Я в нее влюбляюсь.
Готовясь к зачету, слушаю диктофонные записи лекций одного потрясающего преподавателя, и с трудом могу оторваться.
Подумалось, что история Античности для меня является хороших противовесом к истории Японии.
Япония - страна парадоксов и крайностей (именно поэтому возможны такие абсолюты, как, например, поэзия Басё или бусидо), и история у нее такая, что за голову хватаешься, потому что одновременно идут противоположные процессы! Например, после реставрации Мэйдзи (1868 г.) одной из реформ государственного аппарата было возвращение к схеме государственного совета, относящейся к VII в.! И так всегда... Я думаю, только ленивый не цитировал Н.И.Конрада, говоря об эпохе Хэйан: «Нет ничего более парадоксального в Японии, чем картина культуры этой эпохи: с одной стороны, блестящее развитие цивилизации, высокий уровень просвещения и образованности, роскошь и утонченность быта и обихода; необычайное развитие общественных взаимоотношений, сложный и многообразный политический аппарат, процветание искусства и ни с чем не сравнимый блеск литературы, а с другой — упадок технический и экономический, огрубление нравов, иногда граничащее с одичанием, невежество и воистину бедственное положение народных масс. В эпоху „Хэйан“ рядом стоят: варварство и утонченность, роскошь и убожество, высокая образованность и невежество… изящный экипаж и непроходимые дороги, блистательный дворец и утлая хижина… Век самых разительных контрастов, самых несовместимых противоположностей, равных которым не знала японская история» Н. Конрад. [Предисловие]. — Исэ-моногатари. Пг., 1923, с. 12.
В отличие от подобной истории контрастов и парадоксов, история Античности (Греция, Классика) для меня - история цельности и здоровья, мощной и щедрой красоты.
Как же хорошо...
Sat nam.