Священник Даниил СЫСОЕВ,
кандидат богословия, б. зав. миссионерским отделом
Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского
Пророк и боговидец Моисей, руководя шествием ветхого Израиля, говорил: «Мы... пойдем дорогой царскою, не своротим ни направо ни налево» (Чис. 20, 17). Руководствуясь этим повелением Господним и доныне, уже Новый Израиль - Вселенская Православная Церковь - ведет своих чад мимо мелей и подводных скал мира сего. Она и сейчас хранит то же самое
Откровение, которое вверено Ей Создателем. Ее чада послушны поставленным в ней епископам и знают то место, которое каждому уделил Бог. Но как в дни странствования по пустыне, так и в наше время находятся лжепророки, мятежники, которые, обольщаясь миром сим, уходят с этой торной, царской дороги Святого Духа на новые пути и тем самым образуют новые секты, возникающие сначала внутри Церкви, а затем от Нее отпадающие.
Очень важно помнить: наше время не является чем-то
исключительным. Но сейчас иногда говорят: раньше были такие светлые
времена, когда в Церкви было все замечательно, а сейчас времена
последние, везде отступничество, апостасия - поэтому в Церкви все
архиереи продажные, все священники корыстолюбцы, блудники и пьяницы,
остаются, дескать, отдельные подвижники, к которым только и нужно
идти... Эти слова хулы на Церковь являются своеобразным манифестом
раскольнических настроений.
А ведь Церковь является одним из предметов нашей веры, о котором сказано в Символе Веры: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Мы верим, что Церковь непогрешима, что она не может ошибаться, не может принимать ложь за истину, что она останется навсегда. Она сохранится во всей полноте своей и во времена антихриста («Врата ада не одолеют ее») - в трехстепенной иерархии: епископстве, священничестве, диаконстве, она сохранит всю полноту истины, и литургия будет совершаться в Церкви до тех пор, пока не вернется Господь наш Иисус Христос.
Из этого всем известного факта следует, что люди,
говорящие, будто сейчас Церковь отступила, Церковь заблуждается, Церковь
согрешила, становятся на путь раскола, на путь сектантства.
Причин отпадения бывает много, но результат для
уходящих в раскол бывает одинаково печальным: это вечная гибель душ
раскольников. С этой точки зрения попробуем рассмотреть два типа
отступлений от Матери Церкви и их причины.
***
«ЛЕВЫЕ» ОТСТУПНИКИ
О первом типе отступлений мы много слышали в
последние десять лет - это неообновленчество. К нему можно отнести
группы о. Георгия Кочеткова, создавшего альтернативную иерархию своих
пресвитеров, практически независимую от канонического епископата.
Подобных умонастроений придерживаются также сторонники и последователи о. Александра Меня, который, собственно, и создал подобную систему.
Внутренняя суть убеждений его адептов, внешне придерживающихся самых разных вероисповеданий (от радикально-протестантских до униатских), одинакова. Они говорят, что Священное Писание и предания святых отцов написаны очень давно и потому нуждаются в модернизации, в согласовании с духом времени. «Мы должны быть современными людьми», - говорят сторонники этого направления. Они убеждены в том, что если Церковь не пойдет на это и не начнет изменять изначальное Предание, то на обречена на превращение в гетто.
Не слышат они страшных слов ап. Иакова: «Прелюбодеи
и прелюбодейцы Не знаете ли вы, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Они забыли об Истине и думают, что она лишь продукт человеческой активности и потому надо ее «модернизировать», а то и заменить, чтобы друзья таких модернизаторов не почли их за мракобесов. Можно сказать, что сторонники таких настроений уклоняются налево от царского пути и погибают во тьме современного отступничества.
Почему-то многие современные христиане считают, что
раскол бывает только одного вида - обновленческий. Но к гораздо более
разрушительным последствиям может привести уклонение вправо.
***
РОДСТВО ОБНОВЛЕНЦЕВ С ПСЕВДОРЕВНИТЕЛЯМИ
Самое удивительное, что практически такие же мотивы,
как у обновленцев, и тех, кто называет себя «ревнителями православия» и
под этим предлогом раскалывают Церковь. У них есть потаенное убеждение,
которое они не слишком афишируют, но оно красной нитью проходит через
все их дела. Суть в том, что в их глазах Истина слишком слаба, чтобы
защитить Себя. Она нуждается во внешней защите монархии и крепкого
государства. Да и, строго говоря, Истина не особенно им и нужна (это мы
видим по массе фальсификаций, которые они допускают). Им важнее другое - патриотизм, но не духовный, а полуязыческий, почитаемый ими выше
православия, национализм, вечная борьба, перманентная революция, но
никак не «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
И вот это движение псевдоревнителей для Церкви куда
опасней, чем все модернисты вместе взятые. Из церковной истории мы
знаем, что во время великих христологических споров V века существовали
некоторые аналоги этих уклонов. Модернистами были несториане, а
«ревнителями» - монофизиты. Как тогда, так и сейчас модернистов
поддерживала интеллигенция, а ревнителей - монашество. Великие
«старцы» того времени - Варсума и Шенуда - поддержали монофизитов и даже руководили кровавым побоищем Разбойничьего собора. И в результате из-за несторианства из Церкви ушли сотни тысяч, а из-за монофизитства -
десятки миллионов!
То же самое произошло в России в XV веке, когда под
влиянием проповеди «ревнителей благочестия» сотни тысяч, если не
миллионы христиан покинули покров Бога и дошли до того, что стали
кончать с собой из-за опасения прихода антихриста и его «духовной
печати». Как это напоминает наши дни!
И вот сейчас над Церковью снова нависла угроза
раскола, и не менее страшного, чем при блаженной памяти патриархе
Никоне. Признаки таких раскольнических настроений налицо. Есть
монастыри, в той или иной степени зараженные «антиИННизмом»
(возбуждающим среди прихожан страхи нечаянно, помимо их воли, получить
«печать антихриста», затмевающим всякое трезвое рассуждение),
царебожием, отрицанием церковной иерархии, следованием самозваным
«пророкам» и «старцам» - фактически это напоминает некое новое
хлыстовство. Юг России заражен имябожием (А его пропагандируют и
некоторые публицисты (например, Данилушкин), и преподаватели ПСТБИ).
***
МАНИХЕЙСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
И, наконец, самое страшное, что в среде некоторых монашествующих и прихожан расцветает манихейство. (Манихейство - это ересь, утверждающая наличие двух начал: доброго и злого, равных между собою, которые находятся в состоянии постоянной борьбы. Весь материальный мир относится манихейством к злому началу). Само это манихейское заблуждение хотя и незаметно для невнимательного глаза, но распространение манихейской ереси достигло угрожающих масштабов. Нам приходилось часто слышать и в монастырских гостиницах, и из уст прихожан следующие разговоры:
- В наше время жениться нельзя, потому что времена последние. (Сравни: Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущию внити в Царствие: да будет под клятвою». 1 правило Гангрского собора, см. также 51 пр. св. апостолов).
- Спастись в семье сейчас невозможно, поэтому надо бросать мужа (жену) и ехать в монастырь. (Ср.: 14 правило Гангрского собора).
Заметим, кстати, что очень многие постоянно живущие в
гостиницах при монастырях люди так и поступили. Сердце обливается
кровью, когда видишь их несчастных детей, необразованных, забитых -
часто в буквальном смысле грязных. Это безобразие навлекает по канонам (15 пр. Гангрского собора) анафему на головы таких «богомолок».
- Бедный семинарист N. Он женился, а значит, спастись не может. Все женатые священники - курильщики и пьяницы. (Ср.: 9 пр. Гангрского собора)
- К женатому священнику нельзя подходить под благословение, не надо у него исповедаться. (Ср.: 4 пр. Гангрского собора)
- Батюшка, благословите меня жить с мужем как брат сестрой.
- Девочке нельзя играть в куклы, грех, если она представляет себя будущей матерью.
- Ты мясо не ешь, потому что оно скверно. Кто мясо ест, тот звереет. (Услышанный у подсвечника разговор пожилой и молодой прихожанок. Ср.: 2 пр. Гангрского собора)
- Ты ребенка побольше бей, да не жалей. Ведь тогда, когда ты его бьешь, из него бесы выходят, которые всегда в плоти живут. (Ересь мессалиан [3 - Мессалианская ересь учит о возможности чувственного видения Бога, отвергает необходимость - Таинств и священной иерархии], осужденная на III-м Вселенском Соборе)
- В вине и водке бес. (Ср.: 51 и 53 пр. св. апостолов)
Продолжение следует.
Исходное сообщение Духова Спасибо за сообщение. Может дать побольше информацию об этой секте?http://zhenski.ru/?p=902