РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВНГАРДИСТ ЛЕОНИД ТЕРЕНТЬЕВИЧ ЧУПЯТОВ (1890-1941), УЧЕНИК К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА
Леонид Терентьевич Чупятов (1890-1941). Автопортрет. 1925 г. Холст, масло. 72 х 60,5 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Леонид Терентьевич Чупятов (1890-1941) - советский художник-авангардист, живописец, график, художник книги, театральный художник, теоретик искусства и педагог. Учился в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (1909-1910), в частных мастерских (1909-1918), в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских у К.С. Петрова-Водкина (1918-1919). В 1921-1925 работал в научно-исследовательском отделе ВХУТЕМАСа. Участник выставок с 1916 г. Член объединений и экспонент выставок «Мир искусства» (1916-1918), «Жар-цвет» (1924), «Община художников» (1925-1929) и «Объединение современных художников Украины» (1928). В 1933-1941 гг. - художник театра и консультант Государственного Большого драматического театра в Ленинграде. Художник Чупятов и его жена умерли от голода в блокадном Ленинграде в первую же военную зиму 1941 года. Умирая, он рисовал и продолжал писать картины.
Здание «Императорского Общества поощрения художеств», Санкт-Петербург, ул. Большая Морская.
Построено в 1877-1893 гг. Архитекторы М.Е. Месмахер, И.С. Китнер.
Леонид Терентьевич Чупятов родился 17 июля 1890 года в Санкт-Петербурге в семье купца второй гильдии. Детство провел в Новгороде, начальное образование получил в новгородском городском училище, окончив полный курс. В 1908 году переехал в Петербург, где в течение года работал чертежником на Франко-Русском судостроительном заводе. В 1909-1910 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, параллельно посещал студию Я.Ф. Ционглинского (1908-1912). После смерти Ционглинского Чупятов продолжил работать в группе его учеников, был избран «заведующим группы». В 1916-1918 гг. также занимался в частных студиях Михаила Бернштейна и Елизаветы Званцевой.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). К Солнцу. 1918 г. Холст, темпера. 27 x 30,5 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). К Солнцу. 1918 г. Холст, масло. 38 х 42 см.
Коллекция В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Голова с пейзажем. 1919 г. Холст, масло.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Лесной пейзаж с рекой. 1920 г. Холст, масло. 34,5 х 41,5 см.
Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Натюрморт с фруктами. 1920-е гг.
Холст, масло. 59 x 45 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Натюрморт со стружками. 1922 г. Холст, масло.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Табуретки. Натюрморт. Начало 1920-х гг.
Холст, масло. 131 х 100 см. Картина экспонировалась на персональной выставке
художника в Галерее «Наши художники», Москва, 2013 г.
Вот чудеса Чупятова с летающими табуретками. На первой картине табуретки уже готовые взлететь. И как только на них держатся яблоки? А вот тарелка выглядит вполне устойчиво, смешной белый шар, так и собрался выйти из рамок, но ещё держится, на чём, интересно... На второй картине табуретки уже перевернуты, они летают. Им можно дать еще одно название – парящие в воздухе. Чупятов со скромной табуреткой вытворял невообразимое, в чём сам и сознался. У него было кое-что поважней - свой мир, а память в нём, как одна из его составляющих и что здесь табуретка? Но вот и она жила своей жизнью и ведь кто-то на ней сидел!
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Табуретки. 1922 г. Холст, масло. 137 х 105,7 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Две табуретки и стол. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 97.250 фунтов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Две табуретки и стол. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 97.250 фунтов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Портрет с архитектурным пейзажем. 1922 г.
Холст, масло. Галерея «Наши художники», Москва.
.Т. Чупятов (1890-1941). Портрет с архитектурным пейзажем. Фрагмент. 1922 г. Холст, масло.
Галерея «Наши художники», Москва.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Композиция с красной фигурой. 1923 г. Холст, масло.
К.С. Петров-Водкин (в центре) среди учеников школы Е.Н. Званцевой. Петербург, 1913 г.
Однако только знакомство с К.С. Петровым-Водкиным и его методом помогло молодому художнику определить свой путь в искусстве. Л. Чупятов встретился с Петровым-Водкиным в 1916 году, когда мастер работал над новыми идеями о взаимоотношении цвета, света, формы и пространства для достижения иной художественной выразительности, когда рождалась теория «сферической перспективы». Петров-Водкин оценил серьезность и вдумчивость ученика, его интерес к теоретическим проблемам искусства. Позднее, во время учебы под руководством мастера в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (ГСХУМ) Академии Художеств (1918-1919, 1920-1921), формируется индивидуальная манера Чупятова, складывается его собственное видение искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Ангелы. 1922 г. Холст, масло. 50,5 х 70,5 см. Аукционный дом MacDougall's,
Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 800.000 - 1.600.000 фунтов. «В этой картине киноварь звучит подобно трубе»
(В.В. Кандинский)
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Богоматерь Помощница роженицам. 1924 г. Доска, масло. 74,4 х 67 см.
Собрание Олега Логинова.
.Т. Чупятов (1890-1941). Портрет жены Ксении (К.П. Чупятовой). 1920-е гг. Холст, масло.
Частное собрание Владимира Левшенкова.
Ксения Павловна Чупятова, урожденная Шольп (1894–1941), ученица К.С. Петрова-Водкина во ВХУТЕМАСе
(1921-1922), живописец, педагог. Погибла вместе с мужем и сыном в блокаду от голода.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Портрет в пейзаже (Portrait in a Landscape). 1922 г.
Холст, масло. 70,1 х 53,6 см. Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2009 г.
Лот продан за GBP 161.438 фунтов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Девочка на кубе. 1920-е гг.
Холст на картоне, масло. 104 х 62 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 2014 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Натюрморт. Яблоки и лимон. 1923 г. Холст, масло. 69,5 х 92 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Натюрморт. 1923 г. Холст, масло. Gallery.ru, sinitza.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Черный натюрморт с шаром и бумагой. 1922 г. Холст, масло. 76,5 x 100 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Розовый фламинго, или Мечта. 1923 г. Холст, масло.
За последние несколько лет интерес к творчеству Леонида Чупятова не просто возрос, его имя стало синонимом лучших работ ярких десятилетий после Гражданской войны в Советской России. Прежде всего, Чупятов был одним из лучших учеников К.С. Петрова-Водкина. От него Чупятов перенял необычайное видение композиционных и пространственных аспектов искусства, смелость палитры и, самое главное, безупречный вкус. Менее чувственный, но более рациональный и конструктивный в своём техническом подходе, чем его великий учитель, Чупятов создал целую серию живописных полотен, напоминающих «камеру-обскуру», где гипертрофированы его виды внутренних двориков, лестничных пролётов, заброшенных промышленных пейзажей и даже натюрморты. Они напоминают шокирующие, бросающиеся в глаза работы братьев Стенберг и метафизические монохромные фантазии Александра Родченко.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Скорый поезд (Поезд в движении). 1924 г. Холст, масло. 66 х 94 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 92.458 фунтов.
«Неподвижность» работ Чупятова контрастирует с ощущением движения, пронизывающим сцену действия и времени. Это особенно заметно на картине «Скорый поезд». От иллюзии скорости у зрителя буквально захватывает дух, а рассредоточенность векторов композиции передает мощь воздушных потоков. В этом блестящем решении сложнейшей задачи абсолютного равновесия массивный поезд, который на бешеной скорости едва не срывается с насыпи, кажется почти невесомым, словно его удерживает на плаву плотный шлейф собственного дыма. Эта работа была выполнена Леонидом Чупятовым в 1924 году, когда он состоял в художественном объединении «Жар-цвет». Это был, пожалуй, лучший период его жизни, время откровений и неожиданных, смелых открытий, время зрелой самооценки своего творческого пути.
К.С. Петров-Водкин (в центре) с учениками Государственных свободных художественных мастерских.
Петроград, начало 1920-х гг.
После завершения учёбы по рекомендации Петрова-Водкина Чупятова оставили в Академии Художеств при исследовательских мастерских (1922-1926). В 1926 г. Чупятов защитил свои исследования перед государственной квалификационной комиссией, представил тридцать живописных произведений и реферат «Путь подлинного реализма в живописи», подтверждавший их специфику. Вопросы, выдвинутые Чупятовым, являлись центральными для творчества многих живописцев — о плоскости картины, о законах движения в натуре и в изображении, о свойствах глаза и его культуре, о способах наблюдения предметов, о сюжете.. Работы были показаны на персональной отчётной выставке в залах Академии. В 1918-1919 гг. был ассистентом в мастерской В.Е. Татлина. Жил в Новгороде (1919-1920). Для астрономических наблюдений посетил Пулковскую обсерваторию (1921, в составе группы художников во главе с Петровым-Водкиным).
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Комната. Середина 1920-х гг. Холст, масло.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 7 лет Институту государственного планирования
(Гипро П.Р.О.В.у). Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Эскиз плаката. 1920-е гг.
Бумага, гуашь. 25,5 х 19 см. Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2010 г.
Эстимейт GBP 4.000 - 6.000 фунтов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к балету «Красный вихрь (Большевики)» В.М. Дешевова. Постановка балетмейстера Ф.В. Лопухова. Петроградский театр оперы и балета. Премьера 29 октября 1924 г. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 50,2 х 67,1 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
29 октября 1924 года Ленинградский театр оперы и балета (бывший Мариинский) показал премьеру спектакля «Красный вихрь». Однако в рецензиях появилось определение более понятное: «революционный балет». Действительно, это был первый балет на тему революции и вторая попытка балетмейстера Федора Лопухова создать большой бессюжетный программный балет. «Красный вихрь» прошел всего три раза. Хореография балета нигде не зафиксирована. Партитура осталась в рукописи. Сценограф «Красного вихря» Леонид Чупятов, в молодости связанный с «Миром искусства», затем ученик и последователь Петрова-Водкина, искал принципиальные перемены в сценографии. Действие «Красного вихря» разворачивалось на пустой сцене, в небольшом убранстве, которым служили огромные живописные задники.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к балету «Красный вихрь (Большевики)» В.М. Дешевова.
1924 г. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. 46,8 х 51,4 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к балету «Красный вихрь (Большевики)» В.М. Дешевова.
1924 г. Бумага, акварель. 47,8 х 51,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 44,5 х 51 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 43,2 х 47,3 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, акварель, тушь. 44,1 х 49,8 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз костюма к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, графитный карандаш, акварель. 41,2 х 33,1 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз костюма к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь. 42 х 32,3 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз костюма к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, графитный карандаш, акварель. 42,1 х 32,2 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз костюмов к балету «Красный вихрь (Большевики)»
В.М. Дешевова. 1924 г. Бумага, акварель, карандаш. 36,6 х 38,8 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Леонид Чупятов - член и экспонент общества «Мастерская им. Я.Ф. Ционглинского» (1917), «Свободная мастерская» (1917), «Мир искусства» (1917-1918), «Жар-цвет» (1924), «Община художников» (1925-1927, 1929), ОСМУ (1928); «Общество живописцев» (1929-1930).
В живописи совместил «сферическую перспективу» К.С. Петрова-Водкина и конструктивную линию В.Е. Татлина. Работал над проблемой цвета «белое на белом» и «чёрное на чёрном». Обращался к евангельским темам. Автор теоретических исследований «Проблемы движения», «Сферическое смотрение», «Световые и звуковые явления в живописи» (оптика, физика и химия). Разрабатывал проект театральной площадки нового типа, «основанной на эффектах вращения объёмных форм, установленных под большими углами на наклонных плоскостях».
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Красильщик. 1925 г. Холст, масло. 152 х 93 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Рабочий. 1928 г. Холст, масло. 188 х 106 см.
Собрание Стеллы и Вадима Аминовых.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Лестница. Около 1925 г. Холст, масло. 109 х 109 см. Аукцион Sotheby’s,
Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 253.250 фунтов.
Философская тема свободы, поднятая Чупятовым в его трудночитаемой диссертации «Путь подлинного реализма в живописи», трудно читается и в этой картине «Лестница» (Ок.1925). Свобода, вот у Петрова-Водкина не было свободы, как ни странно, а Чупятов искал её. Хорошая тема замкнутого искажённого пространства, но с окнами и с выходом, пусть затейливым, непрямым, по лестницам, но - выходом!
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Лестница. Фрагмент. Около 1925 г. Холст, масло. 109 х 109 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 253.250 фунтов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Черно-белый натюрморт с фруктами. 1926 г. Холст, масло. 51,6 х 72,7 см.
Собрание Владимира Пешича, Белград-Рига.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Портрет девушки. 1926 г. Бумага, акварель. 22 х 15 см.
Аукционный дом MacDougall's Russian Art Auctions, Лондон, 1-2 декабря 2010 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Охота. 1927 г. Холст, масло. 101 х 145 см. Собрание Валентина Шустера.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Богоматерь Умиление. После 1927 г. Холст, масло. 94,7 х 90,5 см.
Собрание Евгения Малова.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Самосожжение народоволки.
1928 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Самосожжение народоволки. Фрагмент.
1928 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Леонид Чупятов - автор нескольких агит-плакатов «Организуем ударный сев» (1930). «Взять большевистские темпы в подготовке к севу» (1931), «Кормовой вопрос Ленобласти» (1931) и др. Чупятов - художник-постановщик мультфильма Михаила Цехановского «Сказка о глупом мышонке» на стихи С. Маршака (1940, Ленфильм). Музыку к мультфильму написал Дмитрий Шостакович, превратив его по сути в мини-оперу.
Чупятов создал иллюстрации для таких книг, как: Клод Фаррер «Тома-Ягнёнок» (Л., 1924), Н.С. Тихонов «Вамбери» (Л., 1926), С. Богданович. Степан Халтурин. Изд. ОГИЗ-Молодая гвардия (1931). Сборник статей и материалов к постановке оперы «Пиковая дама» народным артистом республики В.Э. Мейерхольдом в Государственном академическом Малом оперном театре» (Л., 1935), М. Горький «Песня о буревестнике. Песня о Соколе. Старуха Изергиль. Товарищ» (Л., 1938).
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Организуем ударный сев. Плакат. 1930 г.
Бумага, хромолитография. 102 х 71 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Взять большевистские темпы в подготовке к севу. Плакат. 1931 г.
Бумага, хромолитография. 70,5 х 102,5. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Кормовой вопрос Ленобласти должен быть разрешен. Плакат. 1931 г.
Бумага, хромолитография. 50 х 70 см. Государственный Исторический Музей, Москва.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1. Иллюстрация к рассказу М. Горького «Старуха Изергиль». 1930-е гг. Бумага, литография. 20,7 х 14,5 см. 2. Иллюстрация к рассказу М. Горького «Товарищ». 1930-е гг. Бумага, литография.
14,2 х 20,4 см. Оба - Государственный музей К.А. Федина, Саратов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1-2. Иллюстрации к произведению М. Горького «Песнь о Соколе». 1930-е гг.
Бумага, литография 20,5 х 14,3 см.; 21 х 15 см. Оба - Государственный музей К.А. Федина, Саратов.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Термы Каракаллы в Риме. 1920-1930-е гг. Бумага, карандаш, акварель. 26,3 х 43 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Деревня. Конец 1920-х - начало1930-х гг. Холст, масло.
Мультфильм «Сказка о глупом мышонке». Режиссер Михаил Цехановский на стихи Самуила Маршака.
Художник Леонид Чупятов. Музыка Дм. Шостаковича. 1940 г. Афиша.
Мультфильм «Сказка о глупом мышонке». Режиссер Михаил Цехановский на стихи Самуила Маршака.
Художник Леонид Чупятов. Музыка Дм. Шостаковича. 1940 г. Кадр из мультфильма.
Режиссеры Н.А. Басилов, Вс.Э. Мейерхольд и художник Л.Т. Чупятов на репетиции оперы «Пиковая дама».
Ленинград, Государственный Академический Малый оперный театр. 1935 г.
К счастью, в середине 1920-х годов, Чупятов был востребован, как театральный художник. Многие «несогласные» уходили от прямого творчества, в соседние области искусств. Поэты писали «в стол» и занимались переводами, а Чупятов, к которому насторожённо относились из-за его религиозных композиций, мечтавший воплотить их на стене, во фресках, в мозаике... ушёл в театр. Чупятов начал работать театральным художником в ленинградских театрах, сотрудничал со многими известными режиссерами и постановщиками – Вс.Э. Мейерхольдом, Н.А. Басиловым и др. Выполнил эскизы декораций и костюмов к балету «Красный вихрь» В.М. Дешевова на сцене ГАТОБА (1924); «Ливень» («Сэди») Сомерсета Моэма (1926. Театр им. И.Я. Франко, Киев); «Бронепоезд 14-69» Вс.В. Иванова (1927. МMXAT; не использованы); к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» (1934. Постановка В.Э. Мейерхольда. Малый театр оперы и балета, Ленинград); «Доходное место» А.Н. Островского (1933); «Интервенция» Л.И. Славина (1934), «Аристократы» Н.Ф. Погодина (1935. БДТ им. А.М.Горького). Консультант, а затем сотрудник Большого Драматического Театра (1933-1934, 193-1941).
С. Богданович. Степан Халтурин. Рисунки Л. Чупятова. Издательство ОГИЗ-Молодая гвардия.
1931 г. 23 с., ил. Обложка.
Степан Николаевич Халтурин (1856–1882) - русский рабочий, революционер-террорист, осуществивший террористический акт в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, устроившись туда работать плотником и подложив бомбу под кровать Александру II. Александр II не пострадал, вместо него погибли 11 солдат из охраны и 56 человек было ранено. После очередного покушения в Одессе Степан Халтурин был арестован и повешен 22 марта 1882 года на заборе Одесской тюрьмы.
С. Богданович. Степан Халтурин. Рисунки Л. Чупятова. Издательство ОГИЗ-Молодая гвардия. 1931 г.
Портрет С.Н. Халтурина.
С. Богданович. Степан Халтурин. Рисунки Л. Чупятова. Издательство ОГИЗ-Молодая гвардия. 1931 г.
Степан Халтурин - плотник.
С. Богданович. Степан Халтурин. Рисунки Л. Чупятова. Издательство ОГИЗ-Молодая гвардия. 1931 г.
С. Халтурин подкладывает бомбу под кровать Александру II.
Афиша к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. Режиссер В.В. Вице. Художник Л.Т. Чупятов.
Премьера 12 февраля 1933 года. Большой Драматический театр им. М. Горького, Ленинград
(сегодня театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург)
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского.
Большой Драматический театр им. М. Горького, Ленинград. 1933 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г.
Музей Большого Драматического театра им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г.
Бумага, акварель, белила, карандаш. 39,9 х 57,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г.
Бумага, акварель, белила, карандаш. 41 х 57,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз пяти мужских костюмов к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского.
1933 г. Бумага, акварель, карандаш.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1. Эскиз двух мужских костюмов к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г. Бумага, карандаш, акварель. 22,7 х 15 см. 2. Эскиз костюма Вышневского к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г. Бумага, карандаш, акварель. 25,5 х 18,4 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1. Эскиз костюма Жадова к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г. Бумага, карандаш, акварель. 28,5 х 16,5 см. 2. Эскиз костюма Белогубова к спектаклю «Доходное место» А.Н. Островского. 1933 г. Бумага, карандаш, акварель. 27 х 16,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Режиссер Вс.Э. Мейерхольд, дирижер С.А. Самосуд, либреттист В. Стенич и художник Л.Т. Чупятов.
На спектакле «Пиковая дама». Постановщик Вс.Э. Мейерхольд. 1935 г.
В 1930 году Леонид Чупятов подписал обращение «К товарищам художникам» с призывом создать «единую художественную организацию с чётко сформулированной программой и определённым художественным лицом для активного участия в культурном строительстве Союза».
Чупятов преподавал рисунок в Художественной школе Балтфлота в Новгороде (1919-1920); на живописном факультете 1-го курса Академии Художеств как стажёр (1926), рисунок по собственной программе в Киевском художественном институте (1926-1928), на театрально-декорационном отделении во ВХУТЕИНе (1929-1931, доцент) и на театрально-декоративном отделении живописного факультета в ЛИЖСА (1932-1933).
Пригласительный билет на премьеру оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Постановка – Вс.Э. Мейерхольд. Дирижер - С.А. Самосуд. Художник - Л.Т. Чупятов. 1935 г. Премьера состоялась 25 января 1935 г. на сцене Государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТ), Ленинград (сегодня это Михайловский театр)
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1. Эскиз маскарадного костюма к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1934 г. 2. Эскиз костюма Мажордома к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1934 г. Государственный академический Малый оперный театр, Ленинград.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз оформления оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».
Государственный академический Малый оперный театр, Ленинград. 1935 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1935 Эскиз декорации. Балкон Нарумова. 1-я картина, эпизоды 4 и 5 к опере
П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1935 г. Бумага (гознак), карандаш, гуашь. 21 х 26,7 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации ко 2-й картине оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1934 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). 1935 Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1935 г.
Бумага, карандаш, акварель. 43 х 63,8 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». 12 эпизод. 1935 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1935 г.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Макет 4 картины оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1940 г.
Бумага, гуашь, картон, фольга, ручная работа.76,5 х 50 х 39,5 см. Государственный мемориальный
музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, г. Клин, Московской обл.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Комната Лизы. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама».
1935 г. Бумага, тушь, перо 24,5 х 34,5 см.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз домашнего костюма к опере
П.И. Чайковского «Пиковая дама». 1934 г.
Л.Т. Чупятов - советский художник-сценограф, деятель русского авангарда.
Фотография 1930-е гг.
Искусствовед Александр Боровский писал, что путь Чупятова - путь одиночки, и его индивидуальный выбор особенно ценен на фоне усугубления коллективного сознания. В условиях общего сдвига в сторону соцреализма, а также пропаганды атеизма восхищает не только продолжение его формальных поисков в 1930-е годы (работы «Сон», «Луна над деревней», 1936), но и приверженность к религиозной тематике.
Следуя и отступая от иконографии, по-модернистски трактуя канонические образы, он создал пронзительные и волнующие лики Богоматери, ангелов, святых и Спасителя, с Верой и даром большого художника, истово чувствуя и переживая эпоху. Апофеозом цикла стал «Покров Богоматери над осажденным городом» (1941).
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Белый натюрморт. 1936 г. Холст, масло. 58 х 75 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Яйца в «Белом натюрморте» увидены художником сверху, глазами, параллельными плоскости стола.
То есть в реальности так люди видеть не могут, им неудобно.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Кондукторша. 1920-1930-е гг. Холст, масло.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Луна над деревней. 1936 г.
Холст, масло. 163 х 102 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Сон. 1936 г. Холст, масло. 102,5 х 125 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Пейзаж с красным деревом (Бег). 1938 г. Холст, масло. 136 х 132 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации. Бумага, графитный карандаш, чернила, коллаж.
33,7 х 44,5 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации. Бумага, графитный карандаш, чернила, коллаж.
40,5 х 56,7 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации. Бумага, акварель, карандаш, коллаж. 39,5 х 48,5 см.
Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз декорации. Бумага, тушь, перо, кисть. 24,5 х 34,5 см.
Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Пожарные. Бумага, гуашь. 23,5 х 25 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Эскиз мужского костюма в стиле ориенталь.
Бумага, акварель, тушь и пигмент с металлическим блеском. 42,7 х 30,5 см.
Частное собрание.
После начала Великой Отечественной войны Чупятов с женой и сыном остались в осажденном Ленинграде. Среди его предсмертных писем 1941 года - письмо мультипликатору Михаилу Цехановскому: «Сейчас вы знаете, как живет наша родина и все мы. Я умру здесь, и моя семья, так мы решили (...). Я погибаю как художник, гибнут все мои честно, бескорыстно написанные вещи (м.б., никому не нужные, что поделать, очевидно, такие случаи редкие, но бывают), написанные в течение 30 лет....».
Художник В.В. Пакулин рисует в блокадном Ленинграде на Невском проспекте. 1942 г
Академик Д.С. Лихачев, ценивший художника, беспокоился о картинах, писал, что они не должна пропасть, чтобы их сегодня могли увидеть все:
«…Художник Чупятов и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста он писал на фанере и на картоне. Он был «левый» художник, из старинной аристократической семьи, его знали Аничковы. Аничковы передали нам два его наброска, написанные перед смертью: красноликий апокалипсический ангел, полный спокойного гнева на мерзость злых, и Спаситель – в его облике что-то от ленинградских большелобых дистрофиков. Лучшая его картина осталась у Аничковых: темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба – покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах – изображение древнерусского храма (может быть, храма Покрова-на-Нерли – первого Покровского храма). Надо, чтобы эта картина не пропала. Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было… Разверзлись небеса, и умирающие увидели Бога» (Д.С. Лихачев «Воспоминания», СПб., 2001)
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Покров Богородицы над осажденным городом. 1941 г.
Холст, масло. 84 х 76,5 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Покров Богородицы над осажденным городом. Фрагмент. 1941 г.
Холст, масло. 84 х 76,5 см. Частное собрание.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Богоматерь с Младенцем. 1941 г. http://arteology.ru/artists/choolyatov.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Гневный Ангел. До 1941 г. Фанера, масло. 48 х 48 см.
http://arteology.ru/artists/choolyatov.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Серафим Саровский. До 1941 г. Репродукция из каталога выставки.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Серафим Саровский. До 1941 г. Фанера, масло. 31 х 35,5 см.
http://arteology.ru/artists/choolyatov.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Искушение, или Сорок дней в пустыне (неоконченная картина).
1941 г. Фанера, масло. http://arteology.ru/artists/choolyatov.
Л.Т. Чупятов (1890-1941). Реконструкция сцены из трагедии «Владимир Маяковский» В.В. Маяковского.
Премьера 1913 г. Первый футуристический театр. 1941 г. Бумага, черная акварель, белила. 22 х 27,8 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Леонид Терентьевич Чупятов и его семья умерли от голода в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде.
Точный день смерти неизвестен.
Чуть менее сорока картин - это то, что осталось после смерти семьи Чупятовых и после того, как в дом на углу Фонтанки и нынешней улицы Ломоносова попала бомба. Произведения Чупятова находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее.
Только в 2013 году в постсоветской Россмм состоялась первая персональная выставка Леонида Терентьевича Чупятова
1. Ракурс Чупятова. Афиша выставки в галерее «Наши художники», Москва, 2013 г. 2. Ракурс Чупятова.
Каталог выставки. СПб, Издательство «Петроний», 2013 г. 152 с., 63 ил.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 568-569, 585.