[400x600]
Змея является одним из самых мощных и неоднозначных символов в истории человечества. В разное время она олицетворяла бессмертие и смерть, полубогов и демонов, убийцу и целителя, высшую мудрость и глубокое подсознание. В силу своего необычного вида, смертоносного яда, гипнотического действия немигающих глаз, молниеносного удара и мощи образ змеи прослеживается во всех культурах. Змеи почитались как Боги, их боялись как демонов, искушающих веру. Даже сегодня изображения змей, дошедшие до нас из глубин истории, привлекают внимание, вызывая страх, отвращение и восхищение. В культурах доколумбовой Америки, Индии, Египта, Юго-Восточной Азии, кельтов в Европе, Центральной и Южной Африки змеи занимают особое место, независимо от того играют ли «реальные змеи» (т.е. змеи, живущие в природе) важную роль в жизни людей.
Например, на территории Индии санскритское слово naga – змея, по-прежнему используется в большинстве местных языков для обозначения змеи, в основном кобры. В Индийской мифологии змеи-наги живут под водой на дне моря в царстве водяного Бога Варуны, который является их властелином Nagarajah. Наги – это существа, наделенные определенным могуществом и обладающие высоким духовным уровнем сознания. Считается, что наги испытывают страдания в результате невежественных и неуважительных действий человечества по отношению к природе и окружающей среде. Поэтому наги часто мстят людям за их неразумные действия. Недовольство нагов может проявиться в виде появления различных заболеваний, стихийных бедствий и т.д. Нага может даровать богатство, обеспечить плодородие и процветание, но также может и лишить этих благ. В Кашмире, слово нага также обозначает «весна», т.е. приход весны. Здесь наги ассоциируются с понятием «источник жизни», считается, что вся вода в этой местности находится под покровительством нагов. Множество храмов были выстроены вблизи от источников воды и посвящены нагам. Эти места до сих пор остаются центрами религиозного паломничества. Географические названия некоторых областей, например Веринаг, Анантнаг, Шешанаг и по сей день напоминают о популярности культа Нага. Вероятно, почтительное отношение к источникам воды (родники, реки, озера) в этой местности вольно или невольно сохраняет экологическое равновесие меду окружающей средой и человеком. Поскольку жители считают нагов, которые обитают в воде, своими покровителями, то даже рыбалка здесь ограничена, что в значительной степени помогает сохранить водную экологию.