• Авторизация


Крышки люков и их истории 31-03-2010 03:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Оригинал сообщения
Комментарии: [показать]

[210x139]Мы давно уже привыкли к нашему наземному миру, что совершенно не обращаем на некоторые вещи внимания, которые для нас являются достаточно банальными и вполне повседневными.


Мы привыкли смотреть на крышки люков, как на техническое устройство, которое не даёт провалиться человеку в коллектор. Ну, или даже не задумываемся и над этим, а просто воспринимаем люк, как обычный кусок железяки весом в 40-50 кг.


Однако эти крышки могут многое рассказать. На привычных для нас современных люках можно прочесть различные маркировки, которые расшифровываются следующим образом:

К — канализация;

В — водопровод;

Д — дождевая канализация;

Т — телефон. Бывает ещё обозначение ГТС — городская телефонная сеть.

Г — пожарный гидрант. На мой взгляд, колонка-гидрант была бы удобнее для пожарных расчётов.

Но это о современных люках. Более старые люки могли нам раскрыть и иную не столь очевидную информацию.

&Прежде чем бросать слова на ветер, их нужно взвешивать&


Прогуливаясь по Калининграду, я как-то обратил внимание на крышку канализационного люка под ногами. И он меня весьма заинтересовал. Нет, не своей красотой, а скорее годом производства. Там значилась цифра 1927.


[400x266]


Но ещё больше меня заинтересовала надпись WaggonFabrik L.Steinfurt A.G. на этой крышке. И вот, что мне удалось выяснить.

Waggon -Fabrik L.Steinfurt A.G. — это название завода, где:

L.Steinfurt — фамилия основателя этого завода. Леопольд Штайнфурт.

A.G. здесь обозначает Aktiengesellschaft (позже фирму переименовали в Waggon -Fabrik L.Steinfurt Aktiengesellschaft). Термином этим означают организации в форме акционерного общества.

Завод выпускал железнодорожные и трамвайные вагоны, электромобили и чугунное литьё. Первый вагон с завода сошёл в 1867 году.

Также на вагонной фабрике Штайнфурта трудились многие талантливые работники, в том числе и Карл Шарфенберг(1874 -1938) — автора изобретения автоматической сцепки вагонов. Его инженерная находка оказалась столь удачной, что по сей день применяется на рельсовом транспорте во многих странах, включая Россию.


После смерти Леопольда Штайнфурта в 1864 году фабрику возглавил недавно поступивший к нему на службу талантливый инженер Фриц Хейман. При нём фабрика получила новую жизнь. Вдобавок к тому Фриц женился на дочери Леопольда Штайнфурта Лауре Штайнфурт и получил право на наследство с обязательством сохранения имени тестя в названии фирмы.

Когда Фрицу Хейманну исполнилось 63 года, он решил уйти на покой и передать дела сыну Феликсу (1869-1932), работавшему инженером в Германии.

После смерти Феликса Хейманна некоторое участие в деле принимал его брат Макс Хейманн (1870 -1939).

Затем в деле приняли участие сыновья Феликса Хейманна — Фридрих и Макс. В хаосе 1945 года они пропали без вести, а сама фирма прекратила своё существование.

Теперь о ней напоминают только крышки люков на улицах Калининграда.

Это очень кратенькая история этой славной компании.


На фото ниже ещё один люк данной фирмы, но уже выпуска 1937 года.


[400x266]


И ещё один, но, к сожалению, без года.


[400x266]


Если с надписями на крышках выше теперь всё ясно (кроме маркировок KW и H), то вот с нижней у меня возникла некая нестыковка.


[400x266]


В 1828 году в Кёнигсберге семьями Laubmeyer, Dultz и Schnell была основана фирма, которой в 1845 году дали название Union Giesserei.

Изначально это было литейное производство.

В 1846 году под управлением Йохана Готтфрида Дитриха Вильгельма Остендорффа (1812 — 1876) было начато изготовление паровых двигателей и котлов.

5 декабря 1855 с завода сошёл первый паровой локомотив, выпущенный для Прусской Восточной Железной дороги.

После смерти Остендорффа в 1876, фирму возглавил Илайес Рэдок (1840-1910) из Берлина.

В 1920-х годах у компании случились значительные экономические проблемы, т.к. ей не удалось заполучить контракты с Deutsche Reichsbahn (железные дороги Германии).

Но в 1927 году в рамках помощи восточным областям фирме дали заказы на несколько видов паровых локомотивов.

После войны всё это дело превратилось в судостроительный завод Янтарь, который и ныне здравствует.


На фотографии ниже акция компании достоинством в 1000 марок (100 рейхсмарок), 1921.


[350x476]


А теперь взгляните ещё раз на крышку люка. В названии фирмы Union Giesserei пропущена первая буква е — Union Gisserei. И здесь уж мне сложно что-то сказать, либо это действительно ошибка, либо в этом есть какой-то смысл. Просто не верится, что такая солидная фирма, могла допустить такую оплошность, причём в своём же названии.


Про крышки ниже мне, к сожалению, выяснить ничего не удалось. Но их историю мы можем заменить их эстетической ценностью)). Например, вот эта очень напоминает алюминиевую банку с ключом-окрывалкой:


[400x266]


А эта просто красивая


[400x266]


Вот такую историю хранят в себе надписи на крышках канализационных люков в Калининграде.

Но не только на иностранных крышках можно прочесть какую-нибудь историю. Например, в Химках(Московская обл.), которые статус города приобрели только в 1939 году, мною был обнаружен такой люк:


[400x266]


Помимо 1936 года выпуска на нём есть и ещё кое-какая историческая информация. С предположением и осторожностью слова АРТ КИМ я расшифровал, как Артель Коммунистического Интернационала Молодёжи.

Д.О.М.П.С. вероятнее всего указывает на принадлежность к Министерству Путей Сообщений. Зато с надписью СТ. МУШКЕТОВО всё достаточно прозрачно. Эта надпись нам говорит о том, что эта крышка попала в Химки из Донецкой области (Украина).

Мушкетово — одна из станций, которая связывала Донецк с отдалёнными промышленными районами области. С этой станцией и станцией Юзово был соединён металлургический завод.


А в историческом центре Москвы можно обнаружить вот такой люк (Фото Л.П. Джепко):


[400x299]


Эта крышка была изготовлена в начале XX века Думиничским чугунно-литейным заводом товарищества Цыплаковых и Лабунского.

Строительство завода началось в 1883 году на территории посёлка Думиничи (Калужская область).

17 февраля 1883 года состоялась первая плавка руды.

На заводе имелось несколько паровых машин и доменная печь. Продукция выпускалась огромными партиями. К концу 1887 года на заводе работало 450 взрослых мужчин и 57 подростков.

В годы Великой Отечественной Войны Думиничская земля стала местом активных боевых действий, на ее территории действовал партизанский отряд За Родину. Поселок дважды был оккупирован немцами.

Сам посёлок превратился в руины и чугунно-литейный завод Цыплакова тоже был уничтожен.


Сегодня мы поговорили о надписях на крышках канализационных люков, рассмотрев их на нескольких примерах. В следующий раз поговорим о люках, как о произведениях индустриального искусства.


А о чём вам могут рассказать на первый взгляд невзрачные вещи?


[400x266]


Источник  yaplakal.com


Я сейчас нахожусь: Москва


LIci WP
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Крышки люков и их истории | Rashka-info - Дневник Rashka-info | Лента друзей Rashka-info / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»