Одной из популярных масок комедии дель-арте был комичный дзанни (слуга) «PULCINELLA» ПУЛЬЧИНЕЛЛА (уменьшительное народное от Джованни - Иванушка, Ванька) - итальянский аналог русского Петрушки, английского мистера Панча и французского Полишинеля.
Maurice Masques Sand
Он из обедневших крестьян, гонимых нуждой в город на заработки и устраивавшихся в услужение к буржуазным господам. Первый тип - хитреца, ловкача, обтесавшегося в городе и превратившегося в проворного, сметливого лакея, обделывавшего любовные делишки господ.
Второй - тип простака, неотесанного увальня, вечно голодного и грязного оборванца, еще не приспособившегося к городской жизни. (О, наш старый знакомый Фигаро)
Подобно античным рабам, Дзанни вели интригу комедии дель-арте, они запутывали ее. Первый своим умом, а второй - своей глупостью.
Дж.Бонитто "Маскарад с Пульчинеллой"
Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).
Поскольку интрига подстраивалась против господ, то симпатии зрителей были на стороне Дзанни. Они говорили на "мужицком" наречии, носили крестьянский костюм: широкую рубаху из холста с открытой шеей и низким поясом, длинные широкие штаны, и остроконечную шляпу-колпак.
Giovanni Domenico Tiepolo "The Swing Of Pulcinella"
Дж.Д.Тьеполо "Пульчинелла и акробаты" (1797)
Дж.Д.Тьеполо "Влюблённый Пульчинелла" (1797)
Дж.Д.Тьеполо "Уход Пульчинеллы" (1797)
Рablo Рicasso "Projet pour le costume de Pulcinella"
М.Санд "Пульчинелла" 1860
Ю.Беломлинская "Пульчинелла"
Pogrebnoj - Alexandroff
Максим Семеляк
Chiancone Alberto "Pulcinella con chitarra"
Источник Википедия