АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖОН БАЙАМ ЛИСТОН ШОУ / JOHN BYAM LISTON SHAW (1872-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I27-05-2025 13:17к комментариям - к полной версии
- понравилось!
АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖОН БАЙАМ ЛИСТОН ШОУ / JOHN BYAM LISTON SHAW (1872-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ I
Джон Байам Листон Шоу. 1894 г. Фотография Фредерика Холлиера.
Джон Байам Листон Шоу (1872-1919) - британский художник и иллюстратор, родившийся в Индии, в Мадрасе в семье высокопоставленного судебного чиновника. Он приехал в Англию в 1878 году и учился в Школе искусств Сент-Джонс-Вуд и Королевской академии. На его стиль сильно повлияли прерафаэлиты, а лучше всего ему удавались средневековые сюжеты, хотя одно время его самой известной картиной была «Англо-бурская война» (1901), на которой изображена молодая женщина, размышляющая о смерти любимого человека. Работы Джона Байама Листона Шоу представляют собой изысканный подход к портретной живописи, демонстрируя объект с натурализмом и точностью. Его картины часто раскрывают сложные детали личности и характера, воплощая британское искусство начала ХХ века.
Дом британского губернатора в Мадрасе, Индия. Фотография 1924 г.
Джон Байам Листон Шоу (англ. John Byam Liston Shaw), более известный как Бьям Шоу, родился в семье английского судейского чиновника в Мадрасе, который в то время был частью так называемой Британской империи. Отец Джон был регистратором Высокого суда в Мадрасе и происходил из старинного шотландского рода. Семья вернулась в Англию в 1878 году и поселилась в лондонском районе Кенсингтон. Отец и мать поощряли в сыне стремление к прекрасному: его детство прошло в окружении нарядных, красочных книг и изящных вещей. Интересоваться художественным творчеством Джон начал ещё в юности. С 1880 года Шоу брал уроки у Дж. А. Винтнера и мать добилась того, чтобы его работы посмотрел Джон Эверетт Милле. В 1887 году одна из работ Дж. Шоу была представлена Д.Э. Милле. Мастер рекомендовал 15-летнему юноше поступить для изучения живописи в школу искусств Святого Иоанна (St John’s Wood Art School), где Шоу проучился два года. С 1890 по 1892 год Шоу посещал занятия в Школе искусств при Королевской Академии.
Байам Шоу (1872-1919). «И Он рождает Сына, и нет ничего в Его руке»
(Екклесиаст, V:14). 1888 г. Холст, масло. 45,7 x 33 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). За кулисами (Behind the scenes). 1891 г.
Холст, масло. 102 x 76 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Новая игрушка. 1894 г. Холст, масло. 56 x 73,5 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Тихий полдень. Иллюстрация к стихотворению Данте Габриэля Россетти
«Безмолвный полдень». 1894 г. Холст, масло. 66,8 х 111,8 см. Дом-музей Лейтона, Лондон.
Байам Шоу (1872-1919). Экслибрис для Изабеллы Р. Хантер. 1895 г. Литография.
Байам Шоу (1872-1919). Смерть и Дева. 1895 г. Журнал «The Studio».
Лондон, 1897 г. № 10. Литография.
Байам Шоу (1872-1919). Иезавель (Распутница). 1896 г.
Холст, масло. 148,5 х 81 см.
Художественная галерея и музей Рассела-Котса, Борнмут.
Байам Шоу (1872-1919). Иезавель (Распутница). Фрагмент. 1896 г. Холст, масло.
Художественная галерея и музей Рассела-Котса, Борнмут, Англия.
Байам Шоу (1872-1919). Этюд двух обнаженных женских фигур. Иллюстрация к стихотворениям
Роберта Браунинга. Журнал «The Studio», Лондон, № 11, 1897 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Пока розы были красные...». 1896 г. Бумага, пастель, акварель.
42,6 x 29,2 см. Аукцион Christie’sКристис Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 2.500 фунтов.
На картине вверху слева надпись: «Пока розы / такие красные, / пока лилии такие / белые /
Должна ли женщина скрывать свое лицо, / Потому что оно дарит / наслаждение?»
К.Г. (Кристина) Россетти, сестра Д.Г. Россетти.
Байам Шоу (1872-1919). Благословенная Дамозель. Иллюстрация к поэме Данте Габриэля Россетти
«Они сидят по кругу». 1895 г. Холст, масло. 94 х 180 см. Художественная галерея Гилдхолла, Лондон.
Название картины Байама Шоу указывает на то, что она является иллюстрацией к поэме Данте Габриэля Россетти «Благословенная Дамозель», которую сам Россетти проиллюстрировал в одной из своих самых известных картин:
Благословенная дева выглянула
Из золотого чертога Небес;
Её глаза были глубже, чем глубина
Вод, застывших в безветрии;
В руке она держала три лилии,
А в волосах у неё было семь звёзд.
Её одеяние, расстёгнутое от застёжки до подола,
Не украшали искусные цветы,
Но белая роза, дар Марии,
Была пристойно одета для служения;
Её волосы, ниспадавшие на спину,
Были жёлтыми, как спелая пшеница.
Казалось, она едва ли прожила день,
будучи одной из Божьих хористок.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Благословенная Дамозель. 1871-1878 гг.
Холст, масло. 35,2 × 96,2 см. Музей искусств Фогга, Гарвардский университет,
Кембридж, США.
Контраст между ожиданиями мужчины-любовника и реальностью чувств возлюбленного, имеет большое сходство с стихотворение сестры Россетти Кристины «Песня», первая строфа которого заканчивается словами умершей женщины «Моему самому дорогому: если хочешь, помни, / И если хочешь, забудь». Этот жестокий ответ критикует эротизированный эгоизм скорбящего мужчины «Благословенной Дамозель»:
Я не увижу теней,
Я не почувствую дождя;
Я не услышу, как соловей
Поёт, словно от боли.
И, мечтая в сумерках,
Что не восходят и не заходят,
Может быть, я вспомню,
А может быть, забуду.
Байам Шоу (1872-1919). Благословенная Дамозель. Иллюстрация к поэме Данте Габриэля Россетти
«Они сидят по кругу». Фрагмент. 1895 г. Холст, масло. Художественная галерея Гилдхолла, Лондон.
Картина Байама Шоу, вдохновленная поэмой Россетти, отличается от оригинала, которая в плане изображения имеет гораздо больше общего с работами Эдварда Бёрн-Джонса, такими как «Laus Veneris», и сосредоточена на толпе молодых женщин. Это резко контрастирует с картиной Россетти, на которой изображена благословенная дева, предположительно тоскующая по своему возлюбленному. Вместо благословенной девы, Россетти изображает отчаявшегося возлюбленного, скорбящего по умершей, чьи слова - не слова Возлюбленной - составляют стихотворение. Шоу, возможно, понимал, что стихотворение - это драматический монолог, где реальность искажена отчаянием героя. В «Благословенной Дамозель» Россетти передает видение рая, которое навеяно утратой, а не реальную картину небес.
Байам Шоу (1872-1919). Королева Червей - Королева сердец (The Queen of Hearts). 1896 г.
Холст, масло. 91,4 x 71,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 790.500 фунтов.
«Королева червей» - картина Байама Шоу, изображающая его невесту Эвелин Пайк-Нотт. Байам Шоу и Эвелин обручились в 1894 году, но не женились в течение пяти лет. Они поженились в 1899 году и у них родилось пятеро детей: четыре сына и дочь. Они познакомились в Королевской академии, и художник запечатлел её в образе Королевы червей из детской песенки, популярной благодаря иллюстрациям Рэндольфа Калдекотта. Картина, созданная в раме по дизайну самой Эвелин, выходит из колоды карт, а её сестра, художница Изабель Кодрингтон, добавляет символизма, держа тарелку с пирожными за её спиной.
Байам Шоу (1872-1919). Королева Червей - Королева сердец (The Queen of Hearts). Фрагмент. 1896 г.
Холст, масло. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 790.500 фунтов.
Картина была очень хорошо принята на выставке в Королевской академии и стала первым произведением, в котором, по словам подруги художника Элеоноры Фортескью Брикдейл, «он внезапно проявил свой необычайно яркий и оригинальный стиль». Это творчество привело его к работе в различных областях. Помимо живописи, Байам Шоу стал известным иллюстратором, а также дизайнером гобеленов и витражей.
Байам Шоу (1872-1919). Портрет миссис Джон Эвелин Шоу, жены художника.
Журнал «The Studio», Лондон», № 10, май 1897 г.
Байам Шоу (1872-1919). Утешитель (The Comforter). Холст, масло. Журнал «The Studio», Лондон, 1897 г. № 14.
Байам Шоу (1872-1919). Декамерон. Повесть Боккаччо. 1898 г. Бумага, тушь, карандаш. 45,7 x 57,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г. Лот продан за GBP 5.625 фунтов.
Сюжет картины взят из «Декамерона» Джованни Боккаччо, серии новелл, написанных в XIV веке и рассказанных группой молодых флорентийцев, которые развлекают друг друга, прячась от Чёрной чумы, опустошающей их город. В 1899 году Бьям Шоу проиллюстрировал новое издание «Сказок Боккаччо в переводе на английский Джозефа Джейкобса», и этот рисунок был выгравирован и использован в качестве фронтисписа.
Байам Шоу (1872-1919). Сидящая обнажённая со связанными руками. Эскиз к картине «Правда» (Truth).
Опубликовано в журнале «A Record of Art in 1898».
Байам Шоу (1872-1919). Фу! - сказала Королева Кейт. Иллюстрация к стихотворениям
Роберта Браунинга. 1897 г. Бумага, тушь. 19 x 13 см. Компания Peter Nahum Ltd, Лондон.
Байам Шоу (1872-1919). Артемида прологизирует (пророчествует). Рисунок из сборника
«Стихотворения» Роберта Браунинга. Журнал «The Studio», Лондон, 1898 г.
Артемида - в древнегреческой мифологии вечно юная богиня охоты, женского целомудрия,
покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах.
В школе искусств Святого Иоанна друзьями Джона Шоу становятся художники Джеральд Меткельф (также уроженец Индии) и Рекс Коул, в школе Шоу знакомится и со своей будущей супругой Эвелин Пайк-Нотт. В 1890 году художник поступает в Королевскую академию искусств. Академия вручает ему в 1892 году престижную премию Армитеджа за полотно «Суд Соломона».
В течение своей художественной карьеры Джон Шоу работает как масляными красками, так и акварелью, пастелью, создаёт произведения графики, овладевает техникой золочения. Его творчество испытало сильное влияние прерафаэлитов, в частности Данте Габриэля Россетти.
Байам Шоу (1872-1919). Любовные безделушки, или Безделушки любви (Love's Baubles). 1897 г.
Холст, масло. 104 х 180 см. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
Байам Шоу (1872-1919). Художник Рекс Викат Коул (1870-1940). 1898 г.
Дерево, масло. 35,5 x 30,3 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Дама серых дней. 1897 г. Бумага, гуашь. 42,5 x 32 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2025 г. Лот продан за GBP 21.760 фунтов.
Байам Шоу (1872-1919). Леди Шалотт (The Lady of Shalott). Иллюстрация
к стихотворению лорда Альфреда Теннисона. 1898 г.
Музей искусств Миддлбери-колледжа, Миддлбери, Англия.
Картина Бьяма Шоу «Леди Шалотт» была впервые представлена вместе с 38 другими небольшими картинами, написанными маслом на холсте, в галерее Даудесвел в 1899 году на выставке под названием «Мысли, навеянные некоторыми отрывками из произведений британских поэтов». Картина Шоу «Леди Шалотт» иллюстрирует сцену из поэмы Альфреда Теннисона, в которой Леди, спустившись со своей башни, пишет своё имя на носу лодки, которая доставит её в Камелот.
Она спустилась вниз и нашла лодку.
Под ивой, оставшейся на плаву.
И вокруг носа она написала:
«Леди Шалотт».
Байам Шоу (1872-1919). «Пока розы так красны, пока лилии так белы,
должна ли женщина возвеличивать своё лицо, потому что оно приносит радость»
на стихи Кристины Россетти. 1898 г. Дерево, масло. 40,5 x 29,5 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Молодой менестрель. 1898 г. Холст, масло.
Музей искусств Принстонского университета, США.
Байам Шоу (1872-1919). Пиковая дама (The Queen of Spades). 1898 г.
Бумага, акварель, темпера, карандаш. 178 x 91,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 225.000 фунтов.
Большая акварель Шоу, написанная в 1897–1898 годах, продолжает олицетворять королев в колоде игральных карт. Как и «Королева червей», сюжет детской песенки не соответствует оригиналу, но характер передан верно. В тетралогии «Пиковая Дама» символизирует холодную вдову. В конце XIX века возрос интерес к масонству и оккультизму. Картина отличается яркими цветами и обилием декоративных деталей. Бьям Шоу предпочитал чистые пигменты, создавая насыщенную палитру с красными оттенками и золотом. Королева, как светская Мадонна, напоминает образы Беллини. Пейзаж за окном напоминает «Леди Шалотт». Остальные две королевы мастей Шоу написать не успел.
Байам Шоу (1872-1919). Амур и Кампаспа (Cupid And Campaspe). 1899 г. Дерево, масло. 20 х 30,5 см.
Частное собрание.
Кампаспа - любовница царя Александра Македонского (правил 336-323 до н.э.) из фессалийского города
Ларисы, ставшая источником вдохновения для многих художников.
Байам Шоу (1872-1919). «Бог на небе, а Ты на земле, поэтому да будут слова
твои немногочисленны» (Екклесиаст, гл. VVII). 1899 г. Дерево, масло. 40,6 х 30,5 см.
Байам Шоу написал эту картину, как часть заказа для дилеров галереи Даудсвелла, которые купили и опубликовали «Любовь-победительницу» в 1899 году. Выставка «Проповедь в камнях и добро во всем», предложенная Книгой Екклесиаста, состоялась в 1902 году. Он также работал над несколькими другими заказами Даудсвелла.
Байам Шоу (1872-1919). Бард (The Bard). 1899 г. Дерево, масло. 20 x 30 см.
Байам Шоу (1872-1919). Любовь, которая отнимает Время у нашей маленькой школьницы.
Журнал «The Studio», Лондон, 1899 г. № 16.
Байам Шоу (1872-1919). Любовь-победительница. 1899 г. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.
Картина Шоу «Любовь-победительница» (1899) послужила поводом для резкой дискуссии о развитии искусства в Англии на рубеже веков. Ее критиковали за унаследованную от прерафаэлитов повествовательность, относительно которой критик газеты «Дейли Телеграф» выразился так: «Исполнение картины еще пошлее, чем ее символика». В то же время критик «Нью-Йорк Таймс» похвалил картину за «исключительную оригинальность замысла». Шоу, поклонник творчества Форда Мэдокса Брауна, не скрывал символической нагрузки своего полотна. Оно изображает город, капитулировавший перед Любовью, и следующую за красивой женщиной толпу знаменитых любовников всех времен и народов. Шоу создал и пару к этой картине, процессию, посвященную искусству и театру, которая ныне висит в лондонском Колизеуме, здании Английской Национальной оперы.
Байам Шоу (1872-1919). Лондонский театр «Колизей». Финальная сцена (London Coliseum Theatre Act Drop).
Но, похоже, что Шоу считал «Любовь-победительницу» своим шедевром. Эта картина в настоящее время утеряна (причины не указаны), хотя хорошо задокументирована в серии фотографий, сделанных во время её создания. Работа содержит более 200 фигур. Во время выставки она получила широкое признание, но сейчас считается несколько «несовершенной». Многим непонятно, почему она так называется, но можно предположить, что здесь есть отсылки к христианству.
Байам Шоу (1872-1919). Победа Христа (The victory of Christ). 1899 г. Холст, масло.
35,6 x 25,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 3.750 фунтов.
Байам Шоу (1872-1919). Погребальная песня, также известная как «И все ветры вздыхают...».
1899 г. Картон, масло. 40,6 x 29,8 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Когда мы размышляем о тех, кто ушел,
мы вдвойне чувствуем себя одинокими. 1899 г. Дерево, масло. 42 x 25,5 см.
Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). «Ради бога, сделайте что-нибудь, пожалуйста…
или будь кем-нибудь». Иллюстрация к стихотворению Артура Хью Клафа. 1899 г.
Дерево, масло. 25,5 x 20 см. Опубликовано в журнале «The Studio», 1900 г. №16.
Байам Шоу (1872-1919). Когда она одна, она сидит с музыкой и книгами. 1899 г.
Холст, масло. 33 x 24,4 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Женский протест. Иллюстрация к стихотворениям Артура Хью Клафа.
Журнал «The Studio», Лондон, 1899 г. №16.
Байам Шоу (1872-1919). «Но никогда не увидишь, как моё сердце разрывается от любви».
Иллюстрация к стихотворениям Кристины Россетти. Журнал «The Studio», Лондон, 1899 г. №16.
Байам Шоу (1872-1919). Антоний и Клеопатра. Трагедия У. Шекспира.
Акт II, сцена II. 1900 г.
Байам Шоу (1872-1919). Флаги Пикадилли. Иллюстрация к стихотворениям Артура Хью Клафа.
Журнал «The Studio», Лондон, 1899 г. №16.
В 1899-1902 гг. Британская империя развязала Англо-бурскую войну против двух республик буров – Оранжевого Свободного государства и Южно-Африканской Республики (Трансвааля). Война закончилась подписанием 31 мая 1902 г. в Претории мирного договора. Согласно его положениям буры признавали власть британской короны и превращались в колонию, но взамен правительство объявляло амнистию участникам боевых действий. Потери британских войск составили 22 тыс. человек убитыми и умершими от ран и болезней, буров – 4 тыс. убитыми.
Байам Шоу (1872-1919). Англо-бурская война, или «Прошлым летом трава была зеленее».
1900-1901 гг. Холст, масло. 101,8 х 76 см. Фонд музеев Бирмингема, Англия.
Когда в 1901 году Бьям Шоу впервые выставил картину «Англо-бурская война», он добавил к названию две строки из стихотворения «Птичья песня» Кристины Россетти:
«Прошлым летом все было еще зеленее
Кустов ежевики стало меньше, голубое небо – голубее».
Стих передаёт настроение молодой леди в чёрном, убитой горем после смерти любимого на англо-бурской войне. Она стоит у реки, пытаясь вспомнить счастливые дни, но её красота увядает. Несмотря на безутешность, она сохраняет английский стоицизм, размышляя о жертве любимого ради родины. Моделью для этой картины Шоу послужила сестра художника Маргарет Гленкэр, которая в то время оплакивала своего кузена, погибшего в боях в Южной Африке. Шоу использовал свои знания о берегах Темзы в районе Дорчестера для создания этой картины. Хотя он был вдохновлён яркими красками прерафаэлитов, палитра здесь приглушённая, создавая мрачное настроение. На переднем плане справа видно лебединое перо, символизирующее утрату, так как лебеди остаются верными друг другу до конца жизни. Вороны, летящие над деревьями, добавляют зловещую атмосферу. Картина глубоко эмоциональна и трогательна.
Байам Шоу (1872-1919). «Воистину сладок свет…» (Truly the light is sweet…).
1901 г. Холст, масло. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Рынок гоблинов (Goblin Market). 1899 г.
Дерево, масло. 30,5 х 25,5 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Офелия. Холст, масло. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Офелия (Водяной дух). 1900 г. Бумага, акварель, гуашь. 30 x 25 см.
Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Офелия (Водяной дух). Фрагмент. 1900 г.
Бумага, акварель, гуашь. 30 x 25 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). «Обратите внимание на Нептуна, однако...».
Иллюстрация к стихотворению Роберта Браунинга «Моя последняя герцогиня».
1900 г. Холст, масло.
Байам Шоу (1872-1919). Келпи и горец (Водяной и горец), или Шотландский солдат у реки.
Эскиз гобелена. 1900 г. Бумага, масло, цветные мелки. 54,8 x 47 см.
Музей и художественная галерея Лестера, Англия.
Байам Шоу (1872-1919). «О, пока я спал, было лето, а когда я просыпаюсь - уже зима».
1899 г. Холст, масло. 30,5 x 25,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г.
Лот продан за GBP 5.250 фунтов.
Байам Шоу (1872-1919). Что посеешь, то и пожнешь (As it happeneth to the Fool).
Второе название картины «Как счастливо быть дураком». 1901 г. Дерево, масло.
40 x 30 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 10.000 фунтов.
Байам Шоу (1872-1919). «Ибо он приходит с суетой и уходит во тьме, и имя его будет
покрыто тьмою» (Екклесиаст, 6-я глава, 4-й стих) 1901 г. Дерево, масло. 40,5 x 30,5 см.
Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Портрет Элеоноры Фортескью-Брикдейл. Холст, масло.
Другой важной в жизни Шоу сферой деятельности было преподавание. В 1904 году он работает на женском отделении лондонского Королевского колледжа, а в 1910 году, совместно с Рексом Коулом, открывает «Школу искусств Байама Шоу и Викат Коула», позднее упрощённо называемую «Byam Shaw School of Art». В ней Шоу ведёт класс портретной миниатюры. Здесь же преподавала его давняя знакомая, художница Элеанора Фортескью-Брикдейл. В 1904 году - как театральный художник - Шоу был создателем костюмов для спектакля Герберта Бирбома «Много шума из ничего» по У. Шекспиру и театра Её величества (Her Majesty’s Theatre). Ассистировал также Эдвину Остину Эбби в декорировании одного из коридоров в Вестминстерском дворце.
Байам Шоу (1872-1919). «Время и случай неумолимы для всех, я видел это под солнцем».
1901 г. Холст, масло. 86,4 x 61,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г.
Лот продан за GBP 28.680 фунтов.
Парафраз из Екклесиаста, 9:11 «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их».
Байам Шоу (1872-1919). «Время и случай неумолимы для всех, я видел это под солнцем».
Фрагмент. 1901 г. Холст, масло. Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г.
Байам Шоу (1872-1919). И кто знает, будет ли он мудрецом или глупцом.
1901 г. Дерево, масло. 40 x 25,1 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Диана-охотница. 1901 г. Бумага, акварель. 76 х 54 см.
Частное собрание.
«Книга детских стихов Cтарого rороля Коула». Иллюстрации и обложка Байама Шоу. 1901 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Книга детских стихов Cтарого короля Коула».
Гуси, гуси и гусак. Лестница вниз и в комнату моей леди. 1901 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Книга детских стихов Cтарого короля Коула».
Питер Пайпер собрал кучу маринованных перцев. 1901 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Книга детских стихов Cтарого короля Коула».
Леди королева Анна сидит под солнцем. 1901 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Книга детских стихов Cтарого короля Коула».
Три мудреца из Готэма. 1901 г.
Байам Шоу (1872-1919). 1901 «Книга детских стихов Cтарого короля Коула». Жила-была старуха, которая летала на метле с огромной скоростью. И она взяла за руку своего старого кота и начала путешествовать.
Помимо живописи, Бьям Шоу уделял много времени иллюстрациям и рисункам для книг, и в 1902 году ему было поручено создать тридцать четыре иллюстрации для книги «Исторический отчёт о коронации короля Эдуарда VII и королевы Александры». Примерно в это же время Бьям Шоу заинтересовался дизайном театральных костюмов.
Байам Шоу (1872-1919). Коронация короля Эдуарда VII. 1902 г.
Бумага, акварель. Королевская коллекция, Лондон.
Король Эдуард VII в коронационном кресле коронуется архиепископом
в окружении других епископов и рыцарей ордена Подвязки.
Байам Шоу (1872-1919). Помазание королевы Александры на коронации
короля Эдуарда VII. 1902 г. Бумага, акварель. Вестминстерское аббатство, Лондон.
Байам Шоу (1872-1919). Моя жена, мои дети и мой маленький песик Джон. 1903 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Дурочка, которая могла бы понравиться каждому мужчине. 1903 г.
Холст, масло. 98,7 х 128,6 см. Художественная галерея Лэйнга, Ньюкасл-Апон-Тайн, Англия.
Байам Шоу (1872-1919). Осеннее паломничество. 1904 г. Холст, масло. 85 x 119,5 см.
Художественная галерея и музей Лестера, Англия.
Согласно описанию этой картины в галерее Лестера, «название работы - загадка. Похоже, это поэтическая цитата, но она не принадлежит ни одному из любимых Шоу авторов, включая Кристину и Данте Габриэля Россетти, Теннисона и Шекспира». «Осеннее паломничество» - аллегория смены времён года и прошедшего года. Шоу, вдохновлённый Теннисоном, Шекспиром и Россетти, изображает Осень в оранжевом платье, ведущую пожилого паломника в сером одеянии к лодке Времени. Из воды появляется Туманница, касающаяся крылатого Купидона. В центре - юная охотница с собакой, смотрящая на зрителя. Женщины на берегу олицетворяют плодородие: одна держит серп, другая - последние осенние цветы. Цвет играет ключевую роль, подчёркивая характер персонажей. Шоу использует чистые пигменты для естественных оттенков, следуя традиции художников PRB.
Байам Шоу (1872-1919). Эскиз танцевальных костюмов к пьесе У. Шекспира «Много шума и ничего». 1905 г.
Байам Шоу (1872-1919). 1. Маргарет Неттлефолд перед ее столовой в Винтербурне. 1904 г.
Дерево, масло. 180,3 х 86,4 см. Бирмингемский университет. 2. Миссис Пол Коноди
(Изабель Кодрингтон). 1904 г.
Байам Шоу (1872-1919). Мадам в Борделе. 1905 г.
Галерея Маас, Лондон.
Байам Шоу (1872-1919). «Род проходит, и род уходит, а земля пребывает вовеки» (Екклесиаст, I: 4).
1902 г. Дерево, масло. 25,5 х 40 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Приманка (The Lure). 1906 г. Дерево, масло. 60,3 х 66,4 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Эстимейт $20.000 – 30.000 дол.
На картине молодая вдова на коленях у могилы мужа видит озорную фигуру Любви, манящую её прочь. Бьям Шоу, вдохновлённый литературой и прерафаэлитами, часто писал картины с сюжетом или моралью. «Приманка» (1906) — одна из его работ, представленных в галерее Даудсуэлла. Рекс Викат Коул назвал эту выставку «замечательной».
Байам Шоу (1872-1919). Величайший из всех героев – один. 1905 г.
Судя по этой картине, Байам Шоу был настоящим христианином, но это не должно мешать людям
восхищаться некоторыми его работами.
Байам Шоу (1872-1919). «Кто познал дух человеческий, восходящий вверх, и дух...».
1901 г. Дерево, масло. 35,6 x 24,8 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). Возвращение Блудного сына. 1903-1904 гг.
Холст, масло. 89,5 х 64 см. Художественная галерея и музей Рассела-Котса,
Борнмут, Англия.
Байам Шоу (1872-1919). «Лучше услышать упрёки мудрого, чем слушать песни глупцов».
1901 г. Дерево, масло. 40,6 x 29,8 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). «Хорошо человеку есть и пить, и наслаждаться добром
во все дни жизни своей, которую дал ему Бог под солнцем, потому что это его доля
в жизни» (Екклесиаст V, 18), 1901 г. Дерево, масло. 35 x 24,5 см.
Байам Шоу (1872-1919). Мужчина на лестнице. 1901 г.
Дерево, масло. 36,8 x 25,4 см. Частное собрание.
Байам Шоу (1872-1919). «Знаток» (The Connoisseur). Иллюсттрированный журнал
для коллекционеров. Декабрь 1903 г. № 28. Обложка.
Байам Шоу (1872-1919). Джон Булл желает, чтобы молодые люди в новом 1904 году нашли более
привлекательных соседей. 1904 г.
Байам Шоу (1872-1919). Джордж Рутвен Торнтон. 1906 г.
Картон, масло. 54,5 x 26 см. Частное собрание.
1. Джон Баньян. Путешествие Пилигрима в Небесную страну, рассказанное Мэри Макгрегор и опубликованное Излательством TC и EC Jack в 1907 г. Обложка и иллюстрации Байама Шоу. 2. Портрет Джона Баньяна. Иллюстрация к «Путешествию Пилигрима». Издание Чарльза Скрибнера, ок. 1910 г. Частное собрание.
«Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» (англ. The Pilgrim's Progress from This World to That Which Is to Come, букв. «Путешествие Пилигрима из этого мира в грядущий мир»), написанное английским писателем и проповедником Джоном Баньяном - одно из наиболее значительных произведений английской религиозной литературы. Первая часть была написана автором, когда он находился за свою религиозную деятельность в тюрьме, и опубликована в 1678 году. Вторая часть создана в 1684 году и опубликована в 1688 году. Уже при жизни автора первая часть выдержала 11 изданий общим тиражом более 100.000 экземпляров.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин, главный герой книги. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Евангельский окропитель. Принесите сюда воду и окропите комнату. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Дурак и Безмозглый моют Эфиопа. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Переводчик вызвал слугу для своего путешествия. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Видишь ли ты вон ту калитку? 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин и Надежда видят Небесный Град. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Они отвели его в оружейную палату, прежде чем он покинет их. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Присяжные заседатели. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин и Надежда в Замке Сомнения. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
В городе проводилась ярмарка, которая называлась «Ярмарка тщеславия». 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин перед Добродетелью. 1907 г.
Джон Буньян. Путешествие Пилигрима в Небесную страну. Москва, Издательство товарищества «Радуга», 1910 г. Обложка и титульный лист.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Посланник (Ангел) приходит к Христианину. 1907 г.
Полное оригинальное название произведения: «Путешествие Пилигрима из Этого Мира в Тот, Который Должен Прийти» (англ. The Pilgrim's Progress from This World to That Which Is to Come), однако в русском языке после перевода текста во второй половине XIX века традиционным является именование «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну». В качестве автора перевода указывается Ю. Д. З., Юлия Денисовна Засецкая, дочь Дениса Давыдова, которая под влиянием лорда Редстока перешла в протестантизм. На русском языке книга была впервые издана Обществом поощрения духовно-нравственного чтения в 1881 году, впоследствии многократно переиздавалась.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Обманщик Демас. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Мистер Бриск и Мерси. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Верный помогает христианину подняться после падения. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Человек с граблями для уборки навоза. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин и Надежда оставляют Атеиста смеющимся. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Надежда (Хоупфул) помогает Христианину перебраться через реку. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
И всё же им управляла женщина. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Евангелист. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин. Ошибка на холме. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Адская пасть. 1907 г.
План пути из Города Разрушения в Небесный Город, адаптированный к «Путешествию Пилигрима»
Джона Баньяна. Издание 1821 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Моисей поражает верующего (Верующий, сраженный Моисеем). 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христианин борется с Аполлионом. 1907 г.
Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Сон Христианина. 1907 г.
26 Байам Шоу (1872-1919). «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Баньяна.
Христос и Дьявол. 1907 г.
Мистер Байам Шоу критикует работу ученицы на уроке по созданию костюмов. 1910 г.
Джон Байам Шоу нёс факел прерафаэлизма на рубеже веков, в период, когда книги и выставки возродили интерес к работам Братства. В своих картинах он возродил использование Братством ярких, чистых красок и подтвердил их веру в важность правды и искренности в искусстве. Более того, он обращался к литературе и истории за вдохновением. Уильям Холман Хант в своей книге «Пробуждающаяся совесть» с большим успехом использовал литературные аллюзии и замысл