Сделала обзор по материалам Чтений, предлагаю всем, кому интересно. Меня больше интересовало: образование и наркомания.
В январе 2011 года в Москве прошли XIX Международные Рождественские образовательные чтения по теме «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».Основные направления работы были следующие:
- катехизация и Таинства Церкви;
- Церковь и школа: взаимодействие церковной, государственной и негосударственной систем образования;
- семья в современном мире;
- пути промысла Божия и святоотеческое наследие;
- Церковь и общество;
- Церковь и культура;
- Церковь и СМИ;
- социальное служение Церкви;
- Церковь и наука: пути взаимодействия;
- Церковь и работа с молодежью.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений 24 января 2011 года.
«Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства».
После слов приветствия участникам Чтений Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Показательно, что тема нынешних Чтений звучит как «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Она очерчивает одно из наиболее важных и проблемных полей новейшей истории стран, расположенных на постсоветском пространстве.
Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста.
Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты.
Особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции. Для того чтобы участие мигрантов в жизни страны пребывания было конструктивным, плодотворным и бесконфликтным, необходимо создать систему интеграции вновь прибывающих в культуру общества, позволяющую им освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения. В связи с этим следует сказать о важности дальнейшего развития соработничества церковных структур с Федеральной миграционной службой.
Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит свое выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить.
Как уже было сказано ранее, ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе.
По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.
Главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.
Хочу поделиться с вами некоторыми статистическими данными и итогами первого этапа апробации федерального эксперимента по введению Основ религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). Двадцать один регион России участвует сейчас в апробации, в ней уже приняли участие около 240 тысяч пятиклассников, и такое же количество четвероклассников включается в эксперимент с начала 2011 года. Общее количество школ, в которых преподается ОРКиСЭ, — 10 тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тысяч учителей. Несмотря на то, что до конца апробации еще далеко, можно говорить о некоторых существенных тенденциях, выявившихся на начальной фазе. Хотел бы в этом разговоре опереться на данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 г. по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках подготовки к слушаниям по итогам первого этапа апробации.
Итак, абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например, стал добрее и терпимей. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией. Таким образом, сами факты опровергают мнение, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное — общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России — стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от средних веков до наших дней. Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур.
Убежден, что выявляющиеся в ходе экспериментального преподавания погрешности легко устранимы и не сопоставимы с тем положительным эффектом, который окажет указанная программа на формирование ценностной ориентации молодого поколения.
Заканчивающийся в этом году эксперимент, при всех его удачных сторонах, дает повод поразмыслить над некоторыми концептуальными вопросами и наметить практические шаги на будущее. В связи с этим хотел бы ответить на некоторые критические заявления о принципиальной якобы невозможности преподавания религиозных культур в светской школе.
Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года, основополагающий документ в области охраны прав личности, утверждает право родителей на выбор типа образования своих детей (26.3). Декларация прав ребенка 1959 года настаивает на предоставлении образования, соответствующего культурному развитию детей и содействующего развитию «способностей и личного суждения». Наиболее значимый после Всеобщей декларации механизм, регламентирующий поведение государств по защите прав человека, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года — требует от стран-участников предоставлять родителям и законным представителям детей возможность обеспечивать последним религиозное и нравственное воспитание.
Хотел бы напомнить и о том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», частью которой является ОПК. Так что основы православной культуры в школе — это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества.
Соблюдение принципа свободы выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие представителей традиционных религий в подготовке учителей и учебных пособий — вот, наверное, наиболее важные направления нашей работы.
Нужно использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии. К сожалению, в этом отношении реализация эксперимента выявила ряд недостатков, которые следует устранить.
Тема преподавания религиозных культур в школе высветила также важность сотрудничества Церкви с законодательной властью в сфере образования.
Не входя в рассмотрение предлагаемого текста, хотел бы отметить, что сам факт действительно всенародной дискуссии по законопроекту, отдельные положения которого, без преувеличения, касаются абсолютного большинства граждан Российской Федерации, стал явлением особой важности в общественной жизни и современной правовой культуре страны. Русская Церковь, со своей стороны, считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей Православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе. Такая практика является общепринятой во многих демократических государствах. Следует восстановить этот компонент общего образования и в российской школе, положив в основу воспитания наших детей традиционные духовно-нравственные ценности.
Новые возможности для православного образования открываются в связи с дополненным и измененным Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Напомню, положения закона предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые занимаются деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также содействуют духовному развитию личности. Поддержка при этом подразумевается самая разноплановая: от финансовой помощи до предоставления во владение или пользование государственного и муниципального имущества. Православные образовательные учреждения того или иного региона не должны остаться в стороне от этого процесса. Необходимо наладить прозрачный механизм участия православных проектов во всех программах, реализуемых в рамках данного закона.
Несколько слов о системе православных школ, гимназий, лицеев и детских садов. В настоящее время по моему поручению Отдел религиозного образования и катехизации проводит аттестацию этих образовательных учреждений. Общий уровень наших школ и детсадов можно в целом оценить как высокий. Выпускники православных школ успешно сдают ЕГЭ, поступают в ведущие вузы страны. Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска. Курс Русской Православной Церкви в отношении этих школ остается прежним — всемерная поддержка при строгом контроле уровня обучения. Мы должны стандартизировать содержательный компонент образования и выстроить систему непрерывного православного образования — от детсада до вуза.
Хотел бы отметить, что миссия названных мною школ заметным образом отличается от миссии обычных общеобразовательных заведений. Православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. В этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях. Свою положительную роль в совершенствовании работы православных учебных заведений могут сыграть и частные благотворители, действуя в духе востребованной ныне социальной ответственности бизнеса.
Хотел бы коснуться также и темы катехизации. Катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Катехизация в настоящее время — это не просто небольшое количество бесед перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. Сейчас нельзя ограничиваться лишь отдельными просветительскими программами, которые держатся на энтузиазме инициативных священников и мирян. Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях от приходского до общецерковного. В каждой епархии, в каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности с учетом потенциала как отдельных приходов, так и межприходского взаимодействия.
Насущный вопрос— это подготовка и повышение квалификации кадров для осуществления катехизической деятельности. В настоящее время разрабатывается Стандарт подготовки работников сферы катехизации, который также после соответствующего обсуждения в епархиях и принятия священноначалием будет положен в основу обучения и повышения квалификации священнослужителей и мирян.
Важнейшим инструментом катехизической деятельности являются воскресные школы для детей и взрослых. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации поручена также подготовка стандарта для церковно-приходских воскресных школ, содержащего образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков, которые должны освоить учащиеся.
Особое внимание следует уделить воскресным школам, действующим как досуговые центры. Такие воскресные школы создают условия для общения, творчества и самореализации детей, для развития талантов, дарованных Богом. Заслуживает положительной оценки опыт тех епархий, в которых воскресные школы получили лицензии и статус учреждений дополнительного образования. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ позволит преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Мы должны распространять социально значимый опыт соработничества светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию.
В заключение хотел бы сказать, что Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного.
Напечатано в сокращении.
Обзор материалов XIX Рождественских чтений
На открытие Чтений с докладом выступил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Он отметил, что «под воспитанием не могут пониматься исключительно уроки, семинары, лекции. Воспитание – это то, что мы делаем сами. То, что воплощено в наших действиях, в нашем отношении к различным событиям, к учебе, к труду, к близким нам людям и к тем людям, с которыми мы не согласны. Как мы себя ведем, так ведут себя и будут вести, так понимают мир наши дети. За прошедшие несколько лет органами образования, Министерством совместно с Русской Православной Церковью были успешно реализованы многие десятки проектов.
И очень важно, что во всех перечисленных программах присутствует трудовое воспитание.
Другое наше совместное направление работы – это новые подходы в обучении. Вы знаете, что сейчас в обществе развернулась широкая дискуссия, в которой вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания противопоставляются вопросам профессиональной подготовки. В данной аудитории не надо объяснять, что это искусственное противопоставление.
Участие Русской Православной Церкви в изучении и донесении истории России до молодого поколения – это еще одна область нашего постоянного сотрудничества. Церковь сегодня делает очень много в объединении своих усилий не только с государством, но и семьями. Именно этот аспект я хотел бы подчеркнуть, когда мы обсуждаем вопрос преподавания в 21 регионе страны курса духовно-нравственного воспитания.
Я хотел бы сказать еще об одной вещи, которой мы уделяем недостаточного внимания. Этот курс способен привести к гораздо к более тесному сотрудничеству, объединению внутри семьи. Именно поэтому, может быть, было принято решение, что надо начинать курс с маленькими детьми, которые в этом возрасте нуждаются в помощи родителей.»
В конце своего выступления А.А. Фурсенко отметил, что «вряд ли среди задач образования мы найдем что-то, что не является общим. Ибо нет ничего важнее для нас, чем воспитание, обучение достойных граждан достойной страны».
Также с докладом выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий, который отметил, что «опыт взаимодействия духовной и светской властей в течение последних 20 лет российской истории позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным». Затем докладчиком было отмечено, что «самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, — помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности». Затем епископ Меркурий более подробно рассказал об основных аспектах взаимодействия. Это: стандартизация православного образования, введение предмета «Основы православной культуры» в школьное образование, дошкольное обучение и воспитание, православные общеобразовательные школы, катехизация и воскресные школы.
Маленькая заметка
*************
Согласно данным опроса, проведённого Общественной палатой РФ, 30% родителей считают, что после изучения «Основ православной культуры» их дети стали добрее и терпимее 11 февраля 2011 г.
Только 1,8% родителей заметили какие-то трудности в отношениях между детьми, привел результаты опроса автор учебника, по которому дети изучали православие, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в своем интервью, опубликованном в пятницу, 11 февраля 2011 года, в «Российской газете».
«Лучший из достигнутых результатов - отрицательный. То есть он формулируется в форме отрицания: страна НЕ захлебнулась в жалобах обиженных детей и родителей», - рассказал отец Андрей о результатах эксперимента.
По его словам, «опасения, что дети, расходящиеся по разным кабинетам изучать разные религиозные культуры, станут враждебны друг другу, не подтвердились».
«Кроме того, из всех школ, вовлеченных в проект, раздается дружный стон учителей: мало часов, надо больше! И детям интересно, и нам», - рассказал он.
*****************
Участники Рождественских чтений обсудили вопросы сотрудничества государства и Церкви в деле защиты общества от наркотической угрозы
26 января 2011 года в рамках Чтений в здании ФСКН прошла секция, посвященная сотрудничеству государства и Церкви в деле защиты общества от наркотической угрозы и реабилитации наркозависимых.
Открывая работу секции председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон сказал: «Очень важно, что государство признало значение религиозного фактора в реабилитации наркозависимых». Он отметил, что, недавно подписанное соглашение между Русской Православной Церковью и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков не является декларативным документом, а определяет механизм реального взаимодействия. Архипастырь отметил, что возглавляемый им Синодальный отдел со своей стороны готов оказывать любую возможную помощь священникам, занимающимся реабилитацией наркозависимых.
Заместитель директора ФСКН и руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета Н. Цветков в своем выступлении заявил, что одних полицейских мер в деле борьбы с наркоманией недостаточно. По его словам, в нашем государстве социальная реабилитация развита весьма слабо, в основном эта функция возложена на семьи наркозависимых и общественные организации. «Мы имеем неадекватную государственную систему работы с больными наркоманией, при которой отсутствие поддержки в постреабилитационный период фактически сводит на нет затраты на лечение и реабилитацию», — сказал заместитель директора ФСКН. Он отметил также, что работа с наркоманами является сложнейшим видом социальной помощи, для оказания которой нужны не только профессиональные навыки, но и призвание к подобному служению. «Именно такие люди трудятся во многих негосударственных общественных и религиозных организациях», — отметил выступавший. По словам Н. Цветкова, сотрудничество между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью является одной из важнейших форм взаимодействия государства и общества в сфере антинаркотической политики, а подписанное между Церковью и Комитетом в декабре 2010 года соглашение создало новый механизм для расширения сотрудничества.
Руководитель направления по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Р. Прищенко рассказал о сущности и методах церковной реабилитации наркозависимых. Такая реабилитация, по словам сотрудника Синодального отдела, состоит из трех этапов: прийти в себя, прийти к Богу, вернуться к людям. Однако наполнение процесса существенно отличается, поскольку является церковным.
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности игумен Мефодий (Кондратьев) представил концепцию выездных обучающих семинаров.
Внедрить систему мониторинга эффективности реабилитации предложил директор института реабилитации Национального научного центра Минздравсоцразвития Т. Дудко. Также были заслушаны доклад Е. Рыдалевской, в котором детально рассматривался процесс ресоциализации зависимых, и доклад протоиерея Сергия Белькова, посвященный особенностям работы с наркозависимыми женщинами. О плюсах и минусах программы «12 шагов» рассказал в своем докладе протоиерей Максим Плетнев.
В работе секции приняли участие сотрудники ряда синодальных отделов, представители епархий Русской Православной Церкви, ответственные за противодействие наркомании, руководители церковных организаций, занимающихся профилактикой наркомании и реабилитацией наркозависимых, сотрудники министерств и ведомств, входящих в Государственный антинаркотический комитет, специалисты в области наркологии. Воронежско-Борисоглебскую епархию на данном направлении представлял протоиерей Петр Петров, руководительотдела по взаимодействию с правоохранительными органами и силовыми структурами. А с настоящего времени по распоряжению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия – руководителем отдела по работе с наркозависимыми.
По итогам работы участники секции подписали обращение к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой уделить особое внимание вопросам активизации практической деятельности епархий по профилактике употребления психоактивных веществ и церковной реабилитации наркозависимых. В обращении была выражена надежда на то, что на предстоящем Архиерейском Соборе будет рассмотрен проект «Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», а количество приходов и монастырей, занимающихся реабилитацией таких людей, будет возрастать.
По материалам Патриархия.ru