Итак, люби Господа, Бога твоего,
и соблюдай, что повелено Им соблюдать,
и постановления Его, и законы Его,
и заповеди Его во все дни (Вт.11,1).
Блаженны непорочные в пути,
ходящие в законе Господнем (Пс. 118, 1).
Первые слова Священного Писания были написаны Самим Богом[2] на нерукотворных скрижалях[3] – каменных досках. Они были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленом веществе, но на камне. Вероятно, по причине чрезвычайной важности и неприкосновенности десяти заповедей, в отличие от других заповедей.
Получение от Бога десяти заповедей Божиих и других синайских заповедей (далее по тексту сочинения общее название – синайские заповеди) является самым знаменательным ветхозаветным событием. С заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого впоследствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира — Господь Иисус Христос.
Господь Иисус Христос в Своих беседах нередко ссылался на ветхозаветные заповеди и давал им более глубокое и совершенное понимание.
Синайские заповеди имели целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь. Они лежат в основе всех законодательных систем - как древних, так и современных.
Несомненно, что есть общие черты между синайскими заповедями и законами древних народов, населявших северо-западную часть Месопотамии. Эти общие элементы и совпадения можно объяснить единством нравственного закона, заложенного Богом в душу человека. Если бы человеческая природа не была повреждена грехом, то, вероятно, одного голоса совести было бы достаточно, чтобы регулировать все человеческие взаимоотношения. В отличие от синайских заповедей, в древних языческих законодательствах явно чувствуется нравственное несовершенство их составителей.
Выражены синайские заповеди весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В этом заключается их большое преимущество: они предоставляют человеку максимум свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступать, не поколебав основ общественной жизни.
В новозаветное время большинство ветхозаветных обрядовых и гражданских законов утратили свое значение и были отменены апостолами: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 28, 29). Однако чтобы понять, проникнуться и начать выполнять новозаветные заповеди, необходимо стараться исполнять десять ветхозаветных заповедей Божьих.
Хотя заповеди Божии написаны на скрижалях сердца человека при его творении, но по причине "жестоковыйности" уже падшего человека создалась необходимость во внешнем законе.
Святитель Ириней Лионский писал, что грех первых людей заключался в том, что они, не став еще совершенными людьми, захотели стать богами. Будучи непорочными, но не имеющими всей полноты совершенства, первые люди добровольно пали. Господь не оставляет их на произвол и дает им иную возможность идти постепенно по пути жизни, но уже более тяжелым и опасным путем с более ограниченной, подвергшейся греху природой. Теперь, после грехопадения, «надлежало, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями…"восхождениями" (Пс. 83, 6) "…от славы в славу "».[4]
Заповеди Божии распределены в соответствии с духовным ростом человека (его духовным устроением). Для объяснения значения синайских заповедей можно употребить два ключевых слова: "почитай" и "не вреди".
Для 1 – 5-й заповедей слово "почитай": почитай истинного единого Бога – 1-я заповедь, не уклоняйся к почитанию ложных богов – 2-я, почитай Бога словом – 3-я, почитай Бога делом - 4-я.
Для 6 – 10-й заповедей применимо слово "не навреди": жизни - 6-я, целомудрию – 7-я, имуществу – 8-я, словом – 9-я и даже желанием, мыслию – 10-я. Золотым правилом для заповедей Божиих, в особенности по отношению к ближним, является правило апостольского собора: «Не делать другим того, чего не хотят себе» (Деян.15, 29). Эту заповедь возможно исполнить правильно, если человек исповедует единого истинного Бога, а ложных языческих богов отвергает, ибо таковые боги не являются примером подражания верности, истине, правде, нравственной чистоте жизни.
Как мы видим, в синайских заповедях, в частности в десятисловии, есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях Господь призывает к верности Себе, почитанию единого Бога и в мыслях (1-я, 2-я заповеди), и в слове (3-я заповедь), и в деле (4-я заповедь). Это налагает на человека ряд обязанностей по отношению к Богу.
Следующие шесть определяют взаимоотношения между людьми, которые основываются на принципе, чтоб не навредить ближнему ни делом (5-я, 6-я, 7-я, 8-я заповеди), ни словом (9-я заповедь), ни желанием и мыслью (последняя, 10-я, призывает к совершенной чистоте). Пятая заповедь, можно сказать, является связующим звеном между заповедями по отношению к Богу и к ближним. Она обязывает не вредить ни делом, ни словом своим родителям и призывает почитать родителей, а соответственно всех старших и наделенных от Бога властью начальников.[5]
Эти два ключевых слова: "почитай" и "не навреди" определяют минимальные требования в отношении союза человека с Богом в ветхозаветные времена. Господь, желающий всем спасения, как "кокош" (квочка) опекал избранный народ, вразумлял его наказаниями в случае отступления от союза, уклонения от исполнения заповедей Божиих, приучал его к святости и чистоте жизни, хотя бы ради страха наказания.
Только добросовестное исполнение Закона Божия давало возможность, удостаивало избранный народ воспринять обетование о Спасителе. Богодухновенные речи пророков пронизаны надеждой на Спасителя - Мессию, а также речами обличения нерадивых и беззаконников и утешениями скорбящих и праведников.
Ко времени пришествия Спасителя народ еврейский можно условно разделить на мытарей и фарисеев, которые заблуждались по подобию блудного сына и расточили свои богатства: одни - беззаконными делами, по немощи и неведению, другие - своим тщеславием и гордыней, превращая добродетель в мерзость пред Господом. По словам пророка Исаии, "никто не искал Господа". Фарисеи своим тщеславием лишились благодатной силы, а мытари, хотя и каялись в своих беззакониях и были более оправданы перед Господом, но были все же под игом греха. Обе "части" евреев (в общем, как и каждый современный верующий человек) блуждали в неведении и ожесточении, обе возлюбили тьму, ибо объединились в злобе против Света - Христа в едином вопле: "И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25).
Неисполнение и неправильное понимание (фарисеями) заповедей Закона Божия привело к распятию Господа Иисуса Христа. Заповеди Божии не потеряли своего значения и в наши дни. И недаром Православная Церковь, предуготовляя нас к Великому Посту, предлагает всем чадам Церкви размышление в течение трех недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о страшном суде. И с первой недели призывает поревновать фарисейским делам праведности и мытареву смирению; отвергнуть гордость и тщеславие фарисея и беззаконные дела мытаря, уподобиться покаявшемуся блудному сыну и страшиться Страшного суда.
Как же правильно поревновать добродетелям и отвергнуть путь смерти. Этому нас научает сам Господь Иисус Христос в своей проповеди на Елеонской горе в заповедях блаженства. Первая заповедь гласит о нищете духовной. Нищета, «немощь закона» (Рим. 7, 8) являлась основной темой проповеди апостолов, особенно первоверховного апостола Павла. Ибо при правильном исполнении Заповедей Божиих закон научает и показывает человеку его немощь, его греховное состояние. Как блудный сын, осознавший свою греховность, обращается кающийся к своему отцу и с плачем просит о прощении своих согрешений. Видя себя грешником, человек вступает на первую ступеньку «лествицы» добродетелей ведущую по трудному и скорбному пути в Царствие Небесное.
Заповеди Божии и как их первооснова синайские заповеди — это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение заповедей не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном их руководстве.
Заповеди Божьи — это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни, праведники, пророки: “Закон Твой — утешение мое… Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих … Великий мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения” (Пс.118,1; 77.1).
Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже уподобляться Богу. Однако нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.
Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов к катастрофе. Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый Денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом. Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда наши прародители Адам и Ева нарушили заповедь Божию, в результате чего зараза греха непослушания перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась преступлениями, страданиями и несчастьями. К катастрофам меньшего размера надо отнести Всемирный потоп в наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение сначала Израильского, а потом — Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70 году по Рождестве Христовом; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народа.
Сравнивая далее законы природы с Заповедями Божиими, надо сказать, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно, прекратят свое существование. Нравственные же законы вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны, потому что отображают собой сущность Вечного и Неизменяемого Творца.
Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: «Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью».[6]
Таким образом, синайские заповеди определяют моральное поведение человека, вместе с новозаветным учением о «Божественной любви»[7] (1-е Кор.13, 1 - 8) заповеди составляют единый нравственный закон. Синайские заповеди содержат в себе основы нравственности, они закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.
Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал пророк царь Давид: “Блажен человек, у которого воля в Законе Господа и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно” (Пс.1, 1 - 3).
Иеромонах Никодим,
миссионерский отдел МДА, Сергиев Посад.
[1] Свое название заповеди получили от места их получения - полуострова Синай, где они впервые были даны еврейскому народу через пророка-вождя Моисея на горе Хорив, тогда еврейский народ: "видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся…" (Исх. 20.18).
[2] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1996. С.120.
[3] Протоиерей Николай Попов. Священная история Ветхого завета. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1997. С. 69.
[4] Свят. Григорий Богослов. Творения т. 3, М.1889 г. С. 158
[5] См. толкования заповедей: Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета. Стокгольм, 1987. Т. I. С. 336-339.
[6] Епископ Александр (Милеант). Заповеди Божии. Моральные основы жизни.
[7] Владимира, протоиерея Глиндского. "Основы христианской православной веры". М., Паломник, 1994.