Фермерский дворец - один из уникальных памятников Петергофа - построен в 1831 году по проекту архитектора А.А.Менеласа на территории Собственной Ее Императорского величества Александры Федоровны даче «Александрия».
Дворец сначала был просто павильоном с фермой, напоминавшим английские сельские постройки. Одноэтажное здание, П-образное в плане, вместе с оградой и воротами с северной стороны образовывало замкнутое каре. Внешне дворец напоминал скромный домик в пасторальном стиле с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом и колоннами, обвитыми берестой и зелеными гирляндами.
По желанию Николая I в павильоне на втором этаже создаются комнаты для проживания тринадцатилетнего наследника престола Александра Николаевича. Они находятся в восточном флигеле; в южной части здания располагаются комнаты служителей; в западной части помещается собственно ферма. В здании также устраиваются комнаты для смотрительницы, пастуха, а также кухня, кладовые и ледник. Из английского графства Йоркшир специально для фермы выписываются восемь коров и два быка.
Накануне женитьбы наследника на принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софье-Марии Гессен-Дармштадтской по проекту А.И.Штакеншнейдера к восточному флигелю пристраиваются двухэтажные жилые покои с мансардой. Все последующие перестройки, вызванные необходимостью удовлетворить потребности растущей семьи Александра Николаевича, органично вписываются в композицию здания, не нарушая общий неоготический дух. В результате перестроек павильон превращается в обширный двухэтажный дворец в стиле неоготики и начинает играть роль летней загородной резиденции семьи Александра II, в 1855 году вошедшего на российский престол.
Александр II
Отделка комнат и кабинетов соответствует внешнему облику дворца. Особенно нарядны и уютны комнаты Марии Александровны. Например, кабинет с пятигранным эркером-фонариком. Более строгую отделку имеют комнаты и Синий кабинет императора.
В Фермерском дворце протекает любимая всеми его обитателями сельская жизнь, где к утреннему столу неизменно подаются свежие продукты от собственной фермы. Как и его родители, император Александр II не стремится к роскоши, не любит шумных и многолюдных собраний. Фермерский дворец стал местом, где он мог уединиться и отдохнуть, и особая привязанность императора к этому месту общеизвестна. Дворец стал для него вторым домом, обставленным по его вкусу. Много времени он проводил, собирая для дворца произведения искусства.
Участок вокруг здания обустроен по проекту архитектора Э.Л.Гана, который распланировал на востоке веранду, обширную площадку с пышными цветниками, ограниченную с трех сторон перголой из двух рядов колонн бременского песчаника и увитой зеленью. На центральной оси сада бил фонтан, бассейн которого украшала бронзовая статуя «Ночь», отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Ж.Поле.
В итоге из скромного павильона он превратился в загородный дворец в стиле неоготики и стал играть роль летнего загородного дворца семьи Александра II. Недалеко от Фермерского дворца для игры детей были сооружены: крестьянская избушка, фермочка с огородом, водяная мельница, пожарная каланча и крепость с земляным валом.
С Фермерским связаны значительные государственные события. Он стал местом разработки и принятия важнейших государственных решений. В самом конце 1850-х годов здесь проходят совещания по подготовке крестьянской реформы.
После смерти императора и до революции 1917 года в Фермерском дворце жили со своими семьями уже взрослые дети и внуки Александра II и Марии Александровны: императоры Александр III и его сын Николай II, великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна.
Здесь у них родилась дочь Ирина, будущая княгиня Юсупова. Семья Николая II провела на Ферме лето 1896 и 1897 года, здесь появилась на свет вторая дочь императора великая княжна Татьяна.
После 1917 года во дворце размещался историко-бытовой музей, расформированный в 1932 году, а с 1926 года — база отдыха НКВД.
В годы Великой Отечественной войны во дворце находился штаб нацистской армии.
После войны здание капитально не перестраивалось и не реставрировалось. В 1950-х годах здесь находилось общежитие Петродворцового Часового завода, а с 1975 года здание пустовало.
В 1979 году дворец вошел в музейный комплекс Петергофа, но его практическая реставрация началась только в 2003 году. Автором ее проекта стал архитектор А.Г.Леонтьев, многие годы работавший с объектами Петергофа.
Несмотря на то, что Фермерский уцелел во время Великой Отечественной войны, на момент начала реставрации здание находилось в аварийном состоянии. Несущие конструкции, конструкции террас и лестниц требовали усиления; дренаж, гидроизоляция и инженерные сети - восстановления. Поскольку более 25 лет здание не эксплуатировалось и не отапливалось, красочный и штукатурный слои, внутренний лепной декор были сильно повреждены и местами утрачены.
Реставрацию памятника осуществили специалисты фирм «Пикалов и сын» и «Пик». Историческое здание предстанет перед любителями русской истории максимально приближенным к первоначальному виду. Благодаря подробным описям и частично сохранившимся фрагментам в интерьерах воссозданы обои. Интересно, что на чердаке нашлись сохранившиеся рулоны обоев. Стены некоторых интерьеров обиты тканью. Складки и драпировки восстанавливались по акварелям Гау. В Синем кабинете Александра II полностью сохранилась лепнина потолка. В некоторых комнатах реставраторы оставили нетронутыми фрагменты подлинной росписи потолков.
Предметы убранства Фермерского дворца частично сохранились в других петергофских дворцах. Например, свое законное место в Синем кабинете заняли часы мастера Ивана Юрина, показывающие время 66 городов России. До последнего момента они экспонировались в Коттедже. Часы в духе рококо, исполненные мастером Жилем, переехали в Приемную императора из Большого дворца.
Некоторые предметы никогда не покидали дворец. Так, мраморная ванна, выполненная в мастерской скульптора Трискорни, находится в Уборной императрицы Марии Александровны с 1856 года. Сохранились и части лифтового механизма – шестеренка, балка и муфта. Лифт – один из первых подобных устройств в России – был сооружен в 1858-1859 годах. Он приводился в действие вручную. В специальной кабине находился камердинер, который крутил ручку подъемного механизма. Само кресло лифта находилось за стенкой.
Вместе с тем, многие «фермерские» экспонаты, вследствие еще довоенного расформирования музея, оказались в Царском селе и коллекциях других музеев. Сотрудники «Петергофа» по крупицам собирали предметы быта императорской семьи, подбирали исторические вещи, использовали аналогии.
В 2003-2005 годах дворец реставрировался, однако произошедший 22 декабря 2005 года пожар заставил продолжить реставрацию и в 2006 году. Причиной пожара стало нарушение техники безопасности рабочими, проводившими ремонтно-реставрационные работы.
19 июня 2010 года дворец распахнул свои двери для гостей Петергофа.
В 1920—1930-х гг. Александрия начала превращаться в музейный комплекс. В 1932 году Капелла стала музеем истории паркового комплекса Александрии. В том же году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен памятник — пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: «Работным людям — строителям Петергофа».
В 1929 году в парке, недалеко от Коттеджа был открыт необычный музей: два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией», были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: «Империалистическая война и крушение царизма». Недалеко от вагонов Николая II стоял ещё один «железнодорожный» памятник — вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I.