Карильон - музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов (числом не менее 23-х), настроенных по хроматическому ряду в диапазоне от двух до шести октав. [450x50]
Колокола карильона закреплены неподвижно, в них ударяют подвешенные внутри языки.
Колокольня Петропавловского собора [700x525]
Языки колоколов при помощи проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Обычно карильоны размещали и размещают на церковных или городских башнях. [450x50]
Искусство игры на карильоне считалось очень престижным и ответственным и традиционно передавалось от отца к сыну. В старину выборы городского звонаря-карильонера выливались в настоящий праздник. В наше время есть несколько школ, обучающих игре на карильоне.
El carilló del campanar 'Munttoren', Amsterdam [699x444]
Карильон скорее не церковный, а светский инструмент. На нем можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку XX века, даже фольклорные мотивы.
The Cast in Bronze traveling carillon at the Colorado Renaissance Festival in June 2008 [699x465]
Большое распространение карильон получил в Западной Европе и Северной Америке. С 1978 года существует Всемирная карильонная федерация World Carillon Federation
Représentation ancienne d'un Carillon [570x699]
Первые карильоны, которые датируют приблизительно V веком до н.э., были обнаружены археологами в Китае (В 1978 году при раскопках в провинции Хубей был найден набор из 65 колоколов диапазоном 5 октав, датируемый V веком до н.э.).
Kariljono [328x500]
Запись концерта карильонной музыки в центре Каунаса
В Европе (Северная Франция и Нидерланды) карильоны известны с XV века. В начале наборы колоколов появились на башенных часах (в конце XIV века), но затем приобрели и самостоятельное значение в качестве музыкального инструмента. [354x231]
В старых хрониках первое упоминание об исполнении "мелодий на колоколах" датируется 1478 годом.
Carillon Virginiassa Yhdysvalloissa [465x699]
Именно тогда в городе Дюнкерк был опробован набор колоколов, на котором Ян ван Бевере (Jan van Bevere) к удивлению и удовольствию присутствующей публики воспроизвел даже музыкальные аккорды. Яна ван Бевере называют также изобретателем клавиатуры для колокольной игры.
Carillon Oratoire St Joseph Montreal [590x517]
Иван Грозный - Стихира, переложение Олеси Ростовской - исполняет Олеся Ростовская на карильоне Петропавловского собора города Санкт-Петербурга
Из тех же хроник известно, что в 1481 году некий Дваас (Dwaas) играл на колоколах в Аальсте, а в 1487 - Элизеус (Eliseus) в Антверпене. Однако не известно, каким составом колоколов управляли музыканты, скорее всего, это были так называемые глокеншпиль (Glockenspiel - дословно: колокольная игра) с небольшим набором колоколов. В 1510 году упоминается инструмент с музыкальным валиком и девятью колоколами из Ауденаарде (Oudenaarde).
Carillon Keyboard [627x699]
А через 50 лет появился даже передвижной карильон. Дальнейшее развитие инструмента шло в сторону увеличения числа колоколов. Одни и те же колокола на башнях практично использовались для игры посредством клавиатуры (как карильон) и для механического звона (как куранты).
Uma das torres dos carrilhões de Mafra [478x600]
Карильйон дзвіниці Михайлівського Золотоверхого собору, Київ, 2008 [700x525]
Карильон очень дорогой инструмент, поэтому трудно было ожидать его широкого распространения. Однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для развития карильонного дела в XVI - первой половине XVII века. Карильоны были построены в городах Аденанде, Лёвене, Тертонде, Генте. Постепенно увеличивалось число колоколов в карильонах, совершенствовалась клавиатура, что существенно облегчило работу карильонера. [502x669]
Обзавелись карильонами Мехелен и Амстердам (и не одним!), затем Делфт. Во второй половине XVII века в Голландии особой известностью пользовались карильоны работы братьев Франца и Петера Хемони. В литературе есть сведения, что первый хорошо настроенный карильон с клавиатурой и слаженным звучанием 51 колокола был построен ими в 1652 году в Голландии.
Клавиатура и некоторые колокола старого, в настоящее время уже не действующего, карильона XVII века работы Хемони, который можно увидеть в башне Западной церкви Амстердама. [515x688] [515x696]
Но как только начались торговые войны между Голландией и Англией, а затем, во 2-ой половине XVII века, еще и война за испанское наследство, благополучие региона резко упало. В начале XVIII века наступил экономический спад, и как следствие этого - падение интереса к карильонам и литью колоколов.
Bestand:Klokkenspeltrommel [700x525]
Ренессанс для карильонов наступил в конце XIX века. Особую популярность имели тогда концерты, которые давал летними вечерами Жеф Денин (Jef Denyn) на знаменитом карильоне мехленского собора. Проявила интерес к карильонам и Америка, узнав о них... из прессы. 2-ая мировая война помешала дальнейшему расцвету карильонного дела. Но забыты карильоны не были
Bestand:TraktuurBeiaard [700x525]
Признанная столица карильонной музыки - бельгийский город Мехелен (Mechelen, или Малин, как его называют по-французски, от французского имени этого города в России и пошло выражение "малиновый звон"). В Мехелене проводится самый престижный международный конкурс, который носит имя бельгийской королевы - "Королева Фабиола", здесь проходят самые представительные фестивали и концерты колокольной музыки [502x622]
Live beiaard concert / Carillon Concert Live in Mechelen
В России первый карильон появился благодаря Петру I, который заказал в Голландии двое механических курантов и карильон в 35 колоколов. Но запеть голландский карильон смог только четверть века спустя. Это произошло в Петербурге на колокольне Петропавловского собора. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов. Его установили в 1776 году, но в 1856 году карильон расстроился, и в 1858-ом его частично демонтировали: были сняты клавиатура и часть колоколов. После революции карильон был практически уничтожен
Карильон Петропавловского собора [700x525]
К своему 300-летию Петербург получил карильон - на Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на которой установлены 23 карильонных колокола с автоматическим управлением от компьютера и 18 русских неавтоматических колоколов. Автор проекта арки-звонницы московский архитектор Игорь Гунст. Карильонные колокола для нее отлиты тоже фирмой "Петит и Фритцен" . [512x385]
Олеся Ростовская исполняет Встречный звон на передвижной Русской звоннице "София".
Автор идеи звонницы - Михаил Иванов Художник-дизайнер звонницы - Сергей Лошаков
Била (плоские колокола) изготовлены и настроены Александром Жихаревым
Колокола изготовлены и настроены на заводе ЗИЛ под руководством Бориса Нюнина
Запись в музее Пришвина - 2009 год
Последним достижением в карильоностроении является конструкция оригинального мобильного карильона музыканта из Нидерландов Будивижна Зварта, карильонера Амстердама [512x384]
Этот карильон был изготовлен в 2003 году и состоит из 50-ти колоколов весом от 8 до 300 кг, общий вес которых около трех тонн. Колокола компактно размещены на специальном прицепе. Прицеп небольшой и может перемещаться даже легковой автомашиной. [512x384] [512x384]
Одни из первых концертов на этом карильоне Б. Зварт дал во время музыкального фестиваля в Дрездене (Германия) с 19 мая по 15 июня 2003г. Концерты проходили на открытых площадках города. [699x528]
Карильон города Нейпервилль (США), находящегося неподалеку от Чикаго, - один из крупнейших в мире: его колокольная "аммуниция" насчитывается 72 колокола, т.е. охватывает шесть полных октав. Самый тяжелый колокол - "Big Joe" - весит около шести тонн. Суммарный вес колоколов - 32.5 тонны. Фотографии Александр Харьковский источник [699x528] [699x393] [699x528] [699x393] [699x528]
История инструмента начинается с 1997 года, когда группа жителей города решила установить в Нейпервилле карильон в честь приближавшегося начала нового тысячелетия. С этой целью был образован специальный фонд, названный Фондом карильона тысячелетия (Millennium Carillon Foundation), который занялся сбором пожертвований. Инструмент был готов в 2000 году, а башня для карильона была сооружена в сотрудничестве с городскими властями в 2007 году. В июле 2007 года весь комплекс (Naperville's Millennium Carillon in Mozer Tower) вступил в строй и был открыт для доступа публики [450x50] История История вещей Музыка Видео В цитатник