Один из самых известных и крупных новгородских монастырей -
Свято-Юрьев мужской монастырь. Он расположен на живописном берегу реки Волхов, неподалеку от ее истока из озера Ильмень.
По преданию, обитель заложил в 1030 году князь Ярослав Мудрый, в святом крещении носивший имя Георгий, которое в русском языке чаще звучало как Юрий. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей и именовалась Лаврою. Первое летописное упоминание о ней относится к 1119 году. Все строения монастыря в первое время были деревянными.
В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь стал одним из богатейших церковных феодалов. После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение. Новое возрождение обители началось в начале XIX века и связано оно было с именем архимандрита Фотия (Спасского) и его духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой (единственной дочери графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшей огромным состоянием. На её богатые вклады в монастыре началось обширное строительство.
В 20-30-е годы XX века Свято-Юрьев монастырь был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова. Только в 1991 году благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться.
Входящих в монастырь встречают Святые ворота и возвышающаяся над ними колокольня. Она была построена в 1838 — 1841 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси на средства Анны Орловой. Это четырёхъярусная постройка высотой 52 метра; насчёт высоты, кстати, существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.
Не менее величественным строением наряду с колокольней является и главный храм Юрьева монастыря — Георгиевский собор. Он был построен в 1119 году повелением выдающегося русского военачальника и правителя князя Мстислава Великого. Известно и имя архитектора — мастер Пётр, это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном.
С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. В в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича - Изяслав и Ростислав, князь Феодор Ярославич, старший брат святого Александра Невского.
В 30-е годы XIX в. при архимандрите Фотии, благодаря помощи графини А.А.Орловой, была проведена реставрация собора, но, к сожалению, в ходе нее были практически полностью уничтожены фрески XII века — фрагменты древних изображений частично послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. После этого стены собора расписали заново. Но и эта стенопись не сохранилась, в 1898 году в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы, фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М.Н. Сафонова.
Росписями начала прошлого века и можно полюбоваться внутри.
Рядом с Георгиевским собором расположена каменная беседка с резной чашей. Это святой источник, или киворий, вода к которому была подведена от скважины, находившейся в нескольких километрах от монастыря. Во время Великой Отечественной войны труба, соединявшая скважину и киворий, была повреждена, и с тех пор чаша источника пуста.
К северо-западу от Георгиевского собора на средства Анны Орловой в 1823–1825 гг. была построена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа или Спасо-Орловская, как стали называть её ещё при жизни строительницы, с приделом св. мучеников Фотия и Аникиты. В крипте этой церкви был устроен небольшой пещерный храм Похвалы Пресвятой Богородице с приделом св. пророчицы Анны. Туда перевезла графиня останки своего отца и дяди – Алексея и Григория Орловых. Там же и была похоронена сама благотворительница монастыря и отец Фотий.
Вплотную к Спасскому собору примыкают крылья Архимандритского корпуса.
Собор, на который хотелось смотреть и смотреть, сложно было оторвать взгляд от его простых, основательных форм, завершенных синими куполами с золотыми звездами, которые словно вынырнули из вод озера Ильмень и остались на храме.
Это церковь в честь воздвижения Честнаго и животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский собор), находящаяся на северо-восточном углу обители. Как и многие монастырские постройки она была сооружена на месте деревянного храма, сгоревшего в 1810 году. До закрытия монастыря в советское время собор, как и другие храмы, имел богатое убранство с крашеными стенами и с сюжетной росписью на них. В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. С70–х по 80–е годы здесь располагался музей, а в подцерковном помещении – картинная галерея. С начала 90–х годов, при передаче монастыря Епархии, в Крестовоздвиженском соборе возобновилось Богослужение, и в настоящее время он является основным монастырским храмом. Справа от храма видна часть Орловского келейного корпуса.
За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. И возрождение монастыря в XIX веке при Архимандрите Фотии началось с пожара. По этой причине и была выстроена церковь в честь иконы Божией матери «Неопалимая Купина», которая считается охранительницей от пожаров. Она была заложена 4 сентября 1828 года, а освящена 20 августа 1831 года. Церковь находится посередине Южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов. В настоящее время эта часть, расположенная за фруктовым садом, недоступна для посетителей, и храм Неопалимая Купина открыт только монашествующим.
На той же стороне, в конце южного корпуса, в юго-восточной башне в 1831 году архимандритом Фотием был устроен храм в честь Собора Святого Архистратига Михаила. В ходе боёв Великой Отечественной войны была полностью разрушена надземная часть храма. В 1950-х гг. восстановили коробку здания, в 2010 году были начаты работы по восстановлению барабана и купола храма, которые ведутся до сих пор.
К церкви Михаила Архангела примыкает восточный корпус.
Через ворота восточного корпуса можно выйти и полюбоваться на озеро Ильмень.
Такова история Свято-Юрьева мужского монастыря, а мы теперь отправимся в женский
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь.
Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 году. Его основателем был монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич), который уединился в этих местах для молитвы. А нужно заметить, что по народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Своими молитвами Варлаам победил нечистую силу и в этих местах потом срубил келью. Позже к нему присоединились еще несколько монахов, с которыми он и построил деревянную церковь Спаса на Хутыни, так стал зарождаться монастырь.
Интересная история о посещении монастыря князем Иваном Васильевичем III в 1471 году. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но сделать это ему не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице. Иван III положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие, вплоть до Петра Великого.
В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород, и это спасло обитель от шведского нашествия. Тем не менее, захватчики увезли с собой немало ценностей. После революции монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. До начала Великой Отечественной войны на территории обители размещалась лечебница для тихо помешанных больных. Во время войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. В девяностые годы XX века началась активная реставрация ансамбля Хутынского монастыря, в с 20 апреля 1994 года он является действующим женским монастырем.
Войти в монастырь можно через колокольню. За долгую историю монастыря на его территории друг друга сменили три колокольни. Первая была построена в 1445 году, и к XVI веку обветшала, поэтому в 1535 году возвели новую церковь-колокольню, получившую название "Хутынский столп". Ныне существующая колокольня строилась в 1768-74 гг. над южными воротами по проекту архитектора Д.В. Ухтомского, вероятнее всего, его учеником Петром Обуховым.
Она задумывалась более высокой, но денег не хватило, поэтому на двух достаточно массивных нижних ярусах стоит довольно "куцее" завершение. Эх, не везло почему-то с колокольнями новгородским монастырям!
Главные ворота были обновлены в прошлом году. Они изготовлены в городе Златоусте в Патриарших мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛИК». Они состоят из надвратной части и двух двусторонних створок. На надвратной части изображен основатель монастыря - Варлаам Хутынский, а на шестнадцати клеймах, расположенных на створках, воссозданы рельефные изображения жития Варлаама Хутынского, перенесенные с икон.
В центре обители стоит огромный Спасо-Преображенский собор, возведенный в камне в 1515 году на месте деревянной церкви, построенной еще Варлаамом. Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В 1646 году к Спасо-Преображенскому собору пристроили два придела - Иоанно-Богословский с севера и Покровский с юга. С запада была сооружена новая паперть, а главы собора покрыли белым железом. В 1835 году по неизвестной причине разобрали Покровский придел, правда, позже он был возобновлен и украшен на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта. Сам поэт, Гаврила Романович Державин, похоронен в 1816 году, согласно завещанию, в этих стенах, в северном приделе храма, который был по просьбе вдовы переосвящен во имя Архангела Гавриила.
После Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский собор находился в ужасающем состоянии. Обрушилась почти вся его верхняя часть, в стенах образовались проломы и трещины. На всем фасаде имелись выбоины от осколков снарядов. Но храм все же был полностью восстановлен, и сегодня он, как и века назад, поражает своей величественной красотой.
К северо-западу от Спасо-Преображенского собора находится Варлаамиевская церковь с трапезной.
Храм этот был основан в XIV веке и был небольших размеров. Поэтому при игумене Гурии Коровине на его месте была сооружена новая тёплая церковь, этого же святого, но побольше и с трапезной. Фасады церкви имеют трёхчастное деление пилястрами, стянутыми килевидными арками. На высоте второго этажа фасады делятся горизонтальной тягой, опоясывающей церковь и трапезную со всех сторон. Над окнами — вторая тяга, а ещё выше — фриз из килевидных нишек. Такие же нишки находятся на пилястрах.
XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии. На «реставрационной очереди» храм стоял не первым номером — сначала важно было привести в порядок Спасо-Преображенский собор и жилые постройки. Еще в 2002 году сложно было разглядеть очертания этой строгой и сдержанной церкви за строительными лесами. Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью.
В монастыре очень спокойная, даже умиротворяющая атмосфера (может быть от того, что мы были там уже в вечерний час), кругом порядок — возделанные грядки, сад, клумбы с цветами. Встретилась нам и такая поленница в виде стога.
Уже за территорией монастыря на холме, землю для которого по преданию наносил сам Варлаам Хутынский, стоит часовня.
Считается, что если походить по холму босиком, можно излечиться от многих болезней.
И последний монастырь, в котором мы побывали, -
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Он расположен на одном из островов живописнейшего Валдайского озера.
История Валдайского монастыря тесно связана с именем патриарха Никона. Еще будучи митрополитом новгородским, Никон заметил красоту Валдайского озера и решил устроить в тех местах обитель. Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу, который одобрил это предприятие. Сделавшись в 1652 году патриархом, Никон осуществил свою идею. Пользуясь пребыванием в Москве архимандрита Иверского монастыря на Афоне Пахомия, Никон попросил его снять копию с Иверского чудотворного образа и прислать его в Москву вместе с планом обители, что и было сделано. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви.
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Они перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство, появляются искусные мастера в резьбе по дереву, иконописцы, берет свое начало производство в России цветных изразцов.
Со временем падения власти Никона, монастырь стал приходить в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю, но уже в 1740 году ей была возвращена самостоятельность. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии, и только в конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
Попасть на территорию монастыря можно через церковь Филиппа, митрополита Московского. Она была выстроена в последней четверти XVII века на месте деревянной, освященной в монастыре уже вскоре после его основания. Столь раннее появление церкви во имя Филиппа связано со следующей историей. Известно, что во время перенесения мощей митрополита Московского, убитого по приказу Ивана Грозного, из Соловецкого монастыря в Москву, он явился в сонном видении Патриарху Никону, благословив его на устроение монастыря на Валдае. С тех пор Патриарх не мог не считать митрополита Филиппа покровителем Иверской обители.
Храм был недавно отреставрирован. Ворота украшены сценами, иллюстрирующими "Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Иверской", а над ними помещена Иверская икона Божией Матери.
Слева от церкви расположен корпус конюшенных келий, а справа - гостиные кельи XIX века.
На территории монастыря первыми постройками слева и справа являются северный гостиный корпус
и южный гостиный корпус, построенные в конце XIX века.
Монастырь делится на восточную и западную части церковью Михаила Архангела и примыкающими к ней постройками. Это решение принадлежит к первому этапу существования ансамбля и сначала было осуществлено в дереве, а уже в 1680-е гг. Афанасий Фомин реализовал данную идею в камне. В течение XIX века ворота и церковь подвергались переделкам: завершение апсиды изменили с шатрового на купольное; восточные объемы галереи получили развитый классический карниз; были перебиты, заложены и растесаны часть дверных и оконных проемов. В 2007 году в церкви была проведена полная реставрация, с заменой перекрытий и лестницы с приспособлением для Богослужений.
К этой церкви справа примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография. Справа к церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый "Никоновским", тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.
Главное сооружение Иверского монастыря — Успенский собор. Он возведен в 1656 году и освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Храм окружен галереей с входными тремя крыльцами; с северной и южной сторон при ней две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами.
Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась: она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв., да и больше половины фресок XIX века были утрачены в советское время. До сего дня от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Слева от Успенского собора находится собор Богоявления Господня, построенный в 1658 году Аверкием Мокеевым. Основную часть постройки составлял трапезный зал прямоугольной формы с прямоугольным же центральным столбом. Размер валдайской трапезной были невиданными для того времени 16,6х25,2 м. Помещение целиком освещалось за счет естественных окон.
В 1747 году церковь Богоявления перестраивалась: верх и объем был разделен на два этажа. На втором этаже устроена церковь Сошествия Святого Духа.
На северо-восточной границе монастыря, в саду, в 1670 году была построена деревянная церковь во имя Св. Иакова Боровичского с больницей. В 1700 году она сгорела, и на ее месте в 1702 году был построен каменный храм с больничными кельями и трапезной палатой.
Комплекс перестаивался в XIX веке. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась как жилое помещение. В комплексной реставрации 2005-2007 годов церковь во имя св. Иакова Боровичского с больницею и трапезною была восстановлена на XIX век.
Рядом с церковью Иакова Боровичского в 1870 году с благословения архимандрита Лаврентия в Иверском монастыре была устроена семейная усыпальница Панаевых. Усыпальница возведена Валерьяном Александровичем Панаевым (1824 — 1899), двоюродным братом знаменитого И.И. Панаева (1812 — 1862), журналиста, писателя, соредактора некрасовского журнала «Современник».
Раз уж речь зашла о захоронениях, стоит сказать, что на территории монастыря за восточной стеной Успенского собора есть и некрополь; в нем сохранились захоронения за последние три столетия.
Но вернемся на площадь перед Успенским собором. Там возвышается величественная колокольня, построенная в конце 1670-х – начало 1680-х годов по замыслу, разработанному еще при Никоне. Интересно, что патриарх, реформировавший русскую церковь и запретивший постройку храмов с шатровыми завершениями, сам предложил, чтобы валдайская колокольня была высокая и с шатром.
После пожара 1825 года колокольню переделали: разобрали шатер и соорудили седьмой ярус, увенчанный куполом со шпилем с крестом. При современной реконструкции колокольни шатер XVII столетия был восстановлен.
К востоку от колокольни в 1684-1689 годах появился Настоятельский корпус. К западу от колокольни, по видимому, в последней трети XVII века был воздвигнут двухэтажный корпус Наместнических келий.
Наблюдения при реставрационных работах и небольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволили определить первоначальный декор Настоятельского корпуса. Его северный и восточный фасады, развернутые к площади и собору, богато декорированы. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине фасадов на уровне оконных проемов.
И напоследок, хотим поинтересоваться, какой из монастырей произвел на Вас наибольшее впечатление?:)
Использованная литература:
http://sobory.ru/article/?object=00164; http://sobory.ru/article/?object=00327
http://www.georg.orthodoxy.ru/history.htm
http://www.vnovgorod.info/uriev.html
http://varlaam-monastery.ru/istoriia/istoriia-sozdaniia
http://rusarch.ru/ranne1.htm
http://www.iveron.ru/21/