[264x342]
Просто информация к новому году. С наступающим!
Дед Моро́з (Де́дко Моро́зко) — персонаж русских легенд, в восточнославянской мифологии — олицетворение зимних морозов; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя.
Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.
18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.
История Деда Мороза:
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника (выступая под именами Студенец, Трескунец), или дарителя при правильном поведении сказочного героя (Морозко). Морозы в представлении славянина-земледельца связывались с будущим урожаем. О наличии будущего урожая можно было судить по наличию рождественских или крещенских морозов. В Святки и Чистый четверг у русских было принято совершать обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. Интересно при этом, что в те же периоды точно так же призывали в дом души умерших предков, а блины и кутья — типичная поминальная еда у русских. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Мороз просят не приходить летом и не портить урожай.
Образ Деда Мороза, как рождественского персонажа, появился в России сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX веков. Возник этот образ в городской среде под влиянием западноевропейских обычаев (Санта-Клаус и т. д.).
Во второй половине XIX века в России отмечаются попытки создать свой образ «рождественского деда», который бы дарил подарки русским детям наподобие их западных сверстников. Уже во времена Александра II отмечаются «старый Рупрехт» (явно германского происхождения, 1861), «святой Николай» или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается образ Деда Мороза. После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям, но затем был возвращен в обиход и «советизирован». Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики.
Дед Мороз и РПЦ:
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции.
В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет указано, что он принял крещение.
Великий Устюг — родина Деда Мороза:
По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза».
25 декабря 1999 года в городе Великий Устюг состоялось торжественное открытие Дома Деда Мороза. В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.
За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. По заявлению губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.
Поместье белорусского Деда Мороза:
25 декабря 2003 года на территории Национального парка «Беловежская пуща» приветствовал своих первых гостей белорусский Дед Мороз со своей Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год сердечно встречает гостей в своих владениях. На 15 га Поместья белорусского Деда Мороза расположены развлекательные аттракционы для детей и взрослых. Красота природы и виртуозность белорусских мастеров сделали этот уголок природы по-настоящему сказочным.
Как выглядит настоящий Дед Мороз:
Внешность – высокий представительный старик с белоснежной бородой до пят. В руках держит посох, которым, собственно и морозит.
Характер: Раньше нрав у Деда был довольно суров и крут. Он не только одаривал тех, кто ему угодил, но и карал строптивцев – ударом посоха замораживал до смерти. С возрастом Дед Мороз стал помягче, а сейчас вообще воспринимается большинством наших соотечественников как добрый волшебник с полным мешком подарочного добра.
Возраст: Деду Морозу очень много лет. Его прообразом был так называемый Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение, при этом его просили не «бить овес» (или другие актуальные сельскохозяйственный культуры).
Прописка: Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, еже ли помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.
Основное занятие: В старину, когда Дед Мороз был помоложе и поэнергичнее, он не только раздавал подарки детям и взрослым, но и пошаливал: портил посевы и жилища тех, кто его разгневал (или не угостил как надо). Сейчас он значительно подобрел и обычно ограничивается хождением по гостям под Новый Год и распределением даров. Правда, иногда требует, чтобы получатель предварительно спел ему песенку или рассказал стишок.
Транспортное средство: Передвигается, как правило, пешком (в крайнем случае – на лыжах). Большие расстояния преодолевает по воздуху - в санях, запряженных тройкой белых лошадей.