,
карандаш. 60 х 42. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Без сандалий. 1920 г. Бумага, акварель. 39 х 28 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Как лаванда стала пахнуть раем. 1924 г.
Художественный музей Филадельфии, США.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Как лаванда стала пахнуть раем. Фрагмент. 1924 г.
Художественный музей Филадельфии, США.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Маленький Эзоп кормит пчел. Бумага, акварель,
карандаш. 63,5 х 53 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Крысолов. Иллюстрация к стихотворению
Роберта Браунинга. 1909 г. Цветная литография. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Богадельни в Абингдоне. 1920 г. Бумага, акварель. 30 х 25 см.
Художественный музей Бери, Большой Манчестер, Англия.
Дион Клейтон Кэлтроп. Дневник сада восемнадцатого века с декорациями Элеанор Фортескью-Брикдейл.
Лондон, Издательство Williams & Norgate Ltd., 1926 г. Фронтиспис и титульный лист.
Дион Клейтон Кэлтроп (1878-1937) - британский художник и писатель, наиболее известный как автор
юмористических рассказов и иллюстратор.
Дион Клейтон Кэлтроп. Нежное искусство (The Gentle Art) с декорациями Элеанор Фортескью-Брикдейл.
Лондон, Издательство Williams & Norgate Ltd., 1927 г. Фронтиспис и титульный лист.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Натюрморт с лобстером. 1927 г.
Аукционный дом Bonhams Skinner, Мальборо, Массачусетс, США, 2024.
Лот продан за $6.144 дол.
Но на всеобщем признании Элеанор Брикдейл не останавливалась, она пошла дальше и стала одной из первых женщин-предпринимательниц в Англии, работавших в сфере культуры. Она открыла собственную художественную студию и напрямую работала с заказчиками, у которых была невероятно популярна. И хоть она не стремилась к обогащению посредством своего искусства, талант сделал ее весьма обеспеченной женщиной.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мария для всех поколений (Mary for all Generations). И все поколения будут называть ее благословенной. 1929 г. Холст, масло. 76,2 х 193 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2024 г. Лот продан за GBP 40.000 фунтов.
Вместе со своим другом и современником Байамом Шоу Брикдейл с удовольствием выполняла многофигурные процессионные произведения. Мало что известно о деталях этого заказа. Считается, что работа маслом никогда не выставлялось, и, скорее всего, ее установили в качестве алтаря вскоре после завершения. В течение многих лет она висела в церкви Св. Георгия в Кэмпден-Хилл, Кенсингтон. Сюжет следует форме венецианской sacra conversazione , примером которой является работа Джованни Беллини, в которой Богоматерь с младенцем окружены дарителями. Брикдейл обновила идиому и изобразила Святое семейство в окружении последующих поколений лондонцев. Хотя Брикдейл в основном работала акварелью, а ее работы маслом редки, она, тем не менее, была первой женщиной-членом Института художников маслом, избранной в 1902 году.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Триптих Винчестера. 1927 г. Холст, масло. 53 х 63 см.
Винчестерский колледж, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мудрые и неразумные Девы (The Wise and Foolish Virgins). 1900-1901 гг.
Бумага, акварель. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мать и дитя в цветущем саду. 1929 г. Бумага, акварель, гуашь. 25,5 x 30,5 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мудрые и неразумные Девы. 1930 г.
Местонахождение неизвестно.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Розамунда (Rosa Mondi).
Холст, масло. 121,9 x 73,7 см. Частное собрание.
Розамунда (ум. 572 г.) или Роза мира - была королевой лангобардов. Она была дочерью
Кунимунда, короля гепидов, и женой Альбоина, короля лангобардов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Розамунда (Rosa Mondi). Фрагмент. Холст, масло.
121,9 x 73,7 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Тело в состоянии покоя, как далеко может
простираться твоя душа на своем одиноком пути». Холст, масло. 76,2 x 50,2 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Племянница приора. 1932 г.
Бумага, акварель. 37,4 x 26,5 см.
Библиотеки и музеи Королевского павильона, Брайтон, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Иллюстрация к поэме «Аллегро» Джона Мильтона
из книги «Золотое собрание песен и текстов» Пэлгрейва, 1919 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Сбор цветов в фруктовом саду. Ватман, акварель. 31,8 x 26,7 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Портрет дамы. Бумага, акварель. 37 х 25 см.
Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Портрет Чарльза Фортескью-Брикдейла,
старшего брата Элеанор. 1924 г. Холст, масло. 49 x 37 см. Частное собрание.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Рыцарство, умирающее от любви к Богиням. Холст, масло. 61 х 119,4 см.
Национальный фонд, Кливдонский суд, Клеведон, Англия.
На картине в канаве лежат пятеро умирающих или мёртвых молодых людей в целых чёрных доспехах, но без шлемов. Рядом с ними - процессия римских богинь со своими атрибутами. Юнону сопровождают два павлина, Минерва одета в шлем и нагрудник и держит в руках копьё, обнажённую Венеру сопровождают голуби и крылатые херувимы, Церера изображена с пучком колосьев на плече и серпом на поясе, её дочь Прозерпина бледна после долгих лет, проведённых под землёй, Флора разбрасывает цветы, Диана с двумя борзыми, Ирида поднимает руки, а Геба наливает вино в кубок. Элеанор специализировалась на аллегорической живописи. У неё была студия напротив Лейтон-Хауса в Холланд-Парке в Лондоне. Она преподавала в школе своего друга Байама Шоу с момента её основания в 1911 году. Брикдейл пережила две крупные войны, и, учитывая это, нетрудно представить себе канаву на этой картине как траншею, а богинь - как символы патриотизма и самопожертвования.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Под цветами (Beneath the blossom). Холст, масло. 86,4 x 127 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 4.000 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Мадам Плэсид (Madame Placid). 1911 г.
Бумага, акварель, карандаш. 36,8 x 26,7 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 3.625 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Та самая шапочка, которая подходит по размеру.
Бумага, акварель. 41 х 25 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г.
Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). «Я женился на жене, и поэтому я не могу приехать».
Бумага, акварель. Журнал «Студия», Лондон, 1900-1901 гг.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Ночная сцена у фонтана с Арлекином и танцовщицами. 1910 г.
Картон, акварель, гуашь, черный мел. 30 х 20,5 см. Аукцион Talisman Fine Art, Лондон.
Цена GBP 800 фунтов. Возможно, картина вдохновлена стихотворением Поля Верлена «Лунный свет».
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Пейзаж в Пиксхолм-Корте, Доркинг. Бумага, акварель. 53 x 36 см.
Аукционный дом Bourne & Ltd., Вудфорд-Хэлс, Дэвентри, Англия, 2024 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Осенние поля, Кондовен. 1897-1926 гг. Бумага, акварель. 19,1 х 26,6 см.
Эшмолеанский музей искусств и археологии, Оксфорд.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Женщина и два лебедя. Бумага, гуашь. 49,5 х 39,7 см.
Частное собрание.
Последние десятилетия жизни Элеанор Брикдейл посвятила монументальной живописи, в частности, витражу. Джеральд Тейлор, чей отчет о творчестве Фортескью-Брикдейл был составлен в 1972 году совместно с ее племянником Фрэнсисом Фортескью-Брикдейлом, перечислил 15 отдельных витражей, но, несомненно, их было больше - возможно, вдвое больше. Известны красивые витражи, в частности, в Бристольском соборе, в Церкви Святой Этельдреды, Уэст, Квантоксхед, в Сомерсете, созданные в разные годы по ее эскизам.
Элеанор Брикдейл была убеждённой христианкой и жертвовала свои работы церквям. Она прожила долгую и творчески насыщенную жизнь, но о личном счастье мало что известно, кажется, замужем она не была и, вероятно, не имела детей, во всяком случае, законнорожденных. В 1938 году она перенесла удар и с этого момента оставила работу.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Церковь Святого Фомы Кентерберийского. Витраж памяти героев Первой мировой войны 1914-1918 гг. Четырехсветное витражное окно, каждое с фигурой Давида (и Голиафа), Святого Георгия, Святого Николая и Жанны д'Арк. Грейт-Велнетем, Саффолк, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Церковь Святого Фомы Кентерберийского. Фрагмент. Витраж памяти героев Первой мировой войны 1914-1918 гг. Четырехсветное витражное окно, каждое с фигурой Давида (и Голиафа), Святого Георгия, Святого Николая и Жанны д'Арк. Грейт-Велнетем, Саффолк, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Святые Георгий и Елизавета Венгерские. Витраж часовни
Сомерсет-Норт, церковь Чью-Магна, Сомерсет. 1934 г. Эскиз находится в Эшмолеанском музее.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Святые Георгий и Елизавета Венгерские. Фрагмент.
Витраж часовни Сомерсет-Норт, церковь Чью-Магна, Сомерсет. 1934 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Святой Георгий. Фрагмент.
Витраж часовни Сомерсет-Норт, церковь Чью-Магна, Сомерсет. 1934 г.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Церковь Святой Этельдреды,
святые Елизавета и Тереза, Уэст, Квантоксхед, Сомерсет, Англия.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). 1. Святой Франциск. Витраж в Литл-Хорстед, Сент-Майкл,
Восточный Суссекс. 2. Святой Николай. Церковь Святой Девы Марии, Лесбери, Нортумберленд. 1934 г.
Считается, что Лесбери был основан около 1300 лет назад. Западное окно за купелью является мемориалом преподобному Джорджу Брею, который был викарием, органистом и хормейстером с 1908 по 1934 год. На нем изображены Святой Николай и рождественская елка с небольшим органом наверху. На нем также изображена пчела с инициалами «E.F.» — клеймо Элеоноры Фортеск Брикдейл (1872-1945) и редкий пример ее работы, поскольку сохранилось мало записей о ее витражных окнах.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Пчела. Сигнатура художницы на витражах.
Элеанор Брикдейл (1871-1945). Алтарь Леди Чапел (Lady Chapel). Церковь Всех Святых, Ньюленд, Глостершир.
Алтарь часовни Леди Чапел работы Элинор Фортескью-Брикдейл - это вдумчивое изображение поколений, показывающее трех матерей, соответствующих часовне Леди: Мария с Иисусом в центре, окруженные Святой Анной (матерью Марии) с прялкой справа и Святой Елизаветой (кузиной Марии) с Иоанном Крестителем слева. Стена из роз или изгородь позади всего.
Алтарь Леди Чапел (Lady Chapel). Триптих. Богоматерь с младенцем и святыми в часовне Святого Иоанна
и Святого Николая, Церковь Всех Святых, Ньюленд, Глостершир.
Элеанор Фортескью-Брикдейл умерла в Лондоне 10 марта 1945 года и похоронена на Бромптонском кладбище в Лондоне. Газета «Times» в своем некрологе, опубликованном 14 марта, назвала ее «последним прерафаэлитом». Яркий и разносторонний художник, в равной степени владевший средствами живописи, графики и монументального искусства, Брикдейл оставила после себя множество картин и иллюстраций, а также несколько витражей, выполненных по ее эскизам. Полотна и рисунки художницы представлены в музейных собраниях Ливерпуля, Лидса и Бирмингема.
Могила Элеанор Фортескью-Брикдейл на Бромптонском кладбище в Лондоне.
Несколько британских изданий, посвященных творчеству Элеанор Фортескью-Брикдейл:
Centenary Exhibition of Works by Eleanor Fortescue-Brickdale, 1872-1945.
Ashmolean Museum, Оксфорд. 1972 г.
A Pre-Raphaelite Journey. The Art of Eleanor Fortescue-Brickdale (National Museums Liverpool). 96 р.
2012 г. - 96 стр., илл.
ИСТОЧНИКИ
1. Прерафаэлиты: Викторианский авангард. Каталог выставки прерафаэлитов из музеев Великобритании и США в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Науч. ред. Элисон Смит, Анна Познанская. Москва, 2013 г. – Стр. 175. 2. Перси Бейт. Прерафаэлиты. Пер. с англ. издания 1901 года Ю. Кулишенко. Москва, Издательство ЭКСМО, 2019 г. – Стр. 234.
3. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 57-58. 4. Lucinda Hawksley. Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003. – Стр. 250-253.