В юности, гуляя по Фонтанке, мы всё пытались посчитать - сколько же мостов пересекают речку? Конечно, сбивались со счёта, потому что болтали о том о сём, разглядывали дома, кормили чаек, в общем, не до того было. В наше время легко это сделать даже не выходя на набережную - в интернете есть всё! Я видела все мосты, даже Галерный, который находится внутри завода "Адмиралтейские верфи", потому что мы - студенты-корабелы - проходили на этом заводе практику и даже очищали первый атомный ледокол "Ленин" после ходовых испытаний: нас подвешивали на люльках и мы скоблили, скоблили... Конечно не фотографировали - режимное предприятие. Почему Галерный, а очень просто, раньше адмиралтейская верфь была там, где сейчас Адмиралтейство, а эта верфь называлась Галерной, ну. и мост тоже получил это имя. Завод позже переименовали, а мост так и остался Галерным. Вообще-то этот мост самый последний, но, так как я шла от площади Репина, то Галерный стал первым в рассказе. Фотографию я взяла из интернета - на территорию завода мы не заходили, но я-то этот мост знаю, вот и позволила себе.
[600x300]
Мост перекинут через Фонтанку в её устьи, при впадении Фонтанки в большую Неву. Мост однопролётный металлический, с простой решёткой, Длина моста 29.8 м, ширина - 46м., он соединяет две части верфи. Построен в конце XVIII века.
Первым видимым для прохожих мостом является Старо-Калинкин. Мы не заморачивались и называли его просто Калинки мост. Проходили мы по нему несколько раз в день, т.к. дорога к общежитию начиналась от Калинкина моста. Когда я только приехала в Ленинград, мне пришлось весь этот путь проделать пешком - время было далеко заполночь и транспорт уже не ходил. Так что улица Лоцманская и Калинкин мост были моими первыми метрами в городе. Первоначально мост был деревянным и ширина его составляла всего 15 метров, но при строительстве каменного его расширили до 30 м. Мост перестраивался много раз, в конце 19 века по нему пустили трамвай. При перестройках были утрачены многие детали - парапет, позолоченные шары на башенках и каменные скамьи. При последней реконструкции в 1965 году все эти детали были восстановлены.
[600x450]
Я уже писала в первой части, что все мосты были именно такой конструкции, но сохранили первоначальный вид только два - Калинкин и Ломоносовский. Здесь на Фонтанке всегда много чаек - рядом Финский залив. По набережной идём до следующего моста. Когда-то мы сбегали к воде, так почти у каждого особняка есть спуски к пристаням.
[600x450]
Дома в основном доходные, но архитектура - замечательная.
[600x450]
В Питере есть сайт CITYWALLS - Архитектура Петербурга, где можно прочесть про каждый дом - когда и кем построен, в каком архитектурном стиле, для кого, замечательный сайт, заменивший мне старый путеводитель, который я затаскала до того, что он стал буквально рассыпаться.
[600x450]
Вот уже виден следующий мост - Английский. Это был первый пешеходный мост через Фонтанку. Построен мост был в 1910 году. В 1963 году мост был перестроен. Длина моста - 60.8 м, ширина - 5.5м.
[600x450]
Мост имеет довольно простую конструкцию - простая металлическая решётка, деревянный настил, обычные фонари.
[600x450]
Дальше идёт мост, имеющий историю, известную всему миру по легендарному происшествию: Египетский мост обвалился, когда по нему проходил полк солдат. Тут же было объявлено, что виной тому резонанс - якобы солдаты шли в ногу, чеканя шаг. Но это всего лишь очередная питерская байка, так как полк был кавалерийским, а лошади, как известно, в ногу не ходят. Вот что писала газета того времени: "20 января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. Позже в полиции выяснилось, что пострадал один кавалерист, женщина и девочка. Погибших к счастью не оказалось". 9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через Фонтанку по проекту инженеров Треттера и Христиановича.
[600x450]
Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. некоторые орнаменты были позолочены. Благодаря такому оформлению мост и получил своё название - Египетский мост.
[300x225]
[300x225]
Так что, Английский мост строился для того, чтобы разгрузить хоть немного Египетский. В отличие от сфинксов на Васильевском острове, привезённых из Египта, эти - наши, отечественные.
За Египетским мостом идёт мост Красноармейский. Этот мост был построен в советское время - 1965 год. Простой конструкции, но красивый, лишённый декоративных излишеств, пешеходно-технический мост. Как и Английский, он несёт двойную функцию - по нему ходят пешеходы и проложена теплотрасса.
[600x301]
Начинаются мои любимые места - Измайловский проспект, Измайловский собор, Измайловский мост. Канун праздников и город уже почти украшен.
[600x450]
Над крышами голубеют купола Измайловского собора. Не так давно собор горел и видно было даже от нас - страшное зрелище... Восстановили его довольно быстро и теперь стоит этот красавец, видно издалека!
[600x450]
Назван мост был по имени лейб-гвардейского Измайловского полка, слобода которого располагалась на берегу Фонтанки. Деревянный мост здесь был построен 40-х годах 18 века, когда строили каменный, то проект его был подобен Старо-Калинкину мосту - с башенками, разводной частью, цепями и парапетами. В 1861 году мост был перестроен - исчезли башенки, разводная деревянная часть была заменена кирпичным сводом с гранитными арками. На мосту вместо гранитного парапета была установлена кованная решётка.
[600x317]
Следующий мост носит имя Обуховский. Этот мост один из первых мостов, построенных в Петербурге - 1717 год. Позже мост перестроили и какое-то время он назывался Саарским - расположен был на дороге к Саарской мызе - Царскому селу. Мост расположен на Московском проспекте, у Обуховской площади. Площадь и мост названы по фамилии Обухова, в 1717 году построившим деревянный мост. Позже, когда мост стал каменным, его стали называть Саарским, так как он стоял на пути к Саарской мызе, т.е. к Царскому селу. Это был один из семи одинаковых мостов, но был тоже пересторен и потерял свои башенки и парапеты. Он был расширен - вместо 16.5 метров стал почти 31-метровым.
Дальше идут мосты Горсткин и Семёновский. Горсткин мост - пешеходный, а Семёновский, названный по имени расквартированного поблизости Семёновского полка - один из семи.
Наконец подходим к ещё одному мосту, рядом с которым находится наш славный театр БДТ им Г. Товстоногова. О театрах расскажу, позже поэтому просто картинка с мостом.
[600x450]
Лештуков мост назван в честь лейб-медика императрицы Елизаветы Петровны И. Лестока. который имел в этом месте земельные участки. В 1934 году мост горел, но быстро был восстановлен. После реставрации в 1995-1998 гг мост стал не только пешеходным, но и транспортным.
Ну, и наконец, один из двух мостов, который остался в своём изначальном облике - с башенками, парапетами, совсем как Старо-Калинкин. Это - мост Ломоносова.
[600x450]
Таких мостов должно было быть семь, построенных по проекту инженера Ж.Р. Перроне. Построен мост был в 1785 - 1788 гг и неоднократно реставрировался. Так мост выглядит сейчас.
[600x450]
На этом мосту, находящимся вблизи площади им. Ломоносова, в народе называемой "ватрушкой", откуда идёт знаменитая ул. зодчего Росси, наша прогулка закончилась.
[показать]
[показать]