[860x605]Антимакиавелли.
Как написать Прощание с Борисом Стругацким, чтобы было не слишком пафосно, по-настоящему лично и хоть кому-то интересно. Может быть, лучше всего сделать это в форме небольшого сборника политических наставлений, которые постепенно открываешь для себя, читая книги братьев — самых великих писателей России последнего полувека.
Почему только политических? - Потому что все наставления, почерпнутые из их книг, перечислить вообще невозможно.
Получился своего рода «Анти-Макиавелли». Итак:
Даже самое, казалось бы, пропащее, разучившееся думать общество небезнадежно. Есть нравственные границы, опустившись до которых, оно ужаснется и медленно-медленно начнет заново учиться чувствовать, а постепенно — даже думать.
Даже в самом темном и диком обществе есть люди, которые «хотят странного». Это главный шанс на спасение. Таких людей надо беречь и не позволять их уничтожить.
Неправда, что подсознательно человек — разрушитель. Наоборот, разрушителем он может стать сознательно. Но душа его даже в таком состоянии продолжает строить великий храм человеческой культуры.
Никого нельзя сделать счастливым насильно. Самое большее, - надо помочь ближним освободиться от зомбирования и создать условия, чтобы люди сделали свободный выбор.
Нет абстрактного добра. Добро бывает только индивидуальным, иначе оно легко превращается в зло.
Любую идею надо выстрадать; осознать и прочувствовать, что по-другому ты жить не можешь. Только тогда ты можешь заняться политикой, - в качестве лидера или простого сочувствующего.
Если ты занялся политикой, будь готов, что твоя совесть будет нечиста в любом случае. Это твой крест, который надо нести. Так же, как врач всегда будет мучиться из-за тех, чьи жизни он не смог спасти.
Политик не должен презирать серую массу, даже если она действительно пока еще серая. Надо ее жалеть и сочувствовать ей. Иначе ты профнепригоден.
Политик может ненавидеть идеологию, политический строй, должен бороться с противником, но нельзя ненавидеть противника как человека. Иначе ты профнепригоден.
Жалеть и сочувствовать очень трудно. Точнее, легко жалеть обиженных и слабых, а вот преуспевающих и сильных — трудно. Но надо, потому что переживания и внутренний мир каждого человека одинаково ценны.
Нормальный уровень жизни — это только начало пути. Это только предпосылка для жизни. Настоящая жизнь начинается с нравственности, культуры, образования.
Поэтому наибольшего почета достойны те, кто воспитывает и учит детей. Да и взрослых тоже.
Политику нет смысла покупать талантливого журналиста, писателя, художника, потому что в итоге он купит халтурщика, а талант будет загублен. По той же причине журналисту нет смысла продаваться. Человек работает талантливо, только когда выражает собственные убеждения. Талантливо выражать чужие убеждения (а покупают ради этого) никто не может.
Будь готов, что будущее создается тобой, но не для тебя. В том смысле, что это будущее, когда оно наступит, покажется тебе некомфортным, и, возможно, ты не найдешь в нем места для себя самого.
Это происходит потому, что мы отравлены воспоминаниями о прошлом; нам всюду мерещатся страхи из прошлого. Наша душа так заполнена прошлым, что в ней мало места для будущего. Будущее принадлежит другим поколениям, и это большая, но справедливая трагедия.
Каким бы благородным делом ты ни занимался, перед тобой снова и снова будет вставать нравственный выбор. Этот выбор не становится легче от того, что общество прогрессирует. Наоборот, прогресс всегда бывает болезненным.
Бойся фанатиков, даже если это фанатики хорошего дела. Они гораздо опаснее, чем, например, агенты спецслужб в тоталитарном государстве. Потому что такой агент — обычный человек, ничто человеческое ему не чуждо. А Фанатик перестает чувствовать чужую боль.
Даже если кажется, что на политическую ситуацию невозможно повлиять, продолжай наблюдать, изучать законы, по которым работает система, старайся понять суть происходящего. Тогда со временем появится шанс.
Последнее и самое трудное: в момент главного морального выбора ты всегда остаешься один. Тебе могут давать хорошие советы, тебя могут всячески поддерживать, но выбор делаешь ты в одиночку. И если выбор плохой, то и страдать потом будешь в одиночку. Осмысливать книги Стругацких нам теперь тоже придется каждому по отдельности, переспросить некого: они ушли