Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ГЕОРГ ФРИДРИХ ЦУНДЕЛЬ. ВТОРОЙ МУЖ КЛАРЫ ЦЕТКИН БЫЛ ХУДОЖНИКОМ!)
Георг Фридрих Цундель
Georg Friedrich Zundel
13 октября 1875, Иптинген близ Вирнштайна – 7 июня 1948 Штутгарт
[показать]
Немецкий живописец - портретист.
Георг Фридрих родился в маленьком городке неподалеку от Вюртемберга. В семье кроме него росли брат Вильгельм и три сестры-погодки. Отец был виноделом и ресторатором. Он имел в Вирнсхайме трактир "Zum Löwen", а также несколько пивоварен и виноградники на горе Эльфингер. Трактир существует до сих пор.
Особо теплые отношения у мальчика были с матерью, но когда Георгу исполнилось 6 лет – мать умерла.
Со второй женой отца он не нашел взаимопонимания, и в возрасте 14 лет покинул дом с небольшим кожаным мешком, который потом хранил всю свою жизнь. Все думали, что он через несколько дней вернется, но Георг уже никогда не переступил порог дома своих родителей.
Вскоре после этого умер и отец Георга.
Юноша приехал в городок Пфорцхайм и устроился учеником к одному из художников.
Через два года обучения он был уже подмастерьем, и в 1891 году покинул мастерскую, переехав во Франкфурт. Следующие пару лет он проработал в декоративно - живописной мастерской, где познакомился с жизнью простых рабочих.
Сам он жил на холодном чердаке, переболел дифтерией.
Но позже Цундель вспоминал, что даже в эти трудные годы, с первой зарплаты он купил свою первую в жизни книгу. Это был Шиллер, которого Георг любил всю жизнь. Особо ему нравилась поэма Шиллера "Художник". Может быть, она и дала толчок желанию юноши заниматься профессиональной живописью.
Как Георг не окончил Академию
В 1892 году Цундель решил серьезно изучать искусство, сначала он стал посещать художественную школу в Карлсруэ, а спустя два года, в 1894 году, поступил в художественное училище в Штутгарте, которое в 1901 году получило статус Академии.
Цундель учился в мастерской Роберта фон Хауга (Robert von Haug,1874-1922) и Якоба Грюневальда (Jakob Grünenwald, 1821-1896). Первый был назначен в 1894 году в 20-летнем возрасте в качестве преподавателя в Штутгарт и был известен своими батальными полотнами и образами солдат, второй - жанровыми сценами из сельской жизни, особенно играющими детьми. Но их жанровая принадлежность не оказала большого влияния на студентов. Они были «доками» в преподавании технических навыков.
Цундель пришел учиться в Штутгарт уже с багажом, полученным в Карлсруэ. Это доказывает и Автопортрет, выполненный еще в Школе, и первая портретная работа в училище - Голова старика (Studienkopf eines alten Mannes).
[показать]
Georg Friedrich Zundel Bildnis eines alten Mannes 1894 г.
Интересно, что Цундель с самого начала оказался в стороне от увлечения друзьями и сокурсниками Германом Плейером (Hermann Pleuer) и Отто Райнигером (Otto Reiniger ) швабским вариантом импрессионизма и увлечением пленэрной живописью. Возможно, это связано с учебой у Хауга, который воспринимал лишь работу в студии.
Тем не менее, годы учебы в Штутгарте имели для Георга большое значение не только в художественном развитии, но и в интеллектуальном. Лекции по истории искусства профессора Ламберта и истории литературы профессора Вайтбрехта дали юноше много новых знаний.
В училище Цундель подружился с Феликсом Холленбергом, который впоследствии стал художником – пейзажистом Швабии. Их дружба продлилась многие годы. Кроме уже названных Плейера и Райнигера, Цундель тесно общался с Графом Калькреутом (Graf Kalckreuth) и Германом Плоком (Hermann Plock).
Однако доучиться в Штутгарте Георг не успел. В годы учебы Георг познакомился с миром идей социализма. По просьбе их учителя Вейтбрехта студентов Академии посетил социалист Август Бебеля, чья личность на Георга произвела большое впечатление. Результат этого «впечатления» не заставил себя ждать.
В 1896 году он вместе с Холленбергом организовал в училище забастовку и был исключен из училища за участие в организации беспорядков.
Тревога и тоска одолевали художника в течение последующих нескольких лет, поскольку он потерял возможность любой работы. Это отображалось и в его рисунках, сделанным углем (например, картине «Крик» („Notschrei”)). Однажды он пришел «на этюды» в анатомическое отделение больницы (другими словами, морг) и увидел тело молодой женщины, покончившей с собой ночью. Вскоре после этого появилась выразительная работа «Мертвая юность» (Tote Jugend, 1898).
[показать]
Georg Friedrich Zundel Tote Jugend 1898 г.
"Неистовая Клара"
Причины той училищной забастовки, конечно же, ясны. Успев проучиться в училище всего два года, Цундель успел нахвататься «социалистических идей» и даже вошел в группу «Борьба против угнетения и эксплуатации».
На фоне этой «политической борьбы» 18-летний Георг знакомится с уже «прожженной» социал-демократкой и феминисткой Кларой Цеткин (1857-1933), вернувшейся с двумя сыновьями из Франции в Германию после смерти первого мужа – одесского иммигранта Осипа Цеткина (он умер от туберкулеза в 1889).
[показать]
Клара Цеткин
Клара работала в это время в Штутгарте, в качестве главного редактора женской политической газеты "Равенство". Партийных средств на газету отпускали немного, и приглашать именитых художников-оформителей было не по средствам. Приходилось обращаться за помощью к молодым художникам. Сочувствуя социал-демократам, Цундель согласился бесплатно помочь в оформлении газеты.
«Какой прелестный и талантливый юноша!» - отметила про себя главный редактор.
Деловые отношения вскоре перешли в личные, несмотря на то, что Клара была старше Георга на 18 лет. Впервые за почти 40 лет у нее случился «настоящий роман» - с трепетными свиданиями, трогательными подарками и сценами ревности. Последние, правда, устраивала сама Клара, чувствовавшая разницу в возрасте. После одной из таких ссор Георг предложил ей стать его женой.
[показать]
Ляля В. Клара Цеткин
Клара растерялась и обратилась за советом к своему партийному руководителю Августу Бебелю, который отрезал: «Это безумие! Ты станешь посмешищем!»
(Почему-то вспомнились слова песни: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе!»)
Зато сыновья Клары – Максим и Костя, одному из которых было 14, а другому – 12 лет, были не прочь обрести молодого отчима, к тому же талантливого художника. Позже сын Цунделя скажет, что «это был брак, основанный на симпатии сыновей Цеткин к моему отцу».
Они поженились в ноябре 1899 года и поселились в маленькой квартирке на Блюменштрассе, 34 (привет профессору Плейшнеру!).
[показать]
Georg Friedrich Zundel Baumstudien 1902 г.
Интересно, но факт второго замужества «пролетарской святыни» ее биографы нередко умалчивают.
Клара стала интересоваться нарядами, из заказчиц мужа у нее образовался кружок приятельниц, с которыми она беседовала за чашкой кофе о всяких пустяках.
Они с Георгом тесно сошлись с соседями – семьей предпринимателя Роберта Боша, позже организовавшего известную фирму «Bosch».
Молодая семья часто устраивала музыкальные вечера, куда приглашали Бошей вместе с их 12-летней дочерью. Клара играла на рояле, сын Максим – на скрипке (все-таки еврейские корни!). Клара увлеклась разведением роз, при этом она для партийных соратников оставалась «неистовой Кларой».
Пролетарский триптих
Идеологические убеждения Цунделя были отражены в его портретах рабочих, которые были написаны в эти годы. Художник делает акцент на сами фигуры людей путем удаления их из окружающей среды (практически нигде нет фона в виде пейзажа или интерьера). Получились портреты – символы, выполненные почти в натуральную величину, которые составляют своеобразную трилогию "Портреты трудящихся" (Porträts von Arbeiterpersönlichkeiten), в которую вошли работы – «Портрет слесаря» (Bildnis eines Schlossers, 1901), «Забастовщик» (Streik, 1903), и «Косарь» (Der Mäher, 1911).
[показать]
Georg Friedrich Zundel Bildnis eines Schlossers 1901 г.
Анализ картин, написанных с 1899 по 1904 годы и включающих кроме триптиха картины с изображениями стариков в больнице, позволяет искусствоведам говорить об отсутствии какой-либо тенденции к социально-экспрессивному пафосу.
[показать]
Georg Friedrich Zundel Alte Spinnerin (Старая пряха) 1896 г.
Эти портреты, например, резко контрастирует с образами рабочих Кете Кольвиц, написанными в этот же период. Тем не менее, творчество Кольвиц очень нравилось Цунделю.
Кроме того, еще обучаясь в училище, Цундель тщательно изучал работы Фридриха Келлера.
Келлер был известен как один из первых художников южной Германии, изображавшим еще в конце 70-х тяжелые работы рабочих и крестьян. С 1887 Келлер служил профессором в художественном училище Штутгарта, и Цунгель не мог не восхищаться его монументальной картиной «Steinbrecher».
[показать]
Georg Friedrich Zundel Streik 1903 г.
И хотя, по словам историка Франца Меринга, «зачастую политические убеждения стоят на пути прогресса художника», этот период творчества Цунделя считается очень плодотворным. Во-первых, он стал активным членом Штутгартской Ассоциации художников (Künstlerbundes).
Начиная с 1900 года, художник регулярно участвует в крупных ежегодных художественных выставках Württembergischen Kunstverein в Штутгарте. Во-вторых, было получено официальное признание на выставках в Париже, Брюсселе, Вене и других крупных городах.
[показать]
Georg Friedrich Zundel Der Mäher 1911 г.
Выставку в Берлине посетила Роза Люксембург. 6 января 1902 года в письме Льву Йогихесу она
писала, что «вместе с Мерингом специально посетили выставку, чтобы посмотреть две картины Цунделя».
На презентации выставки в Мюнхене в 1904 году художнику последовало приглашение посетить местную Академию художеств, но он не смог им воспользоваться по личным причинам (говорили, Клара была против и устроила скандал!).
Покровитель Казанова.
Участвуя в деле «соц. революции», художник, тем не менее, имел богатых покровителей.
Одним из них был меценат – барон Факсенфельд из рода Гогенлоэ, известный более под именем граф Казанова. Правда поговаривали, что настоящее имя этого итальянского аристократа – Сильвио делла Валле ди Казанова (Sylvio della Valle di Casanova).
Его дворец находился в Италии, на вилле Сан Ремиджио, на берегу озера Маджоре.
Казанова долгое время жил в Штутгарте, коллекционировал предметы искусства, собрал отличную коллекцию живописи конца 19 - начала 20 века.
Непонятно как, но граф стал близким другом Цунделя, сохранилась фамильная реликвия - серебряный портсигар, который граф подарил художнику с гравировкой «Немой свидетель нашей вечной дружбы. Июль 1900 г.» (Muto testimonio diun’amicizia senza parole Luglio 1900 (итал.)).
[показать]
Georg Friedrich Zundel 1948 г.
Жена графа тоже была художницей. Казанова построил ей в парке своего замка на берегу озера небольшую студию. В этой студии часто работал и Цундель, которого граф приглашал к себе в гости. Казанова «поставлял» художнику богатых клиентов – своих английских гостей, портреты которых он и писал, получая за работы приличные суммы в фунтах.
На эти деньги Цундель мог бы купить дом и построить мастерскую в Силленбухе, что он позже и сделал.
Кроме того, Казанова подбрасывал художнику другие заказы в Италии, особенно в Сиене.
Несмотря на такие прекрасные условия, Цундель все-таки вернулся в Штутгарт. Вскоре художник закончил одну из своих самых известных работ – картину «Земля» (Die Erde, 1904), на которой изображен земледелец, стоящий в поле.
[показать]
Georg Friedrich Zundel Die Erde 1904 г.
Ганс Вестмейер, сын социалиста Фрица Вестмейера, вспоминал, что когда он был ребенком, Цундель приезжал в гости к его отцу в сельскую местность Филдер рядом со Штутгартом. Однажды в поле художник и сделал эскиз с фигурой отца, который потом и стал основой для картины.
Муза
В 1904 году (по другим источникам – в октябре 1903 года) семья приобрела просторный дом в Силленбухе - пригороде Штутгарта на улице Кирххаймер (der Kirchheimer Straße).
Гонораров от картин, сделанных в Италии, хватило Цунделю, на приобретение своего первого автомобиля.
Сын художника позже вспоминал, что отец был «восторженным автомобилистом». Он был знаком со многими тогдашними профессиональными гонщиками, например с Манфредом фон Браухичем и первым победителем ралли в Зальцбурге, чемпионом Европы Рудольфом Караччиола.
[показать]
Georg Friedrich Zundel
Благосостояние росло (вот тебе и соц. догма о социалистическом равноправии!). Но сам художник не очень радовался переменам. Время романтических отношений прошло, детей у них быть не могло, Георг постоянно чувствовал себя неуютно рядом со стареющей (как это не звучит кощунственно!) женщиной, для которой на первом месте были партия и политика.
С другой стороны, если обратиться к цифрам, то мы увидим, что ей было уже под 60, ему – лишь около 40.
[показать]
Клара Цеткин
Художнику, даже в силу возраста, необходима была Муза. И он ее нашел в лице Паулы, подросшей дочери семейства Бошей, с которыми Клара и Георг продолжали дружить, и которые часто навещали их в Силленбухе.
В 1907 году Роберт Бош попросил Цунделя написать портреты своих дочерей Маргариты и Паулы, что тот с радостью и сделал.
[показать]
[показать]
Georg Friedrich Zundel Bildnis Margarete Bosch 1907 г.
Georg Friedrich Zundel Bildnis Paula Bosch 1907 г.
Все чаще супруги выясняли отношения за закрытыми дверями. Их диалоги были практически одинаковыми.
«Клара, умоляю, дай мне развод!»
«Ты хочешь совершить ошибку. Я этого не допущу»
«Но я люблю другую женщину»
«Люби, но развода я тебе не дам».
Время шло, дети Клары выросли. Оба парня изучали медицину и впоследствии стали врачами.
Семейное гнездышко Георга и Клары постепенно превращалось в замечательную явочную квартиру для многих лидеров международных социалистических организаций. К друзьям дома принадлежали, в частности, Меринг, Август Бебель , Карл Либкнехт, Карл и Луиза Каутские, русская революционерка, будущий «посол Советского Союза» Александра Коллонтай. В 1907 году там побывал и наш Владимир Ильич.
Там же Клара Цеткин познакомилась со своей будущей многолетней соратницей Розой Люксембург. Та приезжала из Берлина и подолгу жила в их доме.
И, о!, привратности судьбы!, Розой увлекся младший сын Клары – Константин. В 1907 г. ему исполнилось 22 года, а Розе было 36.
Посещая вместе с матерью заседания штутгартского съезда Второго Интернационала, Костя был восхищен пламенными речами Розы. Она стала его наставником в познании марксизма, близким другом, а вскоре и любовницей. Мать не препятствовала этому роману, поскольку все это испытала раньше на себе.
[показать]
Клара Цеткин и Роза Люксембург
До этого Роза в личной жизни была неудачлива, ее бросил возлюбленный Лео Йогихес, российский революционер, известный более под псевдонимом Тышка.
К тому же, обладая рядом природных физических дефектов, Люксембург вынуждена была всю жизнь уделять большое внимание грамотному камуфляжу, в частности, непомерно большую голову она прикрывала огромными шляпами.
На чем строился этот роман с сыном Клары Цеткин, мне непонятно, хотя не стоит забывать фразу «чувствам не прикажешь»… Роман Константина Цеткина с Розой Люксембург продолжался несколько лет, и молодой мужчина не без труда освободился от чар и привязанности пламенной революционерки.
За любовными перипетиями мы забыли о герое этого рассказа.
После 1910 года в творчестве Цунделя происходит пауза, связанная с активизацией его политической деятельности. Его друг Фриц Вестмейер организовывает в 1909 году в Штутгарте профсоюзную Ассоциацию Вальдхайма, и Цундель становится ее активным членом, проводя дискуссии о роли культурной жизни в социалистическом движении и выполняя всевозможные поручения «товарищей».
Война, как повод для развода
Клара позволила Георгу уйти от нее только в 1914 году, поскольку в преддверии первой мировой войны появился повод – идейные разногласия. Георг, как и многие социалисты, проникся идеей патриотической защиты родины. А Клара поддерживала Карла Либкнехта, единственного депутата Рейхстага, голосовавшегося против войны, против бойни, развязанной самой же Германией. (Почему-то вспомнил скороговорку о кораллах!)
В 1916 году Георг идет добровольцем в санитарный корпус скорой помощи.
За эту деятельность, в частности за помощь в эвакуации тифозной больницы, он получил награду.
В 1918 году, во время революции, именно этот медицинский корпус спас короля Вюртемберга в Штутгарте, доставив его в Бебенхаузен.
Второй брак
В это время «душевных метаний» отношения между Георгом и Кларой окончательно испортились. Поскольку еще больше десяти лет Цеткин не давала мужу развода. Он состоялся только в 1927 году.
Дальнейшая судьба Клары Цеткин хорошо известна.
Она стала членом депутатов Рейхстага. Сын Максим купил для нее дом в пригороде Берлина, где теперь находится ее музей.
В 1921 Клара с миссией Нансена уехала в Россию изучать опыт нашей революции. Ей так понравилось в Москве, что она осталась в России, поселившись в подмосковном Архангельском.
Там она и умерла 20 июня 1933 года в возрасте 76 лет. Похоронена на Красной площади в Кремлевской стене.
Георг же сразу после развода женился на Пауле Бош, которая ждала его все эти годы, и которой было уже далеко за 30. Хотя уже с 1921 года они уже жили в гражданском браке.
Папаша Бош, видя, что чувства его дочери серьезны, построил для "молодоженов" усадьбу «Бергхоф» („Berghof“) в Тюбингене, где Цундель кроме художественного творчества увлекся крестьянским трудом. Он построил по собственному проекту в усадьбе ферму и с удовольствием занимался хозяйством.
От брака с Паулой Бош родился единственный сын Георг Зундель, ставший физиком.
Позднее творчество
В своих поздних работах Цундель обратился к идеалистическим мотивам, но теперь в них все более важную роль играли христианские сюжеты.
Еще годы после первой мировой войны в творчестве Цунделя произошла трансформация, он вернулся к выразительным реалистическим картинам, к мифическим и религиозным сюжетам.
Художник делает предварительные эскизы на темы "Завтра", "Эдип в Колоне" и "Горе тебе, Иерусалиме". Последняя идея, в связи с началом войны, была в 1914 году заброшена, и только в 1923 году воплотится в одноименной небольшой пастели.
[показать]
Georg Friedrich Zundel Wehe Dir Jerusalem! (эскиз) 1923 г.
Кульминацией творчества всей его жизни стал триптих «Завтра» (Morgen, 1928)
[показать]
Georg Friedrich Zundel Morgen (эскиз) 1928 г.
Цундель пытался поднять в своих картинах тему Христа, темы страдания, выносливости и преодоления. В конце 1920-х он пишет "Спартака" и "Прометея"(1930).
[показать]
Georg Friedrich Zundel Prometheus 1930 г.
В эти же годы написаны «Распятие» (Kreuzigung, 1929) и «Пьета» (Pieta).
[показать]
Georg Friedrich Zundel Kreuzigung 1929 г.
[показать]
Georg Friedrich Zundel Pieta (деталь эскиза) 1930 г.
Кроме того, известно, что Цундель писал стихи. Две толстые тетради с его стихами были сожжены незадолго до его смерти. В Силленбухе у него даже было прозвище "Поэт". Он написал драму "Уволен!", которая была опубликована к столетию со дня его рождения в 1975 году.
Так завершился круговорот любви художника к литературе, начатый с покупки книги Шиллера в юности.
К сожалению, ничего не известно о жизни и творчестве художника в 1930-40 годы.
Двадцать лет – это ведь не неделя.
Что делал Цундель, когда к власти пришли нацисты? Как пережил вторую мировую? Что писал и как работал в эти сложные годы? Одни вопросы!
Даже сайт художника не дает на них ответа.
Известно только, что умер Георг Фридрих Цундель в 1948 году и похоронен на кладбище города Тюбингена.
Послесловие
В 1971 году Паула Цундель и ее сестра Маргарет Фишер-Бош передали усадьбу Бергхоф для музея Георга Цунделя. Теперь в Kunsthalle Tübingen находится постоянная экспозиция многих работ Цунделя. Стоит отметить, что Пауле Цундель, также как и ее матери Анне Бош, за благотворительную деятельность для города, было присвоено звание почетных граждан города Тюбингена.
Сын Цунделя – Георг младший, создал сайт, посвященный творчеству отца, и написал о нем подробно в своей автобиографии «Es muss viel geschehen!».
В материале использованы мои переводы статьи в Википедии, воспоминания Георга Цунделя и статья искусствоведа Гетца Адриани с
сайта , посвященного творчеству Цунделя и цитаты из
статьи Феликса Гимельфарба в электронной «Еврейской газете».