«Ювенальная юстиция – это проблема, которая вскоре встанет перед нашим обществом в полный рост. Скорее всего, нам придется, как это у нас часто бывает, изо всех сил бороться с тем, что мы просмотрели и что допустили из-за своего нерадения. Действительно, в западных странах благодаря действиям ювенальщиков имеют место самые абсурдные ситуации (одна из наиболее известных сложилась буквально на днях в Финляндии). В нашей стране, когда ювенальная юстиция начнет действовать в полной мере, можно ожидать просто чудовищных вещей. Тем более что занимаются этим люди, явно идеологически ангажированные, которые по своему умонастроению лично мне напоминают сектантов: это люди, питающие какую-то органическую необъяснимую ненависть к семье как институту и традиционным семейным ценностям», – заявил, отвечая на вопросы посетителей Информационно-аналитического портала Саратовской епархии «Православие и современность», епископ Саратовский и Вольский Лонгин, рассуждая об опасности ювенальных технологий.
Представители религиозных общин России призывает к дискуссии о мерах государственного или общественного контроля за жизнью ребенка в семье и рекомендациях по правоприменительной практике.
"Меры государственного или общественного контроля за жизнью ребенка в семье, а также соответствующие рекомендации по правоприменительной практике должны вырабатываться исключительно в процессе открытой дискуссии с участием законодательной, исполнительной и судебной власти, медицинских и правоохранительных учреждений, родительских комитетов, педагогической общественности", - говорится в заявлении президиума Межрелигиозного совета России по вопросам защиты прав семьи и ребенка, которое публикует сайт Московского патриархата.
Совет считает, что Россия нуждается в развитии законодательства о семье, в том числе защищающего интересы ребенка и родителей.
Религиозным деятелям "видятся опасными любые меры, которые позволили бы чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей".
"Мы считаем противоречащими свободе и самой природе личности акты, позволяющие отнимать ребенка на основании размытых критериев, трактуемых разными мировоззрениями по-разному", - отмечается в документе.
По мнению представителей МСР, вмешиваться в семейные отношения следует лишь в крайнем случае, когда жизни или здоровью человека угрожает опасность.
Представители религиозных общин отмечают, что подчас ювенальные суды и заинтересованные представители государственных служб вынуждают детей клеветать на родителей, воздействуя своим авторитетом на психику ребенка, и грубо вмешиваются в процесс воспитания.
МСР готов инициировать дискуссию по этим проблемам и участвовать в ней.
"Одним из элементов этой дискуссии может быть вопрос о соотношении правовых и духовно-нравственных принципов преодоления семейных конфликтов, а также соответствующей практики", - отмечается в заявлении.
По мнению религиозных деятелей, традиционные религии обладают комплексом мер, позволяющих предотвращать конфликты в семьях. "Мы готовы разделить свой опыт с семьями, проходящими через конфликтные ситуации, и государственными службами, ответственными за попечение о семье", - говорится в документе.
Представители религиозных общин призвали всех российских граждан не оставаться равнодушными к этой проблеме.
"Все мы должны принять участие в поиске верной системы защиты детей и семей, обеспечения достойного воспитания юного поколения", - считают религиозные деятели.
Заседание президиума Межрелигиозного совета России состоялось в четверг в патриаршей резиденции в Чистом переулке. "С одной стороны, наше общество сталкивается с проблемами насилия над детьми, с другой - с вопиющими случаями вторжения в личную жизнь со стороны чиновников", - заявил на открытии заседания патриарх Кирилл.
По его словам, в СМИ освещались случаи "изъятия детей из достаточно благополучных семей". Патриарх призвал подумать об обеспечении защиты несовершеннолетних и о привлечении внимания общественности к важности сохранения традиционных семейных ценностей.
Заседание президиума МСР также было посвящено обсуждению предстоящего Всемирного саммита религиозных лидеров, который состоялось в апреле в Баку.
В заседании приняли участие глава Федерации еврейских общин России Берл Лазар, глава Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Адольф Шаевич, заместитель председателя Буддийской традиционной сангхи России Андрей Дондукбаев, представитель в Москве главы Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама, верховный муфтий, председатель Центрального Духовного управления мусульман России шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин, заместитель председателя Совета муфтиев России Харис Саубянов.
Вопросы для обсуждения на Всемирном русском народном соборе по проблемам ювенальной юстиции
***
Всемирный русский народный собор не верит в эффективность ювенальной юстиции
Всемирный русский народный собор выразил обеспокоенность в связи с попытками сторонников ювенальной юстиции внедрить в России этот институт, "в том числе в закамуфлированном виде".
"Институт ювенальной юстиции - институт подмены семьи и ее социальных функций, основанный на недоверии к ней", - говорится в резолюции XIV ВРНС.
По мнению участников собора, ювенальная юстиция в России "на фоне продолжающегося разрушения семьи не позволит решить проблемы, связанные с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних, защитой прав детей, находящихся в конфликте с законом".
"В основе детской беспризорности, нарушений прав детей - идеология планомерного разрушения семьи", - отмечается в резолюции.
Кроме того, авторы документа считают, что ювенальная юстиция "противоречит практике всех традиционных религий и российским традициям семейного воспитания, основанным на уважении детей к родителям, на послушании, терпении, взаимном уважении, благочестии родителей, разумном распределении обязанностей между членами семьи".
"Эти ценности ювенальная юстиция предлагает заменить жалобами на родителей, неуважением к ним, контролем государственного или муниципального органа над семьей", - говорится в резолюции XIV Всемирного русского народного собора.
***
Родители должны иметь приоритетное право формировать мировоззрение ребенка
В Московском патриархате полагают, что именно семья должна играть главную роль в воспитании детей.
"Родители должны иметь приоритетное право формировать мировоззренческие ориентиры ребенка", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на секции Всемирного русского народного собора в Москве.
По его словам, это касается в том числе и вопросов о том, какие фильмы смотреть ребенку, как ему выстраивать отношения со сверстниками, посещать ли храм.
Отец Всеволод также заявил, что поставил бы пятерку с минусом православной общественности за организацию дискуссий в сфере ювенальной юстиции и семейного права. Он отметил, что православные сегодня "научились заставлять власть и элиту обращать внимание на свою позицию, у них сегодня достаточно сил останавливать решение так называемых элит, которые они пытаются продавливать".
Однако, по словам священника, эта дискуссия должна проводиться "не только на уровне выступлений против кого-то, но также на уровне конструктивных предложений".
Он считает, что необходим "реальный диалог, а не игра в одни ворота при отсутствии другой команды". Отец Всеволод призвал участников собора задуматься над тем, что Церковь может предложить "как альтернативу насилию в семье и разрушению семьи".
***
Допустимость физического воздействия на детей
"Где границы физического воздействия родителей на детей?" - задал вопрос глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на пресс-конференции в Москве.
По его словам, общественность в этом вопросе разделилась на два лагеря: одни убеждены, что физическое воздействие неприемлемо ни в каком возрасте, другие уверены, что 17-летнего подростка нужно бить, если он не ходит в школу.
На взгляд священника, "до двух-трех лет детей нужно физически ограничивать от поступков, которые могут причинить им вред", иначе ребенок просто погибнет.
В каком возрасте от физического воздействия возможно перейти к убеждению и где грань между наказанием и насилием, обсуждали участники секции по правам ребенка и семейным ценностям, которую в рамках собора возглавит отец Всеволод.
"Но при этом мы знаем, что есть угроза жизни детей со стороны детских домов, со стороны улицы, со стороны криминала, со стороны тех, кто пытается эксплуатировать детей в сексуальных или в коммерческих целях", - сказал отец Всеволод. В то же время, добавил он, есть угроза чрезмерного давления на семью, на мировоззренческую сферу, на ее образ жизни со стороны тех чиновников, которые пытаются, руководствуясь лишь идеологией и личными интересами, вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, "в ту тайну семейных отношений, которая существует в каждой семье".
Россияне в регионах протестуют против введения ювенальной юстиции
В Совет Федерации в 1-м квартале 2010 года поступило более 1000 писем, содержащих отклики об идее создания в России системы ювенальной юстиции, сообщили в пресс-службе Совфеда. Такие обращения поступили практически из всех регионов страны.
Указанные обращения содержали протестные заявления против введения судебной практики "западного образца". В поддержку идеи введения ювенальной юстиции в России не поступило ни одного письма.
Наибольшее количество обращений по указанной теме поступило из регионов Москвы и Московской области (280 и 96 обращений соответственно), Нижегородской области (99), Ярославской области (78), Ульяновской области (52), Липецкой области (50). Обращения продолжают поступать.
Авторы высказывали мнение о противоречии самой сути ювенальной юстиции морально-нравственным традициям и культуре российской семьи, православным устоям. По их мнению, ювенальная юстиция делает особенно уязвимыми нормальные, благополучные семьи, в которых детей стараются воспитывать в рамках традиционной морали, удерживая от соблазнов деструктивной массовой культуры.
Кроме того, респонденты отмечали тот факт, что сам государственный аппарат не готов к построению и полноценному функционированию системы ювенальной юстиции как с социальной точки зрения, так и финансовой.
Граждане предлагают провести тщательную аналитическую, исследовательскую, экспертную работу по изучению опыта западных стран с привлечением представителей всех социальных слоев населения, традиционных религий, национальностей, представителей профессиональных и общественных групп, так или иначе связанных с детскими проблемами.
Эта работа позволила бы, по мнению авторов обращений, разработать максимально адаптированную к российским реалиям программу мер по защите прав детей, основанную на духовно-нравственных, исторических, культурных ценностях российского многонационального и многоконфессионального общества.
В Финляндии отклонили жалобу Риммы Салонен на запрет ее сыну говорить по-русски, молиться и носить крестик
Финские социальные работники уведомили Римму Салонен во время последней встречи с ребенком, что она не имеет права молиться вместе с Антоном, креститься и разговаривать с ним о религии.
"Мальчик имеет право встретиться с мамой только два раза в месяц по два часа, это все происходит в одном из детских учреждений, за ними ведется наблюдение. Обычно они молились перед едой. Но теперь это запретили, а также у мальчика забрали крестик, подаренный мамой, и не разрешают подарить новый", - сообщил "Интерфаксу" представитель Р. Салонен Йохан Бекман. Кроме того, муниципальные органы города Кокемяки подтвердили решение о том, что мальчик не должен говорить по-русски. Между тем, по его словам, Антон сразу после рождения автоматически получил российское гражданство, а из данных народонаселения запись о его гражданстве была удалена.
В 2008 году, после развода с финном Пааво Салоненом, россиянка Р. Салонен вывезла тогда еще пятилетнего сына Антона в Нижегородскую область. 12 апреля 2009 года несколько человек, в том числе отец мальчика, похитили ребенка у Риммы. При содействии сотрудника генконсульства Финляндии в Петербурге ребенок в багажнике дипломатической машины был вывезен из России.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 14 мая 2009 года в телефонном разговоре с финским коллегой заявил протест, назвав вывоз ребенка из страны вопреки воле матери "грубым нарушением российского законодательства".
Позднее россиянку заманили в Финляндию под предлогом встречи с Антоном и задержали. 13 октября 2009 суд Тампере приговорил Р. Салонен к 1,5 годам условного заключения, штрафу в 25 тыс. евро за похищение сына и передал право на опекунство ребенка бывшему мужу. После вынесения приговора финский суд разрешил Р. Салонен видеться с сыном два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.
В Воронежско-Борисоглебской епархии был принят определяющий взгляд на введение ювенальной юстиции. Он изложен в Циркулярном письме, направленном отцам благочинным, настоятелям приходов,наместникам, настоятельницам монастырей Воронежско-Борисоглебской епархии. Предлагаем ознакомиться с ним и нашим читателям, от активной позиции которых также зависит будущее нашей страны.
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО
В последнее время все чаще в средствах массовой информации возникает острая полемика по поводу внедрения в отечественную систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав западными ювенальнымитехнологиями. Критически проанализировав суть предполагаемых реформ детского правосудия, их положительные и отрицательные стороны, а также возможные негативные последствия в отношении института семьи, российского общества и государства, создающие реальную угрозу национальной безопасности России; учитывая активизацию законодательных инициатив Государственной Думы РФ, направленных на разработку и принятие законопроектов «О ювенальнойюстиции» по западному образцу, а также практическую реализацию так называемых программ поддержки реформ правосудия Российской Федерации в различных регионах страны под контролем и с финансированиеммеждународных общественных организации, епархиальный совет Воронежско-Борисоглебской епархии счел необходимым выразить свою обеспокоенность происходящими деструктивными процессами и заявить следующее:
1) Реформа судебной системы не должна противоречить базовым ценностям российского общества.
2) В новых моделях реформируемой системы правосудия присутствуют элементы, противоречащие исторически сложившимся взглядам российского общества на институт семьи, разрушающие ее патриархальные основы и ведущие к ее распаду1.
3) Практика применения механизма ювенальных технологий в западных странах показывает опасность введения этого института в России, так как к числу негативных последствий, с которыми может столкнуться наше государство, относятся: многократный рост преступности несовершеннолетних; тотальное вмешательство государственных органов в дела семьи и разрушение естественного порядка жизни семьи, ее целостности и тайны, а также, как следствие, принижение социальной значимости материнства и отцовства; необоснованное увеличение социального сиротства; разрушение традиционной связи родителей с детьми; развитие антагонизма между поколениями; подмена семьи социальными институтами, что недопустимо.
4) Среди принципов построения функционирования системы ювенальной юстиции есть много спорных и противоречивых, с которыми может быть связано возникновение различных негативных последствий, например:
а) принцип «приоритета прав и свобод ребенка» закономерно приводит к нарушению конституционных прав граждан РФ в отношении собственных детей, а также устраняет преимущественное право родителей по воспитанию детей в родной семье;
б) еще более тяжкие последствия могут быть связаны с принципом предоставления ювенальному судье возможности внесудебного разбирательства, по собственному усмотрению вмешиваться в дела семьи, устанавливать контакт с ребенком и решать судьбу ребенка совершенно без участия его родителей и законных представителей, что также противоречит Конституции РФ;
в) наиболее важный пункт нашего беспокойства связан с тем, что один из западных ювенальных принципов предусматривает помощь детям в реализации их прав, свобод и их защиту от различных форм насилия, в том числе и семейного, что само по себе неплохо. Однако в силу неразработанности понятийного и терминологического аппарата, законодательно закрепленного, позволяющего провести грань между наказанием как педагогическим воспитательным приемом и действительно физическим насилием, а также беспрецедентной коррумпированности сотрудников госорганов и всей судебной системы это может привести к серьезным проблемам вмешательства государства в процессы семейного воспитания. Ибо одно из средств ювенальной юстиции - полный запрет, вплотьдо уголовной ответственности, на различного рода физические наказания: реализация права ребенка на самостоятельное обращение в соответствующие инстанции с жалобой на родителей по фактам грубого обращения с ним, оскорбления, а такжепсихического, эмоционального и иных форм насилия, что предполагает, как крайнюю меру, изъятие ребенка из семьи и передачу его в государственные воспитательные детские учреждения. С одной стороны, если родитель неадекватен, это необходимая мера, а с другой - об этом говорит и западный, и отечественный опыт - могут страдать добропорядочные родители, напротив, серьезно относящиесяк воспитанию собственного чада. Тем более что без наказания нет послушания, поэтому данная система сделает невозможным любое воспитание детей как в семье, так и в школе.Но здесь мы видим духовную проблему. Подобная система помимо нарушения конституционных прав родителей в отношении собственных детей будет способствовать развитию неуважительного, непочтительного отношения детей к родителям, возводя грех против пятой заповеди «о почитании родителей» в ранг юридической нормы;
г) еще один из спорных в аспекте реализации принципов связан с правом ребенка на заботу, предусматривающий обязанность родителей обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического, психического и социального развития, предусматривающий питание, одежду, жилье и так далее. За несоблюдение этих прав детей родители будут нести юридическую ответственность, вплоть до лишения родительских прав с последующей передачей ребенка на воспитание в государственные детские учреждения либо в другую семью. По этому основанию может сложиться ситуация, что многодетные семьи, малообеспеченные, не имеющие собственного жилья либо достаточной площади, будут признаны неблагополучными со всеми вытекающими указанными выше последствиями. Подобное развитие ситуации недопустимо, тем более что и без принятия закона «О ювенальной юстиции» в стране наблюдаются массовые злоупотребления со стороны наделенных специальными полномочиями структур по надуманным основаниям в отношении даже благополучных семей;
д) под идеей защиты конституционного права человека на охрану здоровья могут реализовываться различные программы здорового образа жизни и половогопросвещения (подобный опыт на территории РФ уже имеется), способствующие растлению нравственности подрастающего поколения, нанося ей непоправимый урон.
5) Реформирование ювенальной сферы с ориентиром на западные технологии неоправданно. Оно закономерно приведет к разрушению уникальной отечественной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, которые необходимо совершенствовать. В России еще с дореволюционных времен накоплен собственный огромный опыт работы с трудными подростками и неблагополучными семьями, которые необходимо совершенствовать, но с учетом культурных, семейных и религиозных традиций народа России.
6) Следует отметить, что некоторыми СМИ часто искусственно нагнетается проблема множественности опасных социальных ситуаций, в которых находятся дети. Вместе с тем не реализуются в должной мере механизмы уже существующих законов в области семьи, материнства, детства. Недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы часто усугубляет трудное положение семей, находящихся в социально опасной ситуации. Соответствующими учреждениями не реализуется информационно-воспитательная политика в отношении несовершеннолетних с целью создания условий для нормального духовно-нравственного развития личности.
На основании вышеизложенного епархиальный совет предлагает:
1) Осуществить сбор подписей против практики вмешательства в институт семьи социальных, правоохранительных и судебных органов на основе западных ювенальных технологий, внедренных в российскую законодательную систему.
2) Направить открытое письмо от имени духовенства и мирян Воронежской и Борисоглебской епархии Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, в Федеральное Собрание РФ, депутатам Государственной Думы и Совета Федерации, руководителям всех политических партий, представленных в парламенте, с заявлением о недопустимости реформирования ювенальной сферы с ориентиром на западные технологии.
3) Предложить общественным организациям, реализующим западные ювенальные проекты, направлять международное финансирование на реальные дела милосердия, связанные с помощью многодетным семьям, семьям и детям, находящимся в сложных социальных ситуациях и т. д.
4) Обратиться в Воронежскую областную Думу с предложениями по совершенствованию областного законодательства и областных программ, направленных на защиту семьи и семейных ценностей, с приоритетом воспитания ребенка и родной семье, в системе традиционных духовно-нравственных ценностей, а также создание реального практического о механизма их реализации.
5) Обратиться к областным СМИ с просьбой осветить в прессе, на радио и ТВ поднятые вопросы.
6) Обратить внимание департамента образования и науки Правительства Воронежской области на недопустимость внедрения в шкодах области методик работы с детьми и семьей, направленных на разрушение авторитета родителей и вмешательство в жизнь семьи, использование пособий и материалов, не отвечающих культурным, религиозным и иным традиционным духовно-нравственным основам российской семьи.
7) Отцам благочинным, настоятелям храмов благословляется донести до духовенства и прихожан храмов епархии нашу обеспокоенность введением западных ювенальных технологий в России.
Секретарь Воронежско-Борисоглебской епархии
архимандрит Андрей Тарасов
В нашей епархии написаны от имени духовенства и миряноткрытые письма в различные общественные институты. Все желающие могут оставить свои подписи под этими обращениями – это можно сделать в любом в приходе.